ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, СицилияЭмпиризм, Эмпирическая теология

ЭМПИРИЗМ

Найдено 20 определений термина ЭМПИРИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эмпиризм

философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Э. недооценивает роль рационального познания (теорий, понятий).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЭМПИРИЗМ

направление, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Эмпиризм

от греч. empeiria — опыт) — философское учение, направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, недооценивая роль рационального познания (теорий, понятий); ср. рационализм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЭМПИРИЗМ

комплекс эмпирических процессов. Именно в этом смысле говорят о «блужданиях эмпиризма». Слово обозначает также доктрину (развивавшуюся Локком, Юмом), согласно которой все знание идет от опыта. Эмпиризм противостоит рационализму и теории врожденных идей (Декарт).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

Эмпиризм

философская позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта. Позиция Э. сужает и примитивизует возможности познания, не учитывает того, что человеческий разум, опираясь на данные опыта, способен выходить далеко за рамки опыта, обобщать, прогнозировать и т.п.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ЭМПИРИЗМ

комплекс эмпирических процессов. (Именно в этом смысле говорят о«блужданиях эмпиризма».)

Слово обозначает также доктрину (развивавшуюся Лок-ком, Юмом), согласно которой все знание идет от опыта. Эмпиризм противостоит рационализму и теории врожденных идей (Декарт).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ЭМПИРИЗМ

одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (основным) источником, основанием и критерием истинности любых утверждений науки является их соответствие конкретному множеству эмпирических (чувственных) данных. Наиболее последовательной формой утверждения этой гносеологической позиции явилось такое течение философии и методологии науки как позитивизм. Основные представители — Дж. Ст. Милль, Р. Карнап, К. Поппер и др. (См. позитивизм, эмпириокритицизм, логический позитивизм, постпозитивизм).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ЭМПИРИЗМ

направление в гносеологии, рассматривающее чувственный опыт в той или иной его форме как единственный источник познания и критерий истинности всякого знания. В зап.-европ. философии XVII— XVIII вв. Э., элементы к-рого содержались еще в учениях ср.-век. номиналистов (см. Номинализм и Реализм), развился в целостную филос.-методол. систему, нашедшую свое полное выражение в учении Локка. Осн. методол. установки Э. представлены в кн. Ф.Бэкона «Новый Органон» (1620). В XIX — начале XX вв. принципы Э. в филос. и науч. познании активно отстаивались представителями позитивизма и прагматизма. Автором концепции «радикального Э.» явл. Дж.С.Милль. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭМПИРИЗМ

от греч. опыт) - направление в гносеологии, представители которого считают чувственный опыт единственным источником познания. В качестве целостной гносеологической концепции сформировался в XVII-XVIII вв. Сильная его сторона - детальный анализ чувственный знаний. Абсолютизация опыта приводит к фактическому отказу от мышления. В истории философии выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный логический эмпиризм), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления) и как материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

Эмпиризм

от греч. empeiria — опыт) — противоположная рационализму теория научного познания, рассматривающая эмпирический опыт как единственный или главный источник знания (по Канту это апостериорный источник знания в отличие от априорного). Как эпистемологическая доктрина эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. в рамках как материалистических, так и идеалистических теорий. Материалистическая форма эмпиризма исходит из того, что ощущения и опыт отражают объективно существующие вещи и их признаки (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк). Идеалистическая версия эмпиризма признает единственной реальностью субъективный опыт, возможно, вовсе не отражающий действительность (Дж. Беркли, Д. Юм).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки

ЭМПИРИЗМ

от греч. empeiria опыт) - направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения - принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте (см. Позитивизм, Прагматизм). Радикальный эмпиризм признает при этом лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им, во всяком случае, решающую роль. Противоположность - рационализм. Уже средневековый номинализм был эмпиристическим. Основателем гносеологического эмпиризма в новой философии, развивавшегося в тесной связи с прогрессом в области современного экспериментального естествознания, является Локк, основателем методологического эмпиризма - Фрэнсис Бэкон; главный представитель эмпиризма в 19 в. - Дж. Ст. Милль. Современная физика покоится на эмпиризме, имеющем логическое направление.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭМПИРИЗМ

направление в гносеологии и методологии научного познания, утверждающее  приоритет опытного, эмпирического знания над теоретическим,  тесно связан с сенсуализмом. Сформировался в XVII-XVIII вв. (основоположник – Ф. Бэкон) в связи с необходимостью конституировать возникающее экспериментальное естествознание и снабдить его надежной методологией. Формирование эмпиризма связано с критикой умозрительности схоластики и полемикой с рационализмом. В обосновании своей методологической позиции эмпиризм опирается на идеи номинализма и сенсуализма. В XIX-XX вв. методологическиеустановки Э. были приняты позитивизмом, эмпириокритицизмом. Эмпиризм – односторонняя методологическая позиция, не учитывающая специфики теоретического уровня научного познания и диалектики связи эмпирического и теоретического. Последовательное развитие эмпиризма обычно приводит к  возникновению на его базе субъективно-идеалистических концепций (Беркли, Юм, эмпириокритицизм).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЭМПИРИЗМ

греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека - разум - рассматривается в Э. только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. - это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18 вв. В истории философии Э. выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный логический Э. и т.д.), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления), и как материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк и др.), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир. Противоположен Э. - рационализм. (См. также: Опыт, Эмпирическое и теоретическое).

Т.Г. Румянцева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ЭМПИРИЗМ

направление в теории познания (в гносеологии), признающее чувственный опыт (эмпирию) главным источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм считает, что чувства, опыт несут вполне достоверную информацию, дело рассудка, мышления ее обработать и выразить в идеях. Более ничего дополнительного разум нам не прибавляет. Основателями эмпиризма как направления в нововременной философии считаются Ф.Бэкон, Дж.Локк. Они описали различные виды и формы опытного знания, проклассифицировали этапы формирования знания от первых ощущений до получения сложных идей (Локк). В Новое время эмпиризм противостоял рационализму (см. рационализм). Впоследствии И.Кант, поняв их односторонность, разрабатывает теорию познания, в которой опыт и рассудочное мышление вместе являются непременными и едиными сторонами познавательного процесса. Данное диалектическое единство было подтверждено в материалистической диалектике и выражено в современной науке в единстве эмпирическо-экспериментального и теоретического знания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЭМПИРИЗМ

греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте н посредством опыта. Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Французский материализм 18 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешние мир. Однако осн. противоположность между Э. и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: нек-рые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Гл. пункт разногласия в том. что Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Нек-рые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличения роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роля и относительной самостоятельности мышления (см. также: Сенсуализм, Позитивизм).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Эмпиризм

от лат. empeiria — опыт) — гносеологическая и методологическая установка, полагающая чувственный опыт в качестве основного источника и содержания знания. Э. также предполагает практическое использование результатов научного исследования; центральная категория Э. — опыт, содержание которой подразумевает не только знание, но и умение, процесс применения знаний, «испытание природы» и ее преобразование. Понятие опыта включает также соотнесение и оценку полученных знаний с индивидуальной установкой человека; Локк применял понятие «опыт» не только к данным, полученным извне, но и к внутренней жизни человека. Э. тесно связан с сенсуализмом, совпадая с ним в понимании источника знания и его сущности. Э. может принимать различные формы. Э. сочетается как с материалистическими принципами (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк), так и с идеалистическими (Дж. Беркли, Д. Юм). Как целостная концепция Э. возникает в Европе в XVII—XVIII вв. В это время Э. наряду с противоположным направлением — рационализмом был в центре философских дискуссий. Э. является предпосылкой позиции, согласно которой магистральный путь развития науки — ориентация на эмпирическое знание. Основные методы научного исследования, с точки зрения Э., — наблюдение, описание, эксперимент. Основная логическая операция, используемая Э., — индуктивное обобщение. В методологии позитивизма данные опыта, зафиксированные в знаковой форме (протокольные предложения), составляют базис научного познания. В исследовательской программе постпозитивизма Э. отказано в статусе универсальной методологической установки, опыт изначально «нагружен» теорией. Особые трудности Э. испытывает при обращении к оценке гуманитарного знания, в котором подвергается корректировке само понятие «опыт», не всегда возможно использование эмпирических методов исследования, сведение теоретических положений к эмпирическому базису.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

эмпиризм

ЭМПИРИЗМ (от греч. ецлЕркх — опыт) — теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.         Первая и исторически наиболее распространенная форма Э. — сенсуализм. Когда в начале 20 в. выявилась невозможность осуществления сенсуалистской программы, на смену ему пришли др. формы Э. Сначала это была попытка интерпретировать восприятие, а вслед за ним — знание вообще, в понятиях «чувственных данных». Когда и эта программа оказалась неосуществимой, опыт был понят в философии логического Э. как совокупность протокольных предложений, использующих «вещный язык», с помощью которого в пространстве и времени описываются непосредственно данные события, относящиеся к физическим вещам. К этому опыту логический Э. пытался сложным путем свести все знание.         Все виды Э. стремятся показать, что знание, кажущееся вне-опытным, является либо сложным продуктом опыта (логика, математика для Д.С. Милля), либо не знанием, а совокупностью аналитических утверждений, эксплицирующих некоторые особенности языка (логика, математика для логического Э.), либо бессмыслицей (философская метафизика для всех представителей Э.).         К середине 20 в. выявилась невозможность осуществления программы Э. в любой его форме. Во-первых, было показано, что нельзя обосновать чисто опытным путем лежащие в основе научного исследования постулаты научного вывода, о чем писал Б. Рассел (в частности, правила индукции, постулат независимых причинных линий, постулат аналогии и др.). Во-вторых, после работ У Куайна стало ясно, что разделение синтетических (опытных) и аналитических (вне-опытных) высказываний условно и относительно. Опыт не может быть «данным», а всегда нагружен интерпретацией. В случае научного знания это теоретическая интерпретация эмпирических высказываний. В-третьих, в рамках современной когнитивной психологии было показано, что врожденные перцептивные эталоны и когнитивные карты играют важную роль в процессе чувственного восприятия.         В.А. Лекторский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЭМПИРИЗМ

от греч. ???????? – опыт) – филос. направление, представители к-рого считают чувств. опыт единств, источником знаний. Как и противостоящий ему рационализм, Э. возник в философии нового времени; он связан особенно с англ. традицией. Сильная сторона Э. состояла в ориентации на детальный анализ чувств, познания, на сенсуализм в теории познания. Вместе с тем для всех направлений Э. характерно резкое принижение или даже игнорирование роли рационального познания. Абсолютизация опыта, как показал Энгельс, приводит к фактич. отказу от мышления, ставит познание в такое положение, когда оно не только мыслит ошибочно, но и оказывается не в состоянии верно следовать за фактами или хотя бы только верно излагать их (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 434). В развитии Э. существовали его материалистич. и идеалистич. разновидности. Материалистич. Э. характерен особенно для раннего периода нового времени (Бэкон, Гоббс, Локк, франц. материалисты 18 в., Кондильяк и др.). Т. зр. материалистич. Э. наиболее ярко выражена Бэконом, полагавшим, что одна индукция может обеспечить точность идеям, и франц. материалистами (ср., напр., у Гельвеция: "Все, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума" – см. "О человеке...", М., 1938, с. 441). Именно ранний, материалистич. Э. сыграл положит. роль в истории философии, способствуя освобождению последней от пут теологии. Идеалистич. Э. получил особенно широкое распространение с сер. 19 в., когда он выступил в качестве гносеологич. основы позитивизма и родственных ему направлений (махизма, прагматизма, логич. позитивизма и др.), сводящих процесс познания к чисто эмпирич. описаниям фактов и их систематизации. Эта линия развития Э., идущая от Юма, в конечном счете приходит к агностицизму, а отрицание ею теоретич. мышления порождает отказ от философии. Позитивистски ориентированный Э. характерен для ряда представителей бурж. социологии. Диалектич. материализм преодолевает ограниченность исходных позиций Э. и строит свою теорию познания на основе материалистич. сенсуализма и материалистич. трактовки опыта. Лит.: см. при ст. Опыт. И. Андреев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЭМПИРИЗМ

от греч. опыт) — теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Первая и исторически наиболее распространенная форма эмпиризма — сенсуализм. Когда в нач. 20 в. выявилась невозможность осуществления сенсуалистской программы, на смену ему пришли другие формы эмпиризма. Сначала это была попытка интерпретировать восприятие (а вслед за ним — знание вообще) в понятиях «чувственных данных» (см. Восприятие). Когда и эта программа оказалась неосуществимой, логический эмпиризм выдвинул трактовку опыта как совокупности протокольных предложений, использующих «вечный язык», с помощью которого в пространстве и времени описываются непосредственно данные события, относящиеся к физическим вещам (причем к этому опыту логический эмпиризм пытался сложным путем свести все знание).

Все виды эмпиризма стремятся показать, что знание, кажущееся внеопытным, является либо сложным продуктом опыта (логика и математика для Д. С. Милля), либо не знанием, а совокупностью аналитических утверждений, эксплицирующих некоторые особенности языка (логика и математика в трактовке логического эмпиризма), либо бессмыслицей (философская метафизика для всех представителей эмпиризма).

К сер. 20 в. выявилась невозможность осуществления программы эмпиризма в любой его форме. Во-первых, было показано, что нельзя обосновать чисто опытным путем лежащие в основе научного исследования постулаты научного вывода, о чем писал Б. Рассел (в частности, правила индукции, постулат независимых причинных линий, постулат аналогии и др.). Во-вторых, после работ У. Куайна стало ясно, что разделение синтетических (опытных) и аналитических (внеопытных) высказываний условно и относительно. Опыт не может быть «данным», а всегда нагружен интерпретацией. В случае научного знания это теоретическая интерпретация эмпирических высказываний. В-третьих, в рамках современной когнитивной психологии было показано, что врожденные перцептивные эталоны и когнитивные карты играют важную роль в процессе чувственного восприятия.

В. А. Лекторский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭМПИРИЗМ

от греч. опыт), направление в теории познания, признающее чувств. опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Э. близок сенсуализму. В противоположность рационализму в Э. рациональная познават. деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, к-рый дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

В качестве целостной гносеологич. концепции Э. сформировался в 17-18 вв. Он выступал как материалистич. Э., утверждавший, что чувств. опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк). В противоложность ему субъективно-идеалистич. Э. признавал единств. реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм). В бурж. философии 20 в. появляется сочетание идеалистич. Э. с онтологизмом, т. е. с определ. допущениями о реальности: фундаментальное для Э. понятие элементарных данных чувственности понимается как относящееся не к психич. переживаниям субъекта, а к нек-рым объективно существующим чувств. Сущностям («нейтральные элементы» мира Маха, «чувств. данные» неореалистов, «сенсибилии» Рассела). Э. подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и объективного идеализма. Логич. Э. (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждает, чтя первые могут быть редуцированы (сведены) посредством ряда логич. процедур к регистрации показаний чувств. опыта, и считает вторые бессодержательными.

Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально совершающегося познават. процесса Э. вынужден выходить за пределы чувств. данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная деятельность рассудка) и логич. операциями (индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретич. знания. Попытки сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирич. основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувств. опыта потерпели провал.

Признавая чувств. опыт источником наших знаний, диалектич. материализм не сводит к нему все содержание знания и подчеркивает активную деятельность мышления. Чувств. опыт понимается в марксистской философии не как пассивное заиечатление воздействий внеш. мира, а как социально и культурно опосредованный познават. процесс активной деятельности субъекта. Диалектич. взаимосвязь чувств. и рационального познания - один из осн. принципов марксистской гносеологии. См. ст. Теория познания и лит. к ней.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме ЭМПИРИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ЭМПИРИЗМ — 0

Найдено книг по теме ЭМПИРИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ЭМПИРИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ЭМПИРИЗМ — 0