«Превратить инстинктивное чувство в обдуманный критерий»: Анненский и Уайльд о методах литературной
Чернаков И. Э.
В статье отмечается воздействие Оскара Уайльда на русскую литературную критику начала XX века, а также сопоставляются первая «Книга отражений» Анненского и статьи английского автораThe author of the article marks Oscar Wilde's inf
Чувство негодования в моральном опыте (А. Смит против Д. Юма)
Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье анализируется реакция Д. Юма и А. Смита на теоретическую проблему, порожденную фундаментальной ролью чувства негодования для той части живого морального опыта, которая сосредоточена вокруг добродетели справедливости.
Живое чувство инобытия. Мировоззренческий путь Н. И. Пирогова
Тюриков Александр Дмитриевич
В конце жизни великий русский хирург, педагог, общественный деятель Н. И. Пирогов начал вести дневник и вносить в него интересные и неожиданные записи.
Чувство и вера в “Vorrede, zugleich Einleitung. . . ” Ф. Г. Якоби
Лызлов Алексей Васильевич
Дан анализ понимания чувства и веры в поздней работе Ф. Г. Якоби «Предисловие, одновременно Введение в собрание философских сочинений автора». Показано единство трактовки веры в указанной работе Ф. Г.
Моральное чувство как основание познания в сфере морали
Шамис Дарья Алексеевна
Исследуется роль морального чувства в процессе познания. Поскольку знание в области морали с первого взгляда представляется наиболее проблематичным, мы начинаем именно с него.
Отчуждение от себя: блуд, опустошающий нравственное чувство
Мухина Валерия, Хвостов Андрей
В статье анализируется блуд как телесная, душевная и духовная распущенность. Показано, что истребление плотских вожделений насаждает духовные желания, что блуд произрастает из телесной природы человека.
В статье рассматривается феномен своеобразного «расщепления» наследия Посидония Апамейского, которое характерно и для его эллинистических последователей, и для современной историографической традиции.
Философское рассмотрение понятия «Нравственное чувство»
Литвякова Лариса Александровна
В данной статье раскрыто содержание нравственного чувства в философском аспекте, рассмотрено его происхождение, приведены мнения ученых по данной проблеме, делаются краткие выводы по определению самого понятия “нравственное чувств
нормальный человек, несмотря на то, что знает о том, что смертен, чувствует себя (и соответствующим образом живет) бессмертным, так как весь его жизненный опыт показывает, что сколько он себя помнит,
(Sensus Deitatis, Sensus Divinitatis). Выражение, к-рое использовал Кальвин, чтобы описать врожденное знание человека о Боге. Кальвин полагал, что БогТворец раскрыл себя универсальным образом и во вселенной, и в че
очень интересная вещь, которой заменяют некоторые другие понятия, потерявшие актуальность из-за разоблачения их пустоты: свобода, право и т.п., например: "Люди рождаются свободными и равными" - в это
не посредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая худож. творчество, и
первое чувство: превращает социальное окружение в сурового судью, больному кажется, что его все осуждают. Чувство несправедливости отличается от чувства вины неприятием мнимого приговора окружа
одно из основных чувств, присущих живому: растению, животному и человеку, позволяющее преодолеть агрессию жизни индивидуума и выйти на уровень более крупной системы семьи, рода, биоценоза и т.п., за
ощущение (обоснованное или необоснованное) зависимости от ближнего в физическом, духовном или моральном отношении; часто оно является следствием перенесенных унижений. В качестве противовеса жи
(древ.‑рус. новыи – вновь устроенный, вновь созданный) – переживание, позволяющее личности своевременно подмечать любое изменение ситуации, только что появившееся, видеть непривычное в привычно
ощущение, являющееся следствием общего телесно-душевного состояния человека: голода и жажды, усталости, удовольствия, подавленности и т.п. По В. Вундту, общее чувство - это "тотальное чувство, в кото
ложный страх перед окружением, не обоснованный объективной ситуацией, а вытекающий лишь из внутренней установки индивида. Сюда относятся появления бредовой проекции фрейдовского уравнения: "Я не
способность к непосредственной правильной оценке времени. У человека оно является результатом непрерывного, мучительного для человека вытеснения времени в подсознательное, тогда как у животных
в обычном словоупотреблении способность подмечать в явлениях комические стороны, эмоционально откликаясь на них. Неразрывно связано с умением обнаруживать противоречия в окружении – например,
понятие, введенное в философии развивающейся гармонии для обозначения определенного религиозно-эстетического феномена. Это переживание имеет эстетический характер, ибо в нем в эмоционально-сим
основная установка, способствующая реализации идеала развивающейся гармонии в человеческом поведении. Речь идет не о чем-то рационально измеримом, но о переживании, ориентирующем на нахождение о