(1942, Париж – 2011, там же) – филолог-антиковед, историк науки и философии, переводчик, комментатор и издатель трудов неоплатоников, а также ученых и философов Ренессанса. После окончания парижского лицея Шапталь (1961) и недолгого обучения в лицее Генриха IV, в который он поступил для последующего продолжения образования в Школе Хартий, С. изменил свои планы и стал изучать классическую филологию в Сорбонне и в Практической школе высших исследований. Здесь учителями С., привившими ему любовь к неоплатоникам, в особенности к Проклу, были П. Адо и А.Ж. Фестюжьер, лекции которого он слушал в 1963–1968. Фестюжьер не только привил ему навыки работы с античными источниками по философии и религии, но и подтолкнул к занятиям историей точных наук. Кроме того, историко-научной ориентации его интересов способствовали лекции и работы А. Койре, а также такие выдающиеся историки науки, как П. Костабель и Р. Татон. В 1976 С. стал членом исследовательской группы, созданной в 1973 по инициативе Татона при Парижской обсерватории для подготовки нового академического критического издания труда Николая Коперника «О вращении небесных сфер» (в 4-х томах). С 1988 С. являлся генеральным директором известного издательства «Les Belles Lettres», в котором, в частности, руководил изданием созданных им книжных серий: «Наука и гуманизм», «Золотой осел» и «Полное собрание сочинений Джордано Бруно». Участвовал в руководстве и другими сериями, такими как «Классики гуманизма» и «Итальянская библиотека». Благодаря С. изданы многие классические работы и современные исследования по философии и науке. Дипломы и звания никогда его не интересовали. С. не был университетским профессором; с 1970 до конца жизни он работал в Национальном центре научных исследований (CNRS), в котором с 1986 занимал должность научного руководителя.
В своих работах, переводах и комментариях С. продолжает традиции французской эпистемологии и истории философии, ярко проявившиеся у его учителей – Койре и Фестюжьера. Это, во-первых, восходящее к Койре интерналистское понимание развития научно-философской мысли, органичным образом коррелирующее с платонистским миропониманием. Во-вторых, это идущий от Фестюжьера и Адо интерес к философии не столько как к миру отвлеченных идей, но как к духовной практике, «образу жизни» (Адо), что сближает ее с религией. Но С. не чуждо внимание и к технической стороне науки, к ее инструментальной базе, равно как и к культурно-исторической атмосфере развития научно-философской мысли. Источниковедческая, текстологическая и аналитическая тщательность работы С. поражает. По словам хорошо его знавшего специалиста по неоплатонизму А.Д. Саффрея, С. стал одним из самых искушенных и эрудированных филологов в мире. Им осуществлен комментированный перевод монументального труда И. Кеплера «Космографическая тайна» (Kepler, J. Le secret du monde. P., 1984), переведены и откомментированы труды Ретика, Тихо Браге, Урсуса, Кеплера («Против Урсуса»), Дж. Б. Риччоли, Дж. Бруно (Полн. собр.
Соч. Т. 8. Судебный процесс. 2000), а также Дамаския («Комментарий к Пармениду Платона» в 4-х тт. 1997–2003), Ямвлиха («Жизнь Пифагора», 1996), Марина, философа и математика, возглавившего на короткое время платоновскую Академию после его учителя Прокла («Прокл, или О счастье», 2001), Порфирия («О воздержании». Т. 3. Кн. 4. 1995; «Жизнь Пифагора», 1982; «Исагог», 1998), Прокла («Комментарий к платоновскому Алкивиаду» в 2-х тт. 1985; «Комментарий к Пармениду Платона». 3 тт. 2007–2011). Некоторые из этих работ осуществлены С. в соавторстве с другими исследователями. В современной французской философии С. занимал особое место. Он критически дистанцировался от постмодернизма, хотя кое-что в работах М. Фуко и, в меньшей степени, Ж. Деррида он принимал. Ему ближе была традиционно ориентированная философия, опирающаяся на классические образцы. С. не раз приезжал в Россию и выступал с лекциями по античной философии. Он стимулировал философские и историконаучные исследования не только в Европе и Америке, но и в нашей стране, помогал молодым ученым. Его внимание и открытость к другим людям были поистине беспрецендентны.
Соч.: «Книги Койре стали для меня настоящим потрясением…». Беседа с В.П. Визгиным // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. М., 2013; Tycho Brahe et l’alchimie // Alchimie et philosophie à la Renaissance. P., 1993; Kepler et l’infini // Infini des philosophes, infini des astronomes. P., 1995; Astronomie terrestre / Astronomie céleste chez Tycho Brahe // Nouveau ciel, nouvelle terre. La révolution copernicienne dans l’Allemagne de la Réforme (1530–1630). P., 2009. Лит.: Джардин, Н. Памяти Алена-Филиппа Сегона (1942–2011) // Вопросы истории естествознания и техники. 2012. № 1; Saffrey, H.D. Alain-Philippe Segonds 1942–2011 // The International Journal of the Platonic Tradition. 2011. V. 5. № 2; Lerner, M.-P. Hommage à Alain-Philippe Segonds (1942–2011) // Galilaeana. 8. 2011. В.П. Визгин