аполлоновская и фаустовская культуры
аполлоновская и фаустовская культуры
АПОЛЛОНОВСКАЯ И ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРЫ — категории, выделенные немецким философом и историком О. Шпенглером в книге «Закат Европы» (1918) для обозначения греческой (аполлоновской) и западно-европейской (фаустовской) культур. В концепции Шпенглера они выступают как антитеза, ярко проявляющаяся в господствующих в этих культурах установках познания — метафизически-поэтической и рационалистической в ее пространственно-временной бесконечности. В основе каждой культуры лежит специфический «прасимвол» — ключ к пониманию морфологии данной культуры, из которого и вырастает ее реальная история. Каков «прасимвол», такова и основная интуиция, лежащая в основе созданий изучаемой культуры: античность есть интуиция заполненного и завершенного в себе конечного тела, новая Европа имеет интуицию бесконечного пространства и вечности. Для аполлонической души древнего грека не существовало бесконечного пространства и времени, мир перед ним представал как сумма отдельных тел и изолированных вещей, а в математике и искусстве реальными были только конкретные тела «здесь» и «сейчас». Античная математика не могла принять концепцию иррационального числа, «расторгавшего связь между числом и телом»; физика строила свои понятия без представлений о пространстве и силе, психология — без понятия воли. В искусстве не было пейзажей с изображением дали, гор и облаков, господствовала скульптура — «уединенное тело», не было «дали времени» и вечности. Другое понимание мира, человека, музыки, науки — фаустовская культура и душа с ее чувством бесконечного пространства и времени — родилось вместе с романским стилем в 10 в. на северных равнинах Эльбы и Тахо. Бесконечность внешняя — дали, просторы, горизонты, и бесконечность внутренняя — ощущение вечности; господство полифонической музыки, стиля фуги, готики как застывшей музыки, живописи с ее перспективами, вниманием к портретам; появление автопортретов, автобиографий-исповедей, дневников, писем — все эти новые явления суть фаустовской культуры, ставшей предпосылкой и условием становления европейской науки. Познание культурных форм, по Шпенглеру, в корне противоположно абстрактному научному познанию и основано на непосредственном «чувстве жизни», позволяющем понять уникальность каждой культуры, которая обеспечивается своеобразием ее души. Для антитезы фаустовского и аполлоновского познания природы характерно то.что античные атомы суть миниатюрные формы (Левкипп, Демокрит), а западноевропейское представление о них — это минимальные количества (Лейбниц), представление, продолженное позже атомистическими теориями современной физики, включая теорию электронов, гипотезу квантов, некоторые области математики, напр., неевклидову геометрию или теорию групп. Одна из основных категорий физики — «масса» — есть специфически западное понятие, которое возникает в качестве дополнения к метафизическому, основному понятию силы. Одной из главных причин смены гносеологических установок европейского мышления Шпенглер считает переход от политеизма, от магической полноты небесной иерархии в аполлонической душе к монотеизму в фаустовской культуре — единому Богу, сливающемуся в своем одиночестве с бесконечным пространством. Подробному анализу идеи Шпенглера — «умирающего Фауста, человека старой европейской культуры» (Н.А. Бердяев) — были подвергнуты в сборнике «Освальд Шпенглер и «Закат Европы»» (1922) и других работах русских философов Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Г Г. Шпета, ФА. Степуна и др. Признавая глубокие знания и дар проникновения Шпенглера в культуру прошлого, отечественные мыслители не принимали концепцию гибели европейской культуры, ее отождествление только с фаустовской, в частности с германской, культурой, но отстаивали идею вечного развития и многообразия культур. Образы А. и ф. к. фигурируют в эпистемологии и философии науки как постоянные аналогии для оценки происхождения и развития научного знания, его зависимости от соицо-культурного контекста. Л.Т. Регпюнских