(Grace, Means of).
Средства получения благодати различны. Наипервейшие среди них в Св. Писании; оно источник всех наших знаний о христианской вере, а его главная цель в том, чтобы сообщать нам спасительную благодать Благой вести об Иисусе Христе (2Тим 3:15; Ин 20:31). Учение Христа и Его апостолов, а также применение этого учения свидетельствуют, что проповедь как провозглашение живой и действенной евангельской вести важнейшее средство сообщения благодати (Лк 24:47; Деян 1:8; Рим 1:16; 10:1115; 1К0р1:1718,23). Личное свидетельство и евангелизация доносят до людей благодать евангельской вести.
Выше мы говорили гл. обр. о средствах спасающей благодати, но есть и средства пребывающей, или укрепляющей, благодати. Одно из таких средств разъяснение Библии для поучения и воспитания верующих и самостоятельное ее изучение. Другое средство молитва, с помощью крой христианин сообщается с Богом, испытывает Его присутствие и открывает ся Его целям и силе. Не менее важное средство общение с братьями в общей молитве и свидетельстве о вере. Наконец, мы участвуем в таинстве преломления хлеба, к-рое установил Христос, повелев совершать его своим ученикам (Деян 2:42).
Очень важно, чтобы средства обретения благодати принимались должным образом. Принимать их надлежит с верой и благодарностью, иначе они навлекут проклятие и погибель. Христос пришел не судить, а спасти мир. Однако тот, кто в своем неверии отвергает Христа и Его учение, заслуживает не спасения, но суда (Ин12:4748). Следует не только внимать евангельской вести, но и принимать ее с верой (Ин 5:24; 1 Ин 5:13; Рим 10:914).
Установленное Христом таинство преломления хлеба (его называют и Вечерей Господней,св. причастием,евхаристией) принадлежит к важнейшим средствам получения благодати. Тем, кто благодарно участвует в нем с верой в Спасителя, умершего за грешников на кресте, оно поистине дарует благодать, ибо они едят Христову плоть и пьют Его кровь (Ин 6:35,5258). Те же, кто участвует в этом таинстве недостойно, "виновны в профанации тела и крови Господа", и для них таинство становится средством к погибели, участвуя в нем, они едят и пьют осуждение себе (1 Кор 11:2729). Ошибочно полагать, что это таинство (или таинство крещения, слушание Евангелия, посещение церкви) автоматически дает благодать всякому, кто в нем участвует, независимо от веры, словно само формальное присутствие и участие в обряде гарантирует обретение благодати. Поэтому ап. Павел и говорит о служении тех, кто доносит до людей Благую весть, что они в свидетельстве и страдании распространяют познание о Христе, причем для погибающих через свое неверие оно "запах смертоносный на смерть", а для спасаемых по их вере "запах живительный на жизнь" (2 Кор 2:1416).
P.E.Hughes (пер. В. Р.)
См. также: Благодать; Вечеря Господня; Крещение.