ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД

Найдено 5 определений термина ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД

род. 31 авг. 1821, Потсдам - ум. 8 сент. 1894, Берлин) - нем. физик и психолог; с 1871 - профессор в Берлине. Находился под влиянием философии Канта; основатель психологии чувств. По Гельмгольцу, наши ощущения суть действия, вызываемые внешними причинами в наших органах чувств; они зависят как от возбуждающего их объекта, так и от воспринимающего аппарата органов чувств. Поэтому ощущение есть не отражение объекта, а своего рода символ. Закономерность действительного мира отражается в мире символов, посредством познания которого мы можем направлять нашу деятельность так, чтобы она приносила желаемый успех, т.е. чтобы появлялись ожидаемые новые ощущения. Исходя из этого, Гельмгольц дал теоретико-познавательное обоснование геометрии и естественнонаучного исследования. Осн. произв.: "Ьber das Sehen des Menschen", 1855 (рус. пер. "О зрении", 1896); "Die Lehre von den Tonempfindungen", 1863 (рус. пер. "Учение о слуховых ощущениях", 1875); "Die Tatsachen in der Wahrnehmung", 1879 (рус. пер. "Факты в восприятии", 1880); "Sriften zur Erkenntnistheore", 1921.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД (1821—94)

нем. естествоиспытатель. Его физико-химические методы исследования живого организма нанесли удар по витализму и способствовали развитию материалистических взглядов в биологии. В физиологии Г. сделал ряд крупных открытий (измерение скорости распространения возбуждения в нервном волокне, исследования по физиологии органов чувств и закономерностей восприятия пространства и др.). В работах по теоретической физике и др. разделам естествознания Г. придерживался стихийно-материалистических взглядов. Однако в ряде случаев Г. склонялся к кантианству, отступая от материализма. Так, из учений о “специфической энергии органов чувств” он сделал неправильный вывод, согласно к-рому ощущения не есть субъективные образы объективных свойств вещей, а представляют собой лишь знаки, “иероглифы”, не имеющие никакого сходства с этими свойствами (Иероглифов теория). Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм” подверг критике непоследовательность философских взглядов Г. детство

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд

(1821—1894) — нем. физик, физиолог, психолог, философ. Чл. Берлинской АН (1871). Род. в г.Потсдам. Учился в Военно-мед. ин-те и ун-те в Берлине (1838—43), после окончания к-рого работал военным хирургом. В 1849—55 гг. — проф. физиологии Кенигсбергского, в 1855—58 гг. — Боннского, в 1858—71 гг. — Гейдельбергского ун-тов, в 1871—88 гг. — проф. физики Берлинского ун-та, с 1888 г. — президент Физ.-техн. ин-та. Исследования в обл. физики относятся к электродинамике, теплоте, оптике, акустике, гидродинамике. В работе «О сохранении силы» (1847) описывает исследование разл. явлений (падение тел, переход мех. движения в тепло, выделение тепла в хим. реакциях, контактную разность потенциалов, действия гальванического элемента), обосновывает и формулирует з-н сохранения и превращения энергии. Широкую известность получило выведение Г. ЭДС индукции на основе этого з-на. В 1847 г. указал на колебательный характер разряда конденсатора, в 1869 г. создал колебательный контур и пришел к выводу об электрических колебаниях в нем. В 1881 г. выдвинул идею атомарного строения электричества. На основе разработанного ученым принципа мех. подобия объясняется ряд метеорологич. явлений и образование морских волн. Осн. соч. Г. в области физиологии: «Учение о слуховых ощущениях как функциональных основах теории музыки» (1873), «Физиологическая оптика» (1867). Он впервые измерил скорость протекания физиол. процесса в нервном волокне с помощью изобретенного им прибора —кинографа, позволяющего записывать реакцию на вращающемся барабане. Раздражая участки нерва, отстоящие от мышцы на разл. расстоянии, определил скорость распространения пульса, установив, что она явл. сравнительно небольшой —порядка неск. десятков м/с. Эти выводы стали исходными для нового психол. направления, а именно —исследования времени реакции. Еще большее значение для психологии имели его работы, относящиеся к деятельности органов чувств, изученной им экспериментально с помощью матем. обработки данных. Г. был сторонником учения о «специфической энергии органов чувств», считал, что ощущение возникает в результате высвобождения этой энергии при раздражении нерва к.-л. внешн. влиянием. Для объяснения связи порождаемого нервом чувственного кач-ва (зрительное, слуховое и др. ощущения) с независимым от этого качва внешн. предметом предложил обратиться к теории знаков или символов. Согл. Г., отношения ощущения к внешн. предмету явл. знаковыми, или символич. Символ, указывая на предмет, не имеет ничего общего с его объективными свойствами; тем не менее он полезен, поск. помогает не путать внешн. раздражители, отличать один от др., а этого достаточно, чтобы обеспечить организму успешную ориентацию в среде и действие в ней. Г. путем мн-ва опытов доказал теснейшую связь чувственных, мышечных и умственных факторов в построении картины зримого человеком мира. Исследования Г. составили фундамент совр. знания о строении и функциях органов чувств. Филос. взгляды Г. связаны с его психол. и физиол. исследованиями; он испытал влияние идей И.Канта, хотя и склонялся к материализму. Признавая объективно существующий мир, считал, что наши ощущения являются набором символов, иероглифов, знаков, отражающих его объекты в зависимости от самих способов восприятия (теория символов). Максимально достижимая степень достоверности чувственных ощущений — ожидание новых ощущений того же порядка, что и уже полученные. Чл. мн. АН и науч. об-в, в т.ч. Петерб. АН (1868). Лит.: Дягилев Ф.М. Становление науки и ее методологии. Нижневартовск, 2002. Ф.М.Дягилев, Н.Д.Наумов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД

Helmholtz), Герман (31 авг. 1821 – 8 сент. 1894) – нем. естествоиспытатель. Проф. физиологии и анатомии в Кенигсберге, Бонне, Гейдельберге; с 1870 – проф. физики в Берлине, с 1888 – директор Гос. физико-технич. ин-та. Исследования Г., обогатившие физику, математику, физиологию и психологию рядом выдающихся открытий, тесно связаны с развитием филос. мысли в 19 в. В одной из первых своих работ "О сохранении силы" ("?ber die Erhaltung der Kraft, eine physikalische Abhandlung", 1847) Г. математически обосновал закон сохранения энергии и положение о том, что живой организм представляет физико-химич. среду, в к-рой указанный закон точно выполняется. Укрепляя идею единства природы, эта работа нанесла удар по витализму и дала мощный толчок к исследованию жизненных явлений на основе физико-химич. понятии и методов. Внедряя физич. методы в нервно-мышечную физиологию, Г. измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне (1850). Полученные результаты положили начало изучению "времени реакции" – одной из гл. тем нарождавшейся экспериментальной психологии. Они имели также важный филос. смысл, ибо рассеивали предубеждение, будто нервно-психич. акты как явления особого порядка совершаются мгновенно и не подлежат измерению. Основополагающий характер носят работы Г. по физиологии органов чувств ["Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки" ("Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage f?r die Theorie der Musik", 1863; рус. пер. 1875); "Физиологическая оптика" ("Handbuch der physiologischen Optik", 1867)]. Материалистический смысл этих работ состоит в том, что они раскрыли причинную зависимость ощущений от воздействия внешних раздражителей на органы чувств [напр., зависимость ощущения тембра звука от обертонов и соответствующего нервного прибора (кортиев орган), способного разлагать эти тона]. Однако сам Г., находясь под влиянием кантианской философии и принимая доктрину о "специфической энергии органов чувств", не сделал из своих работ последовательно материалистич. выводов и выдвинул "теорию иероглифов", согласно к-рой ощущения представляют собой не субъективные образы объективных свойств вещей, а знаки, не имеющие никакого сходства с этими свойствами. Непоследовательность, противоречивость филос. позиции Г. раскрыл В. И. Ленин: "Гельмгольц был непоследовательным кантианцем... то выводившим ощущения человека из внешних предметов, действующих на наши органы чувств, то объявлявшим ощущения только символами, т.е. какими-то произвольными обозначениями, оторванными от "совершенно различного" мира обозначаемых вещей" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 221). В работах по физиологич. оптике Г. уделил большое внимание механизму восприятия пространств. отношений. Он выдвинул на передний план роль мышечных движений и ощущений в формировании пространств. образа и предложил гипотезу "бессознательных умозаключений", на основании к-рой восприятие величины предмета выводилось из связи между реальной величиной изображения на сетчатке и степенью напряжения мышц, производящих приспособление глаза к расстояниям. Хотя Г. и допустил ряд ошибок в истолковании пространств. видения, его т. зр. была более прогрессивной, чем воззрения его противников, т.н. нативистов, отрицавших первичную роль опыта в психич. развитии и считавших пространственность прирожд. свойством сознания. Высоко оценил идеи Г. о роли мышцы в чувств. познании И. М. Сеченов (см. Избр. филос. и психологич. произв., 1947, с. 370), творчески развивший эти идеи с позиций рефлекторной теории. Выдающееся значение имеют труды Г. по теоретич. физике, аэродинамике, гидродинамике, геометрии (в них он правильно оценил идеи Лобачевского) и по мн. др. проблемам и разделам естествознания. В этих трудах Г. выступает как стихийный, естеств.-историч. материалист, к-рому, однако, чужда диалектика (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 71). Вокруг идейно-науч. наследства Г. развернулась острая борьба. Характеризуя смысл этой борьбы, В. И. Ленин писал: "От кантианца Гельмгольца, как и от самого Канта, материалисты пошли влево, махисты – вправо" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 226). В России "влево" пошел Сеченов, и сеченовскую линию переосмысливания психофизиологии Г. продолжил И. II. Павлов (см. Полное собр. соч., 2 изд., т. 4, с. 161; т. 3, кн. 1, с. 122). Соч. в рус. пер.: Сочинения, [вып.] 1–5, СПБ, 1895–97. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Сeчeнов И. М., Герман ф.-Гельмгольц как физиолог, в его кн.: Избр. философские и психологические произв., [М.], 1947; Лазapeв П. П., Гельмгольтц, Л., 1925; К?nigsberger L., Hermann von Helmholtz, Bd l–3, Braunschweig, 1902; Ebert H., Hermann von Helmholtz, Stuttgart, 1949. M. Ярошевский. Куляб.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд (1821-1894)

германский естествоиспытатель 19 в. (физиолог, математик, физик) и философ. Г. начинал свою деятельность в качестве военного врача (учился в Институте военной медицины в Берлине в 1838 - 1843). Профессор физиологии Университетов Кенигсберга (с 1849), Бонна (с 1855), Гейдельберга (с 1858), профессор физики Университета Берлина (с 1871), директор Государственного Физико-Технического Института в Берлине (с 1888). Иностранный член-корр. Петербургской АН (1868). Главные научные труды: мемуар "О сохранении силы" (1847), "Популярные лекции о науке" (1869), собрание научных трудов в трех т. (1882 - 1895), "Счет и измерение" (1887), "Энергия волн и ветра" (1890), "Доклады и речи" в двух т. (1884), "Лекции по теоретической физике" в трех т. (1898 - 1903) и др. Главным направлением работ Г. в физиологии человека стали фундаментальные исследования по физиологии центральной нервной и нервно-мышечной систем, слуха и зрения. В исследованиях по физиологии центральной нервной системы в 1854 Г. впервые определил латентный период рефлекторных реакций; в 1864 - 1868 разработал первую методику определения ритмики импульсов, посылаемых мозгом к мышце. В физиологии нервно-мышечной системы человека в 1850 - 1870 Г. удалось измерить скорость распространения возбуждения в нервной системе (что до его работ считалось, в принципе, неразрешимой проблемой). В физиологической акустике Г. заложил основы физической и физиологической теории музыки, доказав "способность слухового аппарата к разложению сложных звуков на простые тоны" (до исследований Г. тембр звука объяснялся исключительно психическим происхождением). Г. разработал физическую теорию фонации (образования при помощи органов речи звучания голоса, а также и звуков речи). Им также были разработаны основные количественные методы и сконструированы измерительные приборы для физиологических исследований. В физиологии зрения Г. разработал учение об аккомодации глаза (1853), где доказывал, что "зрительная оценка величины и удаленности предметов основана на своеобразных мышечных ощущениях, возникающих при движении мышц глаза". Выдвинутая Г. концепция "о роли мышечного чувства в формировании восприятий" была позднее фундаментально разработана И.М.Сеченовым в цикле его трудов по психофизиологии. В 1859 - 1866 Г. были полностью разработаны основы учения о цветовом зрении (этим за сто лет до него активно занимался М.В.Ломоносов). При изучении проблем о локализации зрительных впечатлений в поле зрения Г. пришел к выводу, что все аксиомы геометрии имеют опытное происхождение. После изучения трудов Лобачевского Г. предложил модель пространства переменной кривизны как "поля изображения выпуклого зеркала или линзы", утверждая, что опытным путем возможно выяснить форму пространства (однако в своих представлениях о пространстве Г., в отличие от Лобачевского, следовал учению Канта в допущении "априорности пространства как формы созерцания"). В книге "Счет и измерение" Г. в качестве главной проблемы арифметики считал обоснование ее автоматической применимости к физическим явлениям. По Г., единственным критерием применимости законов арифметики мог быть только опыт: "невозможно утверждать априори, что законы арифметики применимы в любой данной ситуации". Исходя из того, что само понятие числа заимствовано из опыта, Г. считал, что действительные числа и их свойства "применимы лишь именно к этим опытам", в которых изучаемые объекты не должны трансформироваться (как пошутил А.Лебег, "поместив в клетку льва и кролика, мы не обнаружим в ней позднее двух животных"). По Г., "даже понятие равенства неприменимо автоматически к каждому опыту". Г. доказал, что даже "обычная" арифметика целых чисел не может рассматриваться как априорное знание, однако, как писал М.Клайн, "хотя это открытие не поставило под сомнение приложимость математики к описанию реального мира, все же оправданием усилий математиков более не могла считаться надежда на отыскание абсолютной истины или единого закона всего сущего". Многие выдающиеся ученые-математики того времени внутренне не воспринимали устремленности своих коллег и учеников к "чистой" математике. Так, Л.Кронекер в письме к Г. писал: "Ваш богатый практический опыт работы с разумными и интересными проблемами укажет математикам новое направление и придаст им новый импульс... Односторонние и интроспективные математические умозаключения приводят к областям, от которых нельзя ожидать сколько-нибудь ценных плодов" (1888). По мнению Планка, Маха, Больцмана и Г., "математика дает не более чем логическую структуру законов физики". Еще в мемуаре "О сохранении силы" Г. давал первую математическую трактовку закона сохранения энергии, указывая на его всеобщность; был также доказан факт подчинения этому закону процессов, происходящих в живых организмах. На то время это был один из наиболее сильных аргументов против концепции витализма о "жизненной силе управления живыми организмами"; позднее Г. находился под влиянием теории космозоев (т.е. теории вечности жизни) Рихтера (1865). После работ Г. принцип наименьшего действия стал активно применяться в исследованиях по современной теории поля, квантовой электродинамики, термодинамики, оптике и других областях теоретической физики и физической химии. Г. ввел важнейшие понятия "свободная энергия" (которая способна превращаться в любые формы) и "связанная энергия" (которая способна превращаться только в тепловую форму). Фундаментальные теоретические исследования Г. вихревого движения жидкости заложили основы гидро- и аэродинамики. Открытые им глубокие аналогии между свойствами вихревого движения и свойствами магнитного поля электрического тока дали начало попыткам многих ученых строить механические модели эфира, трактовать атомы, как вихри в эфире. На основании этих исследований Г. к 1873 выдвинул теорию управляемого полета в воздухе. Экспериментальные работы Г. по акустике, оптике и электромагнетизму подчинялись решению задач его основных исследований в области физиологии. Г. представлял материю как "качественно однородную совокупность неизменных частиц, между которыми действуют центральные силы, зависящие только от расстояния", а движение - только как "пространственное перемещение частиц". Поэтому при обсуждении философских аспектов результатов своих исследований закона сохранения энергии Г. отмечал лишь факт сохранения энергии в эквивалентных количествах, оставляя за рамками качественное превращение форм энергии. Гносеологические воззрения Г. сформировались под влиянием "физиологического идеализма" И.Мюллера. Г., полагая чувственные ощущения только символами отношений, существующих во внешнем мире, и отрицая за ними сходство с тем, что они отражают, считал, что качество ощущений человека (звук, вкус, свет и др.) не зависит от внешнего объекта, а зависит от нерва-передатчика ощущений (т.е. ощущения, возникающие у человека, есть результат проявления "специфической энергии органов чувств"). Гносеологические выводы, сделанные Г. и И.Мюллером из данных современной им науки, легли в основания теории "иероглифов" Г. - Мюллера - направления в гносеологии, согласно которому ощущения и представления человека являются только лишь произвольными условными знаками ("иероглифами", символами), помогающими "целесообразно направлять их деятельность". Вопросы истинности знания Г. решались с точки зрения их практической целесообразности, поэтому он полагал материализм для естествоиспытателя того времени "более удобной гипотезой", чем идеализм. При этом в одной из "Популярных лекций о науке" Г. утверждал, что "конечная цель естественных наук состоит в том, чтобы найти решение всех своих проблем в механике". Одновременно с этим Г. признавал недостаточную понятность всех элементов механики и необходимость обращения "особого внимания на проблему природы сил". Он писал: "Задача физической материальной науки состоит в сведении явлений природы к не подверженным изменениям силам притяжения и отталкивания между телами, величина которых зависит только от расстояния. Разрешимость этой задачи есть условие познаваемости природы... Ее /физической науки - C.C.I миссия завершится, как только удастся окончательно свести явления природы к простым силам и доказать, что такое сведение - единственное, допускаемое этими явлениями". По поводу своего отношения к причинности Г. писал в книге "Физиологическая оптика": "Принцип причинности носит характер чисто логического закона даже в том, что выводимые из него следствия относятся в действительности не к самому опыту, а к пониманию опыта и, следовательно, не могут быть опровергнуты никаким возможным опытом". Влияние механицизма на материализм Г. было сильным даже на фоне современного ему естественнонаучного знания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено схем по теме ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД — 0

Найдено научныех статей по теме ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД — 0

Найдено книг по теме ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД — 0

Найдено презентаций по теме ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД — 0

Найдено рефератов по теме ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД — 0