СКЛОННОСТЬ
Склонность
Приблизительный синоним тенденции, употребляемый по отношению к единичному индивидууму. Склонность – продолжительное желание, обязанное своим возникновением не столько виду, сколько самому индивидууму, но в большей мере его натуре, чем культуре или сознательному выбору. Можно сказать, что склонность – та скользкая дорожка в естестве человека, которой он может следовать, а может и нет.
Источник: Философский словарь.
СКЛОННОСТЬ
(Neigung) — врожденная или приобретенная предрасположенность, которая благоприятствует определенному чувству или желанию, иначе говоря, облегчает его возникновение; Кант понимает под склонностью просто «привычную чувственную страсть»; он резко противопоставляет ей долг. Шиллер видит идеал в гармонии склонности и долга. Сильно выраженная склонность называется влечением, страстью.
И. Reiner. Pflicht und N., 1951.
И. Reiner. Pflicht und N., 1951.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СКЛОННОСТЬ
спонтанность, направленная к определенной цели. Мы говорим о склонностях тогда, когда мы не можем объяснить поведение внешними событиями, ситуацией: когда кто-то действует из внутренних побуждений. Склонность — это выражение жизни организма (способность к росту; подсолнух, поворачивающийся к солнцу, «тропизмы»). У человека психологи различают двигательные склонности, относящиеся к действию, аффективные склонности (симпатия, любовь) и умственные склонности (внимание, уделяемое нами тому или иному объекту, изысканию). П. Жане составил таблицу склонностей, классифицированных по степени сложности.
Источник: Философский словарь
СКЛОННОСТИ
моральные) - одна из сторон духовного облика личности (наряду с убеждениями, чувствами, привычками); психологическая способность человека совершать нравственные поступки без самопринуждения, по внутренней потребности, не только из чувства долга, а по личному желанию, когда выполнение морального требования становится собственным интересом личности. Для буржуазной этики характерно противопоставление нравственных С. и чувства долга (Автономная этика, Мотив), что отражает типичное для классового об-ва противоречие между личными и общественными интересами, между собственными убеждениями индивида и предписываемыми извне моральными требованиями (Совесть). В противовес этому марксистская этика показывает, что моральные С. формируются у человека в процессе сознательного выполнения им св.оего долга перед об-вом, в результате чего создается возможность перерастания чувства долга в С. В массовом масштабе это, напр., осуществляется в период коммунистического строительства, к-рое предполагает высокий уровень сознательности и общественной активности трудящихся. По своему психологическому механизму, процессу формирования и со
циальному значению моральные С. во многом подобны нравственным чувствам и привычкам. Их воспитание в людях является одним из субъективных условий нравственной свободы личности,
циальному значению моральные С. во многом подобны нравственным чувствам и привычкам. Их воспитание в людях является одним из субъективных условий нравственной свободы личности,
Источник: Словарь по этике