философ-неопифагореец (Тиан, Каппадокия ? — Эфес, 97 г.). Моралист, проповедовавший изменение нравов. Написал «Жизнь Пифагора» и «Трактат о пророчестве». Его образ украшал многочисленные храмы.
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
Источник: Философский словарь
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
(Apollonius Tyanius) — неопифагорейский проповедник конца I в. н. э., о котором рассказывают, что он совершал такие же чудеса, как Иисус из Назарета; представитель родственного стоикам космополитизма. Признавал высочайшего безымянного Бога, который не требует жертв.
J. Hempel. Unters. zur Überlieferung von A. von T, Stockholm 1920; F. Kliem. A., 1927; G. Petzke. Die Traditionen über A. v. T. und das Neue Testament, Leiden, 1970.
J. Hempel. Unters. zur Überlieferung von A. von T, Stockholm 1920; F. Kliem. A., 1927; G. Petzke. Die Traditionen über A. v. T. und das Neue Testament, Leiden, 1970.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
?????????? ? ???????) (1 в.) – др.-греч. философ-идеалист. Представление о нем последующих поколений создано романом Филострата Младшего (3 в.), посвященным его жизнеописанию ("Flavii Philostrati opera auctora", ed. С. L. Kayser, v. 1–2, Lipsiae, 1870); в этом соч. (v. 1, p. 345–68) помещено также ок. 80 писем А. Т., подлинность к-рых сомнительна. А. Т. рисуется как пророк, маг и чудотворец, объездивший все известные тогда страны от Испании до Индии, прославивший и как бы воспроизводивший собою древнего мудреца Пифагора. А. Т. учил о едином боге, к-рого он противопоставлял множеству низших божеств. В то время как эти последние требуют себе обыкновенных жертв, первое и единое божество не допускает никаких жертв, бесконечно удалено от всего чувственного и даже не может быть наименовано никаким именем. Единств. путь восхождения к нему – это чистый ум. Взгляды А. Т. – одна из многочисл. форм стоич. платонизма и пифагореизма, промежуточных между ранним эллинизмом и неоплатонизмом. Обычно историки философии (Целлер, Ибервег и др.) считают А. Т. представителем неопифагореизма. Лит.: Каринский М., Аполлоний Тианский, "Ж. Мин-ва народного просвещения", 1876, ч. 188, с. 30–98; ?евилль Ж., Религия в Риме при Северах, пер. с франц., с. 206–57, М., 1898; Писарев Д. И., Аполлоний Тианский. Сочинения. Полное собр. в 6 томах, т. 2, 5 изд., СПБ, 1911. А. Лосев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
1 в. н. э.)—легендарный философ-неопифагореец, живший во времена императоров Нерона и Домициана. Не дошедшее до наших дней «Жизнеописание Пифагора», написанное Аполлонием, послужило для Порфирия одним из источников и образцом жизнеописания Пифагора, а для Ямвлиха— сочинения «О пифагорейской жизни». Сохранилось 97 писем, авторство которых приписывается Аполлонию.
Благодаря усилиям и литературному таланту Флавия Филострата Младшего (ок. 170—244/49), который по поручению императрицы Юлии Домны сочинил пространное жизнеописание Аполлония в 8 книгах, странствующий любомудр из Тианы обрел вторую—литературную—жизнь, был обожествлен и даже помещен среди императорских кумиров. В ряду источников Флавий называет записки некоего Дамида из Ниневии, личного секретаря Аполлония, труд Максима Эгийского, некое «Завещание Аполлония», а также сочинение Мойрагена в 4 книгах, которому Флавий доверять не советует (Vita I 3). Сочинение Флавия было использовано впоследствии неоплатоником Гиероклом в целях полемики с христианством и заслужило ответный трактат Евсевия Кесарийского «Против сочинения Филострата об Аполлонии Тианском и по поводу проведенного Гиероклом сравнения между ним и Христом», где отмечаются многие несообразности этого жизнеописания и его неисторичность. Из достаточно заурядного философа-пифагорейца, каковым он, вероятнее всего, был при жизни, Аполлонии превращается у Флавия в реформатора учения Пифагора, вершителя судеб Римской империи, неустанного борца с тиранией, противостоящего Нерону, вдохновляющего Веспасиана, победившего в открытом судебном прении неправедного Домициана и спасшего тем самым будущего императора Нерву от неминуемой гибели. Легендарное происхождение Аполлония от бога Протея дополняется не менее удивительной историей о его загадочном исчезновении и посмертных деяниях (Vita 29—30). Божественное происхождение Аполлония подтверждается у Флавия его многочисленными пророчествами и исцелениями. Мир, согласно его учению,—это временное пристанище, в котором душа проходит испытание; высший Бог не нуждается ни в каких жертвоприношениях, путь к нему лежит через совершенную праведность, так что к нему и служащим ему низшим богам подобает обращаться только с одной молитвой: «Боги, воздайте каждому по заслугам» (Vita I 10; VI 40; V 28).
Благодаря усилиям и литературному таланту Флавия Филострата Младшего (ок. 170—244/49), который по поручению императрицы Юлии Домны сочинил пространное жизнеописание Аполлония в 8 книгах, странствующий любомудр из Тианы обрел вторую—литературную—жизнь, был обожествлен и даже помещен среди императорских кумиров. В ряду источников Флавий называет записки некоего Дамида из Ниневии, личного секретаря Аполлония, труд Максима Эгийского, некое «Завещание Аполлония», а также сочинение Мойрагена в 4 книгах, которому Флавий доверять не советует (Vita I 3). Сочинение Флавия было использовано впоследствии неоплатоником Гиероклом в целях полемики с христианством и заслужило ответный трактат Евсевия Кесарийского «Против сочинения Филострата об Аполлонии Тианском и по поводу проведенного Гиероклом сравнения между ним и Христом», где отмечаются многие несообразности этого жизнеописания и его неисторичность. Из достаточно заурядного философа-пифагорейца, каковым он, вероятнее всего, был при жизни, Аполлонии превращается у Флавия в реформатора учения Пифагора, вершителя судеб Римской империи, неустанного борца с тиранией, противостоящего Нерону, вдохновляющего Веспасиана, победившего в открытом судебном прении неправедного Домициана и спасшего тем самым будущего императора Нерву от неминуемой гибели. Легендарное происхождение Аполлония от бога Протея дополняется не менее удивительной историей о его загадочном исчезновении и посмертных деяниях (Vita 29—30). Божественное происхождение Аполлония подтверждается у Флавия его многочисленными пророчествами и исцелениями. Мир, согласно его учению,—это временное пристанище, в котором душа проходит испытание; высший Бог не нуждается ни в каких жертвоприношениях, путь к нему лежит через совершенную праведность, так что к нему и служащим ему низшим богам подобает обращаться только с одной молитвой: «Боги, воздайте каждому по заслугам» (Vita I 10; VI 40; V 28).
Источник: Новая философская энциклопедия
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
Греч.) Замечательный философ, родившийся в
Каппадонии приблизительно в начале первого столетия; ревностный
пифагореец, изучивший финикийские науки под руководством
Евтидема; и Пифагорейскую философию и другие учения - у Евксена
из Гераклеи. Согласно принципам этой школы, он оставался
вегетарианцем всю свою долгую жизнь, питался лишь фруктами и
ратениями, не пил вина, носил одеяния исключительно из волокон
растений, ходил босым и позволял бороде и волосам расти
беспрепятственно - как все Посвященные до и после него. Он был
посвящен жрецами храма Эскулапа (Асклепия) в Эгее, и научился
многим из "чудес" в исцелении больных, совершаемых богом
медицины. Подготовив себя к более высокому посвящению пятилетним
молчанием и скитаниями, посетив Антиохию, Эфасс, Памфилию и
другие места, он через Вавилон отправился в Индию; и все его
близкие ученики бросили его, так как боялись идти в "страну чар".
Однако случайный ученик Дамис, которого он встретил в пути,
сопровождал его в путешествиях. В Вавилоне он был посвящен
халдеями и Магами - согласно Дамису, рассказ которого спустя сто
лет переписал некий Филострат. По возвращении из Индии, он
показал себя истинным Посвященным, в то, что эпидемии и
землетрясения, смерти правителей и другие события, им
предсказанные, полностью сбывались. На Лесбосе жрецы Орфея,
позавидовав ему, отказались посвятить его в свои особые мистерии,
хотя они сделали это несколько лет спустя. Он проповедовал
афинянам и жителям других городов чистейшую и благороднейшую
этику, и феномены, им совершенные, были столь же чудесны, сколь и
многочисленны и хорошо засвидетельствованы. "Как это понять",
спрашивает с тревогой Юстин Мученик, "как это понять, что
талисманы (telesmata) Аполлония имеют силу, ибо они предохраняют,
как мы видим, от ярости волн, злобы ветра и нападения диких
зверей; и, в то время, как чудеса нашего Господа сохраняются лишь
в преданиях, чудеса Аполлония очень многочисленны и действительно
проявлены в теперешних делах?.." ("Quecst.", XXIV). Но ответ на
это легко найти в том факте, что после перехода Гиндукуша
Аполлоний был направлен одним правителем в обитель Мудрецов, -
быть может, остающихся там и по сей день, - которые обучили его
непревзойденному знанию. Его диалоги с коринфянином Менипсом
поистине дают нам эзотерический катехизис и раскрывают (если
поняты) многие важные тайны природы. Аполлоний был другом,
корреспондентом и гостем царей и цариц, и ничьи чудесные или
"магические" силы не засвидетельствованы лучше, чем его. В конце
своей долгой и удивительной жизни он открыл эзотерическую школу в
Эфессе и скончался достигнув почти столетнего возраста.
Каппадонии приблизительно в начале первого столетия; ревностный
пифагореец, изучивший финикийские науки под руководством
Евтидема; и Пифагорейскую философию и другие учения - у Евксена
из Гераклеи. Согласно принципам этой школы, он оставался
вегетарианцем всю свою долгую жизнь, питался лишь фруктами и
ратениями, не пил вина, носил одеяния исключительно из волокон
растений, ходил босым и позволял бороде и волосам расти
беспрепятственно - как все Посвященные до и после него. Он был
посвящен жрецами храма Эскулапа (Асклепия) в Эгее, и научился
многим из "чудес" в исцелении больных, совершаемых богом
медицины. Подготовив себя к более высокому посвящению пятилетним
молчанием и скитаниями, посетив Антиохию, Эфасс, Памфилию и
другие места, он через Вавилон отправился в Индию; и все его
близкие ученики бросили его, так как боялись идти в "страну чар".
Однако случайный ученик Дамис, которого он встретил в пути,
сопровождал его в путешествиях. В Вавилоне он был посвящен
халдеями и Магами - согласно Дамису, рассказ которого спустя сто
лет переписал некий Филострат. По возвращении из Индии, он
показал себя истинным Посвященным, в то, что эпидемии и
землетрясения, смерти правителей и другие события, им
предсказанные, полностью сбывались. На Лесбосе жрецы Орфея,
позавидовав ему, отказались посвятить его в свои особые мистерии,
хотя они сделали это несколько лет спустя. Он проповедовал
афинянам и жителям других городов чистейшую и благороднейшую
этику, и феномены, им совершенные, были столь же чудесны, сколь и
многочисленны и хорошо засвидетельствованы. "Как это понять",
спрашивает с тревогой Юстин Мученик, "как это понять, что
талисманы (telesmata) Аполлония имеют силу, ибо они предохраняют,
как мы видим, от ярости волн, злобы ветра и нападения диких
зверей; и, в то время, как чудеса нашего Господа сохраняются лишь
в преданиях, чудеса Аполлония очень многочисленны и действительно
проявлены в теперешних делах?.." ("Quecst.", XXIV). Но ответ на
это легко найти в том факте, что после перехода Гиндукуша
Аполлоний был направлен одним правителем в обитель Мудрецов, -
быть может, остающихся там и по сей день, - которые обучили его
непревзойденному знанию. Его диалоги с коринфянином Менипсом
поистине дают нам эзотерический катехизис и раскрывают (если
поняты) многие важные тайны природы. Аполлоний был другом,
корреспондентом и гостем царей и цариц, и ничьи чудесные или
"магические" силы не засвидетельствованы лучше, чем его. В конце
своей долгой и удивительной жизни он открыл эзотерическую школу в
Эфессе и скончался достигнув почти столетнего возраста.
Источник: Теософский словарь
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (?????????? ? ???????) (1 в. н. э), легендарный философ-неопифагореец, живший во времена имп. Нерона и Домициана. Сохранилось 97 подложных писем, авторство которых приписывается А. Благодаря усилиям и литературному таланту Флавия Филострата (ок. 170-244/49 н. э.), который по поручению императрицы Юлии Домны сочинил пространное жизнеописание А. в 8-ми кн., странствующий любомудр из Тианы обрел вторую - литературную - жизнь, был обожествлен и даже помещен среди императорских кумиров. Среди своих источников Филострат называет прежде всего записки некоего Дамида из Ниневии, личного секретаря Аполлония и верного спутника на протяжении всех его странствий, однако большинство современных авторов согласны с тем, что Дамид, равно как и восточные путешествия ?., - это литературная фикция (подробнее см. Bowie 1978, р. 1663 ел.; Jones 2005, р. 21 ел.). Из более достоверных источников упоминаются труд Максима Эгийского (вероятно, использованный в Philostr. V. Apoll. I, 7—16) и сочинение Мойрагена в 4-х кн., которому Филострат доверять не советует (V. Apoll. I 3), однако, судя по сохранившимся цитатам из Мойрагена (напр., Ориген, «Против Цельса», VI41), именно этот текст был для Филострата одним из основных источников. Не исключено также, что письма А. или некоторая часть из них были сфабрикованы с целью иллюстрировать полемику с Евфратом и на основе трактата Мойрагена. Мы располагаем лишь двумя дополнительными свидетельствами, уточняющим время жизни ?.: согласно Лукиану, Александр из Абонотиха (Luc. Alex., 5) в молодости учился у ?., что указывает примерно на 120 г., а Дион Кассий (Dio Cass. 67,18) сообщает, что А. было по крайней мере 95 лет, когда у него было видение убийства имп. Домициана в Эфесе. Сочинение Филострата было использовано впоследствии неоплатоником Гиероклом в целях полемики с христианством и заслужило ответный трактат Евсевия Кесарийского «Против сочинения Филострата об Аполлонии Тианском и по поводу проведенного Гиероклом сравнения между ним и Христом», где справедливо отмечаются многие несообразности этого жизнеописания и его неисторичность. Из достаточно заурядного философа пифагорейца и мага, каковым он, вероятнее всего, был при жизни, А. превращается в реформатора учения Пифагора, вершителя судеб Римской империи, неустанного борца с тиранией, противостоящего Нерону, вдохновляющего Веспасиана, победившего в открытом судебном прении неправедного Домициана и спасшего тем самым будущего имп. Нерву от неминуемой гибели. Легендарное происхождение А. от бога Протея дополняется не менее удивительной историей о его загадочном исчезновении и посмертных деяниях (V. Apoll. VIII 29—30). Филострат сообщает, что А. с молодости следовал пифагорейскому обычаю, выдержал пятилетний обет молчания, полностью воздерживался от сексуального общения и животной пищи, не носил никакой кожаной одежды, не стриг волос, полностью пренебрегал любыми материальными благами. Набравшись мудрости в родном крае, он предпринял длительное путешествие на Восток, жил при дворе персидского владыки, а затем в Индии среди брахманов. Божественное происхождение А. подтверждается у Филострата его многочисленными пророчествами и исцелениями. Мир, согласно его учению, - это временное пристанище, в котором душа проходит испытание; высший Бог не нуждается ни в каких жертвоприношениях, путь к нему лежит через совершенную праведность, так что к нему и служащим ему низшим богам подобает обращаться только с одной молитвой: «Боги, воздайте каждому по заслугам» (V. Apoll. I 10; VI 40; V 28). Праведность заключается при этом не в воздержании от злодеяний, но в добровольном следовании совершенным правилам (VI21; VII 14), и подлинный праведник отличается от просто добродетельного человека, говоря словами Филострата, «не отчасти, но вполне». Текст и пер.: Philostratus. The Life of Apollonius of Tyana. Ed. Ch. P. Jones. Camb. (Mass.), 2005; ConybeareF. С (ed.). Philostratus. Life of Apollonius of Tyana. Vol. 1: Books I-V; Vol. 2: Books VI-VIII. Epistles of Apollonius. Treatise of Eusebius. Camb. (Mass), 19504; Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского (вкл. Письма Аполлония). Изд. подг. Е. Г. Рабинович. М., 1985. Лит.: Wundt M. Apollonios von Tyana. Proph?tie und Mythenbildung, - ZWTh 49, 1906, S. 309-366; Campbell F. W. G. Apollonios of Tyana. A study of his life and times. L., 1908; Bowie E. L. Apollonius of Tyana: Tradition and Reality, - ANRW II, 16, 2, 1978, p. 1652-1699; Грабаръ-Пассек ?. ?. Философский роман. Филострат. «Жизнь Аполлония Тианского», - Античный роман. М., 1969, с. 230-255; Кнабе Г. С. «Жизнеописание Аполлония Тианского», ???????? ??????? и Корнелий Тацит, - ВДИ, 1972, 3, с. 30-56; Струкова А. С. Концепция философа-чудотворца в произведении Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского», -Академия. Вып. 5, 2003, с. 265-284. Е. В. АФОНАСИН