ВЛЕЧЕНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЛЕЧЕНИЕ
психоаналитический термин, означающий инстинктивный импульс к исполнению или отвержению некоторых действий. Он заменил термин «склонность».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ВЛЕЧЕНИЕ
психоаналитический термин, означающий инстинктивный импульс к исполнению или отвержению некоторых действий. Он заменил термин «склонность».

Источник: Философский словарь

ВЛЕЧЕНИЕ
стремление живого организма к удовлетворению своих потребностей; форма и способ существования человека в физическом мире; низшие (физиологические) потребности под влиянием факторов и регулятивов культуры могут преобразовываться (сублимироваться) в высшие духовные потенции, в порыв к творчеству.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

ВЛЕЧЕНИЕ
стремление к удовлетворению к.-л. потребности живого организма. Характеризуются постоянством появления и периодичностью протекания; удовлетворение В. сопровождается разрядкой напряженности организма. Возникая независимо от сознания (мышления и воли) человека, В. связаны с кругом побудит. мотивов и интересов личности, к-рые определяют форму и направление реализации В.: влечения могут тормозиться или подавляться, переноситься с одного объекта на другой и т. п. Различные В. могут вступать в конфликт, разрешающийся в процессе борьбы мотивов. Многообразие форм, в к-рых выступают человеч. В., затрудняет их формальную систематизацию.

Источник: Советский философский словарь

ВЛЕЧЕНИЕ
1) порыв, согласно Шелеру, низшая ступень психического, имеющаяся уже у растения. В человеке встречаются влечение и дух, которые в то же время являются атрибутами первосущего. См. также Торможение; 2) телесно-духовная "сила", чувство потребности, пытающееся найти свое удовлетворение в действии. По Шопенгауэру, влечение является одним из этапов в развитии воли: физико-химические процессы - рефлекс-влечение - страстное желание - воля (см. Глубинная психология, Зоопсихология, Раздражение). Действия, совершающиеся под влиянием влечения, характеризуются, благодаря непосредственному следованию друг за другом мотива и действия, слабым контролем сознания или полным отсутствием его. Удовлетворение влечения характеризуется сильным чувством радости, неудовлетворение - чувством досады и ведет к появлению весьма ярких образов желаемого, часто вызывая тяжелые расстройства психики. С др. стороны, умение господствовать над своими влечениями (см. Сублимация) является существенной характеристикой уровня духовной культуры индивида или народа.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВЛЕЧЕНИЕ
(Trieb) — телесно-духовная «сила», чувство потребности, пытающееся найти свое удовлетворение в действии. По Шопенгауэру, она является одним из этапов в развитии воли: физико-химические процессы—рефлекс — влечение — страстное желание — воля. См. Раздражение; Глубинная психология; Зоопсихология; Психоанализ. Действия, совершающиеся под влиянием влечения, характеризуются, благодаря непосредственному следованию друг за другом мотива и действия, слабым контролем сознания или полным отсутствием его. Удовлетворение влечения характеризуется сильным чувством радости, неудовлетворение его — чувством досады и ведет к появлению весьма ярких образов желаемого, часто приводя к тяжелым расстройствам психики. С другой стороны, умение господствовать над своими влечениями (см. Сублимация) является существенной характеристикой уровня духовной культуры индивида или народа.
Р. Häberlin. Der Geist und die T.e, 1924; L. Szondi. Experimentelle Diagnostik, I—II, 1947—1949; N. Tinbergen. The Study of Instinct. Oxford, 1951, dt. 1952; A. Beeli. Psychotherapie-Prognose mit Hilfe der experimentellen Triebdiagnostik, 1965; P. Overhage. Der Affe in Dir. Vom tierischen zum menschl. Verhalten. 1972; J.-D. Vincent. Biologie des Begehrens, dt. 1990.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961



Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
247.64 кб

Влечение к обману, или чем хитроумный Одиссей лучше правдивого Ахиллеса

Разинов Ю. А.
В статье анализируется античная трактовка лжи и обмана в контексте греческого спора «кто лучше?»: правдивый Ахиллес или лгущий Одиссей.
Читать PDF
196.92 кб

Самоопределение индивидуального бытия в психоанализе С. Шпильрейн: влечение и деструкция

Бушмакина Ольга Николаевна
Рассматриваются способы самопредъявления индивидуального бытия в пространстве психоанализа, заданные в аспекте формирования феноменологических представлений.
Читать PDF
389.56 кб

Человек между влечением и моралью

Костылёв Евгений Николаевич
Читать PDF
954.69 кб

Между влечением и эмоцией, или почему у животных нет и не может быть эроса

Д. Констан., Мурзин Николай Николаевич
В античной культуре тема эроса была чрезвычайно распространена; она рассматривалась в очень широком спектре явлений от наблюдений за природными (животными, физическими) аспектами влечения до поэтизации любви в художественной литер
Читать PDF
496.24 кб

Судьба влечений в этике психоанализа

Хахалова Анна Алексеевна
В статье предлагается психоаналитическая деконструкция учения Аристотеля о поступке с целью показать истоки формирования ключевого понятия психоанализа бессознательного.

Похожие термины:

  • ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ

    присущие индивиду, как правило бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Во вне проявляется в агрессии по отношению к людям и предметам.
  • ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ

    влечение, целью которого является сохранение и поддержание жизни во всех ее проявлениях.
  • Фрейд:cудьбы влечений

    Центральным и самым спорным пунктом психоанализа является выдвинутая Фрейдом теория инстинктов или влечений. В конце прошлого века не существовало такой науки о поведении животных, как этология,
  • Влечения человека

    область интересов, связанных с природой самого человека, определяющая тот круг жизненных задач, которые ставит перед собой человек. Обычно влечения человека находятся под контролем воли и воспит
  • Влечения

    пограничные, по Фрейду, образования между физическим и психическим (соматически-телесным и душевным), "психические представители", возникающие в недрах телесного аппарата и достигающие души раздр