АВАТАРА
Аватара
Земное воплощение индуистского божества (чаще всего Вишну) в облике человека или животного.
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
Аватара
(от инд. «нисходящий») -употребляется для обозначения явления бога на земле в теле человека или животного.
Источник: Новые религиозные движения.
АВАТАРА
(дословно – «нисхождение») – обличья, в которых бог индуистской религии Вишну в разные времена являлся людям.
Аватара
санскр." нисхождение) - в индуизме — воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и пр., совершающих подвиги на земле.
Источник: Человек и общество. Культурология
Аватара
санскр. "тот, кто нисходит", "проявление", "воплощение") - теория периодического появления божества в земном мире для выполнения определенной миссии. Наиболее распространенная в индуизме теория учит о десяти аватарах бога Вишну, в число которых наряду с другими входят Рама, Кришна и Калкин.
Источник: Философия политики: глоссарий
АВАТАРА
санскр., букв. - спуск, сошествие) - в индуизме воплощения божества в образах др. божеств, людей или животных. Будучи в древности связанным с верой в переселение души, получило распространение с 4-6 вв. н. э. Наиболее распространены представления о 10 А. Вишну, в т. ч. в человеч. облике; из них особенно почитаемы Рама и Кришна. В буддизме А. - вообще воплощение божества.
Источник: Атеистический словарь
АВАТАРА
санскр.) — в мифологии индуизма понятие, посредством которого обозначается феномен нисхождения божеств (Вишну, Шивы и других богов) на землю и воплощения их как в людей, так и в других смертных существ. Боги,
не лишаясь в полном объеме собственной божественной природы, одновременно фрагментарно приобретают мирские черты и характеристики.
С.Ю. Солодовников
не лишаясь в полном объеме собственной божественной природы, одновременно фрагментарно приобретают мирские черты и характеристики.
С.Ю. Солодовников
Источник: Новейший философский словарь
Аватара
индуист.) – «нисхождение» – воплощение божества в смертном существе ради выполнения какой-либо задачи (обычно спасения мира от некоей напасти, восстановления закона и добродетели). Наиболее известны десять аватар бога Вишну – рыба, черепаха, вепрь, человек-лев, карлик, Парашурама (Рама-с-топором), Рама, Кришна, Будда, Калки (белый конь – будущая аватара, в облике которой Вишну появится в конце калиюги, чтобы подготовить возрождение мира).
Источник: Мифологический словарь
АВАТАРА
сс. Сошествие. Нисхождение божества на землю в более низкой форме другого божества, человека, животного, растения. Наибольшее количество аватар имеет индуистский бог Вишну. Проявление божественной сущности в мире связывают с сс. желанием повлиять на ход событий или с играми (лила) богов, но не с целью эволюции самой божественной сущности. В литературе как синонимы применяют термины «манифестация», «инкарнация», «воплощение» или «эманация».
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
АВАТАРА
Санскр.) Божественная инкарнация. Низшествие бога или
какого-либо другого возвышенного Существа, которое
усовершенствовалось за пределы необходимости Перевоплощений, в
теле обыкновенного смертного. Кришна был аватаром Вишну. Далай
Лама принимается за аватара Авалокитешвары, а Таши Лама - за
аватара Цонг-к а-па или же Амитабхи. Существуют два вида
аватаров: родившиеся от женщины, и лишенные родителей,
анупападака.
какого-либо другого возвышенного Существа, которое
усовершенствовалось за пределы необходимости Перевоплощений, в
теле обыкновенного смертного. Кришна был аватаром Вишну. Далай
Лама принимается за аватара Авалокитешвары, а Таши Лама - за
аватара Цонг-к а-па или же Амитабхи. Существуют два вида
аватаров: родившиеся от женщины, и лишенные родителей,
анупападака.
Источник: Теософский словарь
АВАТАРА
(санскр., букв. - сошествие) - в индуизме - воплощение божества. Легенды об А., а именно о дашаватарах (десяти воплощениях), существовали еще у древних индийцев, что являлось отражением религ. представлений о переселении душ. Однако в ведич. религии (см. Веды) и брахманизме учение об А. не получило развития. Оно стало популярным лишь в IV—VI вв. н. э» в период возникновения индуизма, и было связано с распространением культа Вишну. Согласно учению о Вишну, он активно влияет на жизнь людей, появляясь среди них в своих воплощениях «всякий раз, как религии угрожает опасность и нечестие торжествует» (слова, приписываемые Вишну в «Бхагавадгите»). Всего насчитывают обычно 10 А. Среди них наиболее известны две: Рама и особенно Кришна, к-рые сами рассматриваются как боги. Представление об А. вошло также в состав религ.-реформаторского учения бхакти.
АВАТАРА
появление божества на земле ради восстановления справедливости или спасения живых существ. Вероятно, система А. отразила процесс вхождения различных местных культов в индуизм. Существуют различные списки А. Вишну; наиболее распространен перечень из десяти А. (сложился к концу I тыс. н. э.) среди них есть и Кришна. В Бхагавата-пуране перечисляются 22 А. Кришны-Вишну. В кришнаизме признается бесчисленное количество А. Кришны, имеющих различное предназначение. Эти А. делятся на несколько разрядов. Одни, гуна-А. (Брахма, Вишну и Шива), управляют различными качествами материи. Другие, Пуруша-А.у творят и сохраняют материальный мир (это прежде всего 14 Ману, прародителей человечества). Третьи, юга-А., появляются в отдельные эпохи для провозглашения истинного учения, при этом они различаются цветом кожи: например, в двапара- юге Кришна нисходит в теле черного цвета, в кали-юге Чайтанья желтого цвета. Четвертые, лила-А., обозначают какойлибо аспект божественной игры.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
АВАТАРА
(букв, нисхождение) — воплощение божества на земле. Индуистская концепция А. связывается с мифологией Вишну, однако упоминаются земные воплощения и др. богов (напр., Праджапати первонач. превращается в рыбу, черепаху и вепря). В отличие от последних А. Вишну объединяются в канонич. списки, оперирующие стабильной сюжетикой; наиб, популярный из них: рыба-матсья, черепаха-курма, вепрь-вараха, человек-лев — нарасимха, карлик-вамана, Рама с топором — Парашурама, Рама — герой "Рамаяны", Кришна, Будда и Калки Вишнуяшас. В диахронич. последовательности А. традицией усматривается отражение процесса эволюции жизни на земле (и тем самым — раннеисторич. восприятия времени): первые три А. териоморфны, фиксируя развитие живого от рыб к млекопитающим; две следующих обозначают переход к антропоморфности; остальные же свидетельствуют о постепенном совершенствовании человека, сочетающего героику с высшей духовностью. А. Вишну объединяет идея спасения и охраны миропорядка в разных ее модификациях вплоть до близкой мессианству, что получает наиб, полное выражение в сюжете последней из А., связанной с образом Калки. Концепция А. выявляет свойственную индуизму уже на ранней стадии его формирования способность ассимилировать первонач. чуждые ему верования и религиозно-философские идеи, о чем говорит, в части., включение Будды в число земных воплощений Вишну. В буддизме и джайнизме имеются до нек-рой степени сходные представления о множестве будд и тиртханкаров.
С. Невелева
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь