ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ
ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ
- Закон Моисеев дан свыше как основа личной и общественной жизни древнего Израиля. Его трагедия, по ап. Павлу, в том, что он запрещает греховные поступки, но греха не искореняет, бессилен его победить: обещает оправдание, но дает осуждение, ищет мира, но рождает гнев, обещает славу, а дает бесчестие. В человеке есть "дух противоречия", который, согласно Б.Вышеславцеву, "прямо провоцируется запретом и велением Закона". Благодать дана для восполнения Закона. Но большая часть христиан в своей каждодневной жизни остается на уровне Закона и их благочестие бессильно. Выход - в "сублимации души", в ее поднятии на уровень благодати, одним из результатов которого таков: человек Закона не может любить грешников, но тот, кто в благодати, может. "Христианская этика как этика благодати не есть этика отрешения, а есть этика сублимации", а сублимация есть "восстановление первоначально-божественной и к Богу устремленной формы. И весь хаос подсознательного мира нуждается в такой форме" (Б.Вышеславцев).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь