МАДХЬЯМАКА-АВАТАРА

Найдено 1 определение
"МАДХЬЯМАКА-АВАТАРА"
(санскр. madhyamaka-avata–ra, тиб. dbu ma lajug pa, «Обретение Срединности») — трактат Чандракирти (VII в.), посвящённый мадхьямиковскому учению о пустотности (шуньята) и махаянской практике бодхисаттв. Труд состоит из 329 строф и прозаического автокомментария (бхашья) к ним. Санскритский оригинал не сохранился, но имеются два тибетских перевода. Один был выполнен с кашмирского манускрипта IX–X вв. индийцем Тилакакалашей и тибетцем Пацагом Ньмадагом, а затем сверен с восточно-индийским манускриптом индийским учителем Канакаварманом. Именно этот перевод был издан в санкт-петербургской серии Библиотека Буддика (Bibliotheca Buddhica, том IX) Л. Валле Пуссеном. Второй перевод был выполнен в XI в. индийцем Кришнапандитой и тибетским переводчиком (лоцава) Нагцо. В тексте выделяют вступление, 12 глав и заключение. Первые десять глав произведения описывает один из десяти видов совершенствования (парамита), с помощью которых бодхисаттва проходит десять стадий духовного роста (бхуми), приближающих его к состоянию Просветления (буддхатва). Практика парамит здесь тесно увязывается с махаянским учением о пяти последовательных путях бодхисаттвы. Свыше половины текста (226 строф) уделено совершенствованию мудрости (праджня-парамита) — шестому (по списку), но главному (по сути) виду осуществления Пути. На каждой стадии бодхисаттва обретает духовные качества, свойства и достоинства (гл. XI), благодаря которым на десятой стадии он осознаёт, что в состоянии стать Буддой. Именно эта стадия является первой стадией духовного роста (бхуми) будд, чему посвящена гл. XII. Но главным философским подтекстом «М.-а.» является необходимость постижения пустотности (шуньята) как на уровне относительной истины (самврити-сатья), так и особенно на уровне абсолютной истины (пара мартха-сатья), т.е. посредством интуитивной и совершенной мудрости (праджня-парамита). В Махаяне и у Чандракирти видение пустотности означает отсутствие собственной сущности не только у объектов потока сознания (данных органов чувств и мышления), но и у личности (пудгала-найратмья). Проникновение в глубины пустотности равнозначно обретению Срединного Пути, или Срединности. Трактат относится к основным в системе образования буддистов Тибета, Монголии, России, особенно в школе гелук.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.