ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Найдено 1 определение
ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
не посредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая худож. творчество, и сопутствующее им в качестве активного энергетического основания. Как только это переживание утрачивается, эстетическое отношение человека к действительности гаснет либо переходит в план рефлективного суждения. В Ч. э. в снятом виде представлен весь духовный мир человека, его индивидуальность и социальный опыт. Оно всегда имеет избирательно-оценочный характер. Несмотря на амбивалентность Ч. э. (нравится — не нравится), в нем всегда преобладает положительная эмоция, даже в отношении к ужасному и безобразному. Превалирование же негативного эмоционального тона гасит его. Ч. э. присущ предметно-ситуационный характер. Оно всегда направлено на предмет и эстетически воспроизводит его и воображении как образ желаемой действительности. В глубине и интенсивности эстетического переживания и творческой работе воображения, «достраивающего» ситуацию до желаемой, находит проявление описанный Выготским закон двойного выражения Ч. э., когда Ч. перетекает в план воображения, а воображение индуцирует его. Ч. э. может иметь различную степень осознанности: может быть и бессознательным, и рефлектирующим, возвышаясь до развернутого суждения вкуса (Суждение эстетическое). Будучи эмоциональным планом эстетического отношения и развиваясь синхронно с ним, Ч. э. имеет и собственную доминанту развития. Оно начинается с предварительной эмоции, непроизвольной эстетической реакции («ах!», «вдруг!»), к-рая выводит сознание человека за пределы обыденности и включает его в эстетическое отношение. На его базе формируется устойчивое, положительно окрашенное чувство радости, духовного комфорта. Своей кульминации Ч. э. достигает в катарсисе. Обладая врожденными предпосылками и будучи субъектным, Ч. э. социально обусловлено. Оно продукт как целенаправленного, так и непреднамеренного эстетического воспитания. Отсюда отмеченная Кантом его всеобщность: то, что нравится мне, является предметом всеобщего удовольствия. Социальная детерминированность Ч. э. определяет и его историчность: для каждой исторической эпохи характерен свой исторический тип Ч. э., находящий выражение в т. ч. и в иск-ве (слезливый сентиментализм, героически-иронический романтизм, рефлективный реализм и т. п.). Устойчивость и социальная значимость Ч. э. закрепляется в эстетической потребности, к-рая, сформировавшись, находит выход в различные виды деятельности и отношения человека к действительности. В этом смысле Луначарский говорил, что «эстетическое чувство — это чувство наслаждения жизнью».

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
1.37 мб

Первоначала эстетического чувства и искусства

Прозерский Вадим Викторович
В статье автором поставлен вопрос, можно ли говорить об эстетическом чувстве у человека архаической культуры, начиная с верхнего палеолита. Ведется полемика с теми исследователями, которые это отрицают.
Читать PDF
224.90 кб

Эстетическое чувство как естественная основа социальной личности

Бондарева Алла Ивановна
В статье исследуются психофизиологические и социальные истоки развития эстетического чувства в связи со способностью социальной личности в условиях противоречий окружающего мира развивать в себе гармоничные основы духовности и тво
Читать PDF
207.51 кб

Разделение чувственного — эстетическая феноменология Ж. Рансьера

Шестакова Марина Анатольевна
Концепция разделения чувственного Ж. Рансьера рассматривает эстетику и политику как равнозначные виды деятельности, смысл которых сводится к реконфигурации чувственного опыта. Такой подход является феноменологическим.
Читать PDF
65.41 кб

Эстетический парадокс: преодоление чувственности в искусстве Византии

Черкас Ольга Владимировна
Эта статья представляет собой попытку понять парадокс эстетики аскетизма на примере византийского искусства. Такого рода эстетика получила название «интериорная», внутренняя.
Читать PDF
146.09 кб

Теоретические аспекты диагностики развития эстетических чувств младших подростков

Парамонова А. Е.
В статье раскрывается актуальность развития эстетических чувств в младшем подростковом возрасте, представлена структура эстетических чувств, теоретически обосновывается необходимость выбора показателей и критериев развития эстетич