19.1.1724, Сюнин, пров. Аньхой - 1.7.1777, Пекин), кит. философ-материалист периода Цин (1644-1911). Крупный ученый, занимался астрономией, математикой, историей, географией, лингвистикой. Автор или редактор ок. 50 соч., 35 из к-рых опубликованы u дошли до нас.
Как философ Д. Ч. возглавлял одну из двух группировок в течении, именуемом «Хань сюе» - букв, «учение периода Хань» (3 в. до н. э.- 3 в. н. э.), или «Цянь- Цзя сюепай» - «филос. школа периода правлений Цяньлуна и Цзяцина» (1736-1820). Течение это возникло в 17 в. и приобрело популярность в 18 в. Оно провозгласило возврат к изучению конфуцианских классиков в редакция периода Хань (отсюда назв.), однако с учетом не только текстологич., но и историч., астрономич., математич., географич. проблем, н было направлено против сунского неоконфуцианства с его отвлеченными рассуждениями. Д. Ч., в частности, отвергал идеалистич. трактовку неоконфуцианцами лизакона как высшего начала, ниспосланного небом и предшествующего вещам: ли, по Д. Ч. - это естественный и необходимый закон, порядок всех вещей и явлений, существующий в них самих, в материальных частицах ци, познаваемый путем анализа их мельчайших деталей. Ли находится также в чувствах и желаниях, поэтому их нельзя отбрасывать, подавлять или считать чемто негативным, как полагали неоконфуцианцы; источником зла в человеке является лишь извращение чувств - эгоизм, пристрастие, обман. Космологич. построения Д. Ч. базировались на понятиях ци и дао - движения и изменения ци, приводящих к беспрерывному возникновению жизни. Сущностью дао являются космич. силы инь и ян и пять движущих начал (у-син); дао это также ци, к-рое не обрело еще формы и материального содержания. Ци, обладающее данными атрибутами - это вещь.
Д. Ч. был одним из составителей библиотеки «Сы Ку цюань шу» («Полное собрание книг по всем четырем
разделам»).