ГАЛИЛЕЙ Галилео

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО
(1564-1642) - выдающийся итальянский физик, изобретатель принципа относительности. Его методологические заслуги определяются двумя обстоятельствами. Во-первых, он показал, каким образом, добиваясь чистоты эксперимента, можно способствовать выработке физических понятий. Во-вторых, он выявил их неординарность. См. идеализация.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Галилей Галилео
1564-1642) - итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы Луны, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Галилей, Галилео
1564-1642) - Великий астроном и физик времен итальянского ренессанса, внесший огромный вклад в развитие материалистического понимания. В ответ на его работы по развитию телескопа и демонстрации теории Коперника, Святейшая Инквизиция обвинила его в ереси в 1633 г. Под угрозой пытки, Галилей публично покаялся и отказался от своего мнения. Это спасло его жизнь, но последние восемь лет он прожил под домашним арестом. Святая Католическая церковь официально реабилитировала Галилея 31 октября 1992 г.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ГАЛИЛЕЙ Галилео
1564-1642) - итал. ученый, один из основоположников экспериментально-ма-тематич. метода в естествознании. Сделал ряд важных науч. открытий в области механики и астрономии, имевших большое миро-воззренч. значение. Открытия Г. подтверждали правоту гелиоцентризма, идею бесконечности Вселенной, физич. однородность земных и небесных тел, существование объективных законов природы и возможность их познания. После выхода в свет соч. «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперни-ковой» (1632) Г. был привлечен к суду инквизиции. Вынужденное «отречение» Г. от «коперниканских заблуждений» носило формальный характер.

Источник: Атеистический словарь

ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564—1642)
итал. физик, астроном и мыслитель. Г. критиковал слепое преклонение перед авторитетом Аристотеля, догматическую схоластику и первым начал систематически применять научный эксперимент в виде математического, н в особенности — геометрического, моделирования явлений природы. Гл. достижением Г. в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно к-рому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Важнейшее значение в борьбе с религиозными догмами имели астрономические открытия Г., послужившие важными аргументами в пользу истинности гелиоцентрической системы Коперника. Прогрессивным для того времени было и мировоззрение Г. Он считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая причинность неизменных атомов, подчиняющихся законам механики. Исходным пунктом познания природы является наблюдение, опыт. Познание внутренней необходимости явлений есть, согласно Г., высшая ступень знания. Г. был создателем т. наз. точной индукции. В учении Г. присутствовали и религиозные элементы, он признавал божественный первотолчок. Осн. соч.— “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперни-ковой” (1632).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Галилей Галилео
 (1564—1642) — итал. физик и астроном, борец за научное мировоззрение. Г. критиковал слепое преклонение перед авторитетом Аристотеля, догматическую схоластику. Гл. достижением Г. в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно к-рому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Эти открытая свели на нет бесплодную схоластическую физику и открыли путь для экспериментальной науки нового времени. Важнейшее значение в борьбе с религиозными догмами имели астрономические открытия Г., послужившие важными аргументами в пользу истинности гелиоцентрической системы Коперника. Под давлением инквизиции Г. был вынужден отречься от «Коперниковской ереси». Прогрессивным было и мировоззрение Г. Он считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая механическая причинность абсолютно неизменных атомов, подчиняющихся законам механики. Исходным пунктом познания природы является наблюдение, опыт. Познание внутренней необходимости явлений есть, согласно Г., высшая ступень знания. Однако Г. не избавился от религиозных предрассудков, признавал божественный первотолчок. Осн. труд — «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой» (1632).

Источник: Философский словарь. 1963

Галилей Галилео
(Galilei, 1564-1642). Итальянский астроном и логик, считающийся отцом современной науки. Выдвинув постулат о том, что тела падают с постоянным ускорением, Галилей описал первые законы классической динамики. История о том, что он сделал это, бросая два предмета разной массы с высоты Падающей башни в Пизе, скорее всего, недостоверна. Такие два предмета упадут на землю одновременно только в том случае, если не учитывается сопротивление воздуха, т. е. в вакууме. Телескоп не был изобретен Галилеем, но он был одним из первых, кто использовал телескоп как астрономический инструмент. С помощью этого инструмента он хотел подтвердить концепцию Коперника о гелиоцентрической (т. е. с Солнцем в центре) Вселенной и тем самым навлек на себя гнев католической церкви, считавшей, что в центре Вселенной находится Земля. Галилей подвергся допросам инквизиции, но его не пытали и не бросали по этому поводу в тюрьму. Однако он был заключен под домашний арест, и ему было запрещено распространять свои еретические мысли.
Именно уверенность Галилея в том, что человечество может понять, как устроен мир, и что для этого надо наблюдать реальные факты, привела к развитию современной физики. Его методы наблюдений, экспериментов и математического анализа как в физике, так и в астрономии глубоко повлияли на мыслящее население мира, и именно его работы использовал Исаак Ньютон, создавая законы ньютоновской физики.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО
(1564—1642) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, основоположник классической механики, экспериментальнотеоретического естествознания. Изобрел гидростатические весы для определения состава металлических сплавов, построил телескоп, сделал важные астрономические открытия, которые усиливали позиции гелиоцентризма. Инквизиция привлекла Г. к суду (1633), обвинив в коперниканстве и принудив отказаться от теории Н. Коперника. Сформулировав принцип относительности движения и идею инерции, закон свободного падения тел, идею об изохронизме колебания маятника, Г. заложил основы классической динамики. В основе его мировоззрения лежит признание объективного существования мира, который бесконечен, вечен и допускает возможность божественного первотолчка. В природе ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение — универсальное механическое передвижение. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда подлинная цель науки — найти причины явлений. Исходный пункт познания — наблюдение, а основа науки — опыт. Развивая в гносеологии идею безграничности «экстенсивного» познания природы, Г. допускал возможность достижения абсолютной истины, т.е. «интенсивного» познания, выделяя два метода познания: 1) опыт не сводится к простому наблюдению, предпочтительнее поставленный эксперимент — как бы ставить природе вопросы и искать на них ответы. Этот метод Г. назвал резолютивным (он, в сущности, есть метод расчленения природы, аналитический); 2) метод композитивный, синтетический, который посредством дедукции проверяет истинность гипотетических предположений, так как опыт является лишь исходным пунктом познания, но сам по себе не дает достоверного знания. Последнее достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, которое опирается на строгое количественноматематическое описание. В итоге достоверное знание мы получаем при сочетании синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ГАЛИЛЕЙ Галилео
(1564 - 1642) - итальянский мыслитель и ученый, один из основоположников экспериментально-математического естествознания Нового времени. Основные научные труды Галилея: «Звездный вестник» (1610), «Диалоги о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» (1632), «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» (1638). Произведения Галилея носят яркую антисхоластическую направленность. Приведенные в них астрономические наблюдения, поставили пол сомнение перипатетические представления о принципиальном различии небесного и земного мира, дали новые фактические подтверждения гелиоцентрической теории Коперника и идеи Бруно о бесконечной множественности миров. Физические исследования Галилея в области динамики привели к открытию закона свободного падения тел и принципа относительности, разработке понятий скорости, ускорения и инерциального движения. Новые механико-математические представления о природе вступили в явное противоречие с «качественной физикой» Аристотеля, освященной схоластической традицией. Избегая прямого противопоставления теологии и науки, Галилей придерживался исторически прогрессивной теории «двойственной истины». Согласно этой теории, разум, не вмешиваясь а религиозные толкования Священного писания, должен сосредоточиться на всестороннем исследовании «книги природы». Природа понималась Галилеем как совокупность объективных законов, познаваемых с помощью эксперимента и математики. Опытное изучение природы, по Галилею, означало экспериментальное познание, осмысленное математически. Эксперимент приводил к аналитическому расчленению чувственных качеств и явлений природы. Исследователь «задает» природе вопросы, ответы па которые проверяются с помощью синтеза, дедуктивно-математическим путем. Только совместное применение аналитического (резолютивного) и синтетического (композитного) методов приводят, по Галилею, к открытию новых естественно-научных истин. Полученное таким образом знание более не носит телеологического, освященного авторитетом Писания характера, а является объективным и необходимым физическим законом.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ГАЛИЛЕЙ Галилео
(Galilei, 1564 - 1642) - великий итальянский ученый, один из создателей эксперим. аналитич. метода в естествознании и основателей механистич. материализма. Осн. вопросом, по которому в конце XVI - нач. XVII вв. наука давала бой религии, был вопрос о солн. системе (см. Гелиоцентризм и геоцентризм). Г., благодаря усовершенствованной им в 1609 зрит, трубе, обнаружил спутников Юпитера, фазы Венеры, пятна на Солнце, установил, что Млечный путь состоит из скоплений звезд и т. д. Эти открытия позволили ему представить новые доказательства правильности учения //. Коперника, разбившего библ. птолемеевские представления о мире. Защите Коперника, объявленного к тому времени еретиком, Г. посвятил знаменитый «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» (1632; русск. пер. - М., 1948), за что в 1633 был привлечен к суду инквизиции. Гасители разума приговорили Г. к публ. отречению от идей гелиоцентризма, запретили ему заниматься астрономией, подвергли пожизн. надзору, разрешив жить лишь в одном городке. После приговора инквизиции Г. не прекратил научной работы. Вскоре он лишился зрения, но и это не заставило его сложить оружие. Г. продолжал встречаться с друзьями и учениками, диктовал им новые мысли, вдохновлял на новые исследования. Невзирая на трудности, он в 1638 опубликовал «Беседы и матем. доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» (русск. пер. - М., 1943). Этим трудом были заложены основы динамики и учения о сопротивлении материалов. Истинными аргументами науки Г. признавал лишь объективные факты и их обобщение силой человеч. разума. «Ни одно изречение писания, - заявлял он, - не имеет такой принудит, силы, какое имеет явление природы... Там, где дело идет о законах природы, доступных духовным очам каждого, тот или иной авторитет теряет силу убедительности, уступая место силе разума» (цит. по указ. ниже кн. К. Л. Баева, стр. 101). После смерти ученого церковь стремилась уничтожить всякую память о нем, препятствовала тому, чтобы он был похоронен в фамильном склепе, чтобы его могила была отмечена надписью. Все усилия церкви оказались тщетными. Память о Г. - великом ученом-естествоиспытателе и материалисте-атеисте - сохранилась в веках. Народы высоко оценили непрекл. убеждение Г. в справедливости отстаиваемых им идей.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ГАЛИЛЕЙ Галилео
математик и физик; р. 15.2.1564 (Пиза) — ум. 8.1.1642 (Арчетри, близ Флоренции); был обвинен инквизицией в защите учения Коперника и принужден к отказу от него. (Приписываемое ему восклицание «Epur si muove!» [«И все-таки она вертится!»] — по-видимому, литературный вымысел.) Галилей опирался на учение Демокрита, был основателем новой механистической натурфилософии. «Он умер в тот год, когда родился Ньютон. Это — праздник Рождества нашего нового времени» (Гёте). «После более чем двухтысячелетнего описания природы и рассмотрения ее форм в его лице человечество взялось за изучение и действительный анализ природы» (Дильтей). Открытие им закона падения тел имело такое огромное значение для развития естественно-научного метода потому, что оно опиралось на чистый опыт, т. е. не пыталось ответить на вопрос, почему камень падает, а отвечало на вопрос, как он это делает. Истинной книгой философии для Галилея является книга природы, которая только написана другими буквами, отличными от букв алфавита, а именно треугольниками, квадратами, кругами, шарами и т. д. Для чтения их нужна не спекуляция, а скорее математика. Для научного исследования Галилей требовал отбросить авторитет в вопросах науки, сомневаться, основывать всеобщие положения на наблюдении и эксперименте, применять индуктивный метод умозаключения. Галилей был приверженцем рационализма, считающего, что мир можно постигнуть чисто механическим способом, с помощью математики, механики и разума. Осн. соч.: II saggiatore, 1623; Dialogo sopra i due massimi sistemi del mondo, 1632 (рус. пер.: Диалог о двух главнейших системах мира, 1948); Discorsi е dimostrazioni matematiche intorno a due nuove scienze, 1638, нем. изд. 1891 (рус. пер.: Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, 1934); Della scienza meccanica, 1649. Edizione Nazionale delle opere di Galilei, 21 v., 1890—1909, 1968. (На рус. яз.: Избр. труды, т. 1—2, 1964.) Wohlwill. G. und sein Kampf für die Copernikan. Lehre, I—II, 1909—1926 (Repr. 1969); F. Dessauer. Der Fall G. und wir, 1943; A. C. Crombie. Augustine to Galileo. The History of Science, I—II. London, 1952, dt. 1977; H. C. Freiesieben. G. G. — Physik u. Glaube an der Wende der Neuzeit, 1956; B. G. Kuznecov. Von G. bis Einstein, 1970 (russ. 1963); R. E. Butts, J. C. Pitt (edd.). New Perspectives on G., Dordrecht/Boston, 1978; W. A. Wallace. Prelude to G. — Essays on Medieval and 16th Century Sources of G.’s Thought. Dordrecht, 1981; P. Redondi. G. eretico. Torino, 1983, dt. 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГАЛИЛЕЙ Галилео
15.2.1564, Пиза, 8.1. 1642, Арчетри, близ Флоренции), итал. физик, астроном, математик и мыслитель, один из основателей совр. экспериментальнотеоретич. естествознания, заложивший основы классич. механики. Сконструировав телескоп, Г. сделал важные астрономич. открытия (горы на Луно, солнечные пятна, фазы Венеры, спутники Юпитера и др.), в результате к-рых разрушалось ср.-век. представление о космосе и доказывалась восходящая к античности (Анаксагор) идея единства земных и небесных явлений. Г. заложил основы классич. динамики, сформулировав принцип относительности движения, идею инерции, закон свободного падения тел. Открытия Г. обосновывали гелиоцентрич. систему Коперника в борьбе со схоластич. аристотелевскоптолемеевской традицией. Г. развивал принципы механистич. материализма. В понимании материи он был близок к атомистам, предложил идею материальной субстанции как единой неизменной основы природы, обладающей определ. структурой и требующей для своего описания исключительно механико-математич. средств - «фигур, чисел и движений». Так называемые вторичные качества (цвет, вкус, запах), яо Г., лишены субстанциональности я поэтому (вместе с др. свойствами субъекта и его деятельности) должны быть элиминированы из науч. знания. В гносеологии он развивал идею безграничности «экстенсивного» познания природы, отмечая в то же время возможность достижения абс. истины, т. е. «интенсивного» познания. Г. придерживался прогрессивной в то время теории двойственной истины, стремясь отграничить науч. исследование от теологии.
Исходным пунктом познания, по Г., является чувственный опыт, к-рый, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгое количественноматематич. описание. Г. выделял два осн. метода экспериментального исследования природы. Аналитич. методом «резолюции» с использованием средств математики, абстракций идеализации и предельного перехода выделяются элементы реальности (явления, к-рые «трудно себе представить»), не доступные непосредств. восприятию (напр., мгновенная скорость, движение по инерции). Далее на основе синтетическидедуктивного метода «композиции» строится теоретич. схема, объясняющая явление и подтверждающая ранее выдвинутые предположения. Достоверное знание в итоге реализуется в объясняющей теоретич. схеме как единство синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного. Науч. деятельность и прогрессивный характер мировоззрения Г. вызвали преследования инквизиции. Г. был принужден публично отказаться от своих гелиоцентрич. идей.

Источник: Советский философский словарь

ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО
1564-1642) – один из основоположников  классической механики и утверждения нового мировоззрения, которого называют первым ученым Нового времени. Родился в Пизе в семье небогатого дворянина, где окончил медицинский факультет университета и  самостоятельно изучал труды Аристотеля,  Эвклид, Архимеда и  Ветрувия. Наблюдая за  раскачиванием лампы  в Пизанском соборе, он открыл закон маятника (период колебания маятника не зависит от его массы и  амплитуды колебания, а зависит от длины маятника). Будучи студентом, он изобрел гидростатические весы для измерения статического веса. За неимением средств университет так и не окончил, но, благодаря своей известности среди ученых, был оформлен профессором по кафедре математики, занимаясь разнообразными проблемами технического характера (описал пропорциональный  циркуль,  изобрел  усовершенствованную  водоподъемную машину, сконструировал подзорную трубу). Современники говорили, что своей подзорной трубой Галилей открыл новую вселенную. Итальянский ученый экспериментально  обосновал  гелиоцентрическую теорию,  предложенную  Н.  Коперником.  В1632г. издал «Диалоги о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской» (написаны на итальянском языке). Это программное произведение новой  науки,  дающее  механистическую  картину  природы  и  обосновывающееновые методы  научного  исследования.  Отрицал  постоянство  мира  на  основе собственных  астрономических  наблюдений, выдвинул базовые принципы механики (принцип  инерции и  принцип относительности), обосновал возможность гелеоцентрического  устройства  мира  и  годичного  вращения  Земли.  Издании книги  было  запрещено  церковью,  на  Галилея  начались  гонения,  инквизицияустроила над ним суд, заставив публично покаяться и отречься от приверженности идеям Коперника, после чего был помещен под домашний арест. Последние годы жизни посвятил изучению вопросов динамики и сопротивления материалов. Заслуга его в создании нового (галилеевского) метода: 1) математизация научныхисследований («законы природы написаны на языке математики»); 2) введение технического эксперимента  (опыта), очищенного от случайностей и описанного математически, а не являющегося иллюстрацией исследования; 3) использованиемысленного эксперимента  как  развитие  технического  эксперимента  (создание идеальных условий); 4)  проведение количественного анализа (для чего сам изобрел  термоскоп,  барометр  и  другие  приборы).  Благодаря  Галилею  появилосьматематическое естествознание и была разрушена научная парадигма, созданная Аристотелем, господствующая  около двух тысяч лет. Научное исследование, по Галилею, опирается на два метода: 1) аналитический  (выделение элементов реальности, недоступных непосредственному восприятию, при помощи абстрагирования, идеализации и средств  математики); 2)  синтетически-дедуктивный (математическая обработка данного опыта, на основе которого вырабатываются теоретические схемы, объясняющие или опровергающие явления). Введение умопостигаемых объектов было по существу продолжением платоновской традиции. 

Источник: Философия науки и техники: словарь

ГАЛИЛЕЙ Галилео
(1564—1642) — итал. физик и астроном, один из основоположников опытного естествознания и классической науки в целом, чл. Академии Деи Линчеи (1611). Род. в г.Пиза. Нач. образование получил в монастырской шк. во Флоренции. В 1581 г. поступил в Пизанский ун-т на мед. ф-т, затем перешел на филос. ф-т, где увлекся математикой и философией. Недовольный схоласт. лекциями в ун-те, оставил его и вернулся во Флоренцию, где 4 года самостоятельно изучал математику. В 1589—92 гг. — проф. Пизанского унта, в 1592—1610 гг. — придворный философ герцога Козимо II Медичи. От Г. берет свое начало классич. физика как наука. В числе открытий, оказавших большое влияние на развитие науч. мысли, следует назвать принцип относительности (см. Относительности теория), постоянство ускорения свободного падения (1-я физ. константа), з-н инерции, з-н сложения движений, изобретение подзорной трубы (телескопа) и изучение с помощью ее неба. Исходя из принципа относительности Г., И.Ньютон пришел к понятию инерциальной системы, а з-н инерции взял в кач-ве 1-го з-на механики. З-н постоянства ускорения свободного падения привел Ньютона к понятию инертной и гравитационной массы. А.Эйнштейн распространил принцип относительности на все физ. явления и сформулировал 1-й постулат спец. теории относительности (принцип относительности Эйнштейна) (см. Относительности теория). Эквивалентность сил инерции и сил тяготения (инертной и гравитационной масс) с учетом принципа относительности привели Эйнштейна к общей теории относительности (ОТО). Г. внес выдающийся вклад в развитие астрономии: открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, пятна на Солнце, обнаружил, что Млечный Путь состоит из мн-ва звезд. Его работа «Звездный вестник» (1610) опровергла учение Аристотеля и подтвердила систему Коперника. В 1616 г. учение Коперника было осуждено католич. церковью, а Г. получил от инквизиции негласный приказ молчать. Но в 1632 г. во Флоренции выходит его кн. «Диалог о двух главнейших системах мира: Птолемеевой и Коперниковой», где с новой силой звучат доказательства справедливости гелиоцентрического учения Коперника и новых открытий в механике. Инквизиция обвинила Г. в ереси и в 1633 г. устроила над ним судилище. В результате «Диалог о двух главнейших системах мира» был запрещен, а ученый объявлен «узником святой инквизиции». Его заставили публично отречься от учения Коперника и лишили права заниматься науч. работой. Но Г. не сдался, хотя в 1637 г. потерял зрение. В 1638 г. вышла его новая кн. «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки», где он продолжает борьбу со своими противниками. Умер Г. на руках своих учеников вблизи Флоренции. Только через 95 лет была выполнена его последняя просьба: его прах был перенесен в церковь Санта Кроче во Флоренции, где он покоится рядом с Микеланджело. В 1971 г. католич. церковь отменила решение об осуждении Г. Великий итал. ученый верил в силу чел. разума, в бесконечность познания. Своими работами он расчистил путь для творцов классич. и совр. физики. В филос. воззрениях Г. большую роль играет критика созерцательного познания, схоластицизма, догматизации авторитета Аристотеля и т.д. Он выступил одним из первых идеологов науч.-филос. эмпиризма, индуктивной логики и количеств. оценки результатов экспериментального познания. Согл. Г., для истинного ученого природа — это кн., написанная не буквами, а геометр. фигурами и телами. Онтологич. воззрения Г. представляют собой механистич. натурфилософию, основанную на атомистических и детерминистских идеях Демокрита. Соч.: Избр. труды: В 2 т. М., 1964. Лит.: Дягилев Ф.М. Становление науки и ее методологии. Нижневартовск, 2002; Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989; Косарева Л.М. Рождение науки Нового Времени из духа культуры. М., 1997. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (1564-1642)
итальянский мыслитель эпохи Возрождения, физик, основоположник классической механики, астроном, математик, один из основателей современного экепериментально-теоретического естествознания, поэт и литературный критик. Профессор Пизанского университета (с 1589), после вынужденного отъезда из Пизы работал на кафедре математики Падуанского университета (1592-1610). Основные сочинения: "Звездный вестник" (1610), "О солнечных пятнах" (1613), "Письмо к Кастелли" (1613), "Диалог Галилео Галилея, академика Линчео, экстраординарного математика университета в Пизе, философа и старшего математика Его Светлости Великого герцога Тосканского, где в собраниях, четыре дня продолжающихся, ведутся рассуждения о двух главнейших системах мира, Птолемеевой и Коперниканской, причем неопределительно предлагаются доводы столь же для одной из них, сколько и для другой" (1630), "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки" (1638) и др. Первым серьезным изобретением Г. были гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов. Узнав об изобретенной в Голландии зрительной трубе, Г. в 1609 построил свой первый телескоп с 3-х кратным увеличением, а несколько позже - с увеличением в 32 раза. С их помощью сделал ряд важных астрономических открытий (горы и кратеры на Луне, размеры звезд и их колоссальная удаленность, пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, кольца Сатурна, Млечный путь как скопление отдельных звезд и др.). Эти открытия Г. безусловно усиливали позиции гелиоцентрической системы Коперника в борьбе со схоластической аристотелевско-птолемеевской трактовкой Вселенной. После публикации Г. "Диалога о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" инквизиция привлекла его к суду (1633), обвинив в коперниканстве. Угрожая запретить заниматься научной деятельностью, сжечь неопубликованные труды и применяя пытки, инквизиция принудила Г. отказаться от теории Коперника. Сформулировав принцип относительности движения, закон свободного падения тел, механику их падения по наклонной плоскости, идею об изохронизме колебания маятника, идею инерции, Г. заложил основы классической динамики. В основе мировоззрения Г. лежит признание им объективного существования мира, который бесконечен и вечен, при этом Г. допускал божественный первотолчок. В природе, по Г., ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение - универсальное механическое передвижение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда подлинная цель науки - отыскать причины явлений. Исходный пункт познания природы, по Г., - наблюдение, а основа науки - опыт. Г. утверждал, что задача ученых не добывать истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путем абстрактных, отвлеченных умствований, а "...изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии". Развивая в гносеологии идею безграничности "экстенсивного" познания природы., Г. допускал и возможность достижения абсолютной истины, т.е. "интенсивного" познания. В изучении природы Г. выделял два основных метода познания: сущность первого заключалось в том, что понятие опыта, в отличие от своих предшественников, Г. не сводил к простому наблюдению, а предпочитал планомерно поставленный эксперимент, посредством которого исследователь как бы ставит природе интересующие его вопросы и ищет на них ответы. Метод этот Г. назвал резолютивным, который, в сущности, есть метод анализа, расчленения природы, т.е. аналитический. Другим важнейшим методом познания Г. признавал композитивный, т.е. синтетический, который посредством цепи дедукции проверяет истинность выдвинутых при анализе гипотетических предположений. При этом Г. считает, что хотя опыт и является исходным пунктом познания, но сам по себе он не дает еще достоверного знания. Последнее достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, которое опирается на строгое количественно-математическое описание. В итоге достоверное знание мы получаем при сочетании синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного. Сочинения Г. по литературе положили начало итальянской научной прозе. Из художественных произведений Г. известны набросок одной комедии и сатирическое "Стихотворение в терцинах". В 1971 католическая церковь отменила решение об осуждении Г.
А.А. Круглов

Источник: Новейший философский словарь

ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564-1642)
итальянский мыслитель эпохи Возрождения, основоположник классической механики, астроном, математик, физик, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, основатель новой механистической натурфилософии. Первым осуществил парадигмальное разграничение естествознания и философии. (По Гете, Г. "умер в тот год, когда родился Ньютон. Это - праздник Рождества нашего нового времени".) Профессор Пизанского университета (с 1589), после вынужденного отъезда из Пизы работал на кафедре математики Падуанского университета (1592- 1610). С 1610 - придворный ученый при герцоге Тосканы во Флоренции. (Г. заложил традицию современной экспертизы, выступая, в частности, советником города-государства Венеции по проблемам баллистики, оптики и фортификации.) Основные сочинения: "Звездный вестник" (1610), "О солнечных пятнах" (1613), "Письмо к Кастелли" (1613), "Пробирщик" (1623), "Диалог Галилео Галилея, академика Линчео, экстраординарного математика университета в Пизе, философа и старшего математика Его Светлости Великого герцога Тосканского, где в собраниях, четыре дня продолжающихся, ведутся рассуждения о двух главнейших системах мира, Птолемеевой и Коперниканской, причем неопределительно предлагаются доводы столь же для одной из них, сколько и для другой" (1632), "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки" (1638, опубликованы в Лейдене, Голландия) и др. (В 1890-1909 в Италии было издано собрание сочинений Г. в 21 томе.) Первым серьезным изобретением Г. были гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов. Узнав об изобретенной в Голландии зрительной трубе, Г. в 1609 построил свой первый телескоп с трехкратным увеличением, а несколько позже - с увеличением в 32 раза. С их помощью сделал ряд важных астрономических открытий (горы и кратеры на Луне, размеры звезд и их колоссальная удаленность, пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, кольца Сатурна, Млечный путь как скопление отдельных звезд и др.). Эти открытия Г. безусловно усиливали позиции гелиоцентрической системы Коперника в борьбе со схоластической аристотелевско-птолемеевской трактовкой Вселенной. (В письме И.Кеплеру от 4 августа 1597 Г. писал: "На точку зрения Коперника я встал уже много лет назад, и мне удалось на основе ее найти объяснение многим явлениям природы, которые, без сомнения, не могут найти объяснения на основе общепринятых положений. Я записал много доказательств и много опровержений рассуждений, основанных на противоположной точке зрения; но выпустить все это в свет я не решался, устрашенный судьбою Коперника, нашего учителя, который хотя и заслужил себе бессмертную славу у немногих, но со стороны бессчетного числа людей - ибо так велико число глупцов - подвергся лишь насмешке и освисту".) В начале 1616 Г. было предписано инквизицией отказаться от пропаганды теории Коперника, хотя степень строгости наложенного на ученого запрета остается неясной. После публикации Г. "Диалога о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" инквизиция привлекла его к суду (1633), обвинив в коперниканстве. Угрожая запретить заниматься научной деятельностью, сжечь неопубликованные труды и применить пытки, инквизиция принудила Г. отказаться от теории Коперника. Сформулировав принцип относительности движения, закон свободного падения тел, механику их движения по наклонной плоскости, идею об изохронизме колебания маятника, идею инерции, Г. заложил основы классической динамики. В основе мировоззрения Г. лежит признание им объективного существования мира, который бесконечен и вечен, при этом Г. допускал божественный первотолчок. В природе, по Г., ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение - универсальное механическое передвижение. Небесные светила, согласно Г., подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда подлинная цель науки - отыскать причины явлений. (По Г., "...я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и в незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины".) Исходный пункт познания природы, по Г., - наблюдение, а основа науки - опыт. (Согласно мнению Дильтея, "после более чем двухтысячелетнего описания природы и рассмотрения ее форм в его лице /Галилея - А.Г./ человечество взялось за изучение и действительный анализ природы".) Г. утверждал, что задача ученых не добывать истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путем абстрактных, отвлеченных умствований, а "...изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии". (По убеждению Г., "природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов, и по их требованиям она не изменила бы ни на йоту свои законы".) Развивая в гносеологии идею безграничности "экстенсивного" познания природы, Г. допускал и возможность достижения абсолютной истины, т.е. "интенсивного" познания. В изучении природы Г. выделял два основных метода познания: сущность первого заключалась в том, что понятие опыта, в отличие от своих предшественников, Г. не сводил к простому наблюдению, а предпочитал планомерно поставленный эксперимент, посредством которого исследователь как бы ставит природе интересующие его вопросы и ищет на них ответы. Метод этот Г. назвал резолютивным, который, в сущности, есть метод анализа, расчленения природы, т.е. аналитический. Другим важнейшим методом познания Г. признавал композитивный, т.е. синтетический, который посредством цепи дедукции проверяет истинность выдвинутых при анализе гипотетических предположений. При этом Г. считает, что хотя опыт и является исходным пунктом познания, но сам по себе он не дает еще достоверного знания. Последнее достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, которое опирается на строгое количественно-математическое описание. Согласно Г., "философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя понять книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики, а ее буквы - это треугольники, четырехугольники, круги, шары, конусы, пирамиды и другие геометрические фигуры, без помощи которых ум человеческий не может понять в ней ни слова; без них мы можем лишь наугад блуждать по темному лабиринту". Достоверное знание, по мнению Г., мы получаем при сочетании синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного, но отнюдь не посредством бесконечных интерпретаций сакральных текстов. (Г. писал: "...что может быть более постыдно, чем слушать на публичных диспутах, когда речь идет о заключениях, подлежащих доказательствам, ни с чем не связанное выступление с цитатой, часто написанной совсем по другому поводу и приводимой единственно с целью заткнуть рот противнику? И если вы все же хотите продолжать учиться таким образом, то откажитесь от звания философа и зовитесь лучше историками или докторами зубрежки: ведь нехорошо, если тот, кто никогда не философствует, присваивает почетный титул философа".) Личный удел и судьба творческих достижений Г. являют собой наглядный пример возможности совпадения на переломе эпох ориентации личности и современных
ей запросов культуры: поклонник "техницизма", Г. неустанно развивал традицию архимедовского отвлеченного мышления, неизменно называя Архимеда своим учителем; сочувствуя платонизму и неоднократно опровергая учение о строении Вселенной Аристотеля, Г. охотно использовал логику и предположения последнего. Сочинения Г. по литературе положили начало итальянской научной прозе. Из художественных произведений Г. известны набросок одной комедии и сатирическое "Стихотворение в терцинах". В 1971 католическая церковь отменила решение об осуждении Г.

Источник: История Философии: Энциклопедия

ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО

Galilei), Галилео (15 февр. 1564 – 8 янв. 1642) – итал. ученый, один из основоположников экспериментально-математич. естествознания и механистич. материализма. Род. в Пизе в обедневшей дворянской семье. С 1581 учился в Пизанском ун-те, преподавал математику в Пизанском (с 1589) и Падуанском (1592–1610) университетах. В соч. "Звездный вестник" ("Sidereus Nuncius", Venetiis, 1610) Г. изложил результаты своих астрономич. наблюдений и выступил как убежденный сторонник теории Коперника; это соч. принесло Г. европ. известность и положило начало его ожесточ. полемике со схоластами, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую картину мира. После выхода в свет "Диалога о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой" ("Dialogo dei due massimi sistemi del mondo tolemaico e copernicano", 1632; рус. пер. 1948) Г. был привлечен к суду инквизиции (1633) и обвинен в коперникианстве. Под угрозой запрещения науч. деятельности, сожжения неопубликованных трудов и пыток Г. был вынужден "отречься" от теории Коперника. Это отречение носило чисто формальный характер. В 1638 друзья и последователи Г. издали в Голландии его произведение "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки" ("Discorsi е dimostrazioni matematiche intorno a due nuove scienze...", рус. пер., Соч., т. 1, 1934), излагающее основы механики (динамики), учения о сопротивлении материалов и представлявшее собой уничтожающий удар по схоластизиров. физике Аристотеля. Скончался Г. в Арчетри, близ Флоренции. Значение Г. в истории философии и его влияние на развитие материалистич. мировоззрения определяются, во-первых, его естеств.-науч. открытиями: доказа-тельством бесконечности Вселенной, физич. однородности земли и неба (к-рыми Г. развил идеи Коперника, Николая Кузанского, Бруно), установлением законов механич. движения тел, подводившими к пониманию объективных законов природы, освобождению от антропоморфизма и телеологии. Не теология, а природа является, по Г., источником знания: "Ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы" (письмо к Кастелли от 21.XII.1613; изложено Н. А. Любимовым, в кн.: "История физики", ч. 3, СПБ, 1896, с. 22). Филос. значение открытий Г. в области астрономии и механики состояло в том, что они способствовали решению важнейших проблем теории познания – проблем познаваемости мира и соотношения чувства и рациональных моментов в процессе познания. Значение Г. в развитии материализма определяется также ф и л о с . - м е т о д о л о г и ч. и д е я м и. Подобно большинству передовых деятелей науки и философии Возрождения, Г. стоял на исторически прогрессивной для того времени т. зр. двойственной истины и стремился отграничить науку от религии, чтобы обеспечить свободное развитие науч. мышления. В своих письмах Г. часто цитировал популярный среди ученых 17 в. афоризм: "В намерения духа святого входит научить нас тому, как взойти на небо, но отнюдь не тому, как ходит само небо". Такая позиция приводила Г. к плодотворному выводу о возможности безграничного познания природы как по широте охвата человеч. мыслью различных явлений космоса, так и по глубине и степени точности познания истины ("Диалог о двух главнейших системах мира"). Эта гносеологич. установка привела Г. к утверждению нового, антисхоластич. метода познания. Г. резко отрицательно относился к опиравшейся на Аристотеля схоластич. логике. При разработке новой методологии Г. выдвигал прежде всего значение опыта, на к-рое указывали и многие мыслители до Г. Однако, в отличие от них, Г. имел в виду не простое наблюдение природы, а планомерно поставленный эксперимент, посредством к-рого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них. Путь такого экспериментального исследования природы – путь выявления ее наиболее простых элементов, был назван Г. р е з о л ю т и в н ы м методом, к-рый, в сущности, есть метод анализа, расчленения природы. Резолютивный, или аналитич., метод исследования Г. подводил к действит. объяснению многих явлений природы, блестящим доказательством чего является открытие им ряда законов механики. При этом Г. руководствовался не только аналитич., но и к о м п о з и т и в н ы м, т.е. синтетич., методом, к-рый, посредством цепи дедукций, проверяет истинность выдвинутых в процессе анализа гипотетич. предположений. Только совместное применение резолютивного и композитивного методов способно, по Г., привести ученого к открытию новых истин. Дедукция же отнюдь не является схоластич. силлогистикой, а представляет собой путь математич. исчисления явлений природы. Поняв, какое громадное значение при изучении природы имеет количеств. анализ, Г. установил связь опытно-индуктивных и абстрактно-дедуктивных исследований природы. В понимании природы Г. выступал как механистич. материалист и рассматривал материю как реальную субстанцию вещей, обладающую совершенно определенной структурой. Для объяснения последней Г. воскрешал антич. атомизм (одновременно выступая против наивного понимания чувств. достоверности), сводя все чувств. качества к механич. движению частиц вещества. Все вкусы, запахи, цвета и т.п. являются результатом субъективных впечатлений чувств и исчезают с устранением воспринимающего субъекта ("Пробирщик ..." – "Il Saggiatore..."). Это учение Г. стало в 17–18 вв. общим местом механистич. материализма, неспособного к диалентико-историч. пониманию природы и человека. Механицизм Г. привел к допущению идеи создания богом солнца и всех планет. Бог сообщил им определенный порядок, к-рый в дальнейшем остается неизменным, а природа живет по своим собственным законам. Эта мысль предвосхищает возникший вскоре деизм. Проявлением метафизич. ограниченности воззрений Г. следует также считать и его убеждение в том, что математич. законосообразность, посредством к-рой исправляется чувств. картина явлений и познается истинное содержание веществ. мира, имеет доопытный и внеопытный характер. Метафизич. характер философско-методологич. идей Г. был исторически обусловлен и не помешал им, как и вообще метафизич. методу, сыграть прогресс. роль в общем ходе развития естествознания и философии 17–18 вв. (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 21). Прогрессивный характер мировоззрения Г. получил отражение и в лит. форме созданных им трудов. Г. писал преимущественно на родном, итал., а не на лат. языке. Отказавшись от свойств. схоластике собирания и пересказа сведений, почерпнутых гл. обр. в соч. антич. авторов и "отцов церкви", Г. положил в основу науки самостоят. наблюдение и анализ явлений природы. Эклектич. эрудиция схоластики уступила у Г. место живой и образной речи человека, как бы впервые всматривающегося в мир. Соч.: Le opere..., prima edizione completa, t. 1–15 e uno supplemente, Firenze, 1842–56; Le opere..., Edizione nationale, Publ. A. Favaro [и др.], v. 1–20, Firenze, 1929–1939; Беседы и математические доказательства..., Соч., т. 1, [М.–Л., 1934]; Послание к Франческо Инголи [1624], пер. [с итал.], в кн.: Галилео Галилей. 1564–1642, М.–Л., 1943, с. 142–83; Диалог о двух главнейших системах мира... [пер. с англ.], М.–Л., 1948. Лит.: Галилео Галилей. 1564–1642, М.–Л., 1943 (Сборник, посвящ. 300-летней годовщине со дня смерти Галилео Галилея, под ред. акад. А. М. Деборина); Выгодский М. Я., Галилей и инквизиция, ч. 1, М.–Л., 1934; Ольшки Л., История научной литературы на новых языках, пер. с нем., т. 3., М.–Л., 1933; Васильев С. Ф., Мировоззрение Галилея, в его кн.: Из истории научных мировоззрений. Сб. статей, М.–Л., 1935, с. 55–67; Вавилов С. И., Галилей, в кн.: Большая Советская Энциклопедия, 2 изд., т. 10, М., [1952], с. 125–30; Саrli A. ed Favaro ?., Bibliografia galileiana (1568–1895), Roma, 1896; Rossi G., La continuit? filosofica dal Galilei al Kant, Catania, 1901; Wieser F., Galilei als Philosoph, Basel, 1919 (Diss.); Wohlwill E., Galilei und sein Kampf f?r die Copernicanische Lehre, Bd 1–2, Hamb.–Lpz., 1909–26; Banfi A., Galileo Galilei, Mil., 1949. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГАЛИЛЕЙ Галилео
15 февраля 1564, Пиза января 1642, Арчетри, близ Флоренции) — итальянский ученый и мыслитель, один из создателей науки Нового времени, чьи исследования в области физики, механики и астрономии характеризуются кардинально новым подходом и результатами, положившими начало современному взгляду на природу. Его методологические установки оказали решающее воздействие на последующих ученых и в первую очередь на И. Ньютона.
Юношей он привел в ужас своего отца, когда отданный в иезуитскую школу монастыря Валломброзо (неподалеку от Флоренции, куда переехала его семья в 1574), внезапно объявил (1578), что собирается стать монахом. Впоследствии Галилей достаточно нейтрально относился к религии, и церковь производила на него впечатление только как институт пропаганды. Но в те ранние годы отцу пришлось немедленно забрать его из монастыря и до поступления в Пизанский университет в 1581 Галилей обучался дома. Один из учителей Галилея, Остилио Риччи, поддержал юношу в увлечении математикой и физикой, что сказалось на дальнейшей судьбе ученого.
В 1585, формально не закончив университета, Галилей возвращается во Флоренцию, продолжая увлеченно заниматься наукой, и спустя некоторое время приобретает известность в кругу любителей естествознания. В 1586 он заканчивает трактат «Маленькие весы», в котором (следуя Архимеду) описывает изобретенный им прибор для гидростатического взвешивания, а в следующей работе, так же носящей следы влияния Архимеда, дает ряд теорем относительно центра тяжести параболоидов вращения. Реакция научной среды на эти работы — Флорентийская академия избирает его арбитром в споре о том, как с математической точки зрения должна интерпретироваться топография Дантова ада (1588). В это же время он получает (благодаря содействию своего друга маркиза Гвидобальдо дель Монте) почетную, но скудно оплачиваемую должность профессора математики Пизанского университета. В Пизе ученого занимают гл. о. проблемы механики, он пишет трактат о движении (1590), характеризующийся явной антиаристотелевской направленностью,— Галилей считает, что тела различного веса должны падать с одинаковой скоростью, но вместе с тем его подход к задачам остается во многом в рамках позднесхоластической физики. Смерть отца в 1591 и крайняя стесненность материального положения заставляет Галилея искать новое место работы. В 1592 он получает кафедру математики в Падуе (во владениях Венецианской республики). Восемнадцать лет, проведенных им в Падуе, оказались временем творческого подъема и счастливой порой в его личной жизни. Открытие квадратичной зависимости пути падения от времени, установление параболической траектории движения снаряда, астрономические наблюдения с помощью телескопа и множество других достижений—все это было сделано в период его жизни в Венецианской республике. Галилей отложил публикацию главных своих открытий в науке (то, что сегодня историки называют «падуанской механикой») на 20 лет, но именно Падуя и Венеция дали главные импульсы его творчеству.
Как стало известно в последнее время (С. Дрейк, 1973— 75), Галилей в 1608—09 провел серию экспериментов по падению тел, скатывающихся с наклонной плоскости, с помощью которых доказал справедливость квадратичного закона падения, принципа инерции, а также то, что тело, брошенное горизонтально, падает по параболе. Многочисленные упоминания в литературе о производстве Галилеем опыта по падению шаров с Пизанской башни не имеют документального подтверждения. В 1609 Галилей, будучи в Венеции, узнал об открытии телескопа и сразу же попытался изготовить такой инструмент. Ему удалось поначалу получить лишь трехкратное приближение, но вскоре он сконструировал телескоп с тридцатикратным приближением, увеличивающий в 1000 раз. Галилей стал первым человеком, направившим телескоп на небо; увиденное там означало подлинную революцию в представлении о космосе: Луна оказалась покрытой горами и впадинами (ранее поверхность Луны считалась гладкой), Млечный Путь—состоящим из звезд (по Аристотелю—это огненное испарение наподобие хвоста комет). Юпитер—окруженным четырьмя спутниками (их вращение вокруг Юпитера было очевидной аналогией вращению планет вокруг Солнца). Позднее Галилей добавил к этим наблюдениям открытие фаз Венеры и пятен на Солнце. Результаты он опубликовал в книге, которая вышла в 1610 под названием «Звездный вестник». Книга принесла Галилею европейскую славу. На нее восторженно откликнулся И. Кеплер и др. представители высокопоставленной аудитории: монархи и высшее духовенство проявили большой интерес к открытиям Галилея. С их помощью он получил новую, более почетную и обеспеченную должность—пост придворного математика великого герцога Тосканского (поэтому он и назвал открытые им спутники Медицейскими звездами — по имени Козимо II Медичи, правителя Тосканы). В 1613 он публикует сочинение о солнечных пятнах, в котором впервые вполне определенно высказывается в пользу теории Коперника. Утверждения, содержащиеся в этой книге, его предыдущие астрономические открытия, а также критическое отношение к освященной церковью аристотелевской традиции вызывают сильную оппозицию в церковных и университетских кругах, которая грозит обернуться тяжелыми для него последствиями. Центральным пунктом возникшей полемики стал вопрос о том, как сочетать факты, доказанные наукой, с противоречащими им местами из Священного Писания. Галилей считал, что в таких случаях библейский рассказ надо понимать аллегорически.
Церковь обрушивается на теорию Коперника, великая книга которого «О вращении небесных сфер» спустя более чем полвека после выхода в свет оказывается в списке запрещенных изданий. Декрет об этом появляется в марте 1616, а месяцем раньше главный теолог Ватикана кардинал Беллармин предлагает Галилею в дальнейшем не выступать в защиту коперниканства. Через некоторое время происходят события, которые дают Галилею надежду. В 1623 Римским папой под именем Урбана VIII становится друг юности и покровитель Галилея Маффео Барберини. Тогда же ученый публикует свою новую работу—«Пробирных дел мастер», где рассматривается природа физической реальности и методы ее изучения. Именно здесь появляется знаменитое изречение: «Книга Природы написана языком математики». Галилей посвящает книгу новому папе, и тот с благодарностью принимает посвящение. Галилей пытается смягчить враждебность церкви по отношению к учению Коперника. В результате папа соглашается лишь на то, чтобы Галилей написал книгу, в которой будут беспристрастно рассмотрены две системы мира—птолемеева и коперникова.
Над своей главной книгой — «Диалог о двух системах мира, Птолемеевой и Коперниковой»—Галилей работал около 6 лет и закончил ее в начале 1630. Два года прошли в ожидании всевозможных одобрений и разрешений со стороны властей. Наконец, в 1632 она была опубликована во Флоренции. Для космологического трактата это была довольно необычная книга. Во-первых, она была написана на утонченном итальянском (а не по-латыни) и уже этим подчеркивалось, что она предназначена для широкой аудитории, а не только для астрономов. Во-вторых, в ней рассматривались не столько кинематические конструкции Птолемея, сколько основные положения физики Аристотеля. Знаменитая двойственность аристотелевской физики подвергалась сокрушительной критике и устанавливалось единство физических законов для всего мироздания (будь то Земля или надлунные сферы). В процессе обсуждения различных точек зрения на возможность суточного и годового вращения Земли Галилей вводит в научный оборот ряд фундаментальных физических законов, большая часть которых были им уже давно открыта: закон инерции, принцип независимости движений, принцип относительности движения, изохронизм маятника, квадратичная зависимость пути падения от времени. Галилеевский «Диалог» был восторженно принят интеллектуальной Европой, но он же послужил поводом для трагических событий, закончившихся процессом и осуждением ученого. В 1633 суд инквизиции приговорил Галилея к пожизненному заключению (которое было заменено домашним арестом), последние годы жизни он провел безвыездно в своем имении Арчетри близ Флоренции.
Обстоятельства дела до сих пор остаются неясными. Галилеи был обвинен не просто в защите теории Коперника (такое обвинение юридически несостоятельно, поскольку книга прошла папскую цензуру), а в том, что нарушил ранее данный ему запрет «ни в каком виде не обсуждать» эту теорию.
Существует легенда, что Галилей, прочитав на суде предписанную форму отречения и встав с колен, произнес знаменитую фразу: «А все-таки она вертится!», хотя в действительности он этого не говорил. Вся последующая деятельность Галилея указывает на то, что он ни в коей мере не изменил своим прежним взглядам. В 1638 он опубликовал в Голландии, в издательстве Эльзевиров, свою новую книгу «Беседы и математические доказательства», где в более математизированной и академической форме изложил свои мысли относительно законов механики, причем диапазон рассматриваемых проблем очень широк — от статики и сопротивления материалов до законов движения маятника и законов падения. По сути книга — не менее революционна, чем «Диалог», но теологи ее не осудили, потому что не поняли. До самой смерти Галилей не прекращал активной творческой деятельности: пытался использовать маятник в качестве основного элемента механизма часов (вслед за ним, это вскоре осуществил X. Гюйгенс), за несколько месяцев до того, как полностью ослеп, открыл вибрацию Луны, и уже совершенно слепой, диктовал последние мысли относительно теории удара своим ученикам — Винченцо Вивиани и Эванджелиста Торричелли. Помимо своих великих открытий в астрономии и физике, Галилей вошел в историю как создатель современного метода экспериментирования. Его идея состояла в том, что для изучения конкретного явления мы должны создать некий идеальный мир (он называл его «al mondo di carta» — «мир на бумаге»), в котором это явление было бы предельно освобождено от посторонних влияний. Этот идеальный мир и является в дальнейшем объектом математического описания, а его выводы сверяются с результатами эксперимента, в котором условия максимально приближены к идеальным.
Часто указывают на платонизм Галилея, который, в частности, находит свое выражение в его «одержимости окружностями» (выражение Э. Панофского). Действительно, Галилей не принимал законов Кеплера и продолжал считать, что планеты движутся вокруг Солнца по круговым орбитам. Это его заблуждение связано со своеобразным способом освобождения от двойственности законов аристотелевской физики: Галилей полагал, что всякое движение по инерции является круговым, а прямая есть всего лишь дуга большого радиуса; так он пытался объяснить движение планет вокруг Солнца, считая действие на расстоянии «оккультным качеством» и отказываясь его рассматривать в качестве основы для динамического объяснения. С другой стороны, в отличие от Платона, для Галилея мир ощущений—это и есть подлинная реальность (который тем не менее допускает идеализацию): «наши рассуждения должны быть направлены на мир ощущений (а1 mond sensibile), а не на мир на бумаге», — говорил он в «Диалоге». Соч.: Le Opera di Galileo Galilei, т. 1-20, 1890-1909 (перизд. 1929-1939, 1964-66; 1968); Избр. труды в 2 т., M., 1964 (в приложении к этому изд. приводится содержание Le Opera по томам, а также сводка литературы о Галилее на рус. языке; 1779—1964); Пробирных дел мастер. М., 1987; Комментированное издание документов о процессе: Pagano S. M., LucianiA. G. (ed.) I documenti del processo di Galileo Galilei, 1984; на рус. языке эти документы частично опубликованы в кн.: Цейтлин 3. Галилей. М., 1935.
Лит.: Кузнецов Б. Г. Галилей. М., 1964; АхутинА. В. История принципов физического эксперимента. М., 1976; Библер В. С. Галилей и логика мышления Нового времени.—В кн.: Механика и цивилизация. М., 1979; Кирсанов В. С. Научная революция XVTI века. М., 1987; Favaro A. Galileo Galilei e lo Studio di Padova, t. 1—2, (1883. репринт 1966); Wihhvill E. Galilei and sein Kampf fur die Kopemikanische Lehre, t. 1—2, 1909—1926 (переизд.: 1969); KoyreA. Etudes Galileenes, 1939; Drake S. Galileo Studies: Personality. Tradition and Revolution, 1970; Idem. Galileo at Work: His Scientific Biography, 1978 (переизд. 1981); Sharratt M. Galileo: Decisive Innovator, 1994; McMullin E. (ed.) Galileo, Man of Science, 1968 (переизд.: 1988; в кн. включена библиография исследований творчества Галилея в 1940— 64 гг.); Clavelin M. The Natural Philosophy of Galileo, 1974; Shapere D. Galileo: A Pilosophical Studies, 1974; Shea W. R. Galileos Intellectual Revolution, 1977; Finocchiaro M. A. Galileo and the An of Reasoning: Rhetorical Foundations of Logic and Scientific Method, 1980; Novita celesti e crisi del sapere. Firenze, 1983; Millace W. A. Galileos Logic of Discovery and Proof: The Background, Content, and Use of His Appropriated Treatises on Aristotles Posterior Analytics, 1992. Библиография: Bibliographia Galileana (1576—1895), Carli A., Favar A. 1896 (репринт 1972); Bofitto G. Bibliographia Galileana (1896— 1940), 1943; Gentili E. Bibliographia Galileana: Fra i due centenari (1942-64), 1966.
В. С. Кирсанов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
334.44 кб

За что судили Галилея?

Игорь Сергеевич Дмитриев
В статье рассматриваются причины конфликта Г. Галилея (G. Galilei; 1564– 1642) с церковью, закончившегося инквизиционным процессом 1633 года.
Читать PDF
5.60 мб

Галилео Галилей и современность

Лепов В.В., Кули Е.Д.
О работе круглого стола, приуроченной к 450-летию известного ученого и философа Галилео Галилея
Читать PDF
393.55 кб

Галилей и борьба за новую систему мира

Зубов Василий Павлович
Статья написана известным отечественным историком философии, науки и искусства Василием Павловичем Зубовым (1900-1963).
Читать PDF
149.82 кб

Peripateticus creatus: Галилей против Аристотеля

И. С. Дмитриев
The historians of science and philosophers widely believe that Galileo refuted the theory of free fall, as set out by Aristotle in his treatises “On the Heavens” and “Physics”.
Читать PDF
350.48 кб

Гармонический анализ на плоскости Лобачевского-Галилея

Дунин Юрий Владимирович
Пусть Л алгебра дуальных чисел. На плоскости Лобачевского-Галилея zz z е Л, действует группа G псевдо-унитарных матриц над Л.
Читать PDF
143.59 кб

Литургический контекст «Каны Галилейской» Достоевского

Пичугина Ольга Викторовна
В статье анализируется «литургический текст» «Братьев Карамазовых» и утверждается, что Достоевский изображает мистический опыт героя, будущего русского деятеля, как опыт церковный, имеющий евхаристическую природу.
Читать PDF
355.37 кб

Тема пути в цикле стихотворений С. М. Соловьева «Маслина Галилеи»

Кошкина С. Н.
В статье прослеживается, как тема пути проявилась в цикле стихов поэта-младосимволиста С.М.Соловьева «Маслина Галилеи», включенном в его книгу «Цветы и ладан».
Читать PDF
22.14 мб

ИЕРОТОПИЯ СВ. ЗЕМЛИ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГАЛИЛЕЯ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Москвичева Юлия Вячеславовна
Одно из актуальных направлений современной культурологии иеротопия. Центром всей христианской иеротопии является Святая Земля (Палестина).
Читать PDF
605.10 кб

Некоторые геометрические и физические задачи на плоскости Лобачевского Галилея

Молчанов В. Ф., Малашонок Н. А.
Читать PDF
1.07 мб

Галилео Галилей как философ техники (социокультурный подвиг, который изменил мир)

Горохов Виталий Георгиевич
В статье анализируется роль Галилея не только в развитии новой методологии конструирования в естествознании, но и в создании новой философии техники, основанной на науке.
Читать PDF
82.16 кб

Прорывное знание: мыслительный эксперимент Галилео Галилея против власти инквизиции

Громыко Н.Г.
В статье предлагается описание мыслительного эксперимента Г.
Читать PDF
163.80 кб

2004. 01. 014. Мейсон С. Научные открытия Галилея, космологические столкновения и их последствия. Ma

Виноградова Т. В.
Читать PDF
198.18 кб

2012. 01. 033. МакМаллин Э. Дело Галилея. McMullin E. The Galileo affair (faraday paper n 15). - mod

Кузнецов А. В.
Читать PDF
874.85 кб

99. 02. 017. Сегре М. Действительно ли в "деле Галилея" удалось поставить последнюю точку? Segre M.

Виноградова Т. В.
Читать PDF
969.91 кб

Проблема Галилеи раннеримского времени как культурного и политического контекста провозвестия Иисуса

Неклюдов Константин Викторович
Данный текст является продолжением статьи, начало которой опубликовано в журнале «Христианское чтение» № 2 за 2013 г.

Похожие термины:

  • Галилео

    Американский космический аппарат, запущенный в 1989 г. в сторону Юпитера, которого достигнет в 1995 г. На своем пути «Галилео» обогнул в 1990 г. Венеру и Землю, чтобы с помощью их притяжения увеличить свою
  • Галилея преобразования

    связь между координатами и временем (в классической механике время универсально, т. е. одинаково во всех физических системах и пространственных точках) в двух различных так называемых инерциальны
  • Шембе Иоганнес Галилее

    руководитель ама-назарян (см.: Ама-Назарета). Иоганнес Галилее Шембе стал преемником Исайи Шембе. Под его умелым руководством Ама-Назарета стала вторым по величине независимым религиозным движени
  • НОМАЙ из Гадары в Галилее

    вероятно, нач. 3 в.) — философ-киник, согласно Суде, был «немного старше Порфирия». Возобновил литературную киническую традицию, связанную с именами Диогене Синайского, Кратета Фиванского и Мениппа
  • Галилея принцип относительности

    или классический принцип относительности) — принцип классической механики (физики), утверждающий одинаковость (инвариантностъ) законов движения во всех инерциальных системах отсчета (см. Галиле