ЧЖЭНЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧЖЭНЬ
кит., буквально — истинность, а также подлинность, истина, правда) — понятие китайской философии и культуры. В отличие от индийской и западной философии в китайском эквиваленте понятия «истина» сильнее выражен ценностно-нормативный, а не онтологический аспект. Иероглиф «чжэнь» восходит к пиктографическому изображению головы, несущему идею главенства и первостепенности. Это изображение можно трактовать как перевернутое. В толковом словаре «Шо вэнь цзе цзы» («Изъяснение письмен и толкование иероглифов», 2 в.) чжэнь толкуется как «превращение человека, вознесшегося на небо». Т. о. в понятии «чжэнь» отразилось представление о «запредельности», трансцендентности «истины».
Понятие «чжэнь» в философском контексте впервые применено в «Чжуан-нзы», где термин «чжэнь» обозначает подлинность бытия и «предел искренности (так)» в человеке, достижение которого позволяет избежать ложной объективации окружающего мира. Там же использован ставший потом популярным в даосизме термин «чжэнь жэнь» («истинный человек») — тот, кто достиг идеала «предельной искренности». В средневековых даосских трактатах (напр., «Баопу-цзы» Гэ Хуна) ипостась дао, явленная в вещах, обозначается как «Истинное одно» (чжэнь и), которое одновременно выступает и в качестве пути постижения дао человеком. Средство такого постижения — «сбережение Одного» (шоу и), сосредоточение на духовно-телесной целостности личности в ее единстве с дао. В результате открывается возможность «одухотворения» «тела/личности» и физического бессмертия.
Основоположники неоконфуцианства ЧэнИтл ЧэнХао ввели терминологическое словосочетание «пневма истинной изначальности» (чжэнь юань чжи ци), обозначающее некую пракосмическую субстанцию. Из нее рождается «внешняя пневма», образующая вещи. Впоследствии в китайской культуре закрепилась редуцированная форма понятия «пневма истинной изначальности» — «истинная пневма» (чжэнь ци). В натурфилософских построениях термин «чжэнь ци» синонимичен юань ци — «изначальной пневме». Иероглиф «чжэнь» использован в китайских эквивалентах буддийских понятий mmnxama (чжэнь жу) и парамартха (чжэнь ди).
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ЧЖЭНЪИ [ДАО]
Путь] Истинного единства" - первое организованное направление религ. даосизма. Согласно даос, преданию, школа Ч. была создана святым Чжан Даолином: в 142 или 145 обожествленный Лао-цзы (Лао-цзюнь) якобы явил ему откровение и назначил его своим наместником на земле с титулом "Небесного наставника" (тяньши). В роду Чжан этот сан до наст, времени передается по наследству. К кон. 2 в. Ч. представляла собой многочисленную религ. орг-цию, распространившую влияние на значит, часть пров. Сычуань (Юго-Зап. Китай). Ослабление центр, власти в ходе восстания Желтых повязок (184) позволило третьему "Небесному наставнику" - Чжан Лу создать на территории совр. пров. Сычуань независимое теократич. гос-во. В 215 он признал власть Дао Цао, военачальника империи Вост. Хань (25 - 220), после ее падения основавшего дин. Вэй (220 - 79). В 3 в. учение Ч. широко распространилось в Сев., а в 4 в. и Южн. Китае. В 12 в. императоры дин. Сун (960-1279) объявили резиденцией "Небесных наставников" гору Лунху-шань (в пров. Цзянси) и предоставили этой территории политич. автономию, фактически просуществовавшую до образования КНР. К 12 - 13 вв. относится окончательное утверждение названия Ч. в качестве офиц. До этого школа обычно именовалась Тяньши [дао] ("[Путь] Небесных наставников"), а при дин. Вост. Хань - Удоуми [дао] ("[Путь] Пяти мер риса"), поскольку все ее члены платили ритуальный налог в пять мер (доу) риса. После образования КНР в 1949 63-й "Небесный наставник" эмигрировал на Тайвань, где и сейчас находится резиденция его преемника. Ч. оказывает существенное влияние на идеологич. ситуацию на Тайване, особенно в крестьянской среде. В центре религ. практики этой школы - совершение общинных богослужений (цзяо), призванных "обновить" силы природы и способствовать процветанию общины верующих. Ритуалы Ч. имеют сложный символич. характер. Для ее учения характерна подробная разработанность религ. космологии. Доктрина Ч. изложена в четвертом (дополнит.) разд. собр. даос, текстов "Дао цзан": "Чжэнъи бу". **Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. С. 261 - 67; Торчинов Е.А. Даос, утопия в Китае на р-же древности и средневековья (II - VI вв.) // Кит. социальные утопии. М., 1987; Его же. Даосизм. СПб., 1993. С. 161 - 172 и др.; Stein R. Remarques sur le mouvements du taoisme politico-religieux du II-е siecle ap. J.C. // TP., 1977. Vol. 63. №1; Schipper JCM. The Taoist Body // HR. 1978. Vol. 17. №3 - 4; id. Vernacular and Classical Ritual in Taoism // Journal of Asian Studies. 1985. Vol. 45. Е.А. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ЧЖЭНЬ
Истинность" ("подлинность", "истина", "правда"). Специфич. понятие кит. философии и культуры. В отличие от инд. и зап. философии, где понятие "истина" имеет гл. обр. онтологич. смысл, в кит. Ч. сильнее выражен ценностно-нормативный аспект. Иероглиф Ч. восходит к пиктографич. изображению головы, несущему идею главенства и первостепенности. Но это изображение здесь можно трактовать как перевернутое. В древнем толковом словаре "Шо вэнь цзе цзы" ("Изъяснение письмен и толкование иероглифов", 2 в.) Ч. толкуется как "превращение человека, вознесшегося на небо". Т.о. в понятии Ч. также отразилась мифологема перехода человека в иной мир, оформившаяся в даос, философии в идею "поворота вспять" жизненного процесса (см. Сянь сюэ) и преобразования человека в чисто "духовную" (шэнь [1]) персонифицированную целостность - "предельное" выражение жизни как высшей ценности. Понятие Ч. в филос. контексте впервые применено в "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), где термин Ч. обозначает подлинность бытия и "предел искренности" (чэн [1]) в человеке, достижение к-рого позволяет избежать ложной объективации окружающего мира. Сочетание в понятии Ч. антропологич. и онтологич. смыслов предопределило особенности содержания филос. терминов, в к-рые входит иероглиф Ч. Напр., в "Чжуан-цзы" впервые использован ставший потом популярным в даосизме термин Ч. жэнь ("истинный человек") - тот, кто достиг идеала "предельной искренности". В "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.) "истинное постоянство" (Ч. чан) является атрибутом дао как онтологич. сути мира. В средневек. даос. трактатах (напр., "Баопу-цзы" Гэ Хуна, 3 - нач. 4 в. н.э.) ипостась дао, явленная в вещах, обозначается как "Истинное одно" (Ч. и), к-рое одновременно выступает и в качестве пути постижения дао человеком. Средство такого постижения - "сбережение Одного" (шоу и), сосредоточение на духовно-телесной целостности личности в ее единстве с дао. В результате преодолевается граница между "пневмой" (ци [1]) и "духом" (шэнь [1]), открывается возможность "одухотворения" тела-личности и физич. бессмертия. Онтологич. интерпретация понятия Ч. отразилась в содержании терминологич. словосочетания "истинная изнач. пневма" (Ч. юань чжи ци), введенного основоположниками неоконфуцианства Чэн И и Чэн Хао (11 в.) и обозначающего некую пракосмич. субстанцию. Из нее рождается "внеш. пневма", образующая вещи; сама "истинная изнач. пневма" не может концентрироваться для образования вещей, не смешивается с "внеш.", но "вынашивает и вскармливает" ее до полного ее становления. Впоследствии в кит. культуре закрепилась редуцированная форма понятия "истинная изнач. пневма" - "истинная пневма" (Ч. ци). В медицине это словосочетание стало обозначать совокупность здоровых жизненных сил организма, а противопоставление ее как "внутр." субстанции "внеш. пневме" стало пониматься буквально. В натурфилос. неоконф. построениях термин "Ч. ци" обычно синонимичен юань ци [1] - "изнач. пневме" (см. Ци [1]). В кит. буддизме иероглиф Ч. использован для создания терминологич. эквивалентов понятий татхата (бхутататхата, см. Ч. жу) и парамартха (Ч. ди, см. Эр ди). **Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983 (по Указателю); Торчинов Е.А. Учение Гэ Хуна о дао: человек и природа // Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983; Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1987. С. 247 - 9. А.Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • ДАЙ ЧЖЭНЬ, Дай Дунъюань

    19.1.1724, Сюнин, пров. Аньхой - 1.7.1777, Пекин), кит. философ-материалист периода Цин (1644-1911). Крупный ученый, занимался астрономией, математикой, историей, географией, лингвистикой. Автор или редактор ок. 50 с
  • ЧЖЭНЬ ДЭСЮ

    Чжэнь Цзинъюань, Чжэнь Цзинси, прозв. Сишань сяньшэн ("учитель с гор Сишань"). 1178, Пучэн окр. Цзяньчжоу (совр. пров. Фуцзянь), - 1235. Мыслитель-неоконфуцианец и гос. деятель. Занимал крупные посты при двор
  • ФАНЬ ЧЖЭНЬ

    ок. 450-515) – материалист. и атеист ср.-аек. Китая. В трактате «Об уничтожении души» выступал против буддист. учения о бессмертии души и загробной жизни, подчеркивая значение отрицания загробной жизни
  • ХУАН ЧЖЭНЬ

    Хуан Дунфа, Юйюэ сяньшэн ("учитель из Юйюэ"). 1213, Цыци (совр. пров. Чжэцзян),- 1280. Философ-неоконфуцианец, сторонник "учения о принципе" (ли сюэ). Учился у Ван Вэньгуаня, ученика Чжу Си в третьем поколении.
  • ТАН ЧЖЭНЬ

    Датао, второе имя - Чжувань, прозв. Путин. 1630, Дачжоу (совр. назв. г. Дасянь пров. Сычуань),- 1704. Философ-неоконфуцианец. Служил нач-ком уезда Чжанцзысянь (территория совр. пров. Шаньси). Последовательный
  • ЧЖЭНЬ ЖУ

    Санскр. татхата, бхутататхата: "таковость", "истинная таковость", "истинная сущность", "истинная природа", "истинная реальность". Термин буддизма махаяны (да чэн). Возник в рамках философии мадхьямики (