ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эмпириокритицизм
греч. empeiria – опыт) – философское учение, критическое исследование опыта, второй этап позитивизма (Р.Авенариус, Э.Мах).

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
от греч. опыт и искусство разбирать, судить), «критика опыта», или махизм, субъективно-идеалистич. направление в философии и методологии науки, основанное в нач. 20 в. Махом и Авенариусом. См. ст. Махизм и лит. к ней.

Источник: Советский философский словарь

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
основанная Р. Авенариусом философская система "чистого опыта", критический эмпиризм, который стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки "естественного понятия о мире".

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
второй этап развития позитивизма (Мах, Авенариус), в основе которого лежит критика опыта, необходимость очищения научного опыта от умозрительных понятий, а основным законом познания является «экономия мышления» (достижений максимума знаний при минимуме затрат).

Источник: Тематический философский словарь

Эмпириокритицизм (махизм)
критика опыта») - вторая основная форма позитивизма, сложившаяся в конце XIX - начале XX в. в работах крупного австрийского «философствующего» физика Э. Маха (и названная поэтому его именем) и швейцарского философа Р. Авенариуса и призванная «защитить» опыт от проникновения в него философских категорий (особенно причинности, субстанции, необходимости и др.). Мах Эрнст (1838-1916),основные сочинения: «Анализ ощущений и отношение физического к психическому», «Познание и заблуждение», «Механика. Историко-критический очерк ее развития».

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Эмпириокритицизм
от греч.: empiria – опыт и критика) (критика опыта), или махизм, субъективно-идеалистическое течение, выдвинутое Р. Авенариусом и Э. Махом; форма позитивизма кон.XIX – нач. XX вв.Исходный пункт Э. – «чистый опыт», истолкованный как последняя, «нейтральная» (не психич. и не физ.) реальность; мир в Э. выступает в виде совокупности ощущений, к нему неприложимы фил. категории (материя, дух, причинность и др.). Трактуя познание как средство биол. приспособления к среде, Э. требовал от него только простоты и целесообразности (принцип «экономии мышления»). Задача научного мышления сводится к простому описанию фактов.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
позитивистское философское направление конца XIX в., развивавшееся австрийскими философами Р. Авенариусом и Э. Махом (см.). Его часто называют вторым позтивизмом (см.). Первый позитивизм связывают с именем О. Конта (см.). Эмпириокритики полагали, что тщательный анализ данных опыта позволит внести необходимую ясность в понимание статуса науки. Исходными элементами опыта считались ощущения, но показать, каким образом из ощущений можно извлечь научные понятия и законы, им не удалось. Усилия эмпириокритиков, особенно Э. Маха, не пропали даром. Многие представители знаменитого Венского кружка, деятельность которого привела к расцвету неопозитивизма, находились под влиянием его идей.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
от греч. ???????? – опыт и ??????? – искусство разбирать, судить) – субъективно-идеалистич. доктрина Авенариуса. В широком смысле слова – разновидность позитивизма конца 19 в., то же, что и махизм. Исходный пункт Э. – "чистый" опыт, к-рый истолковывается как последняя, "нейтральная" (не психическая и не физическая) реальность. Т.о., мир в Э. выступает в виде совокупности ощущений (данных опыта) и к нему не приложимы филос. категории (материя, дух, необходимость, причинность и др.). Для Э. характерно утверждение о "принципиальной координации" субъекта и объекта ("без субъекта нет объекта"), принцип "экономии мышления", критика т.н. интроекции (якобы неоправданного удвоения мира, допускающего независимый от опыта объект) и др. принципы. Подробнее об этом см. в ст. Махизм.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Эмпириокритицизм
критика опыта», или махизм, – субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, основанное в начале 20 века Э. Махом и Р. Авенариусом. Это форма позитивизма конца XIX – начала XX веков. Исходный путь эмпиризма – «чистый опыт», истолкованный как последняя, «нейтральная» (не психическая и не физическая) реальность. Мир в эмпириокритицизме выступает в виде совокупности ощущений, к нему неприложимы философские категории (материя, дух, первичность и т. п.). Трактуя познание как средство биологического приспособления к среде, эмпириокритицизм требовал от него только простоты и целесообразности («принцип экономии мышления»). Задача научного познания сводилась к простому описанию фактов. Эмпириокритицизм объявил себя философией естествознания XX века и выдвинул ряд идеалистических толкований новейших физических открытий.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Эмпириокритицизм
философское направление, основанное, независимо друг от друга, германским философом Рихардом Авенариусом и австрийским физиком Эрнестом Махом в 90-х и 900-х гг. (термин "эмпириокритицизм" употребляет для обозначения своих взглядов только Авенариус). Это течение философской мысли ставило себе целью "преодоление" противоположности между материализмом и идеализмом и возвращение к "естественному" взгляду на мир, но фактически оно лишь воскрешает, в подновленной форме, старые идеалистические заблуждения английских философов XVIII столетия - Беркли и Юма. В свое время эмпириокритицизм оказал большое влияние на ряд русских марксистов (Богданов, Луначарский, Юшкевич и др.), пытавшихся примирить взгляды Авенариуса-Маха с экономическим материализмом. Эти попытки встретили резкую отповедь со стороны Плеханова, Ленина, Деборина, Аксельрод и пр. /Т. 21/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
теория критического эмпиризма) – одна из крайних форм эмпиризма, развиваемая на рубеже XIX-XX вв. учеными-физиками и философами Махом, Авенариусом и др. Возникла на фоне крупнейших открытий в естествознании того времени (особенно в физике). Разрабатывалась как теория "чистого опыта", которого достаточно для построения любого мировоззрения, в том числе и философского. Эмпириокритицизм пытался ограничить философию данными науки, по сути дела, превратить философию в подчиненное науке знание. В ней, в философии, считали авторы данного течения, ничего не должно быть невыводимого из опыта, никаких абстрактных проблем и нерешаемых вопросов. Фактически эмпириокритицизм был разновидностью позитивизма и сциентизма (см. позитивизм, сциентизм). Наиболее заметная критика данного течения (правда, с идеологических позиций) была дана в книге В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1908 г.).

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
от лат. критический анализ опыта) – название второго этапа позитивизма (конец XIX – начало XX вв.), связанного с современной ему революцией в физике. Основоположники – Э. Мах, Р. Авенариус. Если позитивизм первого этапа (XIX в.) ссылался на опыт как источник позитивного знания, то  эмпириокритицизм подверг критическому анализу само содержание опыта: в наблюдении или эксперименте  предметы объективной реальности не даны непосредственно. Ученый имеет дело с показаниями приборов,  данными органов  чувств,  математической  и  другой  символикой.  Абсолютизируя  этот момент, представители  эмпириокритицизма считали единственной реальностью ощущения субъекта. Предложенная эмпирикритиками программа описания структуры опыта как совокупности ощущений экспериментатора безотносительно к предметам объективного мира была методологически бесплодной, что привело к компрометации эмпириокритицизма и возникновению неопозитивизма.  

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
(Empiriokritizismus) — основанная P. Авенариусом философская система «чистого опыта», критический эмпиризм, который стремится ограничить философию изложением данных опыта, поскольку последний понимают не как средство доказательства, а как предмет исследования. Эмпириокритицизм Авенариуса обнаруживает, в противоположность этому понятию в естествознании, метафизический характер, поскольку Авенариус старается выработать «естественное понятие человека о мире», а свое произведение «Der menschliche Weltbegriff» («Человеческое понятие о мире») характеризует как «свою метафизику». Ленин критически полемизировал с эмпириокритицизмом в своем сочинении «Материализм и эмпириокритицизм» (1909; нем. изд. 1927); кроме того, он боролся с так называемым эмпириомонизмом, созданным русскими марксистами учением о единстве физических и психических феноменов, которое должно было заменить теорию отражения диамата.
О. Ewald. R. Avenarius als Begründer des E., 1905; H. Schnädelbach. Erfahrung, Begründung u. Reflexion. Versuch über den Positivismus, 1971.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Эмпириокритицизм
 («критика опыта») или махизм — субъективно-идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом. Считая осн. законом познания «экономию мышления», Э. «очищает» понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т. д., как «априорных апперцепции» (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге Э. выдвигает представление о мире как совокупности «нейтральных элементов», или ощущений. Вводя учение о «принципиальной координации», т. е. неразрывной связи субъекта и объекта, Э. превращается в систему субъективного идеализма. Э. — возрождение берклианства и юмизма, прикрываемое требованием нейтральности в философии. Э. был связан также с кризисом в физике, со школой «физического» идеализма. Критикуя Э., В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» раскрыл реакционную социальную роль этого философского течения, его связь с фидеизмом. Э. выступал в качестве разновидности позитивизма («второй позитивизм»). Наряду с Авенариусом и Махом к Э. принадлежали И. Пет-цольдт, Ф. Карстаньен, Р. Вилли, Ф. Адлер, Богданов, В. Базаров и др. Продолжением «антиметафизического» учения Э. стал неопозитивизм.

Источник: Философский словарь. 1963

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
(«Критика опыта») - субъективно-идеалистическое течение, форма позитивизма на втором этапе его развития. Эмпириокритицизм возник во второй половине XIX в. в Австрии и Германии. Основоположники: Э.Мах и Р. Авенариус. Основные теоретические источники - философия Беркли, Юма и Канта. Исходный принцип: вещь - комплекс ощущений. «Для нас материя не есть первое данное. Таким первичным данным являются скорее элементы, которые... называются ощущениями» (Мах Э. «Анализ ощущений». М., 1907). «То, что мы называем материей, есть только закономерная связь элементов (ощущений)» (там же). Э мпириокритики отрицают существование материи как объективной реальности, понятие материи как остаток старых, некритических воззрений, объективный характер законов реального мира. «Человек - творец законов природы», - заявлял Пирсон. Понимание опыта эмпириокритиками является эклектическим: при определении опыта смешиваются противоположные философские точки зрения. Опыт они трактуют то как специальный случай психического, то вводят понятие «полный опыт», который отождествляют с принципиальной координацией Авенариуса, то выдвигают определение, которое дает возможность толковать опыт с материалистических позиций. Вместе с тем, как писал Ф. Ковеларт: «От точного определения терминов: «опыт» и «чистый опыт» зависит смысл всей этой философии». Теория познания эмпириокритицизма основана на принципах юмовского агностицизма. В ряде работ познание характеризуется как биологическое приспособление, что фактически сводит мышление человека на биологический уровень. Эмпириокритикн пытались использовать новые открытия в естествознании в конце XIX - начале XX вв. для. обоснования своей философской теории.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
второй этап в развитии позитивистской философии науки (Э. Мах, А. Пуанкаре, П. Дюгем и др.), конец XIX — начало XX в. С точки зрения эмпириокритиков, их предшественники по позитивизму (О. Копт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) исходили из двух неверных философских предпосылок в интерпретации научного познания: 1) исходным пунктом науки являются объективные («чистые») чувственные данные (содержание ощущений и восприятий); 2) научные законы и теории получаются путем логического анализа и индуктивного обобщения этих данных. На материале истории науки эмпириокритики показали, что чувственные данные в науке (данные наблюдения и эксперимента) всегда получаются и интерпретируются с позиций некоторой гипотезы и, таким образом, зависят от мышления. Следовательно, ни о каких «чистых» эмпирических данных в науке говорить не приходится (отсюда название «эмпириокритицизм»). Во—вторых, не существует и не может существовать логики открытия научных законов и теорий как обобщений эмпирических данных. Путь от опыта к мышлению не является однозначным. Более того, эмпирические данные не всегда являются необходимым исходным пунктом выдвижения научных гипотез и теорий (математические и логические теории, теоретическое естествознание). Согласно эмпириокритикам, процесс выдвижения научных гипотез имеет творческий характер, а теории имеют чисто инструментальный характер. Их цель не в том, чтобы быть обобщением эмпирических данных. Назначение теорий в другом — быть средством наиболее простой, наиболее экономной систематизации и кодификации (на своем, теоретическом языке) эмпирических данных. Лучший путь для этого — логическая организация теоретического знания. Наука — наиболее экономный способ упорядочения опыта и в этом ее главное практическое преимущество и предназначение. Согласно эмпириокритикам, предметом философии науки должно быть изучение психологических механизмов научного творчества, а также наиболее эффективных форм и способов организации научного знания. А. Пуанкаре подчеркивал в конечном счете конвенциональный характер теоретического знания. Об объективно-истинном характере научного знания можно более или менее определенно говорить только па эмпирическом уровне. (См. позитивизм, эмпиризм).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
философское направление конца XIX – начала XX в.; вторая историческая форма позитивизма . Основоположники Э. – швейцарский философ Р. Авенариус (1843–1896) и австрийский физик и философ Э. Мах (1838–1916), которые почти одновременно и независимо друг от друга пришли к сходным идеям. Принципы, близкие к Э., выдвигались также в работах К. Пирсона, В. Оствальда, Э. Леруа, П. Дюгема, А. Пуанкаре. В России по-своему интерпретировали идеи Э. В. А. Базаров, А. А. Богданов, А. В. Луначарский , П. С. Юшкевич. Термин «Э.» был введен Р. Авенариусом и означает буквально «критика опыта».
Основоположники Э. – «второго позитивизма» – разделяют позитивистскую идею упразднения старой метафизики. Однако, в отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься согласованием результатов научных исследований, классификацией научного знания, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений, «опыта» в сознании исследователя. «Опыт» – это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждений, высказываний. Понять особенности опыта может так называемая «принципиальная координация»: нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта; это соотносительные понятия. Элементы опыта как единства «Я» и «среды» нейтральны, то есть в зависимости от точки зрения они могут рассматриваться и как «физические», и как «психические». Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта. Опыт не позволяет отделить от всего видимого, слышимого, осязаемого, оцениваемого некую субстанцию, первооснову мира (материальную или идеальную). Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи).
Наш опыт – это некий приспособительный комплекс. Чем монолитнее он будет, чем меньше в нем будут присутствовать различные точки зрения, различные формы удвоения опыта, то есть чем меньше сил будет затрачено на его создание, тем более эффективным будет его адаптационное действие. Принцип наименьшей траты сил – основной принцип, которым должна руководствоваться философия, становясь критикой чистого опыта, деятельностью по очищению опыта. Принцип наименьшей траты сил ориентирует на кумулятивистскую модель развития научного знания (лат. cumulatio – увеличение, накопление), предполагающую непрерывность роста науки, постоянное накопление, прибавление знания, исключающее скачки, опровержение достигнутого и общепризнанного.
Кумулятивизм связан с пониманием научного знания как описания фактов. Этот вывод сделал Э. Мах, который ввел иное название для указанного принципа, – он назвал его принципом экономии мышления. Мах полагал, что в целях «экономии мышления» описание должно стоять в центре науки. Объяснение предполагает привлечение ненужных предположений, не может обойтись без понятия причинности. Ядром же всякого описания должен быть анализ ощущений – данных чувственного познания; наука должна оставаться в экспериментальной сфере, не подниматься до уровня создания теорий большой степени общности. Э. тесно связан с конвенционализмом .

Источник: Краткий философский словарь.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
философия критического опыта, второй этап в развитии позитивизма. Его основателями явл. швейц. философ Р.Авенариус и австр. физик и философ Э.Мах. В своих работах они объявили о создании нового направления в философии, свободного от однородности материализма и идеализма, в к-ром они попытались снять противоположность материи и духа, физ. и психич., сведя их к опыту — внешнему для физ. и внутреннему для психич. Но при этом утверждается первичность сознания, поск. «без субъекта нет объекта». Их связь оформляется в «принципиальной координации». Задачей науки Мах считал лишь описание проявлений их в опыте, связей между ними. Познание должно осуществляться на принципах «экономии мышления» (см. Экономии принцип) (у Авенариуса — «принцип наименьшей траты сил»). Следствием экономии мышления явл. объединение данных опыта в комплексы ощущений. Согл. этому принципу простое описание явл. самым «экономным», а объяснение, выяснение причинно-следственных связей, выведение закономерностей должно быть удалено из гносеологии. Одновременно из нее удаляются и филос. понятия, к-рые как продукты мышления, по их мнению, помимо человека не существуют, т.е. не имеют смысла как объективные. Т.о., в Э. познание сущностей вещей и явлений отрицается, как и их объективное существование. Свой вариант Э. — эмпириомонизм предложил рус. философ А.А.Богданов. Разделяя взгляды Маха и Авенариуса, он выступает против дуализма физ. и психич., поск. не ясны основания отнесения к каждому из них. Взяв у основателей Э. представления о нейтральности элементов опыта по отношению к физ. и психич., о зависимости отнесения к ним от связи с опытом, Богданов заявил, что содержание и форма физ. и психич. миров не различаются, поск. элементы опыта имеют общую организацию — практику (см. Деятельность). В результате образуется монизм опыта («эмпириомонизм»), утверждающий тождество природы и опыта. И все же, являясь проявлением единого чел. опыта, они разделяются: если психич. — это индивидуальный опыт, то физ. — опыт коллективный. Различие между ними устраняется через «всеобщую подстановку», являющуюся ядром эмпириомонизма. Ее смысл Богданов выражает так: «Психическое исчезает в объединяющих формах, созданных познанием для физического, но и физическое перестает быть физическим, как только у него нет его построенной антитезы — психического. Единый мир опыта выступает как содержание для единого познания. Это — эмпириомонизм». У Э. имеется еще один вариант — эмпириосимволизм, предложенный рус. философом П.С.Юшкевичем. Бытие он представляет в виде системы символов, объединяющих опыт. Символами явл. и все общие понятия (пространство, время, сущность, закон). Правда, эти эмпириосимволы, как и у Маха, явл. комплексом чувственных элементов, не имеющих объективного, предметно-реального содержания. Юшкевич считает, что быть реальностью означает быть эмпириосимволом. Соч.: Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. СПб., 1913; Он же. Критика чистого опыта: В 2 т. М., 1927—1928; Богданов А.А. Эмпириомонизм: статьи по философии. М., 2003; Он же. Философия живого опыта. Популярные очерки. 3-е изд. Пг., 1923; Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1907; Юшкевич П.С. Мировоззрение и мировоззрения (Очерки и характеристики). СПб., 1912. Лит.: Нарский И. С. Очерки по истории позитивизма. М., 1960; Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов. СПб., 1995. Б.В.Емельянов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
критическое исследование опыта») — второй этап в развитии позитивизма. Главными фигурами эмпириокритицизма были Р. Авенариус и Э. Мах; среди его приверженцев можно назвать также Р. Вилли, Г. Корнелиуса, К. Пирсона. В отличие от «первого» позитивизма главным предметом эмпириокритицизма стало само научное мышление, механизмы образования знания.
Приверженцы философской программы «второго» позитивизма были уверены, что тщательный критический анализ всего познавательного процесса вплоть до его истоков должен выявить области, где мысль ученого наиболее подвержена ошибкам, поскольку здесь не соблюдено главное условие достижения позитивного знания (о котором уже говорил «первый» позитивизм) — «непрерывность опыта» (непрерывность познавательного процесса). В результате подобных «сбоев», как следствие недостаточного контроля за ходом мысли, в состав науки и проникают метафизические утверждения. Т. о., по мнению эмпириокритиков, «метафизику» в конечном счете питают «гносеологические корни», и задача «позитивной» философии сводится к тому, чтобы заниматься «очищением опыта» и тем самым посредством выявления и нейтрализации истоков «метафизики» избавить от нее научное мышление. Результатом «очищения опыта» в эмпириокритицизме оказалось признание «потока ощущений» основанием и безусловным источником всякого позитивного знания. Ощущения как «изначальное» истолкованы эмпириокритицизмом как «нейтральные элементы», как нечто «третье», предсуществующее разделению целостного опыта на «физический» и «психический». Из этих элементов образуются как «физические тела», так и «содержания сознания», между которыми существует корреляция («принципиальная координация»). От дуализма «внутреннего» и «внешнего» (субъективного и объективного) как базового онтологического принципа следует отказаться, поскольку это утверждение не соответствует «изначальному» опыту. Если не провести «критику опыта» радикально, не осуществить редукцию всего состава знания к его изначальным элементам, возникает угроза «метафизики». Тогда образуются противоборствующие философские лагери материалистов и идеалистов, каждый из которых превращает один из моментов отношения, связанного принципиальной координацией, в самостоятельную сущность. Вместо «бесконечных и бессмысленных» метафизических споров эмпириокритицизм предлагает исследовать процесс конституирования (конструирования) предметов опыта («комплексов ощущений») и образований знания (научных понятий).
Важным компонентом эмпириокритической философской программы было также обращение к истории науки, выступавшее как одно из следствий принятия «принципа непрерывности»; поэтому история науки предстала в трудах эмпириокритиков уже не в виде летописи, хронологического перечня событий из жизни корифеев науки и научных открытий, а как непрерывный процесс развития всего состава научного знания (включая понятия, теоретические модели и приемы познавательной деятельности); научное мышление не менее «предпосылочно», чем восприятие, прошлое знание во многом определяет и направление поисков, и методы исследования, и даже их дальнейшую эволюцию. Такая установка сыграла важную роль в дискредитации традиционной «кумулятивистской» модели развития научного знания; эта критическая работа была продолжена в методологических концепциях посттзитивизма.
Популярность эмпириокритицизма, особенно в научной среде, настроенной враждебно к «метафизике», была весьма велика, хотя и непродолжительна. Его программные установки составили ядро весьма широкого течения — «физического идеализма», пик влияния которого пришелся на начало 20 в.Воздействие этих идей испытали многие крупные ученые, среди которых вначале был и А. Эйнштейн. Близких к эмпириокритицизму позиций придерживался В. Оствальд; А. Пуанкаре часто выражал солидарность со многими идеями эмпириокритицизма; вместе с тем эмпириокритицизм жестко критиковали М. Планк и Л. Больцман. В России идеи эмпириокритицизма даже приобрели социально-политическое звучание и стали предметом острой дискуссии. То обстоятельство, что одним из ее активнейших участников был В. И. Ленин, а его книга «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) была превращена после Октябрьской революции в «классический образец» философского анализа, обусловило распространение в нашей стране весьма некорректных представлений об этом философском течении.
Влияние многих идей эмпириокритицизма на дальнейшее развитие западной философской мысли оказалось немалым. Не говоря уже о влиянии на «прямых наследников», продолжавших позитивистскую традицию (см. Неопозитивизм), он во многом определил контуры феноменологической философской программы, которая в 20 в. развивалась как серьезная оппозиция позитивистскому течению. См. статьи Р. Авенариус и Э. Max, a также лит. к этим статьям.
А. Ф. Зотов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
898.07 кб

Так эмпириокритицизм или эмпириокретинизм? (замечания об одной небольшой философской книге, «Стоивше

Коптелов А. О.
В статье предлагается аналитический обзор отдельных философских положений, выдвинутых В. И. Лениным в его книге «Материализм и эмпириокритицизм».
Читать PDF
295.52 кб

«Материализм и эмпириокритицизм»

Прохоров Михаил Михайлович
Читать PDF
180.98 кб

«Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленина: интерпретация и (не)понимание потомками к 100-летию п

Лебедев А. А.
Читать PDF
180.98 кб

«Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленина: интерпретация и (не)понимание потомками к 100-летию п

Лебедев Анатолий Александрович
Читать PDF
506.24 кб

Беседы при ясном уме и твердой памяти - 100-летие книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм

Любутин К.Н., Русаков В.М.
Читать PDF
136.28 кб

Идеи эмпириокритицизма в теории исторического познания Р. Ю. Виппера

Костомясова Анастасия Валерьевна
В статье раскрываются основные положения исторической гносеологии Р.Ю.Виппера. Прослеживается влияние идей Р.Авенариуса и Э.Маха на формирование мировоззрения русского историка.
Читать PDF
296.29 кб

Эдмунд Гуссерль: критика эмпириокритицизма

Полуян Наталья Николаевна, Кушова Ирина Андреевна
В статье последовательно рассматриваются аргументы, приводимые Э.

Похожие термины: