ВЕДАНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВЕДАНА
Санскр.) Вторая из пяти Сканд (восприятия, чувства).
Шестая Нидана.

Источник: Теософский словарь

ВЕДАНА
(санскр. vedana–, тиб. tshor ba, чувство, ощущение) — чувственное переживание, которое, согласно Абхидхарме, возникает в потоке сознания, когда один из пяти органов чувств (индрии) или мышление (манас) соприкасаются с объектом восприятия (аламбана), и появляется ощущение приятного, неприятного или нейтрального (безразличие). Эти ощущения в качестве трёх видов дхармо-частиц составляют ведана-скандху — вторую группу ежемгновенно вспыхивающих и гаснущих частиц потока сознания.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ВЕДАНА
сс. Чувство. Ощущение. Эмоция. Переживание. Веданы возникают при контакте (спарша) человека с различными объектами. В буддизме веданой называют одну из групп (скандха) элементов бытия (дхарма). Ведана-дхармы относят к факторам формирования индивидуального потока (сантана) человека. Влияя на сознание и психику, они выступают как санскары, связанные с ними (читта-сампраюкта-санскара), определяющие чувственность, чувственный опыт. Благодаря веданам происходит оценка объекта как приятного или неприятного. Веданы связаны с прошлой кармой, определяют мотивацию поступков, выбор. В буддийской практике сначала устраняют гневливость, страстность, а затем все прочие проявления чувств, мешающие главной цели — освобождению. Объекты приятные, неприятные и нейтральные (которые ни приятны, ни неприятны) адепт просто перестает замечать.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
0.00 байт

Интуиция как метод в философии адвайта-веданте Шанкары

Бурлуцкий Андрей Николаевич
В рамках философии религии анализируется методология познания адвайта веданты индийской философской системы (даршаны), а также анализируется взаимоотношение методов рационального (тарка) и интуитивного (анубхава) познания, делаетс
Читать PDF
0.00 байт

«Ведартхасамграха» Рамануджи: полемика вишишта-адвайта-веданты с бхеда-абхеда-вадой

Псху Рузана Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Онтологические схемы Упанишад и адвайта-веданты в аспекте субъект-объектной парадигмы

Пастухова Элиза Роллексовна
Статья касается некоторых вопросов, связанных с учением о тождестве Атмана и Брахмана в Упанишадах и философии адвайта-веданты.
Читать PDF
0.00 байт

Значение комментария Ямуначарьи на «Бхагавадгиту» в становлении вишишта-адвайта-веданты

Псху Рузана Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Понятие сознания в упанишадах и ранней адвайта-веданте

Бурмистров Сергей Леонидович
Рассматривается природа сознания в адвайта-веданте и упанишадах. Понимание природы сознания в адвайта-веданте обусловлено религиозными представлениями, зафиксированными в Ведах и упанишадах.
Читать PDF
0.00 байт

Гносеология теистической Веданты и феноменология Э. Гуссерля. Часть 1

Сокол Владимир Борисович
Статья представляет собой компаративное исследование базовых принципов двух исторически и культурно независимых гносеологических традиций, философии теистической Веданты (Джива Госвами) и феноменологии познания Э. Гуссерля.
Читать PDF
0.00 байт

Тенденции кармической обусловленности феномена судьбы в ведантизме

Черкозьянова Т. В.
В древнеиндийской мифологии понятие судьбы отсутствует, не складывается оно и с разви1 тием философских систем. В то же время здесь активно постулируется его аналог карма (дей1 ствие, дело, жребий).
Читать PDF
0.00 байт

Гносеология теистической Веданты и феноменология Э. Гуссерля. Часть 2

Сокол Владимир Борисович
Статья представляет собой компаративное исследование базовых принципов двух исторически и культурно независимых гносеологических традиций, — философии теистической Веданты (Джива Госвами) и феноменологии познания Э. Гуссерля.
Читать PDF
0.00 байт

Веданта и современность

Свами Джотирупананда
Веданта о трех базисных принципах как основаниях единства всех религий мира; причины популярности Веданты. Роль религии в разрешении проблем в современном мире через духовное возрождение человека.
Читать PDF
0.00 байт

Восприятие и язык в адвайта-веданте. Исследование и перевод «Веданта-парибхаши» Дхармараджи

Лысенко Виктория Георгиевна
Публикация перевода с санскрита (первого на русском языке) и статья-исследование санскритского текста XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Веданта-парибхаша. С комментарием «Артхадипика-тика- вибхушита» Дханапатисури Суташивадатты

Дхармараджа Адхвариндра
Читать PDF
0.00 байт

Историографический обзор философско-поэтического наследия Веданта Дешики (Венкатанатхи)

Сафина Наталья Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

Философский вклад веданта Дешики в развитие доктрин вишишта-адвайта-веданты

Сафина Наталья Алексеевна
Венкатанатха, известный также как Веданта Дешика, является одной из наиболее значимых фигур индийской философии XIII-XIV вв. Его вклад в вишишта-адвайта-веданту позволил окончательно закрепить данную систему как систему философии.
Читать PDF
0.00 байт

"Адхикарана-саравали" как компендиум "Брахма-сутр" в системе вишишта-адвайта-веданты

Сафина Наталья Алексеевна
«Адхикарана-саравали» важнейшее философское сочинение вишишта-адвайта-веданты, представляет собой компендиум ведантийской классики «Брахма-сутр» Бадараяны.

Похожие термины:

  • СВАСАМ ВЕДАНА

    Санскр.) Букв., "размышление, которое анализирует само себя"; синоним Парамартхи.
  • Адвайто-веданта

    санскр. "advaita", "недвойственность" и "vedanta", "учение Вед") - направление в индуистской философии, утверждающее полное тождество между абсолютом ("брахман") и человеческим "я" ("атман").
  • ДВАЙТА-ВЕДАНТА

    сс. Дуалистическая веданта. Школа основана мудрецом-философом Мадхвой (1199—1278), который четко разделяет бога и сотворенный им мир, утверждая: «Я и бог — два». Согласно учению, мир реален и не предста
  • ВЕДАНТА-СУТРА

            см. "БРАХМА-СУТРЫ".
  • ВЕДАНГА

            (букв, члены Вед) — цикл ритуальной и научной лит-ры, примыкающий к Ведам, но формально в канон не входящий; создавался в осн. в V—II вв. до н. э. Памятники В. представляют собой сборники сутр (р
  • ВЕДАНТА

    название одного из древних философских учений в Индии, отличавшегося противодействием материализму. Основателем этого учения признают Виаса.