ВЭНЬ ДА
ВЭНЬ ДА
яп. мондо). "Вопрос-ответ", в буд. Чань школе - парадоксальный диалог, в процессе к-рого происходит обмен энигматич. высказываниями, репликами и восклицаниями, имеющими особый, "эзотерич." смысл, вопросами-загадками и парадоксальными задачами, решение к-рых требует отказа от дискурсивно-логич. мышления и пробуждения "интуитивной мудрости". Функция В.д. как метода психотренинга в целом совпадает с функцией гунъань и заключается в том, чтобы вызвать у адепта "просветление" (у [4]). Но если решение гунъань требует индивид, усилий, нередко в течение длительного времени, то в процессе В.д. наставник оказывает на сознание ученика более активное и непосредств. воздействие, иногда требуя мгновенного ответа на внезапно заданный вопрос. С помощью высказываний, соединяющих противоречивые понятия или взаимоисключающие установки, и вопросов, не имеющих формально-логич. решения, наставник вводит адепта в состояние резкого когнитивного диссонанса, постепенно усиливаемого посредством др. методов психофизич. воздействия - неожиданных ударов, окриков, восклицаний и т.д. Психологич. напряжение приобретает характер пограничной ситуации, единственно возможным позитивным выходом из к-рой является "просветление", воспринимающееся чань-буддистами как средство радикального решения всех экзистенциальных проблем, снимающее в сознании все оппозиции и противоречия, представляя собой непосредств. переживание гармонич. единства и целостности бытия (см. также Саньмэй). **Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психич. деятельности в средневек. Китае. Новосиб., 1983; Заводская Е.В. Культура Востока в совр. зап. мире. М., 1977; Ринчино Л.Л., Шестаков В.И. Нек-рые психология, аспекты "чаньской практики" // 10-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1979. Абаев Н.В., Нестеркин С.П.