АЛЕН (Эмиль, Шартье)
французский философ (Мортань-о-Перш,1868 — Везине, 1951). Знаменитый преподаватель лицея Анри IV, оказавший глубокое влияние на умы будущих выпускников, автор работ «Речи», «Беседы на берегу моря», «Боги», «Система изящных искусств» и др. Его манера выражать свои мысли в лаконичных «речах» вызвала определенную долю критики. Считая, что «маленькие речи» присущи лишь «маленьким мыслителям», подобные критики не считали нужным серьезно изучать его философское наследие. В действительности скромность этих «Речей» -— своего рода отголосок скромности «Опытов» Монтеня. Мысля всегда конкретно, автор развивает кантианскую теорию чувственного познания. Его учение о творческом воображении повлияло на «Воображаемое» Сартра. Картезианский гуманизм Алена, его стиль, образный и лаконичный, богатый меткими формулами, делают его одним из самых читаемых философов.
Источник: Философский словарь
АЛЕН
(Alain, псевдоним Эмиля Шартье) — французский философ; р. 3.3.1868 (Мортань, Орн) — ум. 3.6.1951 (Париж). С 1933 — профессор в лицее Генриха IV, принадлежал к наиболее значительным моралистам своего времени, защищал оптимистическую философию жизни. «Желать — значит рисковать и терпеть... Нет ничего невозможного: посвятите себя делам сегодняшнего дня, и тогда, в границах человеческих сил и ваших собственных возможностей, вы добьетесь того, чего хотите». Размышления Алена были изданы в собрании «суждений» в 23-х т. под заглавием: «Les propos d’Alain» (рус. пер.: Суждения, 2000 — избранное). Другие наиболее значительные работы: 81 chapitres sur l’esprit et les passions, 1917; Système des Beaux-Arts, 1920; Le idées et les âges, 2 vol., 1927, 1943; Histoire de mes pensées в «La Nouvelle Revue Française», février — avril, 1936; избранные произведения Алена в нем. изд. под названием «Lebensalter und Anschauung», 1932; Gedanken über die Religion, 1948.
A. Maurois. A., Paris, 1950; S. Dewit. A. Essai de bibl., 1893 —juin 1961, Bruxelles, 1961; A. Bridoux. A., sa vie, son oeuvre, 1964; G. Pascal. L’idée de philos, chez A., Paris, 1970; O. Reboul. L’élan humain ou l’éducation selon A., Montréal; Paris, 1974; A. Camée. A. et J. J. Rousseau, Paris, 1977; A. Sernin. A., Paris, 1985.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
АЛЕН (Alain)
псевд.; наст. фам. и имя Шартье Эмиль Огюст (Chartier Emile Auguste)) (3 марта 1868, Мортань-оПерш, Франция—2 июня 1951, Везине)—французский философ, литератор, публицист. Получил философское образование в Эколь Нормаль, с 1893 по 1933 преподавал философию и риторику в ряде учебных заведений, в т. ч. в Лицее Анри-IV в Париже; выступал как публицист в различных периодических изданиях; в 1951 был удостоен высшей премии Франции в области литературы. Для Алена назначение философии—научить человека мудрости и искусству жить достойно. Он излагает свою концепцию в форме эссе, изречений (propos) и трактатов, посвященных широкому кругу проблем философии, морали, науки, искусства, педагогики, актуальным социально-политическим вопросам. Продолжая традицию рефлексивной философии Декарта и Канта, Ален уделяет особое внимание теории суждения. Благодаря суждению разум создает порядок из хаоса; способность суждения лежит в основе мышления, познания и моральных поступков. С точки зрения Алена, важнейшими характеристиками человеческого бытия являются свобода духа и способность к творчеству. Высшая этическая добродетель - мудрость в стоическом смысле, позволяющая личности добиться независимости от внешних обстоятельств и собственных страстей, прийти к состоянию душевного равновесия и счастья. В морали не существует вечных и безусловных норм, единственное абсолютное этическое требование—стремиться быть свободным.
Источник: Новая философская энциклопедия
АЛЕН
1868-1951) - франц. философ, писатель, литературный критик, эссеист. Окончил Эколь Нормаль, был проф. в Лицее Генриха IV. А. оказал значительное влияние на преподавание философии во Франции, на творчество Андрэ Моруа, Камю, Сартра. Философия для А. - не строгая система, а рационально постижимая, всем доступная мудрость обретения счастья и человеческого достоинства в реальных условиях земного бытия. Человек дуалистичен, поскольку является духовно-телесным существом. Но, несмотря на изначальную раздвоенность человека, гармония духа и тела возможна, и в ее установлении - прямая задача философии как нужной всем практической мудрости. Объективный физический мир, с точки зрения А., безразличен к миру человеческих надежд и эмоций, поэтому только сам человек выступает источником как всех своих несчастий, так и своего всегда возможного счастья. Путь к осмысленной и счастливой жизни предполагает моральную саморефлексию, подкрепленную оптимистической установкой. Самоврачевание разума, исправление ошибочных суждений и самооценок позволяет человеку, применяющему морально-философскую терапию, соединить достоинства декартовского сомнения и воли, рефлексии и действия, без чего уверенная, счастливая и достойная жизнь невозможна. Моральное философствование А. продолжает традицию гуманистов и моралистов XVI -XVIII веков.
Elements de philosophic. P., 1941; Systeme des beaux-arts. P., 1948; Propos sur la religion. P., 1951; Lettres sur la philosophie premiere. P., 1955; Mars ou la guerre jugee. P., 1969; Propos. P., 1970.
Источник: Современная западная философия: словарь
АЛЕН
(Alain) (наст. имя Шартье (Chartier) Эмиль Огюст) (1868, Мортань-о-Перш – 1951, Везине) – философ, литератор, искусствовед, публицист. Получил философское образование в Высшей нормальной школе. В 1892–1933 преподавал философию и риторику в учебных заведениях, в том числе в лицее Генриха IV и в лицее Кондорсе в Париже. Работал директором и преподавателем подготовительного отделения Высшей нормальной школы. Был одним из инициаторов создания и лектором Народного университета – культурно-просветительского образовательного учреждения. Вошел в историю как эссеист, размышлявший над проблемами морали и жизненной мудрости и излагавший свои идеи в яркой художественной форме. В 1951 был удостоен высшей премии Франции в области литературы. Согласно А., главная задача философии заключается не столько в познании мира, сколько в том, чтобы сделать человека свободным, добродетельным и счастливым. Он излагает свою концепцию в форме эссе, суждений (propos) и трактатов, посвященных проблемам философии, морали, науки, искусства, политики. Propos А. были свободными импровизациями на философские темы. Современники называли их поэзией в прозе. На протяжении своей творческой деятельности он написал около 5000 propos, многократно издававшихся в виде сборников избранных работ, представленных хронологически и тематически. Продолжая традицию рефлексивной философии Р. Декарта, И. Канта, Ж. Ланьо, А. уделяет значительное внимание теории суждения. По его мнению, присущая человеку способность суждения – уникальный дар, позволяющий создавать порядок из хаоса, организовывать реальность согласно замыслу человека, осуществлять акт творчества. Способность суждения лежит в основе познания, моральных поступков, политической активности граждан. Истинность суждений необходимо подвергать проверке с помощью сомнения, решительно разоблачая заблуждения, вымыслы и предрассудки. Ведущие темы этической концепции А. – обоснование морали и свободы в качестве важнейших характеристик бытия человека. Препятствиями на пути к нравственному образу жизни философ объявляет душевную лень и потворство страстям. Индивида постоянно преследуют соблазны эгоизма, злобы, равнодушия, трусости, уныния. Находясь в плену аффектов и утилитарных потребностей, мы причиняем страдания другим людям и сами становимся несчастными, совершаем безответственные поступки, угрожающие красоте и гармонии мира. Человеку нужен своего рода духовный надзор за самим собой, умение разбираться в собственных душевных порывах и не поддаваться искушениям. А. обращается к этическому учению Канта, принимая в целом его концепцию обоснования морали. Французский мыслитель настаивает на том, что подлинная нравственность возможна только при условии автономии воли по отношению к чуждым морали целям. Этический выбор индивида не должен определяться спонтанными стремлениями, прагматическими интересами, субъективными предпочтениями. Мораль обязывает человека быть свободным и подчиняться исключительно нравственному требованию. Вместе с тем для А. неприемлем нормативный характер этики Канта; бессмысленно, утверждает он, формулировать всеобщий и безусловный нравственный закон, поскольку безграничный мир не подлежит регламентированию и ставит перед человеком задачу непрерывного духовного поиска и готовности к творчеству. Категорический императив не может служить критерием моральности. Задача этики состоит не в том, чтобы навязывать индивиду непреложные и общезначимые правила поведения, а в том, чтобы созидать идеалы и ценности, привносить смысл в мир. У субъекта имеется надежный нравственный ориентир – его собственная совесть, спонтанно и бескомпромиссно реагирующая на несоответствие должного и сущего. Основное моральное требование – обязанность быть свободным, готовность мыслить и действовать, желание любить и делать добро. Высшей этической добродетелью А. считает мудрость, понимая ее в духе стоиков как способность личности обрести независимость от стихии внешних обстоятельств и собственных страстей, прийти к состоянию самодостаточности, душевного равновесия и счастья. Важную роль в учении А. играет тема судьбы. Он убежден в том, что в мире господствует необходимость, однако жизнь человека определяется сочетанием внешних сил и его собственного решения как субъекта относительно согласия на действие. Для одних судьба – стихия случайных обстоятельств, для других – благой промысел. Человек должен стремиться понять смысл мирового порядка, осознать свое подлинное предназначение, строить свою жизнь, руководствуясь нравственными идеалами, мужественно противостоять силам зла и собственным слабостям. Особый интерес вызывает разработанная А. оригинальная методика терапии души. Это наставления по широкому кругу вопросов этики, психологии, медицины, педагогики, основанные на теоретических размышлениях и практическом опыте. А. предлагает рекомендации, позволяющие субъекту обрести благоразумие, стойко переносить невзгоды, сохранять самообладание в критических ситуациях, овладеть искусством быть счастливым. Свою эстетическую концепцию А. излагает в книге «Теория искусства», а также в многочисленных заметках, объединенных в сборники работ «Суждения об эстетике» и «Суждения о литературе». Философ рассматривает искусство как уникальную сферу деятельности, организующую мысли и эмоции человека, открывающую возможность творческого и неутилитарного освоения мира. Искусство как акт самовыражения автора предполагает воображение, фантазию, поиск, безрассудство и является импульсом, позволяющим разрушить привычные стереотипы и обрести новые перспективы видения реальности. Суждение о прекрасном – это реакция души на гармонию формы и содержания, упорядоченности и совершенства в создаваемых произведениях. А. формулирует классификацию искусств, разделяя их на динамические (музыка, театр, танец, поэзия) и статические (живопись, скульптура, архитектура, проза).
Соч.: Суждения. М., 2000; Système des beaux-arts. P., 1920; Eléments de philosophie. P., 1941; Lettres sur la philosophie première. P., 1955; Oeuvres complètes en 4 volumes dans la collection de la Pléiade. P., 1958; Les Passions et la Sagesse. P., 1960. Лит.: Зенкин, С.Н. Учитель здравомыслия // Ален. Суждения. М., 2000; Мачульская, О.И. Ален (Э.О.Шартье) // Философы двадцатого века. М., 2009; Ее же. Стоическая традиция в учении Алена // История философии. 2008, № 13; Maurois, A. Alain. P., 1952; Foulquié, P. Alain. P., 1952; Mondor, H. Alain. P., 1953; Bridoux, A. Alain. P., 1964; Reboul, O. L’Homme et ses passions d’après Alain. P., 1968; Pascal, G. L’idée de philosophie chez Alain. P., 1970; Hyppolite, J. L’existence, l’imaginaire et la valeur chez Alain. Alain et les dieux. P., 1971; Compte-Sponville, A. Alain entre Jardin et Portique. Une éducation philosophique. P., 1989. О.И.Мачульская
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.