Это один из двунадесятых праздников и первый, посвященный Божьей Матери, отмечается 21 сентября. Само это событие не описано в Евангелии. Основой для богослужебного порядка праздника служат апокрифические писания, согласно которым дева Мария родилась в Назарете. Ее праведные родители Иоаким и Анна достигли преклонного возраста, не имея детей. Иоаким был из рода царя Давида, а Анна из рода первосвященника Аарона. Бог услышал их молитвы, и у них родилась дочь, которую они уже заранее обещали посвятить Богу.
То, что события, связанные с рождением Марии, своей личной святостью заслужившей чести стать матерью Христа Мессии, не подтверждаются Св. Писанием, не имеет значения для смысла праздника. Даже если сами события и могут быть оспорены с исторической точки зрения, их Божественный смысл от этого не меняется. Этот праздник не только прославляет Марию и ее благочестивых родителей, но в то же время он символизирует начало приготовления мира к спасению, потому что Рождество Божественного Младенца приготовляется на земле через Приснодеву. Стихиры праздника полны ее восхвалений, читаются библейские отрывки, повествующие о единстве Бога с людьми, осуществленного в Божьей Матери наиполнейшим и совершеннейшим образом как духовно, так и физически. Мария называется “живым храмом Божиим” и отождествляется с “домом”, построенным для себя Божественной Премудростью. Апостольское чтение на литургии этого дня включает в себя знаменитый текст о пришествии Сына Божия, который “уничижил себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобно человека и по виду став как человек” (Флп. 2: 5 11), а евангельское чтение говорит о женщине из народа, которая прославляет Матерь Божью, а Господь отвечает ей, что не менее благословенны и все те, кто соблюдает Слово Божье и чтит Его самого. Поэтому в праздник Рождества Богородицы провозглашается и то, что каждый христианин может обрести благодать и великую милость, которая дана была людям, благодаря рождению Христа от Девы Марии.