АПОЛЛОН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АПОЛЛОН
(Apollo), Феб (греч. phoibos - блестящий) - согласно греч. мифологии - сын Зевса и Латоны, рожденный вместе с сестрой Артемидой на о. Делосе. Культ А. был широко распространен в Др. Греции. В V в. до н. э. он проник и в Рим; он восходит к первобытным религ. представлениям и долго сохранял следы фетишизма. Так, в Дельфах находился фетиш А. - конус из камня, т. н. омфал. В древности А. считался богом-покровителем земледелия и стад, а также грозным мстителем, карающим нарушителей воли богов чумой, моровой язвой и пр. В классич. время А. почитался как бог света, пророческого дара, предводитель муз. Общегреч. святилища А. были на Делосе и в Дельфах, где был его оракул. О. И. Савостьянова

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Аполлон
в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог. Он очень древнего происхождения. В греческом языке не удалось раскрыть происхождение, его имени, его первоначальное значение. Считается, что имя Аполлон - догреческого малоазийского происхождения. Это божество в античной культуре многолико. Так он стреловержец, губитель, прорицатель, создатель человеческой и вселенской гармонии. Лето на острове Делос родила близнецов: Аполлона и Артемиду. Аполлон рано стал могучим. Он нежным юношей убил змея Гифона в окрестностях Дельф. Основал там свое прорицалище — знаменитый Дельфийский храм, на фронтоне которого было начертано одно из известнейших в мировой культуре изречений: «Познай самого себя». Аполлон учредил Пифийские Игры, убил великана Тития, который оскорбил его мать и т. д. Как целитель он был защитником от зла и болезней, возвысился до образа Солнца в его созидательных и разрушительных возможностях. Аполлон наделил даром прорицания знаменитую Кассандру, но после того, как она отвергла его любовь, наказал ее, лишив ее прорицания доверия людей. Аполлон выступает как пастух и охранитель стад, основатель и строитель городов, музыкант и покровитель певцов, музыкантов, выполняет массу других функций. Его образ позволяет проследить развитие культуры через развитие его содержательного образа. Так, первоначальный образ тесно связан с растительным миром. Аполлон связан с лавром, кипарисом, дубом, маслиной, плющом. Потом развивается его связь с животным миром - он связан с вороном, лебедем, волком, бараном. Постепенно образ Аполлона вбирает функции охотника и пастуха, проникает в потусторонний мир, становясь демоном смерти. В зрелой античности он становится богом гармонии, учит людей искусству, защищает отцовское право. Культ Аполлона - один из самых мощных и влиятельных в Греции, а потом и в Риме.

Источник: Человек и общество. Культурология

АПОЛЛОН

Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов – А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. Он рано возмужал, еще совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф.
В Дельфах, на месте, где когдато был оракул Геи и Фемиды, А. основал свое прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода.
В Троянской войне А. стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы. В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником.
Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные: он врач, или Пеон, Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. В позднее время А. отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. – Феб указывает на чистоту, блеск, прорицание.
А. – прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии – в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах. A. – пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» – Мойрагетом. Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей. Среди детей А. также были: прорицатели Бранх, Сибилла, Мопс – сын А. и прорицательницы Манто, Идмон – участник похода аргонавтов.
А. – пастух (Номий) и охранитель стад. Он – основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен, «отчий». Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Так, после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса А. и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы.
Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражен молнией Зевса, А. перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
А. – музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет – водитель муз и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.

Источник: Словарь греческой мифологии

АПОЛЛОН
1. Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший, по словам А. Ф. Лосева, в свой классический образ архаические и хтонические черты до греческого и малоазийского развития. Аполлон и его сестра Артемида родились на острове Делос. Еще совсем юным Аполлон убил змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф, и основал в Дельфах свое прорицалище, а также учредил в свою честь Пифийские игры. В Троянской войне Аполлон помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли в лагерь ахейцев чуму. О помощи Аполлона грекам в войне с персами рассказывает Геродот, причем его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: Аполлон-солнце посылает на врагов стрелы-лучи. В музыкальном состязании Аполлон победил сатира Марсия и содрал с него кожу.
Аполлон также целитель, защитник от зла и болезней. Позднейшая традиция отождествляла Аполлона с солнцем, отсюда его эпитет — Феб.
Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии — в Кларосе, Дидимах, Колофоне. Как прорицатель, он зовется Мойрагетом, то есть «водителем судеб». Он наделил пророческим даром Кассандру, но был отвергнут троянской царевной и сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей.
У схолиаста к тексту Гомера приводится миф о том, что Гера, Посейдон и Аполлон (по «Илиаде» вместо Аполлона в заговоре участвовала Афина) устроили заговор против Зевса. После раскрытия заговора Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои. Когда Аполлон перебил киклопов, то в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров, покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз.
«На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определенное устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права» (А. Ф. Лосев).
Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы в его честь существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом. Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры. 
2. Греко-римский бог Аполлон был воспринят кельтами и включен в кельтский пантеон как бог солнца и врачевания. Особенно много святилищ Аполлона находилось в Галлии, причем считалось, что это божество способно отнимать и возвращать как свет (солнца), так и зрение. В святилище Мовьер поклонялись Аполлону Атепомарию; второе имя бога принято переводить как «Великий конник» или «владелец огромного коня», а лошадь у кельтов считалась солярным символом (сохранились, в частности, изображения лошади, стоящей на спине великана, что трактуется как аналог широко известного солнечного колеса). В Галлии, Северной Италии и Северной Австрии почитался Аполлон Беленус; римский поэт Авсоний упоминал о святилищах Беленуса в Аквитании, Тертуллиан говорил о культе Беленуса в Норийских Альпах, а Геродиан утверждал, что Аполлону Беленусу поклонялись в Аквилее (Северная Италия). Этому богу посвящались глиняные статуэтки младенцев — видимо, в надежде получить исцеление для последних, — а также статуэтки лошадей. Аполлону Куномагу («повелителю собак») был посвящен храм в Неттлтоне, графство Уилтшир. Аполлона Граннуса упоминал, в частности, Дион Кассий, сообщавший, что император Каракалла не смог обрести исцеление в храмах Граннуса, Асклепия и Сераписа. Этого бога называли Фебом, как и его классического «прототипа», и изображали на солнечной колеснице. Под его покровительством находилось множество целебных источников — от Бретани до Венгрии (и даже в Швеции был найден горшок с посвящением Аполлону Граннусу). В Бургундии Граннуса знали как Аполлона Моритасга, или «повелевающего морем», и как Аполлона Виндонния, или «дарующего ясный свет». Наконец, известен из надписей и Аполлон Виротутис — «благодетель рода человеческого».

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Аполлон Григорьев: жизнь против теории

Писарчик Татьяна Петровна
Автор статьи рассматривает общефилософские принципы органической критики, создате+ лем которой был Аполлон Григорьев. Органическая критика противопоставляется Григорьевым господствовавшей в середине XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Отвергнутый бог: Аполлон от греков и до наших дней

Мурзин Н. Н.
Аполлон – бог, уже в древности имевший огромное символическое и философское значение. Он считался и считается олицетворением и покровителем всего интеллектуального и духовного в человеке, в противовес иррациональному и стихийному.
Читать PDF
0.00 байт

Отвергнутый бог: Аполлон от греков и до наших дней

Мурзин Н. Н.
Аполлон – бог, уже в древности имевший огромное символическое и философское значение. Он считался и считается олицетворением и покровителем всего интеллектуального и духовного в человеке, в противовес иррациональному и стихийному.
Читать PDF
0.00 байт

Место Аполлона Григорьева в истории русской философской мысли: Аполлон Григорьев и А. И. Герцен

Кривушина Валентина Федоровна
В статье анализируются позиции сближения и расхождения А. И. Герцена и Аполлона Григорьева по проблемам прошлого, настоящего и будущего России. Предметом анализа также является отношение писателей к радикализму и либерализму.
Читать PDF
0.00 байт

ДИОГЕН ИЗ АПОЛЛОНИИ. ФРАГМЕНТЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА: Предисловие, перевод, комментарии, приложения, указа

Афонасин Евгений Васильевич
Публикация посвящена Диогену из Аполлонии "последнему космологудосократику" (fl. 440-430 до н. э.). Базируясь на прекрасном издании Анрэ Лакса (
Читать PDF
0.00 байт

Антропологическая проблематика в критике Аполлона Григорьева пятидесятых годов (период «примирения с

Кривушина Валентина Федоровна
В контексте общей эволюции антропологических взглядов автор анализирует философское содержание борьбы Аполлона Григорьева против рационалистически-спекулятивных представлений о человеке в русской литературе середины века.
Читать PDF
0.00 байт

Социальное конструирование аполлонического и дионисийского начал в древнегреческой мифологии

Зенько Андрей Анатольевич
Автор сопоставляет аполлоническое и дионисийское начала в древнегреческой культуре с точки зрения их влияния на формирование социальных отношений и образование типов социальности.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема религии в философском мировоззрении Аполлона Григорьева

Писарчик Т. П.
В статье рассматривается концепция религии Аполлона Григорьева. Она весьма существенно повлияла на все почвенничество, одним из основоположников которого был Григорьев -интересный и самобытный мыслитель XIX века.
Читать PDF
0.00 байт

Социальный романтизм Аполлона Григорьева

Писарчик Т. П.
В статье рассматриваются социально&философские и историософские воззрения Аполлона Григорьева. Исходя из идеологии почвенничества, известный русский мыслитель подвергает критике получившие широкое распространение в середине XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

ВСЕЕДИНСТВО КАК ВОЗМОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ ПРИМИРЕНИЯ аполлоно-дионисийской ПАРЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Т. Б. Кудряшова

Похожие термины:

  • АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ

    Из всех древних изваяний Аполлона, сына Юпитера и Латоны, называемого Фебом, Гелиосом, лучезарным и Солнцем, самое лучшее и совершенное то, которое известно под этим названием и находится в Бельвед
  • ФЕБ АПОЛЛОН

    Греч.) Аполлон в качестве Солнца, "свет жизни и мира (world)".
  • ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович

    16 (28) июля 1822, Москва — 25 сентября (7 октября) 1864, Петербург] — русский литературный критик, поэт, публицист. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 1850—56 ведущий критик т. н. мо
  • Майков Аполлон Николаевич

    один из главных поэтов послепушкинского периода, сын Николая Аполлоновича Майкова, родился 23 мая 1821 года; первоначальным своим развитием обязан В. А. Солоницину и И. А. Гончарову, преподававшему ем
  • ШЕРОЗИЯ Аполлон Епифанович

    (р. 23 июня 1927) – сов. философ, д-р филос. наук (с 1967), профессор Тбилисского ун-та (с 1968). Окончил Тбилисский ун-т (1951) и аспирантуру АН Груз. ССР (1954). В 1955–60 – науч. сотрудник Ин-та философии АН Груз. ССР. З
  • Ликейский Аполлон

    В древнегреческой мифологии Ликейский (Λυκεϊος) – прозвание Аполлона, первоначально означало его как бога света, потом стало приводиться в связь с символом волка (греч. Λύκος) или с Ликией (см.).
  • Аполлоническое и дионисическое начала в античной культуре

    два противоположных начала в античной культуре, которые, согласно Фридриху Нищие, «прорываются из самой природы», действуют в человеке — художнике как «художественные инстинкты природы». Эти два
  • АПОЛЛОДОР из Селевкии

    2-я пол. 2 в. до н. э.) —стоик, ученик Дкогенв Вавилонского (Index Stoic. Here. col. 51). Вероятно, тождествен автору «Этики» и «Физики», которые цитируются Диогеном Лаэртием (VII 84; 102 etc.) при изложении важнейших дог
  • АПОЛЛОФАН

    АПОЛЛОФАН (???????????) (3 в. до н. э.), философ-стоик, ученик Аристона Хиосского (Athen. VII 28Id = SVF I 408). Родом из Антиохии Месопотамской (Steph. Byz. s. v. ?????????). Сочинения утрачены, по названиям известны: «Физика» (D. L. VII1
  • АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

    философ-неопифагореец (Тиан, Каппадокия ? — Эфес, 97 г.). Моралист, проповедовавший изменение нравов. Написал «Жизнь Пифагора» и «Трактат о пророчестве». Его образ украшал многочисленные храмы.
  • АПОЛЛОНИЙ Тирский

    1 в. до н. э.)— греческий философ-стоик, автор списка членов стоической школы и их сочинений, начиная с Зенона (Strab. XVI 2, 24), важный источник Диогена Лаэртия. См. лит. к ст. Стоицизм. А. А. Столяров
  • АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ

    - две стороны жизни культуры: светлое, гармоничное, разумное начало, очищающее от страстей, выражающееся в чувстве меры и порядка и в созидании красоты законченных форм, и динамично-экстатическое,
  • АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ

    категории культуры, получившие филос. истолкование в работе Ф. Ницше “Рождение трагедии из духа музыки”. Истоком этих категорий являются два божества искусств в Др. Греции — Аполлон и Дионис. Про
  • АПОЛЛОНИЙСКИЙ

    подобный Аполлону, богу Солнца и Гармонии. Слово изобретено Ницше. В паре с «дионисий-ским» (от Диониса, бога Вина) обозначает два противоположных аспекта человеческого духа: дионисийский человек
  • ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

    род. 499/98, Афины - ум. 428/27 до Р. X., там же) - греч. философ; современник Анаксагора. Как и Анаксимен, Диоген считает первичной .материей воздух. Свойствами воздуха, кроме того, он считает разум и мышление -
  • ГАПОН Георгий Аполлонович

    (1870—1906) - священник, агент царской охранки. Помогал жандармерии и полиции создавать рабочие орг-ции по образцу зубатовских. Спровоцировал шествие рабочих Петербурга с петицией к царю 9 янв. 1905, зако
  • АПОЛЛОНОВСКО-ДИОНИСИЙСКИЙ

    понятие, введенное Шеллингом, для выражения сущности бога Аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. "В человеке... мы на
  • АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ

    филос.-эстетич. понятия, введенные Ницше («Происхождение трагедии из духа музыки» -«Die Geburt der Trag?die aus dem Geiste der Musik», 1872) для характеристики двух типов культуры и одновременно - двух начал бытия, олицетв
  • Аполлоновское и дионисийское начало

    философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше для характеристики двух типов культуры и двух начал бытия, олицетворение которых он видел в образах античных богов – Аполлона и Диониса. Аполло
  • аполлоновская и фаустовская культуры

    АПОЛЛОНОВСКАЯ И ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРЫ — категории, выделенные немецким философом и историком О. Шпенглером в книге «Закат Европы» (1918) для обозначения греческой (аполлоновской) и западно-европейс