АНТРОПОЛОГИЗМ
философское учение о человеке как о «естественном» существе, исключающее дуализм «тела» и «души».
Источник: Русская философия: терминологический словарь.
АНТРОПОЛОГИЗМ
стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса вопроса о человеке.
Источник: Тематический философский словарь
АНТРОПОЛОГИЗМ
(от греч. anthrdpos — человек и logos — понятие, учение) — стремление рассматривать ту или иную проблему сквозь призму вопроса о человеке.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
Антропологизм
греч. anthropos – человек, logos – слово) – попытка обоснования философского и научного знания на основе конкретного изучения процессов мышления
Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов
АНТРОПОЛОГИЗМ
(Anthropologismus; от греч. anthropos — «человек» и logos — «учение») — учение, вслед за Л. Фейербахом считающее естественно-научную медицинскую антропологию универсальной наукой о человеке.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
АНТРОПОЛОГИЗМ
греч.-человек и учение): стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – о человеке. Последователи антропологизма считают, что обсуждение какой бы то ни было темы имеет, смысл лишь в том случае, если она касается или может быть истолкована в антропологическом ключе. Такая позиция характерна для евразийской философии.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Антропологизм
философская концепция, согласно которой понятие "человек" представляет собой важнейшую мировоззренческую категорию, служащую отправной точкой для философского анализа любых сфер бытия (природы, общества, мышления, истории и др.). Любые другие философские категории (дух, материя, сознание, идея и т.д.) по отношению к категории "человек" играют подчиненную роль. Антропологизм - научный подход к изучению природы, мышления и социальной действительности, исходя из понятия "человек".
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
АНТРОПОЛОГИЗМ
философские концепции, согласно к-рым понятие человека является осн. мировоззренческой категорией, исходя из к-рой только и возможна разработка проблем природы и общества, бытия и сознания. Приверженцы А. оказываются на позициях либо материалистического, либо идеалистического подхода к человеку. Л. Фейербах выдвинул категорию человека в противовес «идее» и «духу» — осн. понятиям господствовавшего во 2-й четв. 19 в. объективного идеализма Гегеля. Позднее на первый план выходят идеалистические варианты А. (Ф. Ницше, В. Дильтей, экзистенциалисты). Для А. характерны идеализм в понимании общества, абстрактное понимание человека, неспособность понять его как общественное существо- Общественные, объективно возникающие отношения А. сводит к идеалистически понимаемым связям на межличностном уровне. А. получил распространение в совр. буржуазной политологии, социологии, этике, эстетике.
Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.
АНТРОПОЛОГИЗМ
филос. концепция, представители к-рой усматривают в понятии «человек» осн. мировоззренч. категорию и утверждают, что только исходя из нее и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистич., либо идеалистич. взгляды. Наиболее значит. представителями материалистич. А. были Гельвеции, Фейербах и Чернышевский. Ввел и обосновал антропологич. принцип в философии Фейербах. Категория «человек» была выдвинута им как антитеза «идеи» и «духа» - понятий, в к-рых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й пол. 19 в. развиваются идеалистич. варианты А. (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель). Наиболее полное обоснование совр. идеалистич. филос. антропологии было дано М. Шелером. Ее приверженцы (А. Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы понятий «общество» и «природа».
Несостоятельность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ. существа. А. означает идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между людьми к идеалистически понятым связям между «Я» и «Ты». Как методологич. принцип А. получил распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике. См. также ст. Философская антропология и лит. к ней.
Источник: Советский философский словарь
АНТРОПОЛОГИЗМ
1) концепция предмета философии как общей теории Человека, его сущности, способов и смысла существования. Такое понимание философии идет от Протагора и софистов, которые противопоставили его концепции философии как общему учению о природе, Космосе и человеке как его части. В антропологизме человек понимается не натуралистически, а как личность, реализующая своим бытием определенное множество ценностей (Добро, Красота, Истина, Справедливость и др.). Такого понимания предмета философии придерживался и Сократ, разрабатывавший методы эксплицирования истинного содержания ценностей, которыми врожденно обладает каждый человек. Такими методами, согласно Сократу, являются майевтика, индукция и диалог. Антропологическая линия в понимании предмета философии была продолжена киниками, скептиками, стоиками, частью религиозных философов в Средние века. Мощное развитие антропологизм (в его секуляризированном варианте) получил в эпоху Возрождения и Новое время (Леонардо да Винчи, Паскаль, Монтень и мн. др.). Впоследствии антропологизм реализовался в формах экзистенциализма, философии жизни, философии культуры и др. (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, неокантианство, Бердяев, Шестов, Достоевский, Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.). Антропологическое понимание предмета философии лежит в основе антиинтеракционистской концепции соотношения философии и науки, отрицающей их внутреннюю взаимосвязь вообще, либо ограничивающей ее связью философии лишь с социальными и гуманитарными науками; 2) установка на гуманитарное познание всех предметов, поиска их человекоразмерного смысла и значения. (См. человек, гуманитарное знание).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
АНТРОПОЛОГИЗМ
греч. anthro-pos — человек и logos — учение, слово) — философские концепции, утверждающие взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание к-рого дает ключ к ее тайнам. Подчеркивание единства человека и природы было направлено против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела. А. в материализме 17—18 вв., провозглашавшем несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека, был частью идейного обоснования буржуазной революции. Ограниченность А.— в абстрактном понимании человека, недооценке его сознания. А. представляет все истинно человеческие черты и свойства в качестве “абстракта, присущего... индивиду” (Маркс), “человеку вообще”, т. е. в отрыве от исторических форм общения, в к-рых возникает и осуществляется жизнедеятельность человека. А., по существу, биологизирует человека, что неминуемо ведет к идеализму в понимании истории, т. к. все общественные явления, возникающие в результате целенаправленной деятельности людей, здесь находят свое основание лишь в субъективно-психологических особенностях “природных индивидов”. Наиболее полно А. представлен у Фейербаха и Чернышевского. У последнего нек-рые черты А. преодолены благодаря революционному подходу к действительности. В совр. западной философии А. выступает как обоснование разных форм идеализма, рассматривающего объективный мир как нечто производное от человеческой сущности. Он свойствен мн. направлениям философии (экзистенциализм, прагматизм философия жизни, философская антропология), социологии (антропосоциология, социал-дарвинизм, социобиология), психологии (фрейдизм) и др.
Источник: Философский энциклопедический словарь
АНТРОПОЛОГИЗМ
философская концепция, представители к-рой усматривают в понятии человека основную мировоззренческую категорию, более общую по своему значению, чем понятия материи и сознания. Существование человека принимается ими за первоначальную достоверность, исходя из к-рой только и можно разработать цельную систему представлений о природе, обществе и мышлении. А. представляет собой нередко одну из попыток возвыситься над противоположностью материализма и идеализма. На деле, однако, его приверженцы отстаивают либо материалистический, либо идеалистический взгляд на самого человека. Наиболее значительными представителями материалистического А. были Гельвеций, Фейербах и Чернышевский. Заслуга введения и универсального обоснования антропологического принципа в философии принадлежит Фейербаху. Категория «человек» была выдвинута им как антитеза «идеи» и «духа» — понятий, в к-рых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й пол. 19 в. быстро развиваются идеалистические варианты А. (Ницше, Дильтей, Зим мель). Наиболее полное его обоснование было дано Шелером, родоначальником современной идеалистической «философской антропологии». Ее приверженцы (Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы понятия «общество», как оно выступает в системе материалистического понимания истории. Ограниченность А. выявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как общественного существа. А. — в любых его вариантах—означает идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между людьми к идеалистически понятым связям между Я и Ты.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
АНТРОПОЛОГИЗМ
от греч. anthropos — человек, logos — слово, понятие, учение) — основополагающая черта некоторых филос. концепций, сводящих все проблемы философии к проблемам человека. Впервые этот принцип был сформулирован И. Кантом, когда он три известных вопроса философии свел к четвертому, с его т.зр. основополагающему: “Что такое человек?” В учении Л. Фейербаха человек — единственный, универсальный и высший предмет философии. Антропологический принцип — исходная точка философии Н.Г. Чернышевского, последователя Фейербаха. А. был реакцией на схоластическое конструирование метафизических сущностей типа субстанции или абсолютного духа. Сведение философии к деятельности человека, к живому пониманию, к опыту человеческого сознания значительно способствовало развитию филос. мысли. И в то же время в философии всегда шла борьба между А. и попытками его преодоления. С одной стороны, сохранялось стремление утвердить центральное положение философской антропологии среди др. областей философии, а с другой — противники антропологии снова и снова указывали на то, что человек вовсе не есть центр Вселенной, что он не “господин” сущего. В 20 в. антропологический принцип все более обнаруживает свою недостаточность, становится тормозом развития философии. Он привел, по словам М. Фуко, к тому, что философия погружается в новый сон, но уже не догматизма, а антропологии. Для понимания сущности человека необходим анализ метафизических оснований его существования, анализ, недоступный сегодняшней антропологии (М. Хайдег-гер), необходим выход за пределы человека как продукта Культуры Нового времени (Фуко).
О Фейербах Л. Избр. философские произв.: В 2 т. М., 1955; Фуко М. Слова и веши. СПб., 1994; Хайдеггер М. Кант и проблемы метафизики. М., 1997.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
АНТРОПОЛОГИЗМ
философское течение, которое рассматривает понятие "человек" в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре, истине, добре, благе, долге, свободе, Боге и т. д. В концепциях А. человек — исходный пункт и конечная цель философии. А. отправным пунктом анализа считает биологическую (а не социальную) природу человека. Концепции А. могут носить как материалистический, так и идеалистический характер. Крупнейшие представители материалистического А. Нового времени — Гельвеции и Фейербах, который и разработал А. как методологический философский принцип. Принцип А. ориентировал исследователей на изучение единства человеческой сущности и постулировал относительность деления человека на "тело" и "душу". Начиная со второй половины 19 в. разрабатываются идеалистические варианты А. (Ницше, Дильтей, Зиммель). А. испытал на себе значительное влияние философии жизни, феноменологии Гуссерля, психоанализа Фрейда. В современной западной философии А. (Ше-лер, Плеснер, Гелен, Э. Ротхакер, А. Портман и др.) стремится утвердить единство философского и конкретно-научного подхода и освободить понимание человека от крайностей как экзистенциалистского антисциентизма, так и сциентистски-рационалистического толкования человека. Человек начинает рассматриваться на широком фоне наук о духе и наук о культуре (этнографии, языкознания, социологии, истории религии и искусства и т. д.). Однако А., несмотря на некоторые научные и теоретические положения, сформулированные в его русле, не смог стать целостным учением о человеке. Односторонность А. проявляется в его абстрагированности от социальной сущности человека, от особенностей его жизнедеятельности как общественно-исторического существа. Как методологический принцип А. получил распространение в социологии, этике, эстетике.
Е.В. Петушкова
Источник: Новейший философский словарь
Антропологизм
от греч. anthropos — человек и logos — учение, слово) — философская традиция, объясняющая действительность из человека — базисной, неразложимой на отдельные составляющие реальности. А. в широком смысле, как скрытая онтологическая доминанта философии, объясняющая само ее возникновение, присутствовал в ней всегда. Однако до XVII в. А. заявлял о себе лишь в качестве учения об особом, привилегированном положении человека в мироздании. В XVII—XVIII вв. А- проявляется в концепции сущности человека как совокупности неизменных, неделимых качеств, которыми наделила человека природа или Бог и которые становятся в свою очередь исходными предпосылками для изменения действительности. Важной стороной такого понимания человека является необходимость осознания им своей собственной природы. К числу таких качеств, как правило, относили стремление к познанию, счастью, добру, свободе, справедливости и т. п. А. как осознанный принцип философствования ввел Л. Фейербах, который главным в А. считал идею «единства человеческой сущности», преодоления противоположности тела и души, материи и духа. Приверженцем А. в России был Н. Чернышевский, который натуралистическую версию А. использовал в качестве основы своих революционных идей. В XIX—XX вв. А. приобретает иную окраску. «Идея человека» становится не столько основой преобразования природы и общества, сколько объяснительным принципом всей человеческой культуры (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель). В современной западной философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, М. Ландман, Г. Плесснер) человек рассматривается в качестве особой реальности, противостоящей как обществу, так и природе. Задача философской антропологии заключается в том, чтобы восстановить целостный образ человека в потоке жизненных проявлений и с его помощью не только объяснить окружающую действительность, но и глубже понять его собственную природу. В рамках философской антропологии делаются попытки синтезировать достижения биологии, психологии, социологии, истории, философии.
Источник: Философия. Словарь по обществознанию
Антропологизм
(греч. — человек и учение) — характерная черта домарксовского материализма, понимание человека как высшего продукта природы, объяснение всех особенностей и свойств человека только их природным происхождением. Подчеркивание единства Человека и природы было направлено против идеалистического понимания человека и против дуалистического разрыва души и тела. А. в материализме 17—18 вв. служил обоснованием буржуазной революции, провозглашая несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека. Однако в целом А. есть лишь неточное описание материализма. Ему присущи общие с домарксовским материализмом недостатки. Главный из них — непонимание общественной сущности человека и его сознания. А. рассматривает все истинно человеческие черты и свойства в качестве «абстракта, присущего... индивиду» (Маркс), т. е. оторванно от об-ва, общественной практики. Выдвигая на первый план философского исследования такого абстрактного «человека вообще», а не совокупность общественных отношений, не объективные законы общественного развития, к-рые в действительности и создают человеческую личность, А., по существу, биологизирует человека. Это неминуемо ведет к идеализму в понимании истории, т. к. все общественные явления оказываются зависимыми лишь от естественных качеств человека. Наиболее полно А. представлен у Фейербаха и Чернышевского. У последнего некоторые черты А. были преодолены благодаря активному и революционному подходу к жизни. В совр. буржуазной философии А. выступает как обоснование разных форм идеализма, рассматривающего объективный мир как нечто производное от человеческой сущности. Он присущ многим направлениям философии (экзистенциализм, прагматизм, философия жизни и др.), социологии (антропосоциология, социал-дарвинизм), психологии (фрейдизм) и др. Антропоморфизм (греч. — человек, форма) — перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т. д.). Уже Ксенофан видел в А. особенность религии; наиболее глубоко и полно вскрыл значение А. в религии Фейербах. А. связан с анимизмом, тотемизмом и присущ большинству совр. религий; в исламе и иудаизме выступает в скрытой форме. В новое время предпринимаются попытки очистить религию от наивно-антропоморфных представлений (деизм, теизм и т. д.). Антропоморфность присуща также и отдельным научным понятиям (напр., сила, энергия, управление и т. д.). Однако это не исключает их объективного содержания.
Источник: Философский словарь. 1963
АНТРОПОЛОГИЗМ
основополагающая черта нек-рых филос. концепций, рассматривающих фундаментальные проблемы бытия и познания, природы, общества и мышления сквозь призму человека. В соответствии с антропологич. принципом филос. мышление ориентировано на движение от человека через мир к человеку и стремится выявить тайну и смысл чел. бытия. При этом постижение сущности человека есть в то же время и постижение сущности бытия. Хотя первым учение о человеке в кач-ве отрасли знания выделил еще Аристотель, в Новое время А. был сформулирован И.Кантом, к-рый три вопроса — «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» — свел к четвертому: «Что такое человек?», объявив его осн. вопросом философии. В основе кантовского А. лежит концепция родовой сущности человека как существа активного и разумного. Человек как существо волящее явл. исходным и конечным пунктом А. А.Шопенгауэра. В учении Л.Фейербаха человек как существо чувственное — единственный, универсальный и высший предмет философии, ее исходный пункт и конечная цель. Антропологич. принцип с материалистич. позиций развивал Н.Г.Чернышевский. Кризис рационалистич. концепции человека на рубеже XIX—XX вв. привел к «антропологич. повороту» в философии. Основоположник совр. филос. антропологии М.Шелер исходил из отд. индивида и считал, что конкретный «жизненный мир» человека есть мир любви и ценностных предпочтений. Идеи А. в XX в. развивали А.Гелен, Х.Плеснер, Э.Ротхакер, А.Портман, М.Ландман и др. В целом рассмотрение мировоззр. проблем сквозь призму человека в XVIII—XX вв. во мн. способствовало развитию филос. и науч. мысли. Однако сведение фундаментальных проблем бытия и познания к проблемам человека обедняет философию, сужает поле ее деятельности. В XX в. мн. мыслители высказывали идею о том, что человек — вовсе не центр Вселенной и не господин Сущего. Для адекватного понимания сущности человека необходим комплексный анализ метафизич., природных, социокульт. и др. оснований его существования. Лит.: Кант И. Трактаты и письма. М., 1980; Фейербах Л. Избр. филос. произв.: В 2 т. М., 1955; Шелер М. Избр. произв. М., 1994; Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1999—2001. Т. 1—6; Бурханов Р.А., Любутин К.Н. Классическая философская антропология: И.Кант и Л.Фейербах. Екатеринбург; Нижневартовск, 1995; Григорьян Б.Т. Философская антропология: (Критич. очерк). М., 1982; Философская антропология: Историко-философский анализ: Кол. моногр. Екатеринбург; Нижневартовск, 1997; Чупров А.С. Родовая сущность человека в философии Шопенгауэра и Фейербаха. Екатеринбург, 1996. О.В.Никулина
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь