Благодать
Благодать
Необъяснимый, безусловный, незаслуженный дар. Единственной благодатью является реальная действительность, оберегающая нас и наполняющая чувством полноты бытия.
Источник: Философский словарь.
Благодать
христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому благодать можно также определить как силу Святого Духа, даруемую людям для обретения ими спасения во Христе.
Источник: Религиозные термины
Благодать
Богословское понятие; так называется божественная сила, даруемая от Бога человеку для спасения. Греховность всех людей как потомков Адама и неспособность их собственными силами загладить грех, примириться с Богом и совершить свое спасение, а вместе с этим и необходимость божественной благодати для спасения были с первых времен общепринятыми истинами в христианской церкви. Самое воплощение Бога-Слова всегда рассматривалось как домостроительство Божие к спасению человека: спасение падшему человеку дано Богом во Христе.
Источник: Православный церковный словарь.
БЛАГОДАТЬ
отношение Бога к падшему человеку, выражающееся в прощении ему грехов и помиловании, в его спасении; сила Божия, которой совершается спасение человека; нравственное начало в человеке, глубины которого питаются абсолютной, сверхчеловеческой божественной реальностью; богочеловеческая основа человеческого существования, без которой вообще нет нравственной жизни; пробуждение человеческой души, воспоминание о Божественном источнике жизни; дарованное Богом человеку высшее, абсолютное начало духовности и нравственности, благодаря которому человек возвышается над природой, не теряя при этом природной, телесной стороны своего существования; будучи выше естественного закона, не отменяет, но совершенствует его.
БЛАГОДАТЬ (милость)
бескорыстный дар, благосклонность как результат чистой благожелательности. В теологии — участие в божественной жизни. Теологическая проблема благодати заключена в вопросе: может ли она быть результатом внутреннего совершенствования, добродетельного поведения человека (католическая концепция) или же она совершенно не зависит от наших усилий, будучи чисто божественной помощью, на которую мы не оказываем никакого воздействия, наподобие судьбы (протестантская концепция, также концепция янсенизма). Вопрос, следовательно, в том, что же определяет действенность благодати: человеческое действие или божественный выбор. Благодать представляет собой единственное чудо в собственном смысле слова, ведь истинное чудо — это внутреннее чудо обращения (а не г внешние чудеса, которые могут лишь поразить воображение и всегда остаются довольно сомнительными).
Источник: Философский словарь
БЛАГОДАТЬ
греч. charisma, лат. gratia) — по религ. представлениям, особая божеств, сила, якобы ниспосылаемая человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения спасения в загробном мире. В христианстве западные отцы церкви считали Б. единств, условием спасения, а восточные -допускали наряду с Б. и свободу воли. Первая т. зр. была обоснована в 5 в. Августином Блаженным. Ей противостояло учение Пелагия. допускающее возможность спасения без помощи Б. Христианство приняло т. зр. Августина, но с признанием определенного участия в процессе спасения и человеч. воли. Католики и православные считают носителем и передатчиком Б. духовенство, чем обосновывается решающая роль иерархии церк. в процессе спасения. Протестанты признают возможность не-посредств. получения Б. любым верующим. Своим учением о Б. религия культивирует у своих приверженцев неверие в способность человека собств. силами добиться духовно-нравств. совершенства.
Источник: Атеистический словарь
Благодать
(греч. charisma) — в христ. вероучении — божественная милость, даруемая человеку. В древних христ. общинах под Б. чаще всего понимался «дар» чудотворения, пророчества и т. п. Впоследствии христианское вероучение стало рассматривать Б. как необходимое условие для «спасения». В период становления христианства между монахом Пелагием (360 – 418) и Августином Блаженным (354 – 430) происходила дискуссия о Б. Пелагий утверждал, что человек может достичь спасения своими силами без божьей помощи. Вселенский собор в Эфесе в 431 г. осудил пелагианство как ересь. По учению Августина, отдельный человек может достичь спасения только с божьей помощью, к-рая и есть Б.
Церковь приняла учение Августина о Б. в качестве истинного. Оно признается и совр. христианством. Православные богословы заявляют, что Б. дается верующим лишь через церковь и духовенство, к-рое якобы наделено особой Б. — священством. Это учение рассчитано прежде всего на упрочение положения духовенства.
Церковь приняла учение Августина о Б. в качестве истинного. Оно признается и совр. христианством. Православные богословы заявляют, что Б. дается верующим лишь через церковь и духовенство, к-рое якобы наделено особой Б. — священством. Это учение рассчитано прежде всего на упрочение положения духовенства.
БЛАГОДАТЬ
бескорыстный дар, благосклонность как результат чистой благожелательности. Очень важный вопрос, что определяет наступление и действенность благодати: человеческие качества или божественный выбор? Можно предположить, что глубины нравственного начала в человеке питаются абсолютной, сверхчеловеческой божественной реальностью. Не имеет формы нравственного закона, как, например, «категорический императив» И.Канта, который требует своего исполнения из уважения к самому закону, но без любви к Богу и внутренней жизни в нем. Благодать – это богочеловеческая основа человеческого существования, без которой вообще нет нравственной жизни; пробуждение человеческой души, воспоминание о Божественном источнике жизни; дарованное Богом человеку высшее, абсолютное начало духовности и нравственности, благодаря чему человек возвышается над природой, хотя и не теряет в себе физической, телесной стороны своего существования. Благодать выше естественного закона, не отменяет, но совершенствует его.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
БЛАГОДАТЬ
(греч. charisma, лат. gratia) - в христ. вероучении - ниспосылаемая людям свыше божеств, милость, сверхъестеств. содействие. В древнейших христ. общинах под Б. понимались преимущественно «дар» проповеди, «чудотворения», «пророчества» и т. п. и «осененными Б.» считались особенно экзальтир. проповедники. Со времени возникновения церкви учение о Б. стало одним из гл. пунктов вероучения и было детально разработано в богословии. Церковники учат, что без Б. человек, выдаваемый за существо «греховное» по своей природе, способен только на зло, а потому, мол, без Б. для человека нет «спасения» и «блаженства». При этом церковники объявляют, что Б. «подается» верующим гл. о. через церковь, духовенство (якобы наделенное особой Б. - «священством»), «таинства». Такое учение прямо рассчитано на то, чтобы поставить верующих в зависимость от церковников, освятить и упрочить положение духовенства. Призывая стремиться к получению «божеств. Б.», религ. проповедники прививают верующим фанатизм и мистику. Особенно активно используют представления о Б. сектантские проповедники. Представление о Б. как исходящей от духов или богов сверхъестеств. силе свойственно не только христианству, но и мн. др. религиям.
БЛАГОДАТЬ
(греч. charis, лат. gratia) - 1) Милость Божия к человеку, его любовь, не обусловленная заслугами человека. 2) У многих христианских философов благодать - исходящая от Бога жизненная сила или энергия, производящая любовь к добру и истине, к Богу и ближнему, делающая личность нравственно зрелой, вдохновляющая на поиск истины и на ответственность перед ней и за нее, содействующая ее обретению; благодать даруется Богом для постоянства в совершении добра и в верности истине. 3) По Августину, благодать непринудительным образом касается воли человека, чье сердце раскрылось к Богу, чтобы согласовать ее с волей Отца. Есть также благодать, которая просвещает разум человека, содействует тому, чтобы раскрывались его высшие познавательные способности. 4) У Бонавентуры "благодать есть основание воли", что не всеми принимается безоговорочно (см.: СВОБОДНАЯ ВОЛЯ И БЛАГОДАТЬ). 5) Н.Бердяев противопоставлял христианский Восток христианскому Западу по признаку их отношения к благодати - на Западе больше говорят об оправдании благодатью, тогда как на Востоке - о преображении человеческой природы и рождении новой твари. Однако, между Востоком и Западом больше общего, чем думал Бердяев. 6) Благодать - это "знание, что другие существуют" (С.Вайль). 7) Благодать безмерна, она означает, что "сама Жизнь Христа, Дух Божий поднимается в нас" (О.Клеман); ответом человека на благодать является доверие и вера. 8) В томизме: "Единственнай акт, выполненный в царстве благодати, является более ценным, недели все, что имеет место в порядке природы" (С.Свежавски). (См. также: ХАРИЗМА).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
БЛАГОДАТЬ
специфически христианский религиозный, в т. ч. богословский, термин, обозначающий действенное снисхождение Бога к человеку как тварному существу. Благодать есть «благой дар» милосердного Бога и в этом смысле тождественна проявлению Его любви к Своему творению. Первичная благодать—само дарование жизни. После грехопадения, т. е. актуального разрыва с Богом, следствием которого стала подверженность человека тлению и смерти, благодать означает спасающее действие Бога, цель которого—восстановить общение и единство человека со своим Творцом, что равнозначно понятию вечной жизни. В раннехристианском богословии благодатное воздействие Бога часто приписывалось Святому Духу—третьему Лицу Троицы (вплоть до отождествления благодати с Духом Божиим). В различных христианских конфессиях природа благодати понимается по-разному. В протестантизме она связана с представлением о спасительном оправдании грешника через веру во Христа и есть милосердное соучастие Бога в жизни человека, позволяющее последнему соблюдать заповеди Божий. Согласно католической доктрине, благодать—тварная (сотворенная Богом) сущность или энергия, посредстве» которой Бог воздействует на человека. Православная традиция рассматривает благодать как нетварную энергию, т. е. прямое действие Бога, которую теоретически отличают от Его сущности, всегда остающейся недоступной для человека. Результатом воздействия свободно принимаемой благодати, как синергии Бога и человека, является теоэис (обожение), когда достигается актуальное единство Творца и твари, и человек становится «причастником Божеского естества» (2 Пет 1:4) в его нетварных энергиях. Субъективные условия восприятия благодати человеком— это раскаяние в своих грехах и молитвенное обращение к Богу в ожидании его спасительного воздействия (в монашеском опыте—строгая аскетическая дисциплина, сопровождаемая усиленной, в пределе непрестанной, молитвой). Доступ к благодати объективно возможен через церковные таинства, прежде всего Евхаристию (причащение Телу и Крови Христа), в которых божественная энергия «воплощается» в посюстороннем веществе (вода крещения, масло миро- и елеопомазания, хлеб и вино Евхаристии). С церковной точки зрения (вопреки некоторым популярным представлениям) воздействие благодати на человека, будучи свободным действием личного Бога, не имеет магического характера и может быть действенным только в случае ее свободного и осознанного принятия. По своей сути благодать есть «общение в любви»-*-как между Богом и человеком, так и между людьми перед Лицом Бога. В традиционном представлений о благодати сочетается понимание ее одновременно как деяния и как силы. Свободный акт Бога, в конечном счете всегданаправленный на конкретную человеческую личность, воспринимается как ощутимый (даже на телесном уровне — т. наз. «мученическая благодать», т. е. переживание помощи от Бога в экстремальной ситуации, перед лицом смерти «за Христа») поток духовной энергии, сообщающий человеку новые способности, невозможные в обыденном опыте, и нейтрализующий психосоматические импульсы, отождествляемые с грехом (гнев, ненависть, сексуальная распущенность, гордыня и т. д.). Христианские мистики часто описывают пребывание в благодати как род опьянения, как духовный экстаз; другой аспект ее действия—гармонизация душевно-телесной жизни, достижение состояния внутреннего мира, переживание жизненной полноты и всеобъемлющей любви, в т. ч. к природе и даже к «падшим ангелам». С религиозной точки зрения благодать есть способ реального общения с Богом. Ее переживание имеет сверхпсихический (сверхъестественный, но не противоестественный) характер. Эффекты воздействия благодати, описываемые в христианской мистико-аскетической литературе, во многом подобны экстраординарному религиозному опыту других религий и мистических движений (в т. ч. неоплатонической школы). В то же время многие ортодоксально настроенные христиане склонны отрицать саму возможностьблагодатного присутствия Бога вне пределов Церкви, рассматривая внехристианский духовный опыт как самообман (по-славянски «прелесть»), т. е. как псевдодуховные состояния, сугубо психические переживания религиозного характера, лишь воспринимаемые как результат действия благодати Бога.
А. И. Кырлежев
А. И. Кырлежев
Источник: Новая философская энциклопедия
БЛАГОДАТЬ
понятие христианской этики, обозначающее незаслуженный дар Божий, включающий в себя все остальные дары, определяющий способность человеческой воли к воздержанию от зла и ее стремление к достижению блага и спасения в условиях грехопадения.
В Священном Писании Б. рассматривается как свойство и сила Божия, нисходящая к падшему человеку и выражающаяся в даровании ему спасения.
В Ветхом Завете Б. обозначается словами «hen», «hesed» и рядом других. «Нёп» передает значение милости вышестоящего, оказываемой по собственному благорасположению, ее свидетельство, запечатленное в помилованном, и ее привлекательность.
В Септуагинте и Новом Завете Б. передается словом х&рц, означающим эстетическое и нравственное благолепие и многообразие его проявления в дарах Б. (ср. Милосердие).
В Вульгате и схоластическом богословии Б. переводится словом gratia, что означает источник дара у дающего и ответное действие, рождаемое даром у получающего. Существенным признаком Б. является то, что она изливается на человека как дар Божий независимо от каких-либо заслуг со стороны самого человека в его вере в Иисуса Христа. Однако непременным условием спасения являются покаяние и вера, предполагающие свободную волю человека. Спасение понимается в целом как синергия: взаимодействие Б. как божественной энергии с энергией человеческой воли. При этом открытым остается вопрос о границах и степени свободы воли в ее непосредственном соотношении с Б. Само решение этой проблемы во многом определяется представлением о «глубине» грехопадения, о мере испорченности человеческой природы, оказывающих прямое влияние на способность человека собственными силами осуществлять благо. Так, согласно Августину, человек оказался столь подвержен греху, что без помощи божественной Б. его волеизъявление склоняется ко злу; без Б. человек не может пожелать блага. Отсюда, свобода воли выступает как призвание воли к благу, как желание Б. Взгляды Августина на роль Б. в спасении были признаны нормативными II Карфагенским (418) и II Оронтским (529) Соборами.
В позднее средневековье учение Августина о Б. развивали представители номиналистической школы Schola Augustiniana Moderna (напр., Григорий Риминийский и Уголино Орвиетский). Еще более радикальную позицию в этом вопросе занимал исторически связанный с Schola Augustiniana Moderna M. Лютер, исходивший из предпосылки крайней испорченности, слепоты и слабости человеческой природы и делавший вывод, что свободная воля без Божественной Б. ничуть не свободна, поскольку сама по себе она неспособна обратиться к добру. Иной взгляд на соотношение Б. и свободной воли возникает, если признать относительную роль грехопадения в плане свободного выбора человеком добра и зла. Это представление в целом связано с сотериологической концепцией Пелагия (см. Пелагианство). Позднее пелагианский взгляд на роль Б. в спасении был развит представителями номиналистической школы Via moderna (в лице таких ее представителей, как У.Оккам и Г.Биль).
В классическом виде данная позиция представлена в нравственной философии Эразма Роттердамского, утверждавшего, что «значение первородного греха чрезвычайно преувеличено». Пытаясь обосновать возможность свободы воли в ее непосредственной связи с Божественной Б., Эразм, следуя в целом схоластической традиции, вынужден расширить и границы самой Б., различая три ее вида: а) естественная Б., присущая всем созданиям Божиим по природе (influxus naturalis), понимаемая как «закон природы», глубоко высеченный в «сердцах всех людей», проявляющаяся, напр., в виде золотого правила, т.е. некая естественная склонность к добру (не способная, однако, привести к спасению, если к ней по вере не присоединится Б.); б) особая, или «творящая» Б. (gratia peculiaris), при помощи к-рой Бог по милосердию своему побуждает грешника к раскаянию, однако так, что не наполняет его при этом высшей Б., уничтожающей грех и делающей человека богоугодным; в) «со-творящая» Б. (gratia cooperans), возвращающая воле ее благую действенность и устремленность, восстанавливающая первоначальное непосредственное стремление человеческой воли к благу, ведущее к спасению. Данная т.з. оставляет возможность свободы воли в плане ее взаимодействия с Божественной Б.
В православном учении это соответствует двум видам Б.: 1) предваря ющая Б., даруемая независимо от достоинств и заслуг человека и доставляющая ему через Слово Божие знание об истине спасения; и 2) оправдывающая Б., заключающаяся во внутреннем очищении человека от грехов и в освящении его воли посредством таинств. Рус. православная традиция рассмотрения Б. берет свое начало в «Слове о законе и благодати» Илариона (11 в.).
В целом Иларион и последующая традиция рассматривают Б. в рамках оппозиции закон — Б. При этом исторически закон предшествует Б., а онтологически Б. — закону. Иларион сопоставляет закон и Б. также в аксиологическом плане. Ценность Б. неизмеримо превышает ценность закона.
В произведении Илариона Б. связывается с истиной и свободой. Истина онтологически и аксиологически эквивалентна Б. Свобода рассматривается как важнейший признак и условие существования и получения Б. Особенностью рус. православной традиции рассмотрения Б. является ее изначальная связанность с этикой через проблему свободы. Иларион воздерживается от теологических спекуляций, ограничиваясь указанием на источник и результат отличий жизни в законе или в Б. Источник жизни в законе — поврежденность человеческой природы вследствие грехопадения и ее неспособность к выстраиванию истинных отношений с Богом, определяющихся Б. Результат и обобщающая характеристика — нравственное рабство. Источник жизни в Б. — восстановленность человеческой природы Христом. Результат — духовная и нравственная свобода как принцип жизни. Путь от закона к Б., совпадающий с освобождением от нравственного рабства и обретением нравственной свободы, рассматривается как совершающееся в истории возрастание нравственного начала в человеке, имеющее своим источником Б. Идеи Илариона нашли отклик в рус. религиозной философии. Наиболее подробно проблема Б. разработана в работе Б.Н.Вышеславцева «Этика преображенного Эроса: Проблемы закона и благодати». Вышеславцев противопоставляет закон и Б. как две системы ценностей, два типа этики: этику закона и этику Б. Закон есть норма внешнего поведения: запрет, приказ, устрашение, бремя. Напротив, Б. есть освобождение, радость, блаженство, любовь. Этика закона порождает негативно-запретительную моральную программу. Этика Б. всецело позитивна и базируется на принципе свободы. Л и т.: Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987; Катанский А.Л. Учение о благодати Божьей в творениях древних св. Отцов и учителей церкви до блаженного Августина. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1902; Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986; Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994; Слово о Законе и Благодати Илариона. Киев.: Наукова думка, 1984; Эразм Роттердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. В.Н.Назаров, А.Е.Митько
В Священном Писании Б. рассматривается как свойство и сила Божия, нисходящая к падшему человеку и выражающаяся в даровании ему спасения.
В Ветхом Завете Б. обозначается словами «hen», «hesed» и рядом других. «Нёп» передает значение милости вышестоящего, оказываемой по собственному благорасположению, ее свидетельство, запечатленное в помилованном, и ее привлекательность.
В Септуагинте и Новом Завете Б. передается словом х&рц, означающим эстетическое и нравственное благолепие и многообразие его проявления в дарах Б. (ср. Милосердие).
В Вульгате и схоластическом богословии Б. переводится словом gratia, что означает источник дара у дающего и ответное действие, рождаемое даром у получающего. Существенным признаком Б. является то, что она изливается на человека как дар Божий независимо от каких-либо заслуг со стороны самого человека в его вере в Иисуса Христа. Однако непременным условием спасения являются покаяние и вера, предполагающие свободную волю человека. Спасение понимается в целом как синергия: взаимодействие Б. как божественной энергии с энергией человеческой воли. При этом открытым остается вопрос о границах и степени свободы воли в ее непосредственном соотношении с Б. Само решение этой проблемы во многом определяется представлением о «глубине» грехопадения, о мере испорченности человеческой природы, оказывающих прямое влияние на способность человека собственными силами осуществлять благо. Так, согласно Августину, человек оказался столь подвержен греху, что без помощи божественной Б. его волеизъявление склоняется ко злу; без Б. человек не может пожелать блага. Отсюда, свобода воли выступает как призвание воли к благу, как желание Б. Взгляды Августина на роль Б. в спасении были признаны нормативными II Карфагенским (418) и II Оронтским (529) Соборами.
В позднее средневековье учение Августина о Б. развивали представители номиналистической школы Schola Augustiniana Moderna (напр., Григорий Риминийский и Уголино Орвиетский). Еще более радикальную позицию в этом вопросе занимал исторически связанный с Schola Augustiniana Moderna M. Лютер, исходивший из предпосылки крайней испорченности, слепоты и слабости человеческой природы и делавший вывод, что свободная воля без Божественной Б. ничуть не свободна, поскольку сама по себе она неспособна обратиться к добру. Иной взгляд на соотношение Б. и свободной воли возникает, если признать относительную роль грехопадения в плане свободного выбора человеком добра и зла. Это представление в целом связано с сотериологической концепцией Пелагия (см. Пелагианство). Позднее пелагианский взгляд на роль Б. в спасении был развит представителями номиналистической школы Via moderna (в лице таких ее представителей, как У.Оккам и Г.Биль).
В классическом виде данная позиция представлена в нравственной философии Эразма Роттердамского, утверждавшего, что «значение первородного греха чрезвычайно преувеличено». Пытаясь обосновать возможность свободы воли в ее непосредственной связи с Божественной Б., Эразм, следуя в целом схоластической традиции, вынужден расширить и границы самой Б., различая три ее вида: а) естественная Б., присущая всем созданиям Божиим по природе (influxus naturalis), понимаемая как «закон природы», глубоко высеченный в «сердцах всех людей», проявляющаяся, напр., в виде золотого правила, т.е. некая естественная склонность к добру (не способная, однако, привести к спасению, если к ней по вере не присоединится Б.); б) особая, или «творящая» Б. (gratia peculiaris), при помощи к-рой Бог по милосердию своему побуждает грешника к раскаянию, однако так, что не наполняет его при этом высшей Б., уничтожающей грех и делающей человека богоугодным; в) «со-творящая» Б. (gratia cooperans), возвращающая воле ее благую действенность и устремленность, восстанавливающая первоначальное непосредственное стремление человеческой воли к благу, ведущее к спасению. Данная т.з. оставляет возможность свободы воли в плане ее взаимодействия с Божественной Б.
В православном учении это соответствует двум видам Б.: 1) предваря ющая Б., даруемая независимо от достоинств и заслуг человека и доставляющая ему через Слово Божие знание об истине спасения; и 2) оправдывающая Б., заключающаяся во внутреннем очищении человека от грехов и в освящении его воли посредством таинств. Рус. православная традиция рассмотрения Б. берет свое начало в «Слове о законе и благодати» Илариона (11 в.).
В целом Иларион и последующая традиция рассматривают Б. в рамках оппозиции закон — Б. При этом исторически закон предшествует Б., а онтологически Б. — закону. Иларион сопоставляет закон и Б. также в аксиологическом плане. Ценность Б. неизмеримо превышает ценность закона.
В произведении Илариона Б. связывается с истиной и свободой. Истина онтологически и аксиологически эквивалентна Б. Свобода рассматривается как важнейший признак и условие существования и получения Б. Особенностью рус. православной традиции рассмотрения Б. является ее изначальная связанность с этикой через проблему свободы. Иларион воздерживается от теологических спекуляций, ограничиваясь указанием на источник и результат отличий жизни в законе или в Б. Источник жизни в законе — поврежденность человеческой природы вследствие грехопадения и ее неспособность к выстраиванию истинных отношений с Богом, определяющихся Б. Результат и обобщающая характеристика — нравственное рабство. Источник жизни в Б. — восстановленность человеческой природы Христом. Результат — духовная и нравственная свобода как принцип жизни. Путь от закона к Б., совпадающий с освобождением от нравственного рабства и обретением нравственной свободы, рассматривается как совершающееся в истории возрастание нравственного начала в человеке, имеющее своим источником Б. Идеи Илариона нашли отклик в рус. религиозной философии. Наиболее подробно проблема Б. разработана в работе Б.Н.Вышеславцева «Этика преображенного Эроса: Проблемы закона и благодати». Вышеславцев противопоставляет закон и Б. как две системы ценностей, два типа этики: этику закона и этику Б. Закон есть норма внешнего поведения: запрет, приказ, устрашение, бремя. Напротив, Б. есть освобождение, радость, блаженство, любовь. Этика закона порождает негативно-запретительную моральную программу. Этика Б. всецело позитивна и базируется на принципе свободы. Л и т.: Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987; Катанский А.Л. Учение о благодати Божьей в творениях древних св. Отцов и учителей церкви до блаженного Августина. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1902; Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986; Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994; Слово о Законе и Благодати Илариона. Киев.: Наукова думка, 1984; Эразм Роттердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. В.Н.Назаров, А.Е.Митько
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
БЛАГОДАТЬ
христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. В Новом завете Б. прямо именуется силою Христовой, которая безвозмездно даруется человеку независимо от его достоинства и заслуги. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому Б. можно также определить как силу Св. Духа, даруемую людям для усвоения спасения во Христе. В понятии Б. различают два аспекта· а) это свойство Бога в отношении к падшему человеку как дарование ему спасения, б) это и сама сила Божия, которой совершается спасение человека.
Согласно христианскому вероучению, Б. от вечности принадлежит Богу и есть в Нем как предопределение о спасении. Ее действие началось с самого грехопадения, выразилось в обещании искупления и проявилось как любовь к падшему человеку. Обладая Б., Бог слышит молитву верующего, прощает кающегося, дарует ему жизнь. Б. - божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем как земной подвиг человека; она помогает человеку познать Бога, дарует все необходимое "к животу и благочестию", с нее начинается и ею завершается спасение людей. Церковь различает два вида евангельской Б.: а) предваряющую Б., которая просвещает нас, и б) оправдывающую Б., позволяющую внутренне очиститься от грехов и освящающую человека посредством таинств. Действуя внутри самого человека и в единстве с его духовной природой, Б. тем самым отличается от внешних проявлений Бога, например, от чудесных знамений.
Учение о Б. (и предопределении поступков людей) в некотором смысле противоречит учению о свободе воли человека. Западные отцы церкви считали Б. единственным условием спасения, а восточные отцы допускали наряду с Б. и свободу воли человека. Римские католики и православные христиане признают носителем и передатчиком Б. духовенство, а протестанты веруют в возможность непосредственного получения Б. любым верующим.
***
Б. - одно из ключевых понятий Библии, смысл которого заключается в том, что Бог являет незаслуженное человеком милосердие и совершает ради него то, что он не в состоянии сделать сам. В Ветхом завете для обозначения Б. используются два термина: hen - в переводе с иврита означает проявление милосердия вышестоящего по отношению к нижестоящему, этим словом описывается милость и забота Бога по отношению к Израилю (см. Иер., 31:2 - 3); hesed - это слово означает Б., проявленную в неизменной любви Бога, изобилие Божьих даров, которое дается человеку независимо от его заслуг (см. Пс., 62:4; Пс., 47:10 - 11).
В Новом завете для обозначения Б. используется греческое слово charts, которое означает милосердие Бога и спасительную силу, необходимую для искупления погрязшего в грехах человечества (см. Еф., 2:8). Слово charts - это корень слова charisma, которое буквально означает "свободный дар благодати" (см. Рим., 6:23). Согласно библейскому богословию, грехопадение лишило человека духовной силы, необходимой для искупления греха, поэтому в своем спасении человек должен полностью полагаться на Б. Божию (Деян., 15:11; Рим., 3:23; 5:15; Тит., 2:11; 3:7).
Особое внимание новозаветному учению о Б. уделяется в посланиях ап. Павла. Здесь Б. как центральное понятие Нового завета противопоставляется ветхозаветному закону, который был дан Богом человеку для восстановления утраченной в грехопадении связи с Ним. В результате непослушания людей закон привел к умножению греха (см. Рим., 5:20). Но крестной смертью Иисуса Христа Бог свободной Б. вмешивается в судьбу людей, давая им спасение и искупление от греха и открывая перспективу новой жизни с Богом. Вера в Иисуса Христа дает людям свободный доступ к Б. (см. Рим., 5:2). Б. дается не по делам, а по вере (см. Рим., 11:6). Прощение и примирение людей с Богом оказываются возможными именно в силу того, что Б. дается даром и всем людям без исключения (см. Лк., 3:6; Рим., 5:18). Т. о., если грех Адама привел к преступлению, разрушению природы человека и смерти, то Б. Бога восстанавливает эту природу и дает вечную жизнь (см. Рим., 5:21). Б. несоизмерима с грехом, поскольку грех есть поступок человека, а Б. - это дар Бога.
В западном и восточном христианском богословии ведется длительная дискуссия по поводу смысла и значения учения о Б. Бл. Августин отстаивал учение о Божьей Б. (как единственном условии спасения человека, несоизмеримом с любыми возможными заслугами человека) в полемике с Пелагием, который утверждал, что поскольку первородный грех не переносится на следующие поколения, то и для освобождения от греха не нужна никакая особая помощь со стороны Бога. Эта полемика определила основные направления дискуссии о Б. В католическом богословии было широко распространено учение о спасении, которое обретут все души, пройдя через чистилище и получив в конечном счете доступ к Б., а также об оправдании делами, т. е. целенаправленными действиями человека, которые могут привести к спасению и от которых зависит Б., даваемая человеку. Это учение было подвергнуто критике М. Лютером, утверждавшим, что спасение - это результат действия Б., дарованной всем без исключения, не зависимой от человеческих усилий и опознаваемой в акте веры; человек не может быть абсолютно уверен в данной ему Б. и в своем спасении, а поэтому никакие дела не могут оправдать и спасти его. Общая позиция протестантизма заключается в том, что только Б. Бога может спасти падшего и греховного человека. В некоторых направлениях протестантизма (например в кальвинизме) было распространено учение о предопределении, согласно которому еще до сотворения мира Бог избрал одних к спасению, других к проклятию, следовательно, Б. дается людям не одинаково, и никакие человеческие усилия не могут изменить волю Бога. В других протестантских конфессиях существует учение об отпадении от Б., т. е. в нем утверждается, что Б. не воздействует на человека автоматически, но зависит от его поведения и может быть утрачена. В результате дискуссии с протестантизмом в католической теологии в понимании Б. произошел возврат к т. зр. Бл. Августина.
В наше время широкое распространение получило т. н. харизматическое движение, которое основано на допущении возможности для некоторых людей, избранных Святым Духом, обрести особую Б. и личную святость при жизни. В протестантизме предполагается возможность непосредственного получения Б. верующим, тогда как католики и православные считают духовенство носителем и передатчиком Б., что определяет исключительную роль церковной иерархии в спасении.
В православной традиции, основоположенной восточной патристикой, понятие Б. рассматривается в рамках учения о спасении и искуплении. Спасение понимается как обожение человеческого естества, которое является благодатным действием Бога, совершаемым при участии человеческой свободы. Искупительная жертва Христа и есть высшее проявление Б., которой Христос дает человеку возможность стать новым творением, равным Богу по Б. Ее невозможно заслужить никакими добрыми делами, поскольку это есть действие Бога, однако спасение возможно лишь при свободном принятии человеком дара Б., которое выражается в подвиге и делах веры. Большинство людей не имеет достаточной силы расстаться со своей греховной природой, но некоторые испытывают на себе действие Б. за подвиг веры и мученичество - такие люди являются святыми и особо почитаются в православии.
В целом учение о Б. является христианской постановкой проблемы свободы воли человека, и с этой т. зр. вопрос заключается в том, зависит ли Б., даваемая Богом, от человеческих усилий или же нравственное поведение человека возможно лишь в результате воздействия Б.
Согласно христианскому вероучению, Б. от вечности принадлежит Богу и есть в Нем как предопределение о спасении. Ее действие началось с самого грехопадения, выразилось в обещании искупления и проявилось как любовь к падшему человеку. Обладая Б., Бог слышит молитву верующего, прощает кающегося, дарует ему жизнь. Б. - божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем как земной подвиг человека; она помогает человеку познать Бога, дарует все необходимое "к животу и благочестию", с нее начинается и ею завершается спасение людей. Церковь различает два вида евангельской Б.: а) предваряющую Б., которая просвещает нас, и б) оправдывающую Б., позволяющую внутренне очиститься от грехов и освящающую человека посредством таинств. Действуя внутри самого человека и в единстве с его духовной природой, Б. тем самым отличается от внешних проявлений Бога, например, от чудесных знамений.
Учение о Б. (и предопределении поступков людей) в некотором смысле противоречит учению о свободе воли человека. Западные отцы церкви считали Б. единственным условием спасения, а восточные отцы допускали наряду с Б. и свободу воли человека. Римские католики и православные христиане признают носителем и передатчиком Б. духовенство, а протестанты веруют в возможность непосредственного получения Б. любым верующим.
***
Б. - одно из ключевых понятий Библии, смысл которого заключается в том, что Бог являет незаслуженное человеком милосердие и совершает ради него то, что он не в состоянии сделать сам. В Ветхом завете для обозначения Б. используются два термина: hen - в переводе с иврита означает проявление милосердия вышестоящего по отношению к нижестоящему, этим словом описывается милость и забота Бога по отношению к Израилю (см. Иер., 31:2 - 3); hesed - это слово означает Б., проявленную в неизменной любви Бога, изобилие Божьих даров, которое дается человеку независимо от его заслуг (см. Пс., 62:4; Пс., 47:10 - 11).
В Новом завете для обозначения Б. используется греческое слово charts, которое означает милосердие Бога и спасительную силу, необходимую для искупления погрязшего в грехах человечества (см. Еф., 2:8). Слово charts - это корень слова charisma, которое буквально означает "свободный дар благодати" (см. Рим., 6:23). Согласно библейскому богословию, грехопадение лишило человека духовной силы, необходимой для искупления греха, поэтому в своем спасении человек должен полностью полагаться на Б. Божию (Деян., 15:11; Рим., 3:23; 5:15; Тит., 2:11; 3:7).
Особое внимание новозаветному учению о Б. уделяется в посланиях ап. Павла. Здесь Б. как центральное понятие Нового завета противопоставляется ветхозаветному закону, который был дан Богом человеку для восстановления утраченной в грехопадении связи с Ним. В результате непослушания людей закон привел к умножению греха (см. Рим., 5:20). Но крестной смертью Иисуса Христа Бог свободной Б. вмешивается в судьбу людей, давая им спасение и искупление от греха и открывая перспективу новой жизни с Богом. Вера в Иисуса Христа дает людям свободный доступ к Б. (см. Рим., 5:2). Б. дается не по делам, а по вере (см. Рим., 11:6). Прощение и примирение людей с Богом оказываются возможными именно в силу того, что Б. дается даром и всем людям без исключения (см. Лк., 3:6; Рим., 5:18). Т. о., если грех Адама привел к преступлению, разрушению природы человека и смерти, то Б. Бога восстанавливает эту природу и дает вечную жизнь (см. Рим., 5:21). Б. несоизмерима с грехом, поскольку грех есть поступок человека, а Б. - это дар Бога.
В западном и восточном христианском богословии ведется длительная дискуссия по поводу смысла и значения учения о Б. Бл. Августин отстаивал учение о Божьей Б. (как единственном условии спасения человека, несоизмеримом с любыми возможными заслугами человека) в полемике с Пелагием, который утверждал, что поскольку первородный грех не переносится на следующие поколения, то и для освобождения от греха не нужна никакая особая помощь со стороны Бога. Эта полемика определила основные направления дискуссии о Б. В католическом богословии было широко распространено учение о спасении, которое обретут все души, пройдя через чистилище и получив в конечном счете доступ к Б., а также об оправдании делами, т. е. целенаправленными действиями человека, которые могут привести к спасению и от которых зависит Б., даваемая человеку. Это учение было подвергнуто критике М. Лютером, утверждавшим, что спасение - это результат действия Б., дарованной всем без исключения, не зависимой от человеческих усилий и опознаваемой в акте веры; человек не может быть абсолютно уверен в данной ему Б. и в своем спасении, а поэтому никакие дела не могут оправдать и спасти его. Общая позиция протестантизма заключается в том, что только Б. Бога может спасти падшего и греховного человека. В некоторых направлениях протестантизма (например в кальвинизме) было распространено учение о предопределении, согласно которому еще до сотворения мира Бог избрал одних к спасению, других к проклятию, следовательно, Б. дается людям не одинаково, и никакие человеческие усилия не могут изменить волю Бога. В других протестантских конфессиях существует учение об отпадении от Б., т. е. в нем утверждается, что Б. не воздействует на человека автоматически, но зависит от его поведения и может быть утрачена. В результате дискуссии с протестантизмом в католической теологии в понимании Б. произошел возврат к т. зр. Бл. Августина.
В наше время широкое распространение получило т. н. харизматическое движение, которое основано на допущении возможности для некоторых людей, избранных Святым Духом, обрести особую Б. и личную святость при жизни. В протестантизме предполагается возможность непосредственного получения Б. верующим, тогда как католики и православные считают духовенство носителем и передатчиком Б., что определяет исключительную роль церковной иерархии в спасении.
В православной традиции, основоположенной восточной патристикой, понятие Б. рассматривается в рамках учения о спасении и искуплении. Спасение понимается как обожение человеческого естества, которое является благодатным действием Бога, совершаемым при участии человеческой свободы. Искупительная жертва Христа и есть высшее проявление Б., которой Христос дает человеку возможность стать новым творением, равным Богу по Б. Ее невозможно заслужить никакими добрыми делами, поскольку это есть действие Бога, однако спасение возможно лишь при свободном принятии человеком дара Б., которое выражается в подвиге и делах веры. Большинство людей не имеет достаточной силы расстаться со своей греховной природой, но некоторые испытывают на себе действие Б. за подвиг веры и мученичество - такие люди являются святыми и особо почитаются в православии.
В целом учение о Б. является христианской постановкой проблемы свободы воли человека, и с этой т. зр. вопрос заключается в том, зависит ли Б., даваемая Богом, от человеческих усилий или же нравственное поведение человека возможно лишь в результате воздействия Б.
Источник: Современный философский словарь
Благодать
(Grace).
Подобно многим терминам, слово "благодать" имеет маесу нюансов и коннотаций, перечислять крые здесь едва ли необходимо. Поэтому в нашей статье мы будем рассматривать его основное значение. Благодать это незаслуженный дар, свободно ниспосылаемый человеку Богом. Такое понимание не только лежит в основании христианской теологии, но и составляет ядро всякого подлинно христианского опыта. При обсуждении этого понятия важно различать общую (основную, универсальную) и особенную (спасительную, возрождающую) благодать, если мы хотим составить правильное представление об отношении между божественной благодатью и положением человека.
Общая благодать. Общая благодать называется так, поскольку это дар, общий для всего человечества. Ее дарования доступны всем, без какого бы то ни было различения. Порядок творения отражает разум и заботу Творца, Который оказывает поддержку тому, что Им создано. Вечный Сын, через Которого сотворено все сущее, держит все "еловом силы Своей" (Евр 1:23; Ин 1:14). Благодатное попечение Бога о своих созданиях зримым образом проявляется в последовательности времен года, сева и сбора урожая. Иисус напоминал о том, что Бог " повелевает солнцу Своему воеходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5:45). Опекающая забота Творца о Его творении и есть то, что мы подразумеваем, когда говорим о божественном провидении.
Другой аспект общей благодати с очевидностью проявляется в божественном управлении жизнью человеческого общества. Общество это под властью греха. Если бы Бог не поддерживал мир, он бы давно пришел к хаотическому беззаконию и разрушил сам себя. Тем, что большая часть человечества живет в условиях относительного порядка в семейной, политической и международной жизни, мы обязаны великодушию и благости Бога. Ап. Павел учит, что гражданское управление с его властями определено от Бога и "противящийся власти противится Божию установлению". Апостол даже называет мирских властителей и начальствующих над народом "Божьими слугами", ибо им вверено надзирать за сохранением порядка и благопристойности в обществе. Коль скоро "начальствующие" в интересах мира и справедливости носят меч "в наказание делающему злое", то они наделены авторитетом "от Бога". Заметим, что государство, к гражданам крого с гордостью причислял себя ап. Павел, было языческим и временами подвергало жестоким гонениям всех не согласных с политикой империи, а ее правители впоследствии казнили и самого апостола(Рим 13:1 идал.).
Благодаря общей благодати человек сохраняет способность различать правду и неправду, истину и ложь, справедливость и несправедливость и, к-ром е того, сознает свою ответственность не только перед своими ближними, ной перед Богом, своим Создателем. Иными словами, человек как разумное и ответственное существо обладает сознанием собственного достоинства. Он обязан с любовью повиноваться Богу и служить своим ближним. Сознание человека как существа, созданного по образу Божьему, это тот фокус, в к-ром сосредоточено не только его уважение к себе и другим, но и почтение к Богу.
Именно действию общей благодати мы должны с благодарностью приписать неизменную заботу Бога о Его творении, ибо Он неустанно печется о нуждах своих созданий, не позволяет человеческому обществу стать полностью нетерпимым и неуправляемым и дает возможность падшему человечеству жить сообща в условиях относительного порядка, дабы люди оказывали друг другу взаимное снисхождение и общими усилиями способствовали развитию цивилизации.
Особенная благодать. Посредством особенной благодати Бог избавляет, освящает и прославляет свой народ. В отличие от общей благодати особенная благодать ниспосылается только тем, кого Бог избрал к вечной жизни по вере в Его Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. Именно от особенной благодати зависит спасение христианина: "Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою..." (2К0р 5:18). Возрождающей благодати Бога присуща внутренняя динамика она не только спасает, но преображает и оживляет тех, чья жизнь разбита и лишена смысла. Это убедительно показывает пример Савла, гонителя христиан. Он преобразился и стал Павлом, апостолом, сказавшим о себе: "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их [других апостолов] потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор 15:10). По действию благодати Божьей совершается не только обращение человека ко Христу, но весь ход его служения и странствования. Ради удобства об особенной благодати мы будем говорить дальше так, как принято в теологии,т.е. исходя из аспектов ее действия и проявления и различая,соответственно, предваряющую, действенную, непреодолимую и достаточную благодать.
Предваряющая благодать самая первая. Она предваряет всякое человеческое решение. Когда мы говорим о благодати, мы подразумеваем, что инициатива всегда принадлежит Богу, что действие Божье по отношению к нуждающимся в помощи грешникам первично. Благодать начинается не с нас, она берет начало в Боге; мы не заработали и ничем не заслужили ее, она свободно и с любовью дается нам. Ап. Иоанн говорит: "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Ин 4:10,19). Бог первым выказал свою любовьк нам, милосердно ниспосылая нам избавление как раз тогда, когда мы не имели любви к Нему. Ап. Павел говорит: "...Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день" (Ин 6:37,39; ср. 17:2,6,9,12,24). Нет во всей вселенной такой силы, края могла бы уничтожить действие особенной благодати Божьей. Добрый Пастырь говорит: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей" (Ин 10:2728). Все, от начала до конца, существует по благодати всемогущего Бога (2 Кор 5:18,21). Полнота нашего искупления уже достигнута и запечатлена во Христе. "Ибо, кого Он [Бог] предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего... а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим 8:2930). Благодать Божья во Христе Иисусе имеет действенный характер, она сейчас и навеки достигает искупления;это служит ручательством для каждого христианина и должно порождать в нас великое доверие. Все христиане должны преисполниться непоколебимой уверенностью в искупительном действии благодати, ибо "твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"" (2 Тим 2:19). Поскольку благодать искупления благодать Божья, то христианин может быть абсолютно уверен в том, что "начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа" (Флп 1:6). Особенная благодать Божья никогда не бывает тщетной(1 Кор 15:10).
Непреодолимую благодать невозможно отвергнуть. Представление о непреодолимости особенной благодати тесно связано с тем, что мы уже говорили о действенности благодати. Деяние Божье всегда достигает цели, к крой оно направлено; точно так же Его деяние невозможно отвергнуть. Большинство людей поначалу слепо сопротивляются действию искупительной благодати Божьей, как Савл из Тарса, крый шел " против рожна" своей совести (Деян 26:14). Однако и он понял, что Бог не только призвал его своей благодатью, но и избрал "от утробы матери" (Гал 1:15). Поистине, те, кто Христов, избраны во Христе прежде создания мира (Еф 1:4). Творение было непреодолимо доведено до завершения всемогущим словом и по воле Божьей; так и новое творение во Христе непреодолимо завершено через всемогущее слово и волю. БогТворец и БогИскупитель. Так говорит и ап. Павел: "...Бог, повелевший из тьмы воссиять свету [в процессе творения, Быт 1:35], озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа [т.е. в новом творении]" (2 Кор4:6). Возрождающее деяние Божье в верующем сердце, в силу того что это Божье деяние, невозможно отвергнуть, как невозможно это деяние уничтожить.
Достаточная благодать достаточна для спасения верующего здесь, сейчас и во веки веков. Ее достаточность тоже проистекает из бесконечного могущества и благости Бога. Тех, кто приближается к Нему через Христа, Он спасает полностью и совершенно (Евр 7:25). Крест единственное место всепрощения и примирения, ибо кровь Иисуса, пролитая за нас, очищает от всякого греха и от всякой неправды (1Ин 1:7,9); Он умилостивление не за наши грехи только, но и "за грехи всего мира" (1 Ин 2:2). Более того, когда нас постигают испытания и скорби нынешней жизни, благодати Господней всегда достаточно для нас (2 Кор 12:9), ибо Он обещал: ""не оставлю тебя и не покину тебя", так что мы, подчеркивает автор Евр, смело говорим: "Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?"" (13:56; см. также Пс 117:6).
Многие люди, внимая призыву Благой вести, не могут ответить на него раскаянием и верой и остаются при своем неверии. Но это не значит, что в искупительной жертве Христа, принесенной на кресте, есть к.л. недостаточность. Это целиком их вина, и они осуждены по причине своего неверия (Ин 3:18). Нельзя говорить о божественной благодати в понятиях количества, словно она достаточна лишь для тех, кого Бог оправдывает, или словно выйти за свои пределы значило бы расточить благодать и до некрой степени упразднить искупительную жертву Христа. Благодать Божья безгранична, она и не может быть иной, ибо это благодать Господа нашего Иисуса Христа, Бога во плоти. Поэтому она вседостаточна. Сколько бы мы ни черпали из нее, река ее остается полной (Пс 64:10). Если говорить о ней количественно, то для тех, кто отвергает всеобщее предложение Благой вести, она становится недействительной, и люди отвергают то, что им не доступно даже для того, чтобы отвергнуть. А это, в свою очередь, не оставляет никаких оснований для их осуждения, ибо как неверующие они уже осуждены (Ин 3:18). В большей степени соответствует духу Св. Писания предложение различать между достаточностью и эффективностью (или действенностью) особенной благодати (хотя нелепо воображать, что это различение может раскрыть тайну милости Бога к Его созданиям). Согласно такому различению, благодать достаточна для всех, но эффективна (или действенна) лишь для тех, кого Бог оправдал по вере.
Крайне важно помнить о том, что действие божественной благодати глубочайшая тайна, превышающая возможности ограниченного человеческого понимания. Мы для Бога не марионетки, у крых нет ни разума, ни воли. Человеческое достоинство личностей, ответственных перед Богом, Он никогда не попирает и не презирает. Да и может ли быть иначе, если этим достоинством наделил нас сам Бог? По заповеди Христовой, Благая весть о божественной благодати свободно провозглашается по всему миру (Деян 1:8; Мф 28:19). Те, кто отворачивается от нее, поступают так по собственному выбору и сами осуждают себя, ибо они "более возлюбили тьму, нежели свет" (Ин 3:19,36). Те же, кто с благодарностью принимает ее, полностью сознают свою личную ответственность (Ин 1:12; 3:16), но при этом воздают славу только Богу, ибо своим искуплением во всей его полноте они чудесным образом всецело обязаны благодати Божьей, а не самим себе. Перед этой чудесной, но таинственной и непостижимой реальностью мы можем лишь воеклицать вслед за ап. Павлом: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь" (Рим 11:33,36).
Р. Е. Hughes (пер. в. р.) Библиография: C.R. Smith, The Biblical Doctrine of Grace; 3. Moffatt, Grace in the NT; N. P. Williams, The Grace of God; H.H. Esser, NIDNTT, II, 115 ff.; H. Conzelmann and W. Zimmerli, TDNT, IX, 372 ff.; ?. Jauncey, The Doctrine of Grace; T.E Torranee, The Doctrine of Grace in the Apostolic Fathers.
См. также: Благодати, средства.
Подобно многим терминам, слово "благодать" имеет маесу нюансов и коннотаций, перечислять крые здесь едва ли необходимо. Поэтому в нашей статье мы будем рассматривать его основное значение. Благодать это незаслуженный дар, свободно ниспосылаемый человеку Богом. Такое понимание не только лежит в основании христианской теологии, но и составляет ядро всякого подлинно христианского опыта. При обсуждении этого понятия важно различать общую (основную, универсальную) и особенную (спасительную, возрождающую) благодать, если мы хотим составить правильное представление об отношении между божественной благодатью и положением человека.
Общая благодать. Общая благодать называется так, поскольку это дар, общий для всего человечества. Ее дарования доступны всем, без какого бы то ни было различения. Порядок творения отражает разум и заботу Творца, Который оказывает поддержку тому, что Им создано. Вечный Сын, через Которого сотворено все сущее, держит все "еловом силы Своей" (Евр 1:23; Ин 1:14). Благодатное попечение Бога о своих созданиях зримым образом проявляется в последовательности времен года, сева и сбора урожая. Иисус напоминал о том, что Бог " повелевает солнцу Своему воеходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5:45). Опекающая забота Творца о Его творении и есть то, что мы подразумеваем, когда говорим о божественном провидении.
Другой аспект общей благодати с очевидностью проявляется в божественном управлении жизнью человеческого общества. Общество это под властью греха. Если бы Бог не поддерживал мир, он бы давно пришел к хаотическому беззаконию и разрушил сам себя. Тем, что большая часть человечества живет в условиях относительного порядка в семейной, политической и международной жизни, мы обязаны великодушию и благости Бога. Ап. Павел учит, что гражданское управление с его властями определено от Бога и "противящийся власти противится Божию установлению". Апостол даже называет мирских властителей и начальствующих над народом "Божьими слугами", ибо им вверено надзирать за сохранением порядка и благопристойности в обществе. Коль скоро "начальствующие" в интересах мира и справедливости носят меч "в наказание делающему злое", то они наделены авторитетом "от Бога". Заметим, что государство, к гражданам крого с гордостью причислял себя ап. Павел, было языческим и временами подвергало жестоким гонениям всех не согласных с политикой империи, а ее правители впоследствии казнили и самого апостола(Рим 13:1 идал.).
Благодаря общей благодати человек сохраняет способность различать правду и неправду, истину и ложь, справедливость и несправедливость и, к-ром е того, сознает свою ответственность не только перед своими ближними, ной перед Богом, своим Создателем. Иными словами, человек как разумное и ответственное существо обладает сознанием собственного достоинства. Он обязан с любовью повиноваться Богу и служить своим ближним. Сознание человека как существа, созданного по образу Божьему, это тот фокус, в к-ром сосредоточено не только его уважение к себе и другим, но и почтение к Богу.
Именно действию общей благодати мы должны с благодарностью приписать неизменную заботу Бога о Его творении, ибо Он неустанно печется о нуждах своих созданий, не позволяет человеческому обществу стать полностью нетерпимым и неуправляемым и дает возможность падшему человечеству жить сообща в условиях относительного порядка, дабы люди оказывали друг другу взаимное снисхождение и общими усилиями способствовали развитию цивилизации.
Особенная благодать. Посредством особенной благодати Бог избавляет, освящает и прославляет свой народ. В отличие от общей благодати особенная благодать ниспосылается только тем, кого Бог избрал к вечной жизни по вере в Его Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. Именно от особенной благодати зависит спасение христианина: "Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою..." (2К0р 5:18). Возрождающей благодати Бога присуща внутренняя динамика она не только спасает, но преображает и оживляет тех, чья жизнь разбита и лишена смысла. Это убедительно показывает пример Савла, гонителя христиан. Он преобразился и стал Павлом, апостолом, сказавшим о себе: "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их [других апостолов] потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор 15:10). По действию благодати Божьей совершается не только обращение человека ко Христу, но весь ход его служения и странствования. Ради удобства об особенной благодати мы будем говорить дальше так, как принято в теологии,т.е. исходя из аспектов ее действия и проявления и различая,соответственно, предваряющую, действенную, непреодолимую и достаточную благодать.
Предваряющая благодать самая первая. Она предваряет всякое человеческое решение. Когда мы говорим о благодати, мы подразумеваем, что инициатива всегда принадлежит Богу, что действие Божье по отношению к нуждающимся в помощи грешникам первично. Благодать начинается не с нас, она берет начало в Боге; мы не заработали и ничем не заслужили ее, она свободно и с любовью дается нам. Ап. Иоанн говорит: "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Ин 4:10,19). Бог первым выказал свою любовьк нам, милосердно ниспосылая нам избавление как раз тогда, когда мы не имели любви к Нему. Ап. Павел говорит: "...Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день" (Ин 6:37,39; ср. 17:2,6,9,12,24). Нет во всей вселенной такой силы, края могла бы уничтожить действие особенной благодати Божьей. Добрый Пастырь говорит: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей" (Ин 10:2728). Все, от начала до конца, существует по благодати всемогущего Бога (2 Кор 5:18,21). Полнота нашего искупления уже достигнута и запечатлена во Христе. "Ибо, кого Он [Бог] предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего... а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим 8:2930). Благодать Божья во Христе Иисусе имеет действенный характер, она сейчас и навеки достигает искупления;это служит ручательством для каждого христианина и должно порождать в нас великое доверие. Все христиане должны преисполниться непоколебимой уверенностью в искупительном действии благодати, ибо "твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"" (2 Тим 2:19). Поскольку благодать искупления благодать Божья, то христианин может быть абсолютно уверен в том, что "начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа" (Флп 1:6). Особенная благодать Божья никогда не бывает тщетной(1 Кор 15:10).
Непреодолимую благодать невозможно отвергнуть. Представление о непреодолимости особенной благодати тесно связано с тем, что мы уже говорили о действенности благодати. Деяние Божье всегда достигает цели, к крой оно направлено; точно так же Его деяние невозможно отвергнуть. Большинство людей поначалу слепо сопротивляются действию искупительной благодати Божьей, как Савл из Тарса, крый шел " против рожна" своей совести (Деян 26:14). Однако и он понял, что Бог не только призвал его своей благодатью, но и избрал "от утробы матери" (Гал 1:15). Поистине, те, кто Христов, избраны во Христе прежде создания мира (Еф 1:4). Творение было непреодолимо доведено до завершения всемогущим словом и по воле Божьей; так и новое творение во Христе непреодолимо завершено через всемогущее слово и волю. БогТворец и БогИскупитель. Так говорит и ап. Павел: "...Бог, повелевший из тьмы воссиять свету [в процессе творения, Быт 1:35], озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа [т.е. в новом творении]" (2 Кор4:6). Возрождающее деяние Божье в верующем сердце, в силу того что это Божье деяние, невозможно отвергнуть, как невозможно это деяние уничтожить.
Достаточная благодать достаточна для спасения верующего здесь, сейчас и во веки веков. Ее достаточность тоже проистекает из бесконечного могущества и благости Бога. Тех, кто приближается к Нему через Христа, Он спасает полностью и совершенно (Евр 7:25). Крест единственное место всепрощения и примирения, ибо кровь Иисуса, пролитая за нас, очищает от всякого греха и от всякой неправды (1Ин 1:7,9); Он умилостивление не за наши грехи только, но и "за грехи всего мира" (1 Ин 2:2). Более того, когда нас постигают испытания и скорби нынешней жизни, благодати Господней всегда достаточно для нас (2 Кор 12:9), ибо Он обещал: ""не оставлю тебя и не покину тебя", так что мы, подчеркивает автор Евр, смело говорим: "Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?"" (13:56; см. также Пс 117:6).
Многие люди, внимая призыву Благой вести, не могут ответить на него раскаянием и верой и остаются при своем неверии. Но это не значит, что в искупительной жертве Христа, принесенной на кресте, есть к.л. недостаточность. Это целиком их вина, и они осуждены по причине своего неверия (Ин 3:18). Нельзя говорить о божественной благодати в понятиях количества, словно она достаточна лишь для тех, кого Бог оправдывает, или словно выйти за свои пределы значило бы расточить благодать и до некрой степени упразднить искупительную жертву Христа. Благодать Божья безгранична, она и не может быть иной, ибо это благодать Господа нашего Иисуса Христа, Бога во плоти. Поэтому она вседостаточна. Сколько бы мы ни черпали из нее, река ее остается полной (Пс 64:10). Если говорить о ней количественно, то для тех, кто отвергает всеобщее предложение Благой вести, она становится недействительной, и люди отвергают то, что им не доступно даже для того, чтобы отвергнуть. А это, в свою очередь, не оставляет никаких оснований для их осуждения, ибо как неверующие они уже осуждены (Ин 3:18). В большей степени соответствует духу Св. Писания предложение различать между достаточностью и эффективностью (или действенностью) особенной благодати (хотя нелепо воображать, что это различение может раскрыть тайну милости Бога к Его созданиям). Согласно такому различению, благодать достаточна для всех, но эффективна (или действенна) лишь для тех, кого Бог оправдал по вере.
Крайне важно помнить о том, что действие божественной благодати глубочайшая тайна, превышающая возможности ограниченного человеческого понимания. Мы для Бога не марионетки, у крых нет ни разума, ни воли. Человеческое достоинство личностей, ответственных перед Богом, Он никогда не попирает и не презирает. Да и может ли быть иначе, если этим достоинством наделил нас сам Бог? По заповеди Христовой, Благая весть о божественной благодати свободно провозглашается по всему миру (Деян 1:8; Мф 28:19). Те, кто отворачивается от нее, поступают так по собственному выбору и сами осуждают себя, ибо они "более возлюбили тьму, нежели свет" (Ин 3:19,36). Те же, кто с благодарностью принимает ее, полностью сознают свою личную ответственность (Ин 1:12; 3:16), но при этом воздают славу только Богу, ибо своим искуплением во всей его полноте они чудесным образом всецело обязаны благодати Божьей, а не самим себе. Перед этой чудесной, но таинственной и непостижимой реальностью мы можем лишь воеклицать вслед за ап. Павлом: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь" (Рим 11:33,36).
Р. Е. Hughes (пер. в. р.) Библиография: C.R. Smith, The Biblical Doctrine of Grace; 3. Moffatt, Grace in the NT; N. P. Williams, The Grace of God; H.H. Esser, NIDNTT, II, 115 ff.; H. Conzelmann and W. Zimmerli, TDNT, IX, 372 ff.; ?. Jauncey, The Doctrine of Grace; T.E Torranee, The Doctrine of Grace in the Apostolic Fathers.
См. также: Благодати, средства.
Источник: Теологический энциклопедический словарь