УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
один из т. н. двунадесятых праздников в православии. Он отмечается 15(28) августа как день кончины божьей матери. В раннем христ-ве, когда не существовало законченной биографии богородицы, У. б. не праздновалось. Праздник возник не ранее 5 - 6 вв., после того как завершились богословск. споры о «божеств, сущности» божьей матери. Послед, период ее «земной жизни» описан в соч. «Об успении богородицы» - единств, источнике, на к-рый опирается церковь. Исходя из того, что описание кончины (успения) божьей матери очень схоже с древнесирийск. сказанием о смерти богини Кибелы, можно сделать вывод о том, что христ. сочинители опирались на него, создавая свою версию об У. б. Праздник У. б. на Руси слился с существовавшим ранее празднеством, к-рым отмечалось окончание жатвы хлебов. Широкое почитание богородицы как покровительницы земледельцев обеспечило У. б. популярность среди верующих.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
христ. праздник, к-рый относится в рус. православии к числу двунадесятых праздников. Отмечается 15 (28) августа как день памяти божьей матери, завершения ее жизн. пути. Церк. версия успения (кончины) богородицы сложилась не ранее вт. пол. 4 в. Еще в середине 4 в. христ. писатель Епифаний Кипрский отмечал, что нет никаких сведений о смерти Марии, «умерла ли она, или не умерла; погребена ли она, или не погребена». Позднее появляется соч. «Об успении богородицы», где описывается последний период ее жизни и кончина. Примечательно, что оно очень схоже с др.-смрийск. сказанием о смерти богини Кибелы. Это дает основание предположить, что христ. сочинители использовали данный источник. Сам же праздник У. б. возник не ранее 5—6 вв. На Руси он совпал по времени с народными праздниками в честь окончания жатвы хлебов. Ряд их элементов, напр. шествие со снопом, украшенным лентами, обычай хранить в амбарах последний сноп и др., вошел в ритуал праздника У. б. Популярность богородичных праздников, в т. ч. и У. б., объяснялась широким почитанием богородицы как «народной заступницы». В наст. вр., наряду с др. христ. праздниками, У. б. потеряло свое былое значение.

Источник: Атеистический словарь

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
186.55 кб

Проповедь на праздник Успения Пресвятой Богородицы

Янин Евгений Александрович
Читать PDF
96.91 кб

Две редакции стихиры Григория Цамблака на Успение Богородицы

Гусейнова З. М.
Создание известной стихиры-осмогласника Успению Пресвятой Богородицы «Днесь Владычица и Богородица» связывают с именем митрополита Григория Цамблака (1365-1420).
Читать PDF
264.12 кб

«Сказание об Успении Богородицы» как литературный памятник переходного периода

Шунков Александр Викторович
Статья посвящена исследованию литературной природы богослужебного сочинения, лично отредактированного царем Алексеем Михайловичем.
Читать PDF
180.67 кб

Судьба настоятелей Свияжского Успенского Богородицкого мужского монастыря при временном Правительств

Коровин Вячеслав Дмитриевич
Рассматривается история Свияжского Успенского Богородицкого монастыря в период революции 1917 г. и Гражданской войны и характер взаимоотношений с органами Советской власти и НКВД.
Читать PDF
21.91 мб

Археологические работы на территории церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино Забайкальск

Константинов Александр Васильевич
В статье освещены предварительные результаты археологических исследований территории прилегающей к Успенской церкви в с. Калинино (Монастырское) Нерчинского района Забайкальского края.
Читать PDF
329.82 кб

Успение Богородицы (Timna Muire; transitus Mariae). Перевод со среднеирландского, предисловие и комм

Иванов Сергей Валентинович
В статье приводится перевод со среднеирландского, предисловие и комментарии к тексту «Успения Богородицы».

Похожие термины:

  • Успение Пресвятой Богородицы

    Христианский праздник, последний в годичном круге великих праздников. Посвящен событию окончания земной жизни Пресвятой Богородицы. Празднуется он 15 (28) августа. В Православной Церкви это Богород