ШТРАУС Давид Фридрих

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Штраус Давид Фридрих
радикально настроенный немецкий богослов, один из осно-воположников библейского критицизма. Штраус утратил веру в христианство после того, как побывал у медиума-спиритуалиста. Его книга «Жизнь Иисуса» (The Life o f Jesus, 1835), отрицая сверхъестественное, которое считал мифом, вызвала настоящую бурю в умах. Штраус предпринял попытку дать Библии новое истолкование в свете секулярных понятий, лишив ее каких бы то ни было сверхъестественных объяснений. Его работа вдохновила Матильду Людендорфф и других основателей новых религий, например, Энни Бизэнт,

Источник: Новые религиозные движения.

ШТРАУС Давид Фридрих
(Straus, 1808—1874) - нем. философ-гегельянец, историк христианства и публицист, выходец из тюбингенской школы, но ушедший значительно дальше ее в критике церк. учений о Христе и о Новом завете. В 1835 им была опубликована знаменитая «Жизнь Иисуса», сыгравшая огромную роль в истории новозав. критики и в истории атеизма. Подвергнув анализу еванг. свидетельства, Ш. пришел к выводу, что евангелия появились не раньше II в. н. э. и что лишь немногие из их данных могут претендовать на истор. достоверность, содержание же подавляющего большинства еванг. свидетельств - мифическое. Не отрицая историчности Иисуса Христа, Ш. утверждал мифич. характер его новозав. биографии и пытался выяснить греч., евр. и др.-вост. истоки мифов о нем.
В 1864 Ш. издал «Жизнь Иисуса» «в переработанном для нем. народа» виде, смягчив формулировку ряда критич. положений, направленных против христианства. Одним из последних произведений Ш. явилась кн. «Старая и новая вера» (1872; русск. пер. - СПб., 1907), посвященная общим вопросам мировоззрения. В ней он констатировал громадное различие между первонач. и совр. христианством и отверг все догматич. религии в пользу пантеизма. В полит. отношении Ш. стоял на позициях защиты прусско-юнкерской монархии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ШТРАУС Давид Фридрих
теолог и философ; р. 27. 1. 1808 (Людвигсбург) — ум. 8. 2. 1874 (там же). Автор ряда работ: Das Leben Jesu, 1835—1836 (рус. пер.: Жизнь Иисуса; 1907); Die christliche Glaubenslehre 1840—1841 (на рус. яз.: Чудеса Христа, 1907); Der alte und der neue Glaube, 1872 (рус. пер.: Старая и новая вера, 1906). В последней работе он рассматривает следующие вопросы: 1) Являемся ли мы еще христианами? (Нет).
Есть ли еще у нас религия? (Да, пантеизм). Как постигаем мы мир? (С помощью естественно-научных, т. е. эмпирических, индуктивных методов, с позиции теории развития). 4) Как упорядочиваем мы нашу жизнь? Штраус отрицал историческую достоверность евангельских притчей и рассматривал их только как результат мифотворчества. Другие произведения: Ulrich v. Hutten, 2 Bde., 1858 (рус. пер.: Ульрих фон Гуттен, 1896); Voltaire, 1870 (рус. пер.: Вольтер, 1909); Briefwechsel zwischen F. D. Strauss und F. T. Vischer, 2 Bde., 1952—1953; Собр. соч.: Werke, 5 Bde., 1895.
Nietzsche. D. F. S. — Der Bekenner und Schriftsteller, 1873; E. Zeller. S. in seinem Leben und seinen Schriften, 1874; T. Ziegler. S., I—II, 1908; H. Maier. An der Grenze der Philos. — Melanchthon, Lavater, S., 1909; G. Müller. Identität und Immanenz — Zur Genese der Theologie D. F. S. s, 1968; J. F. Sandberger. D. F. S. als theologischer Hegelianer, 1972; J.-M. Paul. D. F. S. et son époque. Paris, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ШТРАУС Давид Фридрих
27. 1. 1808, Людвигсбург, - 8. 2. 1874, там же), нем. теолог и философ, представитель младогегельянства (см. Гегельянство). В период революции 1848-49 Ш. отстаивал принципы конституц. монархии; после 1866 национал-либерал, монархист, противник социализма. Соч. Ш. «Жизнь Иисуса» (Bd 1-2, 1835-36, рус. пер., кн. 1-2, 1907) было «первым произведением, которое представляло собой некоторый шаг вперед за пределы ортодоксального гегельянства» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 538). Не отвергая историч. реальности Иисуса Христа, Ш. подверг критике достоверность евангельских преданий о его жизни и деятельности и якобы совершенных им сверхъестеств. чудесах. Применяя по отношению к Новому завету критерии историч. исследования, Ш. доказывал, что Священное писание является мифологическим, как и вероучения др. религий. На поставленный им в соч. «Христианское вероучение в его историч. развитии и его противоречии совр. науке» («Die christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und im Kampfe mit der modernen Wissenschaft», Bd 1-2, 1840-41) lionpoc: христиане ли мы?- Ш. отвечал отрицательно. В соч. «Старая и новая вера» (1872, рус. пер, 1906) Ш., сближаясь с Фейербахом, вскрыл эмоциональные корни религ. верований, таящихся в чувстве человеч. зависимости от природной закономерности. Идеи Ш. положили начало тюбингенской школе протестантской истории религии.

Источник: Советский философский словарь

ШТРАУС Давид Фридрих
27 января 1808, Людвигсбург — 8 февраля 1874, там же) — немецкий философ и теолог, представитель Тюбингенской школы историко-критического исследования христианства. Его книга «Жизнь Иисуса» (Das Leben Jesu, 1835—36) положила начало левогегельянскому движению. Штраус отрицал историческую достоверность Евангелий, он рассматривал их как результат мифотворчества. Иисус — историческая личность, с точки зрения Штрауса, — имеет мало общего с мифологическим Христом веры.
Позднее Штраус занимался созданием «новой веры», базирующейся на философских знаниях («Старая и новая вера» — Der alte und der neue Glaube, 1872) и представляющей собой разновидность пантеизма. Он подверг критике догматическую теологию. Штраус пришел к выводу, что перевод религиозных представлений на язык философских понятий, предпринятый им, может быть достигнут лишь посредством выявления содержания веры и признания того, что все исторические формы выражения церковной веры неприемлемы. Поэтому современный образованный человек нуждается в новой религии, отвечающей его запросам и критериям научности. Эта религия основывается на чувстве человеческой зависимости от мирового целого и выражает по отношению к универсуму тот пиетет, который «старая вера» питала по отношению к своему богу. Ф. Ницше подверг «новую веру» Штрауса критике как проявление «филистерского оптимизма» тех свободомыслящих, которые веруют в «идеал» и хотят «улучшить» человечество по собственному образцу (Несвоевременные, 2).
Соч.: Жизнь Иисуса, 1907; Чудеса Христа, 1907; Старая и новая вера, 1906; Gesammelte Schriften, hrsg. von E. Zeller, 12 Bde., 1876-78; Die christliche Glaubenslehre, 2 Bde., 1840-41; Der Christus des Glaubens und der Jesus der Geschichte, 1864.
Лит.: НчцшеФ. Ecce Homo.— Соч., т. 2. M., 1990, с. 733—35; Zeller E. David Friedrich Strauss in seinem Leben und seinem Schriften, 2 Bde., 1876-78.
В. И. Гараджа

Источник: Новая философская энциклопедия

ШТРАУС Давид Фридрих

(27 янв. 1808 – 8 февр. 1874) – нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В революции 1848–49 выступал с требованием конституц. монархии; после 1866 – национал-либерал, монархист, противник социализма. Его кн. "Жизнь Иисуса, критически переработанная" (Bd 1–2, T?bingen, 1835–36, рус. пер., кн. 1–2, Лейпциг – СПБ, 1907) положила начало "...процессу разложения гегелевской системы..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 15), оказала большое влияние на развитие антирелиг. мысли. Проповедуя пантеизм,, Ш. критиковал ортодоксальную версию происхождения христ. мифов, отрицал историч. достоверность евангельских преданий, считая Новый завет лишь лит. памятником своей эпохи. Христа Ш. рассматривал как историч. личность, а евангелистов – как писателей, живших в более позднее время и создавших свои предания на основе веры в божеств. мессию. В чудесах Ш. видел мифы, отражавшие мессианские идеи своего времени, и считал эти мифы не сознат. измышлениями отд. лиц, а продуктом сознания (духовной "субстанции" эпохи). Этими идеями Ш. положил начало тюбингенской школе протестантской истории религии. Филос. основой концепции Ш. была истолкованная в духе Гегеля спинозовская идея субстанции, с этой т. зр. Ш. критиковал теологию. Маркс и Энгельс, признавая положит. значение работ Ш., дали обстоятельную критику его взглядов, указывая, что Ш., ограничиваясь лишь критикой религ. представлений, не вышел за пределы идеализма. Во втором изд. "Жизни Иисуса" (Lpz., 1864) и в работе "Старая и новая вера" (Lpz., 1872, рус. Пер., СПБ, 1906) Ш. вслед за Фейербахом пытался создать новую, отличную от христианства пантеистич. религию, основанную на чувстве человеческой зависимости от мировой закономерности, и претендовал на преодоление "односторонности" как материализма, так и идеализма. Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1–12, Bonn, 1876–78, в рус. пер – Переписка между Э. Ренаном и Д. Штраусом, в кн.: Лавелэ Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870, Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896, Чудеса Христа, СПБ, [1907], Вольтер, СПБ, 1909. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, 3 (см. имен. указат.), Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической нем философии, там же, т. 21, с. 13–15, Быховский Б. Э., Младогегельянство, "ПЗМ", 1940. No 10, История философии, т. 3, ?., 1943, с. 306–12, Плеханов Г. В., Избр. Филос. произв., т. 3, ?., 1957 (см. имен. указат.), G?schel К. F., Beitr?ge zur spekulativen Philosophie von Gott und dem Menschen und von dem Gott-Menschen, B., 1838, Nietzsche Fr., D. F. Strauss, der Bekenner und Schriftsteller, Chemnitz, 1873, Gelzer H., Die Straussischen Zerw?rfnisse in Z?rich von 1839, Hamb.–Gotha, 1873, Hausrath A., D. F. Strauss und Th?ologie seiner Zeit, Bd 1–2, Hdlb., 1876–78, Zeller ?d., D. F. Strauss in seinem Leben und seinen Schriften, Bonn, 1894, Eсk S., D. F. Strauss, Stuttg., 1899, Harracus K., D. F. Strauss, Lpz., [1901], ?iegler Th., Strauss, Tl 1–2, Strassburg, 1908, Levi A., D. F. Strauss, ?., 1910, Вarth ?., D. F. Strauss als Theologe 1839–1939, [Z.], 1939, Steusslоff H., Die Rehgionskntik von D. F. Strauss, "Dtsch. ?. Philos.", 1962, Jg. 10, [No] 6. A. Панфилова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Штраус, Давид Фридрих
(Strauss, David Friedrich, 1808 1874). Немецкий теолог. Родился в Людвигсбурге, недалеко от Штуттгарта, учился в Тюбингене у Ф.Х. Баура и в Берлине, где увлекся философией Гегеля. В 1832 г. получил место репетитора в Тюбингенском теологическом институте (Stift ), однако в 1835 г. был вынужден оставить занимаемую должность в связи с выходом в свет своей книги "Жизнь Иисуса". В1839 г. Штраус получил приглашение в Цюрихский университет, однако этому воспротивились его клерикальные противники. Так и не вступив в должность, Штраус получил отставку и посвятил остаток жизни свободной литературной деятельности.
Самое значительное из всех сочинений Штрауса  " Жизнь Иисуса, критически переработанная" (в 2т., 183536). Оспаривая историческую достоверность чудес, описанных вНЗ, и несоглашаясь с теми, кто считал евангельские повествования простым вымыслом, Штраус применил к элементам сверхъестественного понятие "миф", заимствованное из гегелевской философии религии. По мысли Штрауса, евангельские повествования об Иисусе из благочестивых соображений сильно приукрашены учениками. К-ром е того, те придали рассказам такую форму, чтобы в описываемых событиях можно было увидеть исполнение пророчеств ВЗ. Эти исторически недостоверные "мифы" тем не менее вполне соответствовали религиозным чувствам и идеям той эпохи. "Мифы", как таковые,  не ложь и не вымысел, это  истина об Иисусе, выраженная в косвенной форме. Исходя из принципов гегелевской философии, Штраус был убежден, что "мифы" выражают осознанную евангельскими авторами весть Иисуса о единстве Бога и человека.
Отсюда следовало, что истинный Богочеловек  не индивид, а человечество в целом. Поэтому личность Иисуса следует понимать символически, как осуществление в человечестве Абсолютной Идеи или Абсолютного Духа. Человек  единство конечного и бесконечного, духа и природы. Человечество призвано к тому, чтобы достигать все большего совершенства и возвышения, неустанно двигаясь вперед. В НЗ это отражено в символах смерти, воскресения и вознесения.
Книга вызвала бурную полемику. В следующем сочинении ("Христианское вероучение", 184041) Штраус утверждал, что библейское учение несовместимо с научным знанием. Целых 20 лет Штраус не обращался к теологической тематике. В эти годы Штраус активно участвовал в политической жизни Франкфурта и опубликовал несколько биографий, самая известная из крых  "Ульрих фон Гуттен" (1861). В 1864 г. Штраус заново переработал и выпустил в свет "Жизнь Иисуса". Он убрал из книги все, что особенно проникнуто духом гегельянства, и счел необходимым по возможности восстановить образ исторического Иисуса в простых человеческих чертах. Однако ни в этой книге, ни в критических выступлениях в адрес Шлейермахера (1865) ему не удалось перекинуть мост через пропасть, пролегающую между Иисусом истории и Христом веры. В своей последней работе, "Старая и новая вера", Штраус выступает с позиций дарвинизма. Он верит в неограниченные возможности естествознания, отвергает религиозную веру в христианского личного Бога и в бессмертие души. Незыблемой, по мысли Штрауса, остается только абсолютная зависимость человека от вселенной.
R.V. Pierard(пер. В.Р.) Библиография: A. Schweitzer, The Quest of the Historical Jesus; K. Barth, Protestant Thought from Rousseau to Ritschl; L. E. Keck, ed.. The Christ of Faith and the Jesus of History; H. Harris, David Friedrich Strauss and His Theology; C. Brown, NIDCC, 934.
См. также: Гегель, Георг Вильгельм Фридрих; Тюбингенская школа.

Источник: Теологический энциклопедический словарь