АПОЛЛОН
АПОЛЛОН
(Apollo), Феб (греч. phoibos - блестящий) - согласно греч. мифологии - сын Зевса и Латоны, рожденный вместе с сестрой Артемидой на о. Делосе. Культ А. был широко распространен в Др. Греции. В V в. до н. э. он проник и в Рим; он восходит к первобытным религ. представлениям и долго сохранял следы фетишизма. Так, в Дельфах находился фетиш А. - конус из камня, т. н. омфал. В древности А. считался богом-покровителем земледелия и стад, а также грозным мстителем, карающим нарушителей воли богов чумой, моровой язвой и пр. В классич. время А. почитался как бог света, пророческого дара, предводитель муз. Общегреч. святилища А. были на Делосе и в Дельфах, где был его оракул. О. И. Савостьянова
Аполлон
в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог. Он очень древнего происхождения. В греческом языке не удалось раскрыть происхождение, его имени, его первоначальное значение. Считается, что имя Аполлон - догреческого малоазийского происхождения. Это божество в античной культуре многолико. Так он стреловержец, губитель, прорицатель, создатель человеческой и вселенской гармонии. Лето на острове Делос родила близнецов: Аполлона и Артемиду. Аполлон рано стал могучим. Он нежным юношей убил змея Гифона в окрестностях Дельф. Основал там свое прорицалище — знаменитый Дельфийский храм, на фронтоне которого было начертано одно из известнейших в мировой культуре изречений: «Познай самого себя». Аполлон учредил Пифийские Игры, убил великана Тития, который оскорбил его мать и т. д. Как целитель он был защитником от зла и болезней, возвысился до образа Солнца в его созидательных и разрушительных возможностях. Аполлон наделил даром прорицания знаменитую Кассандру, но после того, как она отвергла его любовь, наказал ее, лишив ее прорицания доверия людей. Аполлон выступает как пастух и охранитель стад, основатель и строитель городов, музыкант и покровитель певцов, музыкантов, выполняет массу других функций. Его образ позволяет проследить развитие культуры через развитие его содержательного образа. Так, первоначальный образ тесно связан с растительным миром. Аполлон связан с лавром, кипарисом, дубом, маслиной, плющом. Потом развивается его связь с животным миром - он связан с вороном, лебедем, волком, бараном. Постепенно образ Аполлона вбирает функции охотника и пастуха, проникает в потусторонний мир, становясь демоном смерти. В зрелой античности он становится богом гармонии, учит людей искусству, защищает отцовское право. Культ Аполлона - один из самых мощных и влиятельных в Греции, а потом и в Риме.
Источник: Человек и общество. Культурология
АПОЛЛОН
Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов – А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. Он рано возмужал, еще совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф.
В Дельфах, на месте, где когдато был оракул Геи и Фемиды, А. основал свое прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода.
В Троянской войне А. стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы. В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником.
Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные: он врач, или Пеон, Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. В позднее время А. отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. – Феб указывает на чистоту, блеск, прорицание.
А. – прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии – в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах. A. – пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» – Мойрагетом. Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей. Среди детей А. также были: прорицатели Бранх, Сибилла, Мопс – сын А. и прорицательницы Манто, Идмон – участник похода аргонавтов.
А. – пастух (Номий) и охранитель стад. Он – основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен, «отчий». Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Так, после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса А. и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы.
Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражен молнией Зевса, А. перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
А. – музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет – водитель муз и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Источник: Словарь греческой мифологии
АПОЛЛОН
1. Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший, по словам А. Ф. Лосева, в свой классический образ архаические и хтонические черты до греческого и малоазийского развития. Аполлон и его сестра Артемида родились на острове Делос. Еще совсем юным Аполлон убил змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф, и основал в Дельфах свое прорицалище, а также учредил в свою честь Пифийские игры. В Троянской войне Аполлон помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли в лагерь ахейцев чуму. О помощи Аполлона грекам в войне с персами рассказывает Геродот, причем его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: Аполлон-солнце посылает на врагов стрелы-лучи. В музыкальном состязании Аполлон победил сатира Марсия и содрал с него кожу.
Аполлон также целитель, защитник от зла и болезней. Позднейшая традиция отождествляла Аполлона с солнцем, отсюда его эпитет — Феб.
Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии — в Кларосе, Дидимах, Колофоне. Как прорицатель, он зовется Мойрагетом, то есть «водителем судеб». Он наделил пророческим даром Кассандру, но был отвергнут троянской царевной и сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей.
У схолиаста к тексту Гомера приводится миф о том, что Гера, Посейдон и Аполлон (по «Илиаде» вместо Аполлона в заговоре участвовала Афина) устроили заговор против Зевса. После раскрытия заговора Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои. Когда Аполлон перебил киклопов, то в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров, покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз.
«На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определенное устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права» (А. Ф. Лосев).
Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы в его честь существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом. Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры.
2. Греко-римский бог Аполлон был воспринят кельтами и включен в кельтский пантеон как бог солнца и врачевания. Особенно много святилищ Аполлона находилось в Галлии, причем считалось, что это божество способно отнимать и возвращать как свет (солнца), так и зрение. В святилище Мовьер поклонялись Аполлону Атепомарию; второе имя бога принято переводить как «Великий конник» или «владелец огромного коня», а лошадь у кельтов считалась солярным символом (сохранились, в частности, изображения лошади, стоящей на спине великана, что трактуется как аналог широко известного солнечного колеса). В Галлии, Северной Италии и Северной Австрии почитался Аполлон Беленус; римский поэт Авсоний упоминал о святилищах Беленуса в Аквитании, Тертуллиан говорил о культе Беленуса в Норийских Альпах, а Геродиан утверждал, что Аполлону Беленусу поклонялись в Аквилее (Северная Италия). Этому богу посвящались глиняные статуэтки младенцев — видимо, в надежде получить исцеление для последних, — а также статуэтки лошадей. Аполлону Куномагу («повелителю собак») был посвящен храм в Неттлтоне, графство Уилтшир. Аполлона Граннуса упоминал, в частности, Дион Кассий, сообщавший, что император Каракалла не смог обрести исцеление в храмах Граннуса, Асклепия и Сераписа. Этого бога называли Фебом, как и его классического «прототипа», и изображали на солнечной колеснице. Под его покровительством находилось множество целебных источников — от Бретани до Венгрии (и даже в Швеции был найден горшок с посвящением Аполлону Граннусу). В Бургундии Граннуса знали как Аполлона Моритасга, или «повелевающего морем», и как Аполлона Виндонния, или «дарующего ясный свет». Наконец, известен из надписей и Аполлон Виротутис — «благодетель рода человеческого».
Аполлон также целитель, защитник от зла и болезней. Позднейшая традиция отождествляла Аполлона с солнцем, отсюда его эпитет — Феб.
Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии — в Кларосе, Дидимах, Колофоне. Как прорицатель, он зовется Мойрагетом, то есть «водителем судеб». Он наделил пророческим даром Кассандру, но был отвергнут троянской царевной и сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей.
У схолиаста к тексту Гомера приводится миф о том, что Гера, Посейдон и Аполлон (по «Илиаде» вместо Аполлона в заговоре участвовала Афина) устроили заговор против Зевса. После раскрытия заговора Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои. Когда Аполлон перебил киклопов, то в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров, покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз.
«На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определенное устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права» (А. Ф. Лосев).
Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы в его честь существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом. Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры.
2. Греко-римский бог Аполлон был воспринят кельтами и включен в кельтский пантеон как бог солнца и врачевания. Особенно много святилищ Аполлона находилось в Галлии, причем считалось, что это божество способно отнимать и возвращать как свет (солнца), так и зрение. В святилище Мовьер поклонялись Аполлону Атепомарию; второе имя бога принято переводить как «Великий конник» или «владелец огромного коня», а лошадь у кельтов считалась солярным символом (сохранились, в частности, изображения лошади, стоящей на спине великана, что трактуется как аналог широко известного солнечного колеса). В Галлии, Северной Италии и Северной Австрии почитался Аполлон Беленус; римский поэт Авсоний упоминал о святилищах Беленуса в Аквитании, Тертуллиан говорил о культе Беленуса в Норийских Альпах, а Геродиан утверждал, что Аполлону Беленусу поклонялись в Аквилее (Северная Италия). Этому богу посвящались глиняные статуэтки младенцев — видимо, в надежде получить исцеление для последних, — а также статуэтки лошадей. Аполлону Куномагу («повелителю собак») был посвящен храм в Неттлтоне, графство Уилтшир. Аполлона Граннуса упоминал, в частности, Дион Кассий, сообщавший, что император Каракалла не смог обрести исцеление в храмах Граннуса, Асклепия и Сераписа. Этого бога называли Фебом, как и его классического «прототипа», и изображали на солнечной колеснице. Под его покровительством находилось множество целебных источников — от Бретани до Венгрии (и даже в Швеции был найден горшок с посвящением Аполлону Граннусу). В Бургундии Граннуса знали как Аполлона Моритасга, или «повелевающего морем», и как Аполлона Виндонния, или «дарующего ясный свет». Наконец, известен из надписей и Аполлон Виротутис — «благодетель рода человеческого».