РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
Рождество богородицы
двунадесятый праздник в православии, установленный в память рождения девы Марии, матери Иисуса Христа. Отмечается в сентябре. Сложился в первые века христианства. Для учреждения его использовано церк. предание о том, что у бездетных «благочестивых» Иоакима и Анны родилась дочь благодаря божественной милости. Время рождения и имя девочки были сообщены престарелым родителям ангелом. В действительности же миф о Р. б. является результатом длительной эволюции христ. представлений о богоматери. Нек-рые элементы его заимствованы из древних культов. Торжественные богослужения в Р. б. призваны внушить верующим надежду на божественную милость за послушание и покорность.
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
христ. праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается 8 (21) сентября. Его значение определяется той ролью, к-рая отводится церковью божьей матери, давшей человечеству «спасителя», Иисуса Христа. Праздник Р. б. сложился не ранее вт. пол. 5 в. Тогда же была составлена более или менее полная «биография» богородицы. Обосновывая божественность Марии, церковь утверждала, что она была зачата «по божьему обетованию». Католич. церковь в 1854 даже приняла догмат о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. Однако правосл. церковь этот догмат не признает. Праздник Р. б. всегда использовался христ. духовенством для внушения верующим мысли о том, что каждый из них должен стремиться идти путем «великих праведников», среди к-рых ведущее место занимает богородица. При этом учитывалась особая популярность богоматери у верующих женщин, считавших, что она является «молит-венницей» и «заступницей» за них перед богом. Эти идеи и составляют осн. содержание праздника.
Источник: Атеистический словарь
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
отмечаемый 8(21) сентября праздник рус. православия, относящийся к числу двунадесятых. Празднуя рождение матери Иисуса Христа, к-рому приписывается основание христ. религии, верующие тем самым подчеркивают, какая важная роль отведена богородице в осуществлении божеств, плана спасения человечества. Однако первые христиане не отмечали Р. б. Оно стало праздноваться лишь во вт. пол. 5 в., когда была составлена «биография» божьей матери, ибо в Новом завете содержатся очень скудные сведения о ее жизни. Католич. церковь в 1854 приняла догмат о «непорочном зачатии» девы Марии, подчеркивая тем самым ее божеств, сущность. Однако правосл. церкви этого догмата не признают, хотя и соглашаются с тем, что Мария была зачата «по божеств, обетованию». Р. б. всегда отмечалось широко, что объяснялось популярностью образа богородицы, особенно среди женщин. Церковь использовала это для пропаганды «праведного пути», к-рый якобы указала верующим богородица, непоколебимо верившая в бога и отмеченная им за свою праведность. Ныне в нашей стране Р. б. утратило былое значение. Однако в ряду др. правосл. праздников оно, как и прежде, занимает одно из ведущих мест.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7