жил ок. 1200) - франц. ранний схоласт. Проповедовал нецерковный мнимый "пантеизм" - Бог есть колыбель природы, первоприрода. Его до сих пор не найденные труды подвергались критике со стороны католич. церкви; считают, что его учение было использовано Амальхиром Венским, который, подобно ему, основываясь на учении Иоанна Скота Эриугены, дал тем не менее более глубокое толкование введенных Давидом Динанским понятий.
ДАВИД ДИНАНСКИЙ
ДАВИД ДИНАНСКИЙ (David de Dinant)
Источник: Философский энциклопедический словарь
ДАВИД ДИНАНСКИЙ
David de Dinant) – франц. мыслитель-материалист нач. 13 в. По нек-рым свидетельствам, Д. Д. был капелланом Динанской церкви, близ Льежа, жил в Риме при папском дворе, где пользовался расположением папы Иннокентия III. Связь между Д. Д. и Амори Шартрским, учеником к-рого его объявляли мн. авторы, не установлена. Д. Д. упомянут в приговоре церк. собора, осудившего в ноябре 1210 секту амальрикан, как автор соч. "О частях" ("De tomis"), к-рое подлежало сожжению и строгому запрещению. Соч. Д. Д. до недавнего времени были известны только в свидетельствах резко критиковавших его Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и нек-рых др. теологов – противников его учения. В 1933 появилось сообщение о нахождении неск. рукописей, приписываемых Д. Д. (см. "Revue n?o-scolastique de philosophie", t. 35, 1933, p. 220). Изучение этих рукописей позволяет предполагать о пребывании Д. Д. в Греции, его знакомстве с подлинниками соч. Аристотеля, знании соч. Иоанна Скота Эриугены, Ибн-Сины и Ибн Гебироля. Осн. положение учения Д. Д. состоит в том, что материя – первоначальная, общая субстанция всех вещей. Эта "первоматерия" нераздельна, неподвижна, отличается всеобщностью. Она идентична богу и мировому разуму ("нус") и является единств. подлинной реальностью. Доказывая тожество бога, разума и материи, Д. Д. приходил к выводу об абс. единстве мира. Его учение о материи как общей первооснове всего сущего было облечено в форму пантеизма. В своих филос. воззрениях Д. Д. опирался на древних материалистов (Анаксимена, Ксенофана), а также на Аристотеля и его комментатора Александра Афродизийского. С др. стороны, его идеи во многом близки филос. идеям шартрской школы 12 в., в частности Гильома из Конша, и обнаруживают нек-рые влияния араб. материалистич. философии. Вместе с тем Д. Д. отрицал изменчивость, объявляя ее лишь заблуждением неискушенного ума или случайностью бытия. Тем не менее пантеистич. учение Д. Д. было направлено против церкви, к-рая объявила его "ересью" и подвергла преследованиям последователей филос. воззрений Д. Д. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 95–98; Lеу Н.. Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter. В., 1957; ?h?ry G., Autour du d?cret de 1210, I. David de Dinant..., Kain, 1925; Birkenmayer ?., D?couverte des fragments manuscrits de David de Dinant, "R?v. n?o-scolastique de philos.", Louvain, 1933, t. 35, s. 220–29. Б. Рамм. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ДАВИД ДИНАНСКИЙ
David de Dinando, из Динана в Бретани или на Маасе) — средневековый философ-пантеист, преподавал в Париже в нач. 13 в. В остальном о его жизни почти ничего не известно. Главное сочинение «О частях, или О делениях» (De tomis hoc est De divisionibus), вероятно, идентично с сочинением «Кватерны» («Quatemi» или «Quatemuli»), осужденным на поместном соборе в Париже в 1210. Их изучение было запрещено наряду с сочинениями Амальрика Венского и Аверроэса (Ибн Рушда) в 1215. Наши знания о его идеях получены гл. о. из трудов Альберта Великого, Фомы Аквтского и Николая Кузанского. Название сочинения Давида Динанского, несомненно, указывает на «О разделении природы» Иоанна Скотта Эриугены. Своеобразный «материалистический» пантеизм Давида Динанского складывался, видимо, также под влиянием Ибн Гебироля.
Разделив вещи на три класса, Давид рассматривал затем вещи одного класса как модусы первичной для этого класса реальности (первого неделимого). Так, тела суть модусы материи, души—модусы ума, а вечные субстанции или обособленные формы — модусы Бога. Кроме того, эти три первичные реальности сами являются по существу одним сущим или одной субстанцией. В поддержку этой концепции Давид приводит аргументы, основанные на том, что ни Бог, ни материя не имеют формы. То, что обладает формой, — это составные субстанции, подпадающие под категории. Входящее в один род различается видовыми отличиями (differentiae), которые, будучи добавлены к роду, образуют виды. Но Бог, ум и первая материя — простые реальности и потому не могут иметь никаких отличий. Следовательно» они должны быть субстанциально тождественны.
Человеческий интеллект, по Давиду, способен постигать и Бога, и материю. Интеллект постигает объект, усваивая его посредством абстрагирования формы объекта, но так как ни Бог, ни первая материя не имеют формы, постижение их нашим интеллектом можно объяснить только его изначальным тождеством с ними. Кроме того, если и Бог, и материя неоформлены, они не что иное, как потенциальное бытие. Но потенциальное бытие есть определение первой материи. Тогда последняя реальность, которая есть одновременно Бог, ум и материя, лучше всего описывается как материя. Лит.: Thery G. Autour du decret de 1210: 1 David de Dinant. Etude sur son pantheisme materialiste. P., 1925; Amou R. Quelques idees neoplatoniciennes de David de Dinant: Philosophia perennis. Regensburg, 1930, l, p. 115—127; Birkenmajer AI. Decouverte de Fragments manuscrits de David de Dinant.—«Revue Neo-Scolastique de philosophie» (Louvain), 1933, 35, p. 220—229.
В. П. Гайденко
Разделив вещи на три класса, Давид рассматривал затем вещи одного класса как модусы первичной для этого класса реальности (первого неделимого). Так, тела суть модусы материи, души—модусы ума, а вечные субстанции или обособленные формы — модусы Бога. Кроме того, эти три первичные реальности сами являются по существу одним сущим или одной субстанцией. В поддержку этой концепции Давид приводит аргументы, основанные на том, что ни Бог, ни материя не имеют формы. То, что обладает формой, — это составные субстанции, подпадающие под категории. Входящее в один род различается видовыми отличиями (differentiae), которые, будучи добавлены к роду, образуют виды. Но Бог, ум и первая материя — простые реальности и потому не могут иметь никаких отличий. Следовательно» они должны быть субстанциально тождественны.
Человеческий интеллект, по Давиду, способен постигать и Бога, и материю. Интеллект постигает объект, усваивая его посредством абстрагирования формы объекта, но так как ни Бог, ни первая материя не имеют формы, постижение их нашим интеллектом можно объяснить только его изначальным тождеством с ними. Кроме того, если и Бог, и материя неоформлены, они не что иное, как потенциальное бытие. Но потенциальное бытие есть определение первой материи. Тогда последняя реальность, которая есть одновременно Бог, ум и материя, лучше всего описывается как материя. Лит.: Thery G. Autour du decret de 1210: 1 David de Dinant. Etude sur son pantheisme materialiste. P., 1925; Amou R. Quelques idees neoplatoniciennes de David de Dinant: Philosophia perennis. Regensburg, 1930, l, p. 115—127; Birkenmajer AI. Decouverte de Fragments manuscrits de David de Dinant.—«Revue Neo-Scolastique de philosophie» (Louvain), 1933, 35, p. 220—229.
В. П. Гайденко
Источник: Новая философская энциклопедия
ДАВИД ДИНАНСКИЙ
(David de Dinant, de Dinando) (втор. пол. XII в., Динан (Dinant), Бельгия или Динан (Dinan), Бретань – после 1215), философ, магистр искусств Парижского университета; автор сочинения «О частях, или О делениях» («De tomis, hoc est de divisionibus»), вероятно, идентичного труду под названием «Тетради», или «Тетрадки» («Quaterni», «Quaternuli»), признанному еретическим на Парижском поместном соборе (1210) и запрещенному Уставом Парижского университета (1215). Производя классификацию бытия, Д.Д. подразделяет все сущее на три группы объектов: чувственно воспринимаемые тела, разумные души и отделенные субстанции, или чистые формы (интеллигенции). При этом все многообразие конкретных, актуально существующих тел имеет в качестве своего первичного неделимого субстрата единую первоматерию; наделенные разумом души точно так же обладают собственным первичным неделимым субстратом – умом, или «нусом»; в качестве же первичного неделимого отделенных субстанций выступает Бог. Однако указанные три начала бытия на самом деле суть одно и то же, из чего следует, что вообще все в сущности есть одно.
В результате предложенная Д.Д. последовательно-монистическая интерпретация реальности – в рамках которой провозглашается совершенная идентичность материи, ума и Бога, образующих единое и единственное подлинно сущее, вечное, целокупное и самотождественное, – может быть охарактеризована как наиболее последовательный вариант радикального пантеизма.
Соч.: Fragments des Questions naturelles / Ed. M. Kurdzialek // Mediaevalia philosophica polonorum II. Varsovie, 1958. P. 3–5; Quaternulorum fragmenta / Ed. M. Kurdzialek // Studia Mediewistyczne 3. Varsovie, 1963. P. 69–71; [Дух, материя, Бог] (фрагменты из «Quaternuli») // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1, 2. М., 1969. С. 809–812. Лит.: Birkenmajer, A. Découverte de fragments manuscrits de David de Dinant // Revue néo-scolastique de philosophie 35. Louvain, 1933; Kurdzialek, M. David von Dinant und die Anfänge der aristotelischen Naturphilosophie // La filosofia della natura. Milano, 1966; idem. David von Dinant als Ausleger der aristotelischen Naturphilosophie // Die Auseinandersetzungen in der Pariser Universität im XIII. Jahrhundert / Hrsg. v. A. Zimmermann (Miscellanea Mediaevalia X). Berlin; New York, 1976; idem. L’idée de l’homme chez David de Dinant // Images of Man in Ancient and Medieval Thought (Studia G. Verbeke dicata). Louvain, 1976; Vaux R. de, O.P. Note conjointe sur un texte retrouvé de David de Dinant // Revue de sciences philosophiques et théologiques. 1933. № 22. А.М. Шишков
В результате предложенная Д.Д. последовательно-монистическая интерпретация реальности – в рамках которой провозглашается совершенная идентичность материи, ума и Бога, образующих единое и единственное подлинно сущее, вечное, целокупное и самотождественное, – может быть охарактеризована как наиболее последовательный вариант радикального пантеизма.
Соч.: Fragments des Questions naturelles / Ed. M. Kurdzialek // Mediaevalia philosophica polonorum II. Varsovie, 1958. P. 3–5; Quaternulorum fragmenta / Ed. M. Kurdzialek // Studia Mediewistyczne 3. Varsovie, 1963. P. 69–71; [Дух, материя, Бог] (фрагменты из «Quaternuli») // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1, 2. М., 1969. С. 809–812. Лит.: Birkenmajer, A. Découverte de fragments manuscrits de David de Dinant // Revue néo-scolastique de philosophie 35. Louvain, 1933; Kurdzialek, M. David von Dinant und die Anfänge der aristotelischen Naturphilosophie // La filosofia della natura. Milano, 1966; idem. David von Dinant als Ausleger der aristotelischen Naturphilosophie // Die Auseinandersetzungen in der Pariser Universität im XIII. Jahrhundert / Hrsg. v. A. Zimmermann (Miscellanea Mediaevalia X). Berlin; New York, 1976; idem. L’idée de l’homme chez David de Dinant // Images of Man in Ancient and Medieval Thought (Studia G. Verbeke dicata). Louvain, 1976; Vaux R. de, O.P. Note conjointe sur un texte retrouvé de David de Dinant // Revue de sciences philosophiques et théologiques. 1933. № 22. А.М. Шишков
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.