Одно из важнейших понятий православного вероучения. Бог не является творцом зла, а зло возникает в результате злоупотребления свободой, данной Богом своим созданиям. Например, как писал Иоанн Лествичник, Бог дал нам “семя для чадородия; а мы употребляем оное на беззаконное сладострастие…” (26: 155).
Благостью Бога называется свойство Бога всегда сообщать своим тварям столько благ, сколько каждая из них готова принять. Именно эта благость Бога по различию свойств и проявлений имеет и различные названия. Она именуется милосердием Божиим, когда даруется бедствующим и нуждающимся; долготерпением, когда нисходит к грешникам, откладывая наказание их в надежде на обращение; милостью, когда нисходит, смягчая наказания за грехи; благодатью, когда даруется тем, кто не заслужил ее. Однако это не следует понимать так, что благодать дается кому попало и по чистому произволу – она дается только тем, кто чист сердцем и стремится к истине. “Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь” (1 Кор. 15: 9 10), – говорит апостол Павел.
Таким образом, благодать исходит из благости Бога и имеет, согласно христианским толкованиям, три значения. Во первых, это сам Бог как единственный источник всякого блага. Во вторых, это знак избрания Божья, и в третьих, дар Божий, получаемый при участии в церковных таинствах. Благодать производит на человека два действия: укрепляет верующего телесно и духовно, помогая избавиться от недугов, и благословляет на приобретение и развитие тех или иных душевных и телесных способностей.
Благодать в христианстве сопоставляется с законом. “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа” (Ин. 1: 14, 16–17).