УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
один из т. н. двунадесятых праздников в православии. Он отмечается 15(28) августа как день кончины божьей матери. В раннем христ-ве, когда не существовало законченной биографии богородицы, У. б. не праздновалось. Праздник возник не ранее 5 - 6 вв., после того как завершились богословск. споры о «божеств, сущности» божьей матери. Послед, период ее «земной жизни» описан в соч. «Об успении богородицы» - единств, источнике, на к-рый опирается церковь. Исходя из того, что описание кончины (успения) божьей матери очень схоже с древнесирийск. сказанием о смерти богини Кибелы, можно сделать вывод о том, что христ. сочинители опирались на него, создавая свою версию об У. б. Праздник У. б. на Руси слился с существовавшим ранее празднеством, к-рым отмечалось окончание жатвы хлебов. Широкое почитание богородицы как покровительницы земледельцев обеспечило У. б. популярность среди верующих.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
христ. праздник, к-рый относится в рус. православии к числу двунадесятых праздников. Отмечается 15 (28) августа как день памяти божьей матери, завершения ее жизн. пути. Церк. версия успения (кончины) богородицы сложилась не ранее вт. пол. 4 в. Еще в середине 4 в. христ. писатель Епифаний Кипрский отмечал, что нет никаких сведений о смерти Марии, «умерла ли она, или не умерла; погребена ли она, или не погребена». Позднее появляется соч. «Об успении богородицы», где описывается последний период ее жизни и кончина. Примечательно, что оно очень схоже с др.-смрийск. сказанием о смерти богини Кибелы. Это дает основание предположить, что христ. сочинители использовали данный источник. Сам же праздник У. б. возник не ранее 5—6 вв. На Руси он совпал по времени с народными праздниками в честь окончания жатвы хлебов. Ряд их элементов, напр. шествие со снопом, украшенным лентами, обычай хранить в амбарах последний сноп и др., вошел в ритуал праздника У. б. Популярность богородичных праздников, в т. ч. и У. б., объяснялась широким почитанием богородицы как «народной заступницы». В наст. вр., наряду с др. христ. праздниками, У. б. потеряло свое былое значение.
Источник: Атеистический словарь