ЧЖЭНЬ ЖУ
ЧЖЭНЬ ЖУ
Санскр. татхата, бхутататхата: "таковость", "истинная таковость", "истинная сущность", "истинная природа", "истинная реальность". Термин буддизма махаяны (да чэн). Возник в рамках философии мадхьямики (см. Саньлунь школа) для обозначения принципиально непредставимой, неописываемой и безатрибутной реальности в ее объективном, внерефлективном бытии, к-рая отождествляется ре-лиг, учением буддизма с абс. "телом Будды", "телом Закона" (санскр. дхармакайя, кит. фа шэнь). Ч.ж. не противопоставляется феноменальному бытию (сансара, луньхуэй) онтологически, как некая иная, более совершенная сущность. Исходя из доктрины тождества сансары и нирваны (см. Непань), мадхъямика декларирует лишь эпистемологич. противопоставление: сансара, взятая "сама по себе", вне преломляющей реальность рефлексии, и является "истинно реальным". В текстах, отражающих синтез мадхьямики и виджнянавады (см. Вэйши школа), под Ч.ж. понимается "абс. сознание" как изначально просветленное и совершенное начало ("природа будды" - фо син, "истинное сознание" - чжэнь ши). В этом значении понятие Ч.ж. оказалось исключительно важным для формирования концепции "единого сознания [будды]" (и синь) как абсолюта в рамках учения буд. Хуаянь школы. **Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 196 - 200; Миги T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. L., 1955. P. 228 - 235. E.A. Торчинов