(р. 1937, Рабат, Марокко) – философ, профессор Университета Париж-8 и Высшей нормальной школы, драматург, романист. Основатель и президент Международного центра по изучению современной французской философии. Основной в сфере научных интересов Б. является проблема определения субъекта в противовес современному философскому нигилизму, провозглашающему его принципиальную неопределимость. Истина, по мнению Б., остается главным предметом философии. Однако это не означает, что философы производят или открывают истину. Истина является «бесконечным результатом» события, а событие – это «случайное добавление» (supplementation). Субъект, таким образом, оказывается в центре события: с точки зрения определенной изнутри ситуации он тоже определен и назван; с точки зрения события, которое является «добавочным» процессом, он есть вычитание из поля исчислимого. Но в любом аспекте субъект «верен» событию, привязан к нему. В более поздних работах Б. противопоставляет свою концепцию героического субъекта, репрезентирующего силу события, концепциям Ж. Лакана и Ж. Делёза. Субъект – это позитивность, утверждение себя в акте события, и в таком смысле он не есть «нехватка», как говорит Лакан, субъект конкретен. Для Б. важно размежевание с концепциями абстрактного субъекта права; субъект не следует понимать и как «жертву обстоятельств». Б. специально анализирует случай нацизма, заставившего всех принять «изнанку», «подделку» события – террор.
В этом суть переосмысления политики, предложенного Б.: мы должны мыслить политику не в терминах абстрактного права, соединенного с современными вариантами гуманизма, и не в терминах государственного права. Политика – место непредсказуемого возникновения истин и субъектов, верных этим истинам. Задача философии состоит в том, чтобы показать пересечение истин, их взаимосоотнесенность, поскольку существуют различные «процедуры» истины – любовь, политика, поэзия, математика. Это совпадает с пространством этики, но этики не универсальной – такая этика, согласно Б., невозможна. Есть множество относительных этик, связанных с разными процедурами истины. Возвысить мысль над смертью, нехваткой, террором, грехом возможно при понимании субъекта как события, т.е. как действия, а значит, активной мысли. Именно в этом ключе Б. трактует образ св. Павла, «воскресающего» к самодостаточной жизни, выводящего из-под «буквы греха», дарующего «благодать» как «имя события». Сознательный отказ от целеполагания и в этом смысле от идеологии, утверждение события – манифест новейшей философии, предлагаемый Б.
Соч.: Апостол Павел. Обоснование универсализма. М.; СПб., 1999; Манифест философии. СПб., 2003; Шум бытия. М., 2004; Мета/ Политика. М., 2005; Этика. Очерк о сознании зла. М., 2006; Рапсодия для театра: краткий философский трактат. М., 2011; Загадочное отношение философии и политики. М., 2013; Философия и событие. Беседы с кратким введением в философию Алена Бадью. М., 2013; Малое руководство по инэстетике. СПб., 2014; Theories du sujet. P., 1982; Peuton penser la politique? P., 1985; L’être et l’événement. P., 1988; Le nombre et les nombres. P., 1990; Conditions. P., 1992; Deleuze, le clameur de l’Etre. P., 1997; Court traité d’ontologie transitoire. P., 1998; Le siècle. P., 2005. A.A. Костикова