ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович
16 (28) июля 1822, Москва — 25 сентября (7 октября) 1864, Петербург] — русский литературный критик, поэт, публицист. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 1850—56 ведущий критик т. н. молодой редакции «Москвитянина», по своим принципам близкой славянофильству. Сотрудничая в журналах братьев М. М. и Ф.М.Достоевских («Время» и «Эпоха», 1861—64), выступает с позиций почвенничества. Философские воззрения формировались под влиянием эстетики романтизма (Т. Карлейль, Р. Эмерсон, Ф. Шеллинг) и славянофильской традиции понимания культуры (прежде всего идей А. С. Хомякова). Генетическая связь общественных взглядов Григорьева с учением славянофилов (признание определяющего значения патриархальных и религиозных начал в народной жизни) сочеталась в его творчестве с критикой абсолютизации значения общины и невнимания к новым жизненным силам российского общества (городское мещанство, купечество). Наиболее полно философское мировоззрение Григорьева представлено в созданной им теории «органической критики», связанной с признанием органичности самого искусства, в произведениях которого находят синтетическое воплощение «органические начала жизни». Искусство не отражает жизнь (в смысле ее копирования), а само есть часть жизненного процесса, его «идеальное выражение». Опираясь на Шеллинга, видел в художественной деятельности единство бессознательного творчества и «идеального миросозерцания» глубоко осознанного, органического восприятия художником действительности. В понимании Григорьевым культурно-исторического процесса проявились черты, сближающие его воззрения с последующими теориями культурного циклизма в русской мысли (И. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев}: критика «идеи отвлеченного человечества» и концепции прогресса («идея Сатурна-прогресса, постоянно пожирающего чад своих»), определение исторической реальности как совокупности своеобразных «органических типов» общественной и культурной жизни. Соч.: Собр. соч., в. 1-14. М., 1915—16; Эстетика и критика. М., 1980; Искусство и нравственность. М., 1986.
Лит.: Сакулин П. Органическое мировосприятие.—«Вестник Европы», 1915, № 6; Носов С. Н. Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М., 1990; Дал W. Dostoevsky, Grigorev and Native Soil Conservatism. Toronto, 1982.
В. В. Сербчненко
Источник: Новая философская энциклопедия
ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович
1822—64)—рус. литературный критик, поэт, публицист. Основу его эстетической концепции, нашедшей воплощение в т. наз. «органической критике», составляет принципиальный антирационализм. Теоретический анализ, согласно Г., не способен представить предмет «цельно», синтетическое отражение действительности принадлежит лишь иск-ву. С этих позиций процесс худож творчества («воссоздания») выглядит как акт интуиции, в к-ром первоисточник знания — симпатия, а завершающая ступень — наитие, художник же представляется вдохновенным ясновидцем. Одно из центральных мест в эстетической концепции Г. занимает проблема идеала. Отыскивая классические периоды развития иск-ва, Г. противопоставляет эпохи т. наз. «неразорванного творчества» (во времена Шекспира, Данте, Сервантеса), когда происходит непосредственное созерцание высших идеалов жизни, совр. ему эпохе, когда утрачена прежняя непосредственность отношения художника к действительности. То, как представлен идеал в иск-ве, зависит, согласно Г., от миросозерцания художника, понимания отношения между тем, во имя чего он творит, и действительностью. В итоге произв. иск-ва, являясь «органически сознательным отзывом» эпохи, выражает общественную жизнь «через посредство жизни художника». Роль «органической критики» Г. видит в выявлении лежащих за случайными явлениями «вечных начал» жизни определенного народа, к-рые облекаются иск-вом в «плоть и кровь» и находят выражение в народном творчестве. Осмысление действительности, т. обр,, происходит, по Г., через народное иск-во, фольклор, через эстетику обряда и народного быта. Осн. линией рус. лит-ры Г. считал изображение народных типов — хищного, мятежного и смирного, кроткого, выведенных в произв. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского- Причем наиболее органичен для рус. национального характера, согласно Г., тип смирный. Эта т. зр. связана с его идеализированными представлениями о нетронутых «фаль-
68
шью цивилизации» патриархально-консервативных слоях рус. об-ва, преимущественно купечества как «класса среднего, промышленного», якобы сохранившего «веру, нравы, язык отцов». Эстетическая концепция Г. сложилась в острой полемике с различными направлениями рус. мысли. Он противопоставлял ее и сторонникам теории «искусство для искусства», и революционным демократам, прежде всего Белинскому, Добролюбову и Чернышевскому. В целом позицию Г. в понимании истории, культуры, иск-ва можно охарактеризовать как консервативно-романтическую. Осн. эстетические принципы Г. изложены в статьях: «О правде и искренности в искусстве» (1856), «Несколько слов о законах и терминах органической критики» (1859), «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» (1859) и др.
Источник: Эстетика: Словарь
ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович
[20 июля (1 авг.) 1822 – 25 сент. (7 окт.) 1864] – рус. лит. критик, эстетик и поэт. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1842). В студенческие годы познакомился с произведениями Карлейля, Ренана, Эмерсона, Шеллинга, создал кружок по изучению философии Гегеля, в к-рый входили Фет, Полонский и др. Сблизившись с М. П. Погодиным, Г. в 1851 вошел в т.н. молодую редакцию "Москвитянина", развивавшую взгляды, родственные славянофильству. В 1861–64 стал ведущим критиком в консервативных журн. "Время" и "Эпоха". Г. – гл. представитель идеалистич. направления в рус. эстетике и критике, т.н. органич. критики, к-рую он пытался противопоставлять крайностям теории "искусства для искусства" и якобы впадавшей в публицистику "исторической критике" рев. демократов. Будучи нек-рое время близок к петрашевцам, Г. быстро отошел от идей утопич. социализма и истолковывал идею народности в консервативном, близком славянофильству, духе "почвенного", "органического" единства рус. народа. В связи с этим Г. выступал против материалистич. эстетики Белинского, Добролюбова и Чернышевского. Утверждал, что произведение иск-ва является органич. продуктом эпохи и выражает обществ. жизнь "через посредство жизни художника". Миссия художеств. творчества заключается, по Г., не в "рабском служении" жизни или к.-л. идее, а в выявлении "вечных начал" жизни, к-рые якобы лежат под видимыми, переменными и случайными явлениями. Г. считал, что внутр. закономерности иск-ва познаются лишь интуитивно. В методе органич. критики Г. основополагающими становятся идеалистич. принципы симпатии как первоисточника знания и наития – как его завершающей ступени. Стремясь философски осмыслить осн. линию рус. лит-ры, Г. видел в произведениях Пушкина, Гоголя, Островского отражение различных фаз столкновения двух типов – национального и кастового, народного и аристократического, хищного и смиренного, причем органичным для рус. нац. развития Г. считал тип народный и смиренный. Это было связано в значит. мере с его идеалистич. представлениями о нетронутых "фальшью цивилизации" патриархально-консервативных слоях рус. общества, будто сохранивших "веру, нравы и язык отцов". Лит.-критич. наследие Г. богато мн. яркими страницами. Однако Г. был одним из творцов реакц. учения "почвенников" (Н. Страхов, Ф. Достоевский), выступал убежденным противником Чернышевского и Добролюбова, врагом их обществ.-политич. и эстетич. концепций. Соч.: Собр. соч. под ред. В. Ф. Саводника, вып. 1–14, М., 1915–1916; Материалы для биографии, под ред. Вл. Княжнина, П., 1917 (изд. Пушкинского Дома). Лит.: Фриче В., Ап. Григорьев, в кн.; Очерки по истории русской критики, т. 1, М.–Л., 1929; Гуральник У. ?., ?п. Григорьев – критик, в кн.: История русской критики, т. 1, М.–Л., 1958. У. Гуральник. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович
16(28).О7. 1822, Москва - 25.09(7.10). 1864, Петербург) - литературный критик, поэт, публицист. Окончил юридический ф-т Московского ун-та (1842). В 1850-1856 гг. ведущий критик т. наз. молодой редакции "Москвитянина", по своим принципам близкой славянофильству. Сотрудничая в журналах братьев М. М. и Ф. М. Достоевских ("Время" и "Эпоха", 1861-1864), Г. выступает с позиций почвенничества. Философские воззрения Г. формировались под влиянием эстетики романтизма (Т. Карлейль, Р. У. Эмерсон, Шеллинг) и славянофильской традиции понимания культуры (прежде всего идей Хомякова). Генетическая связь общественных взглядов Г. с учением славянофилов (признание определяющего значения патриархальных и религиозных начал в народной жизни) сочеталась в его творчестве с корректировкой этого учения: критикой абсолютизации значения общины, невнимания к новым жизненным силам рус. об-ва (городское мещанство, купечество). По Г., и для славянофильства, и для западничества характерно "теоретизирование", схематическое ограничение исторической жизни ("кладут жизнь на прокрустово ложе"). Однако общинный идеал славянофилов при всей его "книжности" ("старый византийский стиль") все же, согласно Г., несравненно богаче положительным содержанием, чем программа западничества, итоговый идеал к-рого - единообразие ("казарменность"). Наиболее полно философское мировоззрение Г. представлено в созданной им теории "органической критики", связанной с признанием органичности самого искусства, в произв. к-рого находят синтетическое воплощение "органические начала жизни". Искусство не отражает жизнь (в смысле ее копирования), а само есть часть жизненного процесса, его "идеальное выражение". Опираясь на Шеллинга, Г. определяет высшую форму художественной деятельности как гармоническое единство бессознательного творчества (процесс художественной типизации) и "идеального миросозерцания" (глубоко осознанного, органического восприятия художником действительности). Такая апология искусства в шеллингианско-романтическом духе служит у Г. основой понимания реалистической традиции рус. литературы. "Правда жизни", включающая в себя, в его интерпретации, и собственно эстетическое, и нравственное в. искусстве, находит выражение в лучших образцах этой традиции (в творчестве Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Островского). Критикуя бессодержательность концепции "чистого искусства", Г. в то же время утверждал самодостаточность художественного творчества, "в себе самом носящего свое неотъемлемое право и оправдание". В отличие от радикально-демократической критики Г. видел народность искусства в способности воплощать в образы и идеалы те "великие Истины и тайны" народной жизни, к-рые, составляя ее сущность, действуют стихийно и неосознанно. В развитии Г. славянофильского "органицизма" в понимании истории проявились черты, определившие связь его философии истории с последующими теориями культурного циклизма в рус. мысли (Данилевский, К. Н. Леонтьев). Это относится к критике Г. "идеи отвлеченного человечества" и концепции прогресса ("идея Сатурна - прогресса, постоянно пожирающего чад своих"), к определению им исторической реальности как совокупности своеобразных "органических типов" общественной жизни. Однако Г., подчеркивая способность этих типов к "вечному перерождению", определенно признает диахроническое (т. е. отмеченное последовательностью развития) единство истории, и в этом отличие его позиции от циклических моделей культурно-исторического процесса.
Источник: Русская философия: словарь