ДАВИД АНАХТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ДАВИД АНАХТ
армянский философ, представитель неоплатонизма. Развивая наследие античной философии (Платон. Аристотель, неоплатоник Порфирий (ок. 233—ок. 304) и др.), создал систему логики, высказал ряд идей в области астрономии и математики, выступал против скептицизма и релятивизма. Рассматривая философию поочередно как науку о сущем, науку о божественных и человеческих вещах, как размышления о смерти, “подражание богу, совершаемое в меру сил человеческих”, как искусство искусств и науку наук и как любовь к мудрости, Д. А. считал ее целью освобождение души из “темницы” тела, достижение духовного совершенства. Соч.: “Определения философии”, “Анализ “Введения” Порфирия” и др.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДАВИД АНАХТ

ок. 475, с. Нергин в Таронской обл. Зап. Армении, - 1-я пол. 6 в., Ахпатский монастырь в Сев. Армении), арм. философ л логик. Представитель александрийской школы неоплатонизма. Учился и преподавал в Александрии; ученик Олимпиодора Младшего. В 30-х гг. 6 в. вернулся в Армению и возглавил т. н. грекофильскую школу в древнеарм. философии. В осн. труде «Определения философии» содержится критика скептицизма школы Пиррона и др. представителей антич. релятивизма и агностицизма, выдвигаются шесть определений философии, заимствованных у Пифагора, Платона и Аристотеля. «Определения философии», а также «Анализ „Введения" Порфирия» и «Толкование „Категорий" Аристотеля» были написаны на греч. яз. в 1-й трети В в. в Александрии и переведены на арм. яз. после возвращения Д. А. в Армению. «Толкование „Аналитики" Аристотеля» сохранилось только на арм. яз. Труды Д. А. сыграли выдающуюся роль в формировании арм. философии и кристаллизации арм. филос. терминологии.

Источник: Советский философский словарь

ДАВИД АНАХТ
Н е п о б е д и м ы й; конец 5 в. – 1-я пол. 6 в.) – арм. философ, объективный идеалист. Учился в Александрии и Афинах. Примыкал к неоплатонич. направлению александрийской школы антич. философии. Впоследствии вернулся в Армению. Философия Д. ?., изложенная в соч. "Определения философии", "Анализ "Введения" Порфирия", "Толкование "Аналитики" Аристотеля", на идеалистич. основе сочетает учение Платона с учениями Аристотеля и Пифагора. Теория познания Д. А. испытала воздействие гносеологии Аристотеля. Признавая возможность познания мира, Д. А. считал, что процесс познания совершается в двух формах – чувств. и рациональной – и имеет пять восходящих ступеней: ощущение, воображение, мнение, размышление и разум. Из них ощущение, воображение и необоснов. мнение образуют опытное и эмпирич. знание; воображение, обоснованное мнение и размышление – искусство; размышление – науч. знание, а разум, являющийся высшей ступенью познания, служит основой филос. знания. Осн. труд Д. А. – "Определения философии" – направлен против скептиков школы Пиррона и релятивизма Кратила. Доказывая правомерность и необходимость филос. знания для нравств. совершенствования и житейской практики, Д. А. с позиций объективного идеализма критиковал субъективизм скептич. школы. Интерпретируя определения философии, данные Пифагором, Платоном и Аристотелем, Д. А. приходил к собств. понятию философии. Поскольку все сущее подлежит познанию, то и философия как наука о сущем имеет право на существование. Философия, по Д. ?., разделяется на теоретическую и практическую, что соответствует различным сторонам деятельности души. Исходным началом теоретич. философии является познават. способность души, к-рая опирается на практич. нужды человека. Целью теоретич. философии служит постижение всего сущего. Она состоит из 3 частей: естествознания, математики и теологии. Однако конечной целью философствования является практич. философия, ведущая человеч. души к добродетели. Человек, по Д. ?., наделен свободной волей и в равной мере способен и к добру и ко злу. Целью философии в целом является, согласно Д. ?., указание путей избежания зла, стремление к духовному возвышению и самосовершенствованию. В учении о душе Д. А. развивал неоплатонич. концепцию, рассматривая тело как "темницу души", ее временное убежище. Логика Д. А. включает "диалектический" метод, к-рый образуется из четырех форм: разделяющей, определяющей, доказывающей и анализирующей. Эту градацию Д. А. обосновывал тем, что все сущее может быть разделено, определено, доказано и проанализировано. Логич. категории, согласно Д. ?., возникли из практич. потребностей людей. Рассматривая проблему соотношения единичного и общего, Д. А. считал реальным существование и единичного, и общего, однако реальность общего, согласно ему, дана "не сама по себе, а в нашем мышлении", имеющем в своей основе существование объективных вещей. В арм. ср.-век. философию, связанную с теологией, система Д. А. внесла светское, античное начало. Соч.: Определения философии, пер. с древнеармянского, предисл. и комментарии С. С. Аревшатяна, Ереван, 1960. Лит.: Чалоян В., Философия Давида Непобедимого, Ереван, 1946; его же, История армянской философии, Ереван, 1959, с. 92–119; Neumann С. F., M?moire sur la vie et les ouvrages de David, philosophe arm?nien du V-e si?cle de notre ?re, "Nouveau J. asiatique...", 1829, t. 3, [s?r. 2]; Khоstikian M., David der Philosoph, Bern, 1907. С. Аревшатян. Ереван.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.