Чувство, Эмоция

Найдено 1 определение
Чувство, Эмоция
(Emotion). Хрис тиане поразному оценивают человеческие чувства. Некрые видят в них чудесный дар Божий и отблеск божественной природы, вносящий разнообразие в наше личное существование. Другие считают их серьезной проблемой, осложняющей человеческую жизнь, и даже следствием грехопадения. В последние годы это двойственное отношение усилилось под влиянием современной психологии. Современная психология придает чрезмерное значение чувствам; некрые психологи даже советуют ориентироваться на них в поведении. "Группы, культивирующие чувствительность ", поощряют свободное выражение чувств. Многим христианам претит эта культура повышенной эмоциональности.
Правильный взгляд на роль чувств нужно искать в библейском рассказе о сотворении мира. Бог сотворил человека по своему образу и сказал, что творение Его хорошо. Сфера чувств и эмоций  часть творения, а не следствие грехопадения. Это ясно уже из того, что Ева предвкушает удовольствие от плода с дерева познания добра и зла (Быт 3:6).
Но если Создатель наделил человека чувствами и сотворил его по своему образу, значит, и Ему самому свойственны чувства. Библия ясно говорит нам об этом. Бог может испытывать скорбь (Быт 6:56), гнев (Втор 13:17), удовольствие (Пс 149:4) и другие чувства. Особенно отчетливо это видно в жизни Христа. Евангелисты рассказывают, что Иисус испытывал гнев (Ин 2:1422; Мк 3:15; Мф 23), страх (Мф 26:3839), скорбь(Ин 11:35), печаль(Лк 19:4142), радость (Ин 15:11), сострадание (Мк 1:41) и любовь (Ин 14:31). Чувства Христа были такими сильными, что Его назвали мужем скорбей.
Описание эмоциональных состояний занимает огромное место в Св. Писании. Оно не только говорит о чувствах, но и взывает к ним. Вся Библия  это литература чувств и переживаний, края воздействует не только на разум, но и на чувства, и тем самым утверждает их.
Однако утверждение наших чувств еще не отвечает на вопрос об их роли в структуре личности. Бог наделил нас чувствами, поскольку они присущи Ему, а Он хотел сотворить нас по своему образу и подобию. Но как нам следует реагировать на наши чувства? Могут ли они служить ориентиром в поведении?
Чтобы ответить на эти трудные вопросы, мы должны прежде всего понять, что наши чувства несут отпечаток грехопадения. Выражение чувств может быть греховным  так, ап. Павел предостерегает нас против гнева (Еф 4:26). Впрочем, пример Христа показывает, что гнев может быть праведным (Мк 3:5). Очевидно, выражение чувства может быть угодно или неугодно Богу.
Поэтому некрые христиане стремятся подавить свои чувства. Они понимают, что не в силах контролировать их, но могут контролировать их внешнее выражение. Вместо того чтобы усложнять жизнь, выбирая между правильной и неправильной реакцией, они упрощают ее, стремясь свести на нет внешнее выражение чувств. Однако такое обуздание чувств не только ведет ко многим психологическим конфликтам, но и считается греховным, поскольку оно противоречит Божьему замыслу. Чувства даны нам для того, чтобы активизировать нашу жизненную энергию, и были задуманы Богом как катализатор действия. Изза грехопадения они стали плохим ориентиром поведения, поэтому мы не можем "полагаться на чувства"; но мы должны им доверять. Правильная реакция возможна лишь при полном осознании наших чувств.
Христианство  единственная религия, края отводит эмоциональной жизни человека подобающее ей место. В отличие от стоиков, крые считали чувства иррациональной стихией, и эпикурейцев, неохотно признававших неизбежность чувств, Иисус реалистично смотрит на роль чувств в человеческой жизни и предлагает нам принципы их выражения. Человек ощущает полноту и богатство жизни, когда его чувства становятся действенным средством общения с миром, другими людьми и с Богом. Поэтому христиане должны благодарить Бога за данные им чувства и не препятствовать тому, чтобы они проявлялись в соответствии с Божьим замыслом.
D.G.BHNNER(nep.A.K) Библиография: В. В. Warfield, "The Emotional Life of Our Lord", in The Person and Work of Christ; J. E. Pedersen, "Some Thoughts on a Biblical View of Anger", JPT 2:21015; J.E.Eccles, The Human Psyche; E. Lutzer, Managing Your Emotions.

Источник: Теологический энциклопедический словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
208.64 кб

Чувственно-эмоциональные истоки философии

Тюгашев Е.А.
В статье критически рассмотрены плюралистические концепции чувственно-эмоциональных истоков философии (В. А. Кувакин, В. Татаркевич, М. Эпштейн).
Читать PDF
677.07 кб

«Чувства» и «Эмоции» как социологические категории

Ильин Владимир Иванович
Понятия «чувства» и «эмоции» занимают центральное место в системе категорий социологии эмоций. Они сформировались в контексте психологии и приспособлены для решения ее специфических задач, адекватны ее предмету.
Читать PDF
258.54 кб

О значимости чувственно-эмоционального начала в научном познании

Волков Алексей Владимирович
Статья отражает одну из центральных тенденций современной эпистемологии – выявление человеческого измерения научного познания.
Читать PDF
727.76 кб

Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы

Самылова Ольга Анатольевна
В статье рассматривается эмоциональный компонент нравственной сферы юношеского возраста, который в дальнейшем послужит основой эмоциональной жизни молодых людей и станет фундаментом эмоциональности в зрелом возрасте.
Читать PDF
456.95 кб

Подлинность и обманы чувств: Ясперс о феноменологии эмоционального мира

Голиков Кирилл Сергеевич
Статья посвящена феномену чувств как глубинному фундаменту человеческой экзистенции. Уделяется внимание выявлению противоречивой природы и замысловатых комбинаций этих изначальных и уникальных волнений души.
Читать PDF
323.15 кб

Эмоционально-чувственные характеристики аттракции в дружеских отношениях

Грива Ольга Викторовна
Статья посвящена вопросам психологии межличностного восприятия друга (подруги) в эмоционально близких отношениях.
Читать PDF
362.55 кб

«Чувство места» в Сибири: эмоциональный компонент сибирской идентичности

Головнева Елена Валентиновна
В статье в философско-культурологическом ракурсе рассматривается формирование и функционирование эмоционального компонента в структуре сибирской региональной идентичности.
Читать PDF
246.91 кб

Эмоционально-чувственная область детской жизни в сознании К. Д. Бальмонта

Дворяшина Нина Алексеевна
В статье рассматривается осмысление К.Д. Бальмонтом одного из актуальных для русской литературы Серебряного века вопросов, связанных с глубинными интуициями Эроса.
Читать PDF
980.09 кб

Сравнительный анализ концептов «Эмоция», «Чувство», «Переживание» у студентов

Левченко Елена Васильевна, Федосина Светлана Сергеевна
Концепт рассматривается как сложное когнитивное образование, включающее в себя два компонента: понятийный компонент, представленный в виде дефиниции, и образный компонент, основу которого составляет прототип.
Читать PDF
276.16 кб

Развитие эмоционально-чувственной сферы старшеклассников как педагогическая проблема

Сергеева Ольга Александровна
Процесс формирования социально значимых черт личности невозможен без эмоциональной составляющей. При этом особое значение приобретает умение управлять собственными эмоциями.
Читать PDF
1.14 мб

Чувство страха как эмоциональный компонент интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики

Черняновская Т. В.
Читать PDF
304.50 кб

Теория нравственного чувства Д. Юма и современные представления об эмоциях в психологии морали

Абрамова А. В.
Предлагается юмовское видение логики эмоций с позиции соотнесения его идей с современными представлениями о рациональности эмоций. В этой связи оригинальность подхода Д.
Читать PDF
133.23 кб

Воздействие цвета на организм человека как основа развития у детей эмоционально-чувственной сферы

Ческидова Ирина Борисовна
Рассматривается воздействие цвета на организм человека через зрительные, слуховые, тактильные ощущения и эмоциональная реакция организма на ощущение цвета.
Читать PDF
363.24 кб

Рациональные и эмоционально-чувственные основания реализации косметических практик трансформации тел

Пронькина Анна Владимировна
Объектом анализа настоящей статьи является специфика реализации косметических практик трансформации тела в условиях современности, а предметом их рациональные и эмоционально-чувственные основания.
Читать PDF
377.41 кб

«. . . для дитяти чувствование всегда могущественнее идеи» (объективация эмоционального мира ребенка

Олейникова Юлия Александровна
Рассматриваются эмоциональный мир ребенка в соотношении с внутренним миром взрослых и вследствие этого функционирование положительных и отрицательных эмоций в индивидуальном проявлении.