ДАВИД

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Давид
Царь Израиля и Иудеи (начало X в. до н.э.), завоевавший Иерусалим и изгнавший филистимлян. Бог обещал ему вечное потомство. Его сын Соломон построил Иерусалимский храм. Традиция приписывает ему авторство Псалтири.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ДАВИД
кон. II тыс. до н.э. – ок. 950 до н.э.) – израильско-иудейский царь, создатель централизованного государства со столицей в Иерусалиме. Ветхозаветное повествование придает ему черты эпического героя, а последующая иудео-христианская традиция связала с ним и его родом мессианские чаяния.  

Источник: Религиоведческий словарь

ДАВИД
кон. 11 в. до н. э. — ок. 950 до н. э.) - царь Изр.-Иуд. гос-ва. Прославляется церковью как кроткий праведник, хотя из библ. описания его жизни видно, что это был вероломный и жестокий деспот. Д. создал централизован. державу со столицей в Иерусалиме. С целью возвысить значение Иерусалима он перенес туда ковчег завета и учредил богослужение при нем. Религ. традиция приписывает Д. авторство псалмов. С развитием в иудаизме веры в приход мессии Д. стал почитаться и как предок мессии. В христианстве Христу приписывается происхождение от Д.

Источник: Атеистический словарь

ДАВИД
по Библии - второй израильский царь (XI в. до н. э.), создатель единого др.-евр. гос-ва со столицей в Иерусалиме. Библия изображает Д. вероломным и кровожадным деспотом, развратником, к-рый погубил военачальника Уриго, чтобы овладеть его женой Вирсавией, однако не осуждает, а, наоборот, прославляет его как «праведника» за страх божий, послушание священникам и пророкам. Ему приписывается авторство псалмов. С развитием веры в пришествие мессии в иудаизме появились пророчества о том, что мессия будет потомком Д. В соответствии с этим христианство возводит к Д. родословие мифич. Иисуса Христа. М. И. Шаэснович

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Давид
евр.)  – младший сын пастуха Иессея, ставший царем израильско-иудейского государства. Он появился при дворе царя Саула и снискал расположение царя, победив в поединке великана Голиафа во время войны с филистимлянами. Д. поразил великана в лоб камнем из пращи так, что тот упал на землю, а затем отрубил ему голову. Увидев гибель своего героя, войско филистимлян обратилось в бегство. Д. женился на дочери Саула Мелхоле, но царь позавидовал его славе, и Д. был вынужден бежать от Саула. После гибели Саула и его сыновей в битве с филистимлянами Д. стал царем в Хевроне (Иудее), а впоследствии и во всем государстве.

Источник: Мифологический словарь

Давид
виднейший теоретик ревизионизма и реформизма, главным образом, его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале 900-х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с.-д., возбудив к себе большие симпатии наших эсеров (по этому поводу имеется статья Ленина в IV томе: "Les beaux esprits se rencontrent". В последующие годы Давид является одним из столпов ревизионистского журнала "Социалистические Ежемесячники", усердно проповедует политические блоки с буржуазией, критикует классовый пролетарский характер с.-д. партии, считая, что последняя должна быть народной. В годы войны Давид превращается, конечно, в социал-империалиста, являясь одним из самых ярых апостолов войны до победного конца. В 1915 г. он выпускает большую работу под названием "Социал-демократия во всемирной войне" (по поводу нее см. ст. Ленина в "Правде" # 169 за 1924 г.), в которой он теоретически обосновывает оборонческую позицию немецкой с.-д. После революции Давид занимает ряд крупных административных постов. /Т. 3/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ДАВИД
греческий философ, представитель Александрийской школы неоплатонизма. Судя по имени и отдельным пассажам сочинений—христианин (см., напр., CAG XVIII 2, 129, 8—9). Сохранились ученические записи лекций Давида: стандартные пролегомены к философии (см. Ари— стотеля комментаторы) общего характера (24 занятия), где философия рассмотрена в 4-х аспектах: «существует ли?», «чем является?», «какова она?», «ради чего существует?» (ср. Arist. Anal. post. Il 1 89b); пролегомены (4 занятия) и комментарии (32 занятия) к «Введению» Порфирия, предварявшие рассмотрение «Категорий», с которых начинался курс аристотелевской логики. Близок к комментаторскому методу Давида вышедший из Александрийской школы того же примерно времени комментарий к «Введению», опубликованный Вестеринком под именем Псевдо-Илии (Псевдо-Давида). Давид читал лекции по «Органону» и «Физике». Сохранились переводы пролегоменов и комментарий к «Введению» на армянском языке, относящиеся к 7 в.
Соч.: Davidis Prolegomena et in Porphyrii Isagogen conunentarium, ed.
A. Busse. B., 1904; Pseudo-Elias (Pseudo-David), Lectures on
Porphyrys Isagoge, ed. L. G. Westerink. Amst., 1964.
Лит.: Conybeare Fr. C. A collation with the Ancient Armenian versions
of the Greek text of Aristotles Categories etc.... Oxf., 1892, p. XXXI; Msterink L. G. Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy. Amst., 1962, p. XXIH-XXIV, XXK-XXXII; Prolegomenes a la philosophie de Platon par L. G. Westerink, J. Trouillard et A.-Ph. Scgonds. P., 1990, p. XXXVI—XXXVII; Wslerink L. G. Philosophy and medicine in Late Antiquity.—«Janus», 1964, 51, p. 169—177.
Ю. А. Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
114.18 кб

Давид Ибн Марван ал-Мукаммис. Двадцать глав. Глава 2. Учение о знании и истине

Фролов Дмитрий Владимирович, Гершович Ури
Читать PDF
515.79 кб

Давид Ибн Марван ал-Мукаммис. Двадцать глав. Главы 3–4

Фролов Дмитрий Владимирович
Читать PDF
156.64 кб

Давид ибн Марван ал-мукаммис. Двадцать глав. Глава 1

Фролов Дмитрий Владимирович, Гершович Ури
Читать PDF
549.50 кб

Давид Ибн Марван ал-Мукаммис. Двадцать глав. Главы 5–6

Фролов Дмитрий Владимирович
Читать PDF
290.72 кб

Давид Юм: скептицизм и философия религии

Пивоваров Д.В.
В статье излагается биография, а также оцениваются важнейшие идеи великого шотландского философа XVIII века Давида Юма. Анализируется специфика скептицизма этого мыслителя, его гносеология и учение о причинности.

Похожие термины:

  • БАГРАТИОНИ Давид

    1 июля 1767 – 13 мая 1819) – груз. гос. деятель, писатель и ученый; царевич. Лишенный права престолонаследия, в 1803 переселился в Россию. Б. иронически отзывался о религии, выступал против суеверий, считая п
  • БОР НИЛЬС ХЕНРИК ДАВИД

    род. 7 окт. 1885, Копенгаген - ум. 18 нояб. 1962, там же) - дат. физик, с 1916 - профессор. Известен как создатель модели атома, построенной на основе квантовой теории Планка и работ Резерфорда (планетарная модел
  • Рязанов, Давид Борисович

    1870-1938) - старейший член нашей партии, еще в начале 90-х годов организовывал рабочие кружки в Одессе, а затем, после 5-летнего заключения в "Крестах", эмигрировал за границу, где примыкал к левому крылу с
  • ДАВИД ДИНАНСКИЙ

    жил ок. 1200) - франц. ранний схоласт. Проповедовал нецерковный мнимый "пантеизм" - Бог есть колыбель природы, первоприрода. Его до сих пор не найденные труды подвергались критике со стороны католич. це
  • Ллойд-Джордж , Давид

    Lloyd George, David, 1st Earl Lloyd-George of Dwyfor) (1863-1945) - крупнейший английский политический деятель, вождь либералов, до 1922 г. руководивший рядом английских кабинетов министров. По профессии адвокат. В парламент впе
  • ГАРЕДЖЁЛИ Давид

    (6 в.) - груз. философ-идеалист. Образование получил в Сирии, в груз. монастыре. По нек-рым сведениям, является автором "Книги поучений", от к-рой сохранилось лишь неск. фрагментов (см. "Древние редакции
  • ГИЛЬБЕРТ ДАВИД

    род. 23 янв. 1862, Кенигсберг - ум. 14 февр. 1943, Геттинген) - нем. математик и логик, профессор в Геттингене с 1895 по 1936. Создал основополагающие работы по аксиоматике геометрии, арифметики и физики, в которы
  • ГУРАМИШВИЛИ Давид

    (1705 – 21 июля 1792) – груз. поэт-просветитель, положивший начало демократич. направлению в груз. обществ. мысли и поэзии. В 1727 был захвачен в плен лезгинами и увезен в Дагестан. В 1729 бежал из плена на Сев.
  • ДАВИД АНАХТ

    армянский философ, представитель неоплатонизма. Развивая наследие античной философии (Платон. Аристотель, неоплатоник Порфирий (ок. 233—ок. 304) и др.), создал систему логики, высказал ряд идей в облас
  • ДАВИД ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ

    ДАВИД ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ (?????) (? ср. Vat. gr. 1023 f. 84v.: ???? ???????????? ???????????) (кон. 6 - нач. 7 вв.), греческий философ, представитель Александрийской школы неоплатонизма. Судя по имени и отдельным пассажам сочинений
  • ДАВИД Линнский

    кон. 12 - нач. 1 в.) - франц. философ и естествоиспытатель, создал вариант натуралистич. пантеизма. Д. Д. считал, что бог есть субстанция всего сущего. Признание бога безличным абсолютом, лежащим в основе
  • ЗИЛЬБЕРМАН Давид

    1938—1977) — русско-американский философ, предпринявший попытку создания "философологии", универсального философского синтеза, сравнимого по масштабам систематизации с конструкциями Аристотеля, И.
  • КВИТКО Давид Юрьевич

    [20 февр. (4 марта) 1889 – 5 февр. 1942 ] – сов. философ, проф. (с 1934), д-р филос. наук (с 1936). Член ВКП (б) с 1928. С 1904 – в революц. движении. В 1913, спасаясь от ареста, эмигрировал в США, работал в Нью-Йорке на швейных ф
  • ШТРАУС Давид Фридрих

    нем. философ-младогегельянец, историк христианства, принадлежал к тюбингенской школе, но был последовательнее в критике учения о Христе и Нового завета. Особую роль сыграли его «Жизнь Иисуса» (1835),
  • ДУБРОВСКИЙ Давид Израилевич

    Родился 3 марта 1929 г. в г. Орехове Запорожской области. Окончил философский факультет Киевского государственного университета (1952). Участник Великой Отечественной войны. В 1957-1970 гг. преп. на кафедре
  • БАУМГАРДТ Давид

    философ; p. 20.4.1890 (Эрфурт) — ум. 21.7.1963 (Нью-Йорк); до 1937 — профессор в Берлине, затем в Бирмингеме, с 1939 — в США; занимался вопросами философии морали и эстетикой; опираясь на свои исследования смысла ис
  • ДАВИД V

    (Девдарианн Харитон Джибоевнч, 1903 - 1977) - католикос-патриарх всей Грузии. Священник с 1926, епископ с 1956, митрополит с 1962» Преподавал в духовной семинарии. С 1972 по 1977 возглавлял груз, правосл. церковь и о
  • КОЙГЕН Давид

    философ; р. 27.10.1877 (Вахняки, Россия) — ум. 7.3.1933 (Берлин); в 1913—1921 — профессор в Киеве, 1928— 1933 — в Гамбурге; рассматривал философию как многостороннее учение, для которого необходима особая многосторо
  • ДЖОХАДЗЕ Давид Викторович

    Родился 28 февраля 1935 г. в Тбилиси. Окончил философский факультет Тбилисского государственного университета (1958), аспирантуру Института философии АН СССР (1964). С 1961 г. в Институте философии РАН: м.н.с.
  • Юм Давид

    английский философ, историк, экономист. Отрицал способность человека доказать существование внешнего мира в качестве источника наших ощущений. Человеческий разум, по Юму, оперирует только содерж