Богородица
Богородица
Богоматерь, Дева Мария – мать Иисуса Христа. Дочь Иоакима и Анны. Жена Иосифа. Наиболее трепетный и всеобъемлющий образ христианства. Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых нами из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют несомненную печать глубокой древности и во всяком случае отражают веру христианского общества с древних времен.
Источник: Православный церковный словарь.
БОГОРОДИЦА
так в христианстве называют Деву Марию, родившую Иисуса Христа от Духа Святого. Почитается с начала V в., когда официальные церковные инстанции, вопреки мнению части богословов, считавших Христа человеком и соответственно его мать «человекородицей», все-таки признали Богородицу. В католическом учении о Богородице (Мадонне) есть ряд догматов, не принятых православием: о ее рождении от Духа Святого, о телесном вознесении на небо после смерти и о признании ее Матерью церкви. Протестанты культ Богородицы отвергли.
БОГОРОДИЦА
в христ-ве - богиня-мать, дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая его в результате непорочного зачатия во исполнение «божеств, плана» спасения человечества. Культ богородицы сложился под влиянием языч. культов богинь плодородия, матерей «божеств, младенцев», таких, как егип. Исида, вавилон. Иштар, финик. Астарта и др. Он был тесно связан с представлениями об умирающем и воскресающем божестве. В христ-ве долгое время велись споры между богословами, следует ли считать деву Марию богородицей. Дева Мария была объявлена христ. богословами «пречистой», «вечной девственницей» (вопреки упоминанию в Новом завете о братьях Христа). На вселенском соборе 431 дева Мария была официально признана богородицей. В католицизме, где культ богородицы (мадонны) наиболее популярен, были провозглашены отсутствующие в православии догматы: в 1854 - о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной, в 1950 - о телесном вознесении богородицы после ее смерти на небо, в 1964 папа Павел VI провозгласил богородицу «матерью церкви». Культ богородицы получил широкое распространение среди верующих, т. к. оказался более понятным широким массам, чем абстрактная троица. Богородица всегда рекламировалась церковью как «заступница» перед богом, особенно хорошо знающая нужды людей, в первую очередь женщин. В России, кроме того, богородица считалась покровительницей земледельцев, что в значит, степени способствовало ее популярности среди верующих.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
БОГОРОДИЦА
(греч. theotokos, theometer; лат. maier dei) - богиня-мать; у христиан - дева Мария, мать Иисуса Христа. В древности культ богородицы был широко распространен у мн. ближневост. народов, особенно занимавшихся земледелием. К числу богородиц принадлежали егип. Исида, вавилонская Иштар, финикийская Астарта и малоазийская Кибела. Близка им и греч. Деметра. Культ богини-матери был тесно связан с кругом представлений об умирающем и воскресающем божестве. В их общей основе лежали наблюдения над сменой времен года и сезонами с.-х. работ. Неслучайно перечисленные богородицы считались одновременно и божествами плодородия.
В христианстве культ богородицы сложился под явным влиянием аналогичных «языч.» культов. Эволюция христ. представлений о богородице шла параллельно развитию мифа о «богочеловеке» Христе. В древнейшем христ. соч. «Откровении Иоанна» фигурирует мать Агнца, изображенная еще чисто космич. существом. Она - «жена, облечённая в солнце; под ногами ее луна, а на главе ее венец из двенадцати звезд» (12,1), она улетает на орлиных крыльях от Змия и скрывается долгое время в пустыне. По мере разработки мифа о воплощении божества в человека и далее в ходе борьбы церкви с «ересями» образ богородицы приобретал все больше человеч. черт. Процесс включения мнимоистор. подробностей в «биографию» богородицы легко прослеживается при сопоставлении, напр., гл. 1 «Евангелия от Луки» с соответств. местами двух других, более ранних синоптич. евангелий. У Луки подробно изложена беседа архангела Гавриила с Марией («благовещение»), описано 4-мес. пребывание ее у Елизаветы и т. д., чего нет в др. евангелиях. Еванг. рассказ о «непорочном зачатии» Марией Иисуса Христа находит много аналогий в значительно более раннем мифе о зачатии Будды девой Майей. Раннехрист. изображения богоматери с младенцем весьма похожи на изображения Исиды с Гором и Майи с Буддой. Офиц. церк. признание девы Марии богородицей состоялось только на 3-м вселенском соборе (Эфес, 431). Культ богородицы, именуемой также приснодевой, пречистой, весьма широко распространен во всех направлениях христианства. «Св. семейство» (Христос, Мария, Иосиф) оказалось более понятным массам верующих, чем абстрактная «троица» (бог-отец, бог-сын, богдух), и в нар. верованиях оно, особенно в период средневековья, во многом вытеснило «троицу». Богородица, практически рассматривавшаяся верующими как женская ипостась почитаемого ими божества, воспринималась ими как всеобщая «заступница» и «подательница благ» (в верованиях крестьян - как «подательница» плодородия, урожая; в народе бытовало множество примет и обычаев, связанных с подобным истолкованием богородицы и восходящих к древним «языч.» культам). Церковь - в католицизме так же, как и в православии, - занимала и занимает двойств. позицию в отношении этих верований; во многом она их принимает: богородица признана телесно вознесенной на небо «заступницей» людей перед богом-отцом и Христом, установлено много религ. праздников в честь нее и ее «чудотворных» икон, ей возносятся молитвы, ее образ провозглашается идеалом религиозности и «кроткого смирения». Вместе с тем церковь, правда, осторожно, выступает против откровенного «обоготворения» богоматери, т. к. это расходится с догматом о «троице». В частности, правосл. церковники порицают католич. церковь за допущение ею «излишеств» в культе богородицы, именуемой на Западе мадонной (итальянск. madonna, от mia donna - «моя госпожа»; франц. notre dame - «наша госпожа»). Правосл. церковь отвергает догмат о «непорочном зачатии» Марии Анной, провозглашенный Пием IX в 1854, и утверждает, что Мария вместе с др. людьми несла «бремя первородного греха». В протестантизме при его зарождении как бурж. религии культ богородицы подвергался значит. критике, однако и здесь он находит выражение в особых праздниках, молитвах и т. п. Культ богородиц получил развитие также в христ. сектантстве, где в форме признания «богородицами» (или «христами») руководителей общин проявилась тенденция к обожествлению лиц, возглавляющих секты.
В христианстве культ богородицы сложился под явным влиянием аналогичных «языч.» культов. Эволюция христ. представлений о богородице шла параллельно развитию мифа о «богочеловеке» Христе. В древнейшем христ. соч. «Откровении Иоанна» фигурирует мать Агнца, изображенная еще чисто космич. существом. Она - «жена, облечённая в солнце; под ногами ее луна, а на главе ее венец из двенадцати звезд» (12,1), она улетает на орлиных крыльях от Змия и скрывается долгое время в пустыне. По мере разработки мифа о воплощении божества в человека и далее в ходе борьбы церкви с «ересями» образ богородицы приобретал все больше человеч. черт. Процесс включения мнимоистор. подробностей в «биографию» богородицы легко прослеживается при сопоставлении, напр., гл. 1 «Евангелия от Луки» с соответств. местами двух других, более ранних синоптич. евангелий. У Луки подробно изложена беседа архангела Гавриила с Марией («благовещение»), описано 4-мес. пребывание ее у Елизаветы и т. д., чего нет в др. евангелиях. Еванг. рассказ о «непорочном зачатии» Марией Иисуса Христа находит много аналогий в значительно более раннем мифе о зачатии Будды девой Майей. Раннехрист. изображения богоматери с младенцем весьма похожи на изображения Исиды с Гором и Майи с Буддой. Офиц. церк. признание девы Марии богородицей состоялось только на 3-м вселенском соборе (Эфес, 431). Культ богородицы, именуемой также приснодевой, пречистой, весьма широко распространен во всех направлениях христианства. «Св. семейство» (Христос, Мария, Иосиф) оказалось более понятным массам верующих, чем абстрактная «троица» (бог-отец, бог-сын, богдух), и в нар. верованиях оно, особенно в период средневековья, во многом вытеснило «троицу». Богородица, практически рассматривавшаяся верующими как женская ипостась почитаемого ими божества, воспринималась ими как всеобщая «заступница» и «подательница благ» (в верованиях крестьян - как «подательница» плодородия, урожая; в народе бытовало множество примет и обычаев, связанных с подобным истолкованием богородицы и восходящих к древним «языч.» культам). Церковь - в католицизме так же, как и в православии, - занимала и занимает двойств. позицию в отношении этих верований; во многом она их принимает: богородица признана телесно вознесенной на небо «заступницей» людей перед богом-отцом и Христом, установлено много религ. праздников в честь нее и ее «чудотворных» икон, ей возносятся молитвы, ее образ провозглашается идеалом религиозности и «кроткого смирения». Вместе с тем церковь, правда, осторожно, выступает против откровенного «обоготворения» богоматери, т. к. это расходится с догматом о «троице». В частности, правосл. церковники порицают католич. церковь за допущение ею «излишеств» в культе богородицы, именуемой на Западе мадонной (итальянск. madonna, от mia donna - «моя госпожа»; франц. notre dame - «наша госпожа»). Правосл. церковь отвергает догмат о «непорочном зачатии» Марии Анной, провозглашенный Пием IX в 1854, и утверждает, что Мария вместе с др. людьми несла «бремя первородного греха». В протестантизме при его зарождении как бурж. религии культ богородицы подвергался значит. критике, однако и здесь он находит выражение в особых праздниках, молитвах и т. п. Культ богородиц получил развитие также в христ. сектантстве, где в форме признания «богородицами» (или «христами») руководителей общин проявилась тенденция к обожествлению лиц, возглавляющих секты.