РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Рождество богородицы
двунадесятый праздник в православии, установленный в память рождения девы Марии, матери Иисуса Христа. Отмечается в сентябре. Сложился в первые века христианства. Для учреждения его использовано церк. предание о том, что у бездетных «благочестивых» Иоакима и Анны родилась дочь благодаря божественной милости. Время рождения и имя девочки были сообщены престарелым родителям ангелом. В действительности же миф о Р. б. является результатом длительной эволюции христ. представлений о богоматери. Нек-рые элементы его заимствованы из древних культов. Торжественные богослужения в Р. б. призваны внушить верующим надежду на божественную милость за послушание и покорность.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
христ. праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается 8 (21) сентября. Его значение определяется той ролью, к-рая отводится церковью божьей матери, давшей человечеству «спасителя», Иисуса Христа. Праздник Р. б. сложился не ранее вт. пол. 5 в. Тогда же была составлена более или менее полная «биография» богородицы. Обосновывая божественность Марии, церковь утверждала, что она была зачата «по божьему обетованию». Католич. церковь в 1854 даже приняла догмат о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. Однако правосл. церковь этот догмат не признает. Праздник Р. б. всегда использовался христ. духовенством для внушения верующим мысли о том, что каждый из них должен стремиться идти путем «великих праведников», среди к-рых ведущее место занимает богородица. При этом учитывалась особая популярность богоматери у верующих женщин, считавших, что она является «молит-венницей» и «заступницей» за них перед богом. Эти идеи и составляют осн. содержание праздника.

Источник: Атеистический словарь

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
отмечаемый 8(21) сентября праздник рус. православия, относящийся к числу двунадесятых. Празднуя рождение матери Иисуса Христа, к-рому приписывается основание христ. религии, верующие тем самым подчеркивают, какая важная роль отведена богородице в осуществлении божеств, плана спасения человечества. Однако первые христиане не отмечали Р. б. Оно стало праздноваться лишь во вт. пол. 5 в., когда была составлена «биография» божьей матери, ибо в Новом завете содержатся очень скудные сведения о ее жизни. Католич. церковь в 1854 приняла догмат о «непорочном зачатии» девы Марии, подчеркивая тем самым ее божеств, сущность. Однако правосл. церкви этого догмата не признают, хотя и соглашаются с тем, что Мария была зачата «по божеств, обетованию». Р. б. всегда отмечалось широко, что объяснялось популярностью образа богородицы, особенно среди женщин. Церковь использовала это для пропаганды «праведного пути», к-рый якобы указала верующим богородица, непоколебимо верившая в бога и отмеченная им за свою праведность. Ныне в нашей стране Р. б. утратило былое значение. Однако в ряду др. правосл. праздников оно, как и прежде, занимает одно из ведущих мест.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
710.10 кб

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Астрахани

Савенкова Александра Игоревна
Данная статья посвящена анализу архитектуры утраченной астраханской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (17071722), отличительной чертой которой является применение элемента западно-европейской объёмно-пространственной композици
Читать PDF
427.30 кб

Церковь Рождества Богородицы в Городне и проблема датировки памятника

Салимов Алексей Маратович
Рождественская церковь села Городни является единственным из числа многочисленных храмов эпохи тверской независимости дожившим до наших дней.
Читать PDF
4.35 мб

Церковь Рождества Богородицы (Ильинская) в Тобольске: утраченное наследие

Данилов Петр Григорьевич, Турова Наталья Петровна
В статье на основе архивных данных, письменных и картографических источников рассматривается история строительства и развитие на протяжении XVII-XVIII вв. Успенского женского монастыря в городе Тобольске.
Читать PDF
10.53 мб

Прихожане и причт церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Кексгольме в XIX в.

Крипатова Ю. И.
Статья посвящена исследованию православной жизни в Кексгольме в XIX в.
Читать PDF
1.15 мб

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь как один из градообразующих факторов Задонска

Зарочинцева Ольга Владимировна
Zadonsk is a the unique city in the Lipetsk region with three active monasteries, from the XVIII century and to this day it is considered an important orthodox center of Russia («the Russian Jerusalem»).
Читать PDF
4.61 мб

Златые врата начала XIII В. Собора Рождества Богородицы в Суздале: особенности конструкции

Манукян А. М.
В статье анализируются особенности конструкции южных и западных дверей церкви Рождества Богородицы в Суздале. Можно выделить два главных течения в производстве храмовых дверей X-XIII вв.
Читать PDF
193.07 кб

Система росписи сводов храма Рождества Богородицы в поселке Некрасовское (нач. XVIII века)

Юрьева Татьяна Владимировна, Парфенова Людмила Геннадьевна
Читать PDF
316.34 кб

Царский и ктиторский портреты церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): к вопросу о датировке

Макарова Анна Львовна
При подробном изучении царских и ктиторских композиций неизбежно возникает вопрос об атрибуции отдельных фигур и их разновременности.
Читать PDF
361.07 кб

Стиль росписей основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании и их место в грузинской и виза

Макарова Анна Львовна
Стилистический анализ росписи основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании позволяет определить ее место в византийском искусстве XII в. Из грузинских памятников в этом столетии нам известны ансамбли 1-й трети XII в.
Читать PDF
4.35 мб

Нотный архив кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону: история формирован

Шадрина А.
Статья посвящена истории создания и анализу состава нотного архива кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, формировавшегося с конца 1940-х по 1960-е годы.
Читать PDF
17.34 мб

Скульптуры апостолов на фасаде храма Рождества Богородицы в селе Подмоклово в контексте культуры пет

Крюков Денис Витальевич
В статье представлена интерпретация скульптурного убранства Подмокловской церкви исходя из знаковой системы аристократической культуры времени правления Петра I, раскрывающая петровские преобразования не столько как разрыв с тради
Читать PDF
8.93 мб

Скульптуры апостолов на фасаде храма Рождества Богородицы в селе Подмоклово в контексте культуры пет

Крюков Денис Витальевич
В статье представлена интерпретация скульптурного убранства Подмокловской церкви исходя из знаковой системы аристократической культуры времени правления Петра I, раскрывающая петровские преобразования не столько как разрыв с тради

Похожие термины:

  • РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

    Это один из двунадесятых праздников и первый, посвященный Божьей Матери, отмечается 21 сентября. Само это событие не описано в Евангелии. Основой для богослужебного порядка праздника служат апокри
  • Рождество Богородицы (Пречистая)

    Двунадесятый праздник, 8 (21) сентября, установленный в память рождения Пресвятой Девы Марии. Событие, чествуемое в этот день, сохранилось только в церковном предании и представляется в таком виде. Р