ВЕДАНТА

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Веданта
название одного из древних философских учений в Индии, отличавшегося противодействием материализму. Основателем этого учения признают Виаса.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ВЕДАНТА
санскр. - завершение вед) - первоначально название упанишад, завершающих веды. Затем философские системы брахманов, трактующие о "совершенстве (смысле) вед". В них всесторонне рассматривалось отношение индивидуальной души к мировой. Наиболее распространенной в Индии системой веданты является веданта Шанкары, популяризируемая Рамакришной и Вивеканандой.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВЕДАНТА
санскр., букв. - конец вед) - наиболее распространенное инд. религ.-филос. течение; к В. в широком смысле относятся собственно В., пурва-миманса, нек-рые учения вишнуизма и шиваиз-ма, а также неоиндуизма. Собственно В. - одна из 6 ортодокс. (признающих авторитет вед) систем. Согласно учению В., высш. реальность и причина всего существующего — вечный несотворенный брахман. Целью бытия В. считает «освобождение», достижение изначального тождества индивид. духовного начала (атмана) и брахмана.

Источник: Атеистический словарь

ВЕДАНТА
(Vedanta; санскр. — «завершение Вед») — первоначально название упанишад, завершающих Веды. Затем философские системы брахманов, трактующие о «совершенстве (смысла) Вед». В них всесторонне рассматривалось отношение индивидуальной души к мировой, атмана к брахману. Наиболее распространенной в Индии еще и в нынешнее время системой веданты является веданта Шанкары (ок. 800), популяризируемая в новейшее время Рамакришной и Вивеканандой.
С. Isherwood (ed.). V. and the West. Hollywood, 1945, dt. 1949; E. Wood. V.-Dictionary. London, 1964; A. Bateau (Hg.). Die Religionen Indiens, 1964; H. Torwesten. V. — Kern des Hinduismus, 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВЕДАНТА
от санскр. veda — знание, откровение; от корня vid — знать): последняя из крупных философских систем Индии, лежащая в основе ее современной религии — индуизма. Задача Веданты — философское объяснение священных текстов, или Вед, образующих «ведическую» традицию: ее доктрина — это монизм (адвайта), в основе которого лежит понятие единства индивидуального «Я» и универсального начала — единственной высшей реальности. Здесь мы находим теорию майи (иллюзии) как причины чувственного мира, а также теорию незнания (авидья,). Веданту комментировали знаменитейшие индийские философы и проповедники, в числе которых — Шанкара (VIII-IX вв.), придавший ей классическую форму.

Источник: Философский словарь

ВЕДАНТА
от санскр. – знание): последняя из крупных философских систем Индии, лежащая в основе ее современной религии – индуизма. Полемизируя с буддизмом, отстаивает идеи элитарности (адептами ее могли быть представители только касты брахманов), монизма и высшей реальности Брахмана как основы единства бытия. Являясь ортодоксальным направлением философии. Задача Веданты – философское объяснение священных текстов, или Вед, образующих «ведическую» традицию. Ее доктрина – это монизм (адвайта), в основе которого лежит понятие единства индивидуального «Я» и универсального начала – единственной высшей реальности. Здесь мы находим теорию майи (иллюзии) как причины чувственного мира, а также теорию незнания (авидья).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ВЕДАНТА
буквально «завершение вед») - одна из ортодоксальных систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад (один из разделов вед, философские комментарии к ведическим гимнам). В веданте существует два направления - адвайта (основатель - Шанкара VIII в. до н.э.) отстаивает идею о существовании одной духовной сущности (Брахмана), полагая, что все, кроме бога, является иллюзией (майя). Второе направление - вишишта (основатель Рамануджа),считает, что существует три реальности: материя, душа и бог, которые находятся во вэаимноподчинении. Душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Целью усилий человека является освобождение от материального существования, которое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Адвайта связана с культом бога Шивы, а вишишта - с культом бога Вишну..

Источник: Тематический философский словарь

Веданта
одна из шести классических школ в индийской философии, наиболее известная на Западе. Это название в буквальном переводе означает «конец Веды» (см.: Веда). В основу Веданты положены Упанишады. Веданта символически истолковывает ритуалы Вед. Существует три главных школы Веданты: 1) адвайта, проповедующая шонизм; 2) виайадвайта, или ограниченный нондуализм; 3) двайта - одна из разновидностей дуализма. Все три напоминают платонизм тем, что призывают выйти за пределы эмпирического наблюдения, чтобы исследовать природу Брахмана. И Сансара и Рамануя преподают один и тот же вид Веданты, несмотря на то, что предлагают диаметрально противоположные толкования этой традиции. В конце Х1Хв. разные мыслители предпринимали попытки синтеза определенных аспектов Веданты и западного идеализма, в то время как Свами Вивекананда, Сарвепалли Радхакришнан и Шри Ауробиндо применили Веданту к теории эволюции и западной науке.

Источник: Новые религиозные движения.

ВЕДАНТА
Санскр.) Мистическая философская система, которая
выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать
сокровенный смысл "Упанишад" (см.). В Шад-Даршанах (шесть школ
или систем доказательств) она называется Уттара Миманса, и
приписывается Вьясе, составителю "Вед", который, таким образом,
считается основателем Веданты. Ортодоксальные индусы называют
Веданту - этот термин буквально означает "завершение всего
(ведийского) знания" - Брахмаджнана, или чистым и духовным
знанием Брамы. Если даже мы примем последние датировки, даваемые
различным санскритским школам и трактатам нашими востоковедами,
то Веданте должно быть 3300 лет, так как Вьяса, как утверждается,
жил за 1400 лет до Р.Х. Если, как Эльфинстон говорит в своей
"History of India", "Брахманы" суть "Талмуд" индусов, а "Веды" -
Моисеевы книги, то Веданту можно правильно назвать Каббалой
Индии. Но насколько неизмеримо более величественной!
Шанкарачарью, который был популяризатором системы Веданты и
основателем философии Адвайта, иногда называют основателем
современных школ Веданты.

Источник: Теософский словарь

ВЕДАНТА
(завершение Вед) - наиболее известная и влиятельная система древнеиндийской философии, основа индуизма, одна из шести классических систем индийской философии, ориентирующихся на авторитет Вед. Ее основные положения изложены в «Брахма-сутре» Бадараяиы (II - III вв.) - афоризмы, систематизирующие философские учения главным образом Упанишад, - ив комментариях на эти сутры, составленных позже: адвайта-веданта Шанкары (конец VIII - IX вв.) и вишишта-адвайта Рамануджи (XI - ХИвв.). Веданта признает единственным источником всего сущего Абсолютную реальность, Брахмана. Духовное начало каждого индивида, его Атмай, тождествен Брахману. Материальная вселенная является результатом действия майи, материальной причины, на которую Брахман воздействует наподобие магнита, возбуждая ее активность. Поэтому созданный материальный мир - лишь иллюзия. Истинный мудрец стремится, познав свой Атман, свое внутреннее «Я», слиться с Брахманом и достичь таким образом покоя. Веданта играла ведущую роль среди ортодоксальных систем индийской философии к оказала заметное влияние на развитие философско-религиозной мысли Индии в XIX - XX ве. (учения Внвекананды, Раммохана Рая. Гхоша, Рамакришны, Радхакришнана и др).

Источник: Краткий философский словарь 2004

ВЕДАНТА
(санскр. - конец, завершение Вед) - религ.-филос. система, возникшая в Индии в начале н. э. в противовес материалистич. и атеистич. учениям чарваков и основывающаяся на идеалистич. концепциях упанишад. В. - филос.-теологич. обоснование принятого в брахманизме и позже в индуизме представления о боге как единств, реальности, а также как творце видимого мира. Осн. положения этой системы наиболее полно изложены в произведениях Шанкары (ок. 800 н. э.). По его учению, бог (Брахма, Брахман) объединяет в себе все сущее: все есть бог. Шапкара утверждает, что с познанием единого бога познается все и что воспринимаемый нами мир - это лишь видимость, к-рую бог вызывает в нашем воображении посредством непостижимой силы - майи. Высшей целью человека В. считает уяснение мысли «Я - Брахман» и игнорирование материального мира как иллюзии. По своей осн. направленности В. поэтому - глубоко реакц. учение, примиряющее людей с социальной действительностью эксплуатат. общества. Однако в конкр. условиях истории Индии отдельные идеи В. использовались также для обоснования антифеод. и нац.-освободит. борьбы (см. Бхакти, Кабир, Рам Мохан Рой). Система В. в измененном виде продолжает использоваться бурж. философами Индии и в наше время.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ВЕДАНТА
сс. Одна из шести религиозно-философских систем (даршана) индуизма, признающих веды священным писанием (шрути). Учение, основанное на упанишадах, называют завершающим веды. Школа сформировалась в III—I вв. до н.э. Наиболее близка к мимансе, в связи с чем сс. иногда называют поздней мимансой (уттара-миманса). Первым систематизатором учения считают Бадараяну, автора «Веданта-сутры» («Брахма-сутра»). Веданта не только школа, но целое направление в индуизме. Большое внимание в нем уделяется трактовке упанишад и определению характера отношений между человеком и богом, образ которого меняется от представления о безличностном начале (Брахман) до бога персонифицированного (сагуна-Брахман). Вера в субстанциальную душу, дух (атман, джива) и в бога присутствует во всех учениях веданты. В современной веданте бог выступает как высшая реальность, абсолют, имеющий духовный аспект. Позиции веданты, объединяющей веру в бога с интеллектуализмом, привлекают к ней многих людей, принадлежащих к различным слоям общества. Согласно учению, существование мира обусловлено деятельностью Брахмана и Ишвары, его творческого аспекта. При постижении мирового начала, бога адепт одновременно переживает бытие, сознание и блаженство (сат-чит-ананда). Страдания зависят от индивида и не связаны с абсолютом, богом. После смерти тела душа либо получает освобождение (мокша) и соединяется с Брахманом, либо перевоплощается в одном из миров сансары индуистской модели. Веданта исследовала состояния сознания (авастха), создала теорию речи, изучала проблемы причины и следствия, утверждая, что следствие содержится в причине (доктрина саткарьявада). Под влиянием буддизма в ней было разработано учение об иллюзорности мира (вивартавада). Она оказала большое влияние на учения многих школ.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ВЕДАНТА (буквально “завершение Вед”)
одна из ортодоксальных систем инд. философии, религиозно-философское учение, возникшее на базе Упанишад. В. и до сих пор занимает важное место в философии индуизма. Впервые осн. положения В. были изложены Бадараяной в его Веданта-сутрах. В дальнейшем В. развивалась по линии издания комментариев на это соч. и на Упанишады. В В. существуют два направления. Первое из них — адвайта (абсолютный недуализм), основателем к-рого был Шанкара (8 в.). Согласно адвайте, в мире не существует никакой др. реальности, кроме единой высшей духовной сущности — Брахмана, к-рый неопределим, необусловлен и бескачествен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является следствием неведения (авидья): на самом деле все, кроме бога, является чистой иллюзией (майя). Осн. методами познания ад-вайта признает интуицию и откровение и считает, что вывод и ощущение играют второстепенную роль. Целью усилий индивида является постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество. Значительную роль в В. Шанкары играло учение о психических состояниях (авастха) человека как о том, что обусловливает внешнюю действительность. Второе направление В.— вишишта-адвайта (различительный недуализм), основоположником к-рого является Рамануджа (11—12 вв.). Согласно учению Рамануджи, существуют три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, бог господствует над ними обоими. Без бога и душа, и материя могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Целью усилий индивида является освобождение от материального существования, к-рое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Последнее считается особенно важным. Адвайта была в несколько большей степени связана с культом бога Шивы, а вишишта-адвайта — с культом бога Вишну.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Веданта
Это наиболее авторитетная и влиятельная философская школа Индии. Ее основы были впервые изложены мудрецом Бадараяной в его тексте «Ведантасутра» (создан в промежутке между V и II вв. до н. э.). Однако классический канон Веданты составляют также тексты Упанишад и «Бхагавадгита». Наиболее известные, полные и глубокие комментарии к Веданте принадлежат мудрецу Шанкаре (VIII–IX вв.) – адвайта – и Раманудже (XI–XII вв.) – вишиштаадвайта.
Единственным источником и главным началом всего сущего в мире адвайтаВеданта считает единую высшую духовную сущность – Бра́хмана, который один и есть абсолютная реальность. Брахман никоим образом не определим, не обусловлен и бескачествен. Именно Брахман вызывает к жизни все многообразие мира, которое на самом деле является для человеческого восприятия чистой иллюзией, ибо подлинно реален лишь сам Брахман. Иллюзия же возникает в результате неведения, незнания. Поэтому единственной целью процесса познания для истинного мудреца может быть только постижение того, что за всем видимым многообразием мира стоит высшее единое божество – Брахман. А это возможно лишь при условии постижения своего собственного духовного начала – А́тмана, который тождественен самому Брахману. Таким образом, постигнув свое истинное «Я», можно будет слиться с Брахманом и достичь подлинного покоя как высшего блага и цели в жизни.
Вишиштаадвайта считает началом мира три реальности: Бога, душу и материю, находящихся в строгом взаимодействии и последовательном подчинении друг другу. Душа подчиняет себе материальное тело человека, но при этом неукоснительно подчиняется Богу, безраздельно господствующему над ними обоими. Бог, согласно этому учению, является не просто распорядителем и господином души и тела, но также и единственным гарантом их существования, ибо без Бога ни то, ни другое не могло бы быть реальностью. Поэтому человек может освободиться от материального бытия и цепи перерождений только при активной, деятельной любви к Богу и правильном, достоверном знании.
В целом, адвайтаВеданта в большей степени связана с религиозным культом бога Шивы, в то время как вишиштаВеданта – с культом Вишну.

Источник: Философия. Краткая история.

ВЕДАНТА

        (букв, завершение Вед) — одна из ортодоксальных даршан; в сущности, родовое название целого ряда традиций философско-религ. мысли, объединяемых темой и предметом, отчасти — основополагающими текстами, к к-рым писался комментарий, и разделяемых предлагаемыми решениями. Школы В. ожесточенно спорили между собою. Все они претендуют на систематизацию и осмысление откровения Вед, прежде всего упанишад, как части Вед, учащей спекулятивному познанию и мокше. Кроме упанишад, авторитетными текстами считаются "Брахма-сутры" Бадараяны (во всех направлениях), а также "Бхагавадгита" и (в теистических вариантах В.) "Бхагавата-пурана", уже к Ведам не принадлежащие. Исторически первой школой В. стала адвайта-веданта Шанкары, позднейшие авторы оспаривали его воззрения. После нее, остающейся влиятельнейшим направлением, особо значима вишишта-адвайта Рамануджи; другие школы: двайта Мадхвы, двайтадвайта (дуалистический недуализм) Нимбарки (XI в.), шуддхадвайта (чистый недуализм) Валлабхи (XV в.). В. — единственный тип метафизич. философии Индии, живой до сих пор (традиция швъя-ньяи замкнулась на проблемах логики), представлен морем текстов на санскрите и совр. индийских яз. В наше время сочинения по В. пишутся и на англ. яз. В. представлена не только философами, но и многочисл. монашеством, принадлежащим к мн. орденам. Главная тема В. — соотношение абсолютного (бога или безличного начала) и мира, Абсолюта и человека, проблема освобождения от сансары и пути достижения его. Названия школ отражают решение вопроса о связи конечного (человеческого духа) и бесконечного (Абсолюта). В адвайте Атман человека и Брахман — безусловно тождественны, и ничего более нет. В вишишта-адвайте дух человека есть часть божественного духа. У Мадхвы они радикально различны, у Нимбарки и различны и неразличны (последнее потому, что они не существуют вне Абсолюта). Для Валлабхи весь мир и отдельные духи реально суть Брахман, т. е. отвергается майя за призрак дуализма в ней. Развитие веданты в XX в. характеризуется возвратом к толкованию упанишад (после Шанкары они отступили на второй план, интерпретировались "Брахма-сутры").
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ВЕДАНТА
(букв, завершение вед) — 1) То же, что и упанишадЫу последний раздел ведической литературы; 2) одна из шести традиционных школ индийской философии (даршана). В свою очередь, В. как система мысли распадается на большое количество направлений, по-разному решающих общие для нее вопросы. Для всех направлений В. авторитетны упанишады, «Брахмасутры» (или «Веданта-сутры») Бадараяны (базовый текст В., создан в промежутке между V и II вв. до н. э.) и Бхагавадгита. Наиболее известны пять направлений В.: недуализм (адвайта) Шанкары (788-820), недуализм-с-различиями Рамануджи (1027-1137), дуализм Мадхвы (1238-1317), дуализм-недуализм Нимбарки (XI в.), чистый недуализм Валлабханарыи Четыре последние школы В., а также направление гаудия, основанное Чайтаньей в XVI в., являются основными школами вишнуизма-кришнаизма. С философской точки зрения наиболее интересна адвайта-В. Здесь абсолютная реальность — это безличный, непостижимый Брохман, сущностью которого является чистое сознание. Физический мир нереален, он «мнится» из-за игры мировой иллюзии (майя)у вечной силы, неотделимой от Брахмана. Иллюзия также порождает ложную идею ограниченности Я. Освобождение состоит в преодолении этой ложной идеи и осознании внутреннего родства между Брахманом и Атманом, истинным Я. Освобождение может быть достигнуто еще при жизни (дживанмукти). У Шанкары безличный Брахман (ниргуна) ставится выше, чем Брахман личный, качественный, доступный поклонению (сагуна). В вишнуитской В. Брахман — это в первую очередь «Брахман с качествами», или «божественная личность», объект религиозного культа и постижимый первоисточник бытия. Признается, что между человеком и Брахманом нет абсолютного тождества (Рамануджа), а то и имеются кардинальные различия (Мадхва). Майя как иллюзия отрицается, она рассматривается, скорее, как творящая сила Бога. Материальный мир реален и зависит в своем существовании от Бога. Индивидуальная душа также зависит от Бога, но качественно она находится на более высокой ступени, чем материя. Освобождение достигается в основном через бхакти: Бог своей милостью может «вытянуть» душу из кармического круговорота. На становление тантризма повлияла в первую очередь школа Шанкары. Однако, в отличие от нее, тантра не признает иллюзорность мира, считая мир проявлением и телом Бога, а абсолютное сознание — наделенным динамичной силой.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ВЕДАНТА
санскр., букв.- конец Вед, т. е. заключит. этап ведийского периода, представленный упанишадами), наиболее известная и влиятельная система др.-инд. религ.-филос. мысли; филос. основа индуизма. В широком смысле слова - совокупность религ.-филос. школ, разрабатывавших учения о брахмане и атмане (тождество абсолютабрахмана с познающим его субъектом - атманом, индивидуальной душой, достигаемое в процессе познания и ведущее к освобождению). В разные периоды В. заимствовала и перерабатывала отд. элементы из пурвамимансы, санкхьи, даже из буддизма - осн. идейного противника В., одновременно оказывая сильное влияние на все др. направления инд. мысли.
Вместе с др. ортодоксальными направлениями др.-инд. философии В. убеждена в высшем авторитете Вед, псе содержание к-рых рассматривается как откровение (шрути), источник истинного знания. Веды существовали до начала мира и возникли из дыхания брахмана. Предание (смрити - воспоминание), содержащееся в др. священных книгах - «Бхагавадгите», «Законах Ману», лишь разъясняет и дополняет явленное в откровении. Достижение истинного знания (видья) - знания брахмана (брахмавидья) предполагает ряд условий: осознание различий между вечным и невечным бытием; отказ от к.-л. материального воздаяния как в этой жизни, так и в будущей; обладание шестью «средствами» (спокойствие духа, умеренность, отрешенность, терпение, сосредоточенность, вера); стремление к освобождению. Полемизируя с буддизмом и его уравнит., плюралистич. и нигилистич. тенденциями, В. отстаивала идеи элитарности (в качестве адептов В. признавались только принадлежащие к высшей касте брахманов), монизма и высшей реальности брахмана как основы утверждаемого в В. единства бытия (Вселенная есть реальное единое целое, «одно без чего-либо другого»).
Истоки В. уходят в поздневедийские монистич. учения о едином, пуруше, космич. жаре (тапасе), сотворении мира и т. п. (гимны последней, десятой мандалы «Ригведы»). В истории развития В. выделяют три стадии: 1) унанишады, давшие умозрит. истолкование смысла Вед и наметившие осн. понятия В. (брахман и атман, пуруша, пракрита, джняна, майя и т. д.); для этой стадии характерно преобладание интуитивнопоэтич. образов. 2) «Брахмасутра», или «В.-сутра», приписываемая Бадараяне (2-3 вв.), иногда Вьясе - опыт более строгой систематизации упанишад (обоснование высшей реальности брахмана, его отношения к явленному миру и к индивидуальной душе, а также попытки примирения религ. переживания единого с видимым многообразием форм жизни). 3) Многочисл. комментарии к «Брахмасутре» и последующая разработка проблем В.: Гаудапада (8 в.), близкий в ряде моментов буддизму, пытался синтезировать негативную логику мадхъямики с религ.-филос. идеями упанишад; Говинда, учитель Шанкары; Бхартрихари, логик и лингвист, автор «Вакьяпадии», во многом разделял идеи буддизма; Бхартрипрапанча, учивший, что брахман одновременно един и двойствен. В этот период формируются три осн. направления В., различающиеся решением вопроса об отношении брахмана и атмана: адвайта-веданта Шанкары (последоват. монизм), вишиштаадвайта Рамануджи (ограниченный монизм), двайта-веданта Мадхеы (дуалистич. концепция). Большое значение в развитии В. имели труды Бхаскары, Ядавапракаши, Ведантадешики, Шрихарши, Нимбарки, Валлабхи и др.
Последовательная В. (адвайтаВ.) фактически исключает из рассмотрения вопрос о возникновении мира объектов из чистого бытия брахмана. Однако те направления В., к-рые признают реальность зависимого от брахмана мира, вынуждены допустить наличие в брахмане творч. потенции (шакти) производить множество объектов (образ Брахмы, ткущего из самого себя паутину явлений и законов, ими управляющих). Наряду с рассмотрением взаимоотношения брахмана и мира В. подробно анализирует и индивидуальную душу, «Я» - прежде всего с т. зр. того, как возникает ограниченность познания объектов со стороны «Я». Сложное соотношение реальности и иллюзорности на разных уровнях психологического состояния раскрывается, напр., в учении о четырех состояниях психики (бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, запредельное состояние), отличающихся друг от друга тем, что реальность предыдущего состояния снимается на следующем уровне, выступая как иллюзия. В. развивала учение о переселении душ (см. Метемпсихоза).
В. играла ведущую роль среди всех ортодоксальных систем инд. философии; ведантистскую окраску принимали различные направления филос. и религ. мысли Индии 19-20 вв. (т. н. «интегральная» В. Вивекананды, учения Раммохана Рая, Гхоша, Рамакришны, Радхакришнана и др.).

Источник: Советский философский словарь

ВЕДАНТА
санскритск., букв. – конец, завершение Вед), уттара-миманса (санскритск., букв. – позднейшее, высшее исследование), – объективно-идеалистич. система инд. философии. В истории инд. философии В. широко использовалась для обоснования религии и борьбы с материализмом и атеизмом. В условиях складывающихся раннефеод. отношений идеализм В., в особенности в учении Шанкары, служил для идеологич. обоснования кастового строя, способствовал формированию религии индуизма. Веданта берет свое начало в учениях Упанишад. Первое систематич. изложение идей В. дано в приписываемой Бадараяне Веданта-сутре, к-рая вместе с Упанишадами и Бхагавадгитой считается тройств. основанием В., образуя ранний этап ее истории. В дальнейшем на эти три источника составляются комментарии (бхашья). Самыми значит. из них являются работы Шанкары и его учеников (до 11 в.), к-рые получили название адвайта-В. (недуалистич. В.). Важный этап в истории В. составляют работы Рамануджи и его последователей (до 18 в.). Основа учения Шанкары заключается в учении о безличном, аб с. духе – брахмане, являющемся конечной и единств. основой бытия. Человеч. душа (атман) тождественна с брахманом и является его эмпирич. проявлением. Брахман характеризуется единством бытия (сат), сознания (чит) и ничем невозмутимого спокойствия, блаженства (ананда) и поэтому наз. сатчидананда. Материальный мир – это не часть брахмана или его эманация, но сам брахман в своем эмпирич. проявлении. Поскольку материальный мир не имеет в самом себе основания для своего бытия, то он неистинен, а лишь видимость, иллюзия (майя) брахмана, к-рую, однако, обыденное сознание принимает за истину, подобно тому, как незнающий человек принимает зачастую веревку за змею, монетку, мелькающую в руках фокусника, – за множество монет или же отражение луны в волнах реки – за множество лун. Эта ошибка наз. авидьей – незнанием, заблуждением – и является, по Шанкаре, низшей, эмпирич. ступенью познания. В своем заблуждении человек, принимая внешний мир за истиный, подчиняется законам его развития, считает себя его частью, оказываясь тем самым в зависимости от него. Однако на высшей ступени знания, когда человек усвоит истину о субстанциальном единстве брахмана и атмана и проникнется ею, он уже не отождествляет себя с миром и, избавившись от оков эмпирич. круговорота жизни, делается свободным и сливается с брахманом, невозмутимо созерцая его проявления как игру, как мираж. Т. о., Шанкара исходит из наличия двух истин: низшей, или эмпирич., к-рая постигается обыденным сознанием и дает знание только видимости – временного, преходящего бытия, и высшей, или духовной, постигаемой лишь в результате созерцания, размышления и интуиции, к-рая одна лишь ведет к реализации конечной истинной реальности – брахмана. Но эта высшая истина о мире как видимости брахмана, по признанию Шанкары (см. его комментарии на "Vedanta Sutra", II. 1.27, S. В. ?., vol. XXXIV, Oxf., 1924), не может быть получена путем логич. рассуждений, а должна быть принята на веру как откровение свящ. писания – Вед и Упанишад. Рамануджа, сохраняя положение Шанкары о брахмане как основе мира, несколько видоизменил учение В., сделав ее более доступной для масс. Он говорил, что материальный мир и человеч. душа произошли из брахмана и являются его частями; они не иллюзорны, а имеют реальное существование. Причина страдания и зависимости человека от материального мира не столько в незнании, сколько в недостаточной любви, преданности (бхакти) богу. При полном посвящении себя богу человек избавляется с его помощью от привязанности к внешним преходящим объектам и становится свободным. В учении Рамануджи В. приобретает теологич. окраску, но благодаря более конкретной и доступной форме и осуждению кастового деления общества В. стала теоретич. знаменем антифеод. по своей социальной сущности, но религ.-сектантского по форме крест. движения бхакти, наиболее видными теоретиками к-рого в позднее средневековье были Кабир, Мадхва, Нимбарка, Валлабха, Чайтанья и др. В новое время принципы В. развивали инд. философы Раммохан Рай, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Радхакришнан, Бхагаван Дас и др. В. получила широкое распространение и признание в идеалистич. бурж. философии Запада (напр., у Шопенгауэра и др.), где она считается учением, с наибольшей полнотой и глубиной выражающим якобы свойственную инд. духу склонность к религ.-мистич., потустороннему мышлению. Во мн. странах, напр. в США, Англии, ФРГ, имеется целый ряд ведантийских центров и орденов, члены к-рых с помощью йоги пытаются постигнуть "конечную первичную реальность" – бога. Лит.: История философии, т. 1–2, М., 1957, т. 1, с. 46–47, 187–88, 195–96; т. 2, с. 575, 580; Дейссен П., Веданта и Платон в свете кантовой философии, пер. [с нем.], [М., 1911]; Шанкара Ачария, Таттва-Бодха, или Познание бытия, [пер.] с нем. перевода, Харьков, 1912; Чаттерджи С. и Датта Д., Введение в индийскую философию, пер. с англ., М., 1955, с. 289–361; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, ?., 1957, с. 382–689; History of philosophy, Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan [a. o.], v. 1, L., [1952], p. 272–428; The Ved?nta S?tras. With the comment. by Sa?kar?ch?rya. Transl. by G. Thibault, pt 1–2, Oxf., 1890–[1925] (The sacred books of the East, v. 34–38); Sankaracharya, Select works. Sanskrit text and English transl... by S. Venkatarama-nan, 4 ed., Madras, [1947]; Deussen P., Das System des, Ved?nta..., 2 Aufl., Lpz., 1906; Belvalkar S. K., Lectures on Vedanta, Poona, 1929; Hiriyanna M., Outlines of Indian philosophy, L., 1952, p. 336–415. И. Аникеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВЕДАНТА
санскр. vedanta, букв.—«конец Вед», т. е. их итог и завершение; по другой трактовке—учение, опирающееся на заключительные части Дед—Упанишады)— наиболее влиятельное направление индийской религиозно-философской мысли, одна из шести ортодоксальных систем (даршан). Сложилась примерно к 7—8 вв. Обычно объединяется в одну группу с мимансой, отсюда ее другое название—-уттара-миманса, или поздняя миманса; в отличие от пурва-мимтсы (первой мимансы), также провозгласившей свою непосредственную связь со священными текстами, веданта учит не осмыслению ритуальных правил, но определенной целостной интерпретации откровения (шрути). Три канонических источника, или основания (прастхана-трайя), веданты — Упанишады (шруги-прастхана, т. е. основание откровения), «Бхагиадгита» (смритипрастхана - основание предания, или вторичного текста, опирающегося на Веды) и «Ирахмв-сутры» Бадараяны (т. н. основание рассуждения, или ньяя-прастхана). Окончательно оформившаяся позднее других даршан веданта включила в себя некоторые идеи других ортодоксальных систем (особенно мимансы и санкхьн), а также ряд положений и диалектических приемов буддизма (в основном через Бхартрихари, Бхаргрипрапанчи и Гаудападу). Вместе с тем именно еретическое учение буддистов (прежде всего мадхьямиков) выступало для самой веданты в качестве главной идейной оппозиции: свободомыслие еретиков, усомнившихся в авторитетности священных текстов, поставило ведантистов — защитников ортодоксальной философской традиции — перед необходимостью строить последовательные и систематизированные учения, которые объясняли бы расхождения в речениях шрути.
Особое отношение веданты к главной части канона — Упанишадам — выразилось в выработанных ею способах усвоения этих текстов. Первый способ — шравана (слушание), толкование всех речений Упанишад как нацеленных на Брахмам; шравана достижима посредством процедуры шести «испытаний», которые способствуют уточнению смысла текстов. Второй способ—-манана (размышление), т. е. применение логической аргументации для устранения кажущихся противоречий между высказываниями. Наконец, третий способ—нидидхьясана (глубокая медитация), позволяющая сосредоточить сознание адепта на Брахмане. Основным ориентиром при достижении такой «гармонизации» (саманвая) текстов шрути служили т. н. «великие речения» («Маха-вакья»), или наиболее почитаемые афоризмы Упанишад (знаменитые «ты еси То», «этот Атман есть Брахман» и др.). Опираясь прежде всего на определение Брахмана как «еат-чит-ананда», т. е. «реальность — сознание—блаженство», а также на провозглашенный в Упанишадах тезис о единстве Атмана и Брахмана, ведантисты ставили вопрос об источнике и онтологическом статусе мира, природе высшего Брахмана и персонифицированного Бога-творца Ишвары, сущности человеческой души (йжвва), источниках достоверного познания и принципиальной познаваемости Бога и мира, а также способах достижения освобождения. Они стремились непротиворечиво представить соотношение между единым Брахманом и множественностью феноменального мира; эта задача более непосредственно выступала как необходимость объяснить переход от речений шруги о тождестве (абхеда) к речениям о различии (бхеда).
Философские направления в рамках веданты варьируют от монизма адвайты — через систему вишишта-адвайты, в которой мир и души считаются частями или атрибутами вечного Брахмана, а также через различные варианты бхеда-абхеды, до теистического дуализма двайты, где Брахман противопоставлен природе и живым существам. В адвайте Шамкары, напр., абсолютная реальность признается лишь за Брахманом, а многообразие природного мира и множественность душ объясняются иллюзорным наложением на него определений. Согласно вишишта-адвайте Рамаяуджч. Бог связан с реальным миром и душами неразрыв
ным отношением, составляя вместе с ними реальность более высокого порядка, чем реальность эмпирической вселенной. Наконец, в двайте Мадхвы Ишвара, души и неодушевленный мир одинаково реальны, однако последние две сущности всецело зависят от Бога и определяются им. В целом историческое развитие веданты шло от акцента на тождество Брахмана и мира к признанию все большей реальности различия. Веданта, преимущественно в своих теистических вариантах, составила теоретическую основу индуизма. Если адвайта скорее тяготела к шиваизму (что объясняется не столько основными теоретическими положениями школы, сколько личными пристрастиями ее основателя Шанкары), то все остальные ведантистские учения оказались включенными в вишиуитское направление. В этической и сотериологической области веданта эволюционировала от утверждения абсолютной ценности «пути знания» (джняна-марга) к признанию все большего значения «пути действия» (карма-марга), понимаемого как ритуальное почитание Бога и соблюдение обрядов, и «пути любви» (бхакти, букв.— сопричастности [Богу]), когда любовь непосредственно обращена к персонифицированному Ишваре—обычно Вишну или Кришне. Одновременно с последовательным появлением все новых школ в рамках веданты каждая из прежних продолжала развиваться независимо, основываясь на собственной учительской традиции и занимаясь разработкой и оттачиванием частных вопросов своего учения. В 19 в. была сделана попытка возродить веданту как единое учение (неоведантизм, интегральная веданта), которое смогло бы послужить опорой для подъема национального самосознания в Индии.
Лот.: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М 1983; Deussen P. Das System des Vedanta, nach den Brahma-Sutras des Badarayana und dem Commentare des Cankara uber dieselben als ein Compendium der Dogmatik des Brahmanismus vom Standpunkte des Cankara aus dargestellt. Lpz., 1883: Max von Milleser. Die allere Vedanta. Hdib., 1910; Ghaie V. S. Le Vedanta: etude sur les Brahmasutras et leurs cinq commentaires. P., 1918; Incombe 0. LAbsolu selon le Vedanta. P., 1937; Devananaan P. D. The Concept of Maya. L.. 1950; Hacker P. Untersuchungen uber Texte des fruhen Advaita-vada, Bd I. Die Schuler Sankaras.— »Akademie der Wissenschaften und der Literatur» (Wiesbaden), 1950, N 26, S. 1907-2072; Hatbfass W. Kumarila und Sankara. Reinbek, 1983.

Источник: Новая философская энциклопедия

Веданта

- одна из шести главных школ индийской философии. Слово ved-anta значит конец Вед. Первоначально это название относилось к трактатам философского и мистического содержания, помещавшимся в конце Вед, в числе так называемых брахман. Большая часть этих теософических трактатов обозначалась также как тайное учение - упанишад. Впоследствии эта древняя ведийская теософия послужила основанием и священным авторитетом для ортодоксальной школы индийской метафизики, к которой и перешло название веданта. Иначе она называется uttara-mоmвnsв, то есть вторая миманза, в отличие от первой, pыrva-mоmвnsв, содержащей религиозно-практическую часть ортодоксального брахманизма (слово mоmвnsв значит усидчивое исследование). Время возникновения веданты или второй миманзы, как систематического учения, неизвестно, но, во всяком случае, принадлежит к эпохе после-буддийской, так как уже в древнейшем ведантийском сочинении - Брахма-Сутре - встречается, между прочим, полемика с буддистами по вопросу о реальности внешнего мира. Названное классическое сочинение ведантизма написал, по преданию, мудрец Бадараяна (по некоторым - Вьяса), а комментарием снабдил Санкара (или Санкарачарья). О времени жизни первого совершенно ничего неизвестно, Санкара же, по общепринятому мнению, жил около VIII в. по Р. X.
По учению веданты (как оно излагается в Брахма-Сутре и комментарии Санкары), источник истинного ведения (vidyв) есть откровение (зruti). Откровением признается здесь все содержание Вед, которые произошли раньше мира, из дыхания верховного существа (Брахмы), и лишь записаны впоследствии древними святыми мудрецами (rishi). Как действительным источником и авторитетом, ведантийские философы пользуются лишь позднейшей, теософической частью Вед, то есть упанишадами. Для прояснения и дополнения того, что дано в откровении, служит предание (smriti), куда относятся, между прочим, книги Ману и Багавадгита (теософический эпизод в Магабгарате). Хотя откровение содержится в Ведах, но одно изучение священного текста не дает само по себе истинного объяснения; требуются еще иные, предварительные условия. Таковы: 1) различение между вечным и невечным бытием; 2) отречение от всякой внешней награды в этом мире и в будущем; 3) обладание так называемыми шестью средствами: спокойствием духа, умеренностью, отрешенностью, терпением, сосредоточенностью, верой; 4) стремление к избавлению. Помимо этих нравственных условий, сохраняются в силе и общественные ограничения. Как ортодоксальная система, связанная с реакционным движением против уравнительных принципов буддизма, веданта допускает в число своих адептов только дважды рожденных членов высших каст, отрицая у судр всякую правоспособность к познанию истины; зато среди искателей высшего ведения отводится место богам индийского пантеона.
Истина, познание которой есть высшая цель (правоспособных) людей и богов, есть внутреннее единство всего сущего и тождество между познающим субъектом и абсолютным существом. Эта истина выражается в трех формулах, взятых ведантой из упанишад: 1) сущее оно, только одно - без другого: 2) это - ты (tat tuam asi), 3) я есть Брахма (aham brahma asmi). Множественность отделенных существ и вещей есть произведение неведения (avidya). Знающий истину во всем видит одно, и себя самого, свой дух (вtman) сознает тождественным с верховным духом (parama-вtman). Хотя св. писание (то есть упанишады) представляет Брахму двояко: как качественного (sagunam), например, хотящего, видящего, действующего, и как бескачественного (nirgunam), например, нематериального, беспространственного и тому подобное; но только это второе отрицательное понимание соответствует Брахме, как предмету истинного ведения, первое же относится к нему лишь как к предмету богопочитания. Всякое определенное свойство, приписанное абсолютному существу, нарушает его безусловное единство. Тем не менее, чтобы не свести верховное начало к пустому отвлечению, ведантисты утверждают его как сущее, мыслящее, блаженное. Но это значит только, что оно не лишено бытия в том смысле, как лишены его предметы вымышленные (то есть оно не есть фикция), что оно не лишено мышления, как лишены его (или представляются лишенными) предметы бездушные, и, наконец, что оно не лишено блаженства, как низшие страдательные существа. А так как, с другой стороны, слова: бытие, мышление, блаженство употребляются обыкновенно неведущими людьми в смысле, неподобающем истинно сущему, то правильнее об этом последнем говорить, что оно не есть ни сущее, ни не-сущее, ни мыслящее, ни немыслящее, ни блаженное, ни неблаженное. Учение о двояком познании брахмы, как sagunam и как nirgunam, имеет свою ближайшую аналогию в александрийской и патриотической философии, именно в различении между положительным богословием и отрицательным.
На вопрос: каким образом из абсолютно-единого, неопределенного и бескачественного духа происходит призрак множественного и разнообразного бытия - мир "имен и форм" (nбma-rыpam) - веданта отвечает, с одной стороны, философской мыслью о вечном бытии в абсолютно-единой потенциальной множественности творческих сил (зakti); эта мысль, напоминающая Платона и Аристотеля, несогласима, однако, с основным положением веданты, что всякая множественность и определенность есть произведение неведения, т. е. субъективный обман. С другой стороны, на этот главный метафизический вопрос веданта отвечает поэтическими образами, не совсем совпадающими между собой по смыслу. Так, Брахма представляется то как волшебник или фокусник, забавляющийся фантасмагорией кажущегося мира, то - как паук, ткущий из самого себя паутину мировых законов и явлений.
С точки зрения последовательного ведантизма вся космология должна сводиться к утверждению тождества мира и абсолютного существа. Эта истина доказывается в Брахма-Сутре посредством анализа понятия причинности, из которого явствует, что мир не может быть действием или произведением Брахмы, а что Брахма и мир суть одно и то же в двух аспектах: ведение и неведение. Как путник в лесу принимает толстую веревку за змею, так человек, лишенный истинного ведения, принимает мир за что-то самостоятельно существующее и отличное от Брахмы. Подобным образом и психология ведантийская должна лишь показывать, что наша душа в истинной своей сущности есть тот же Брахма, всеединый дух. Наконец, к тому же сводится и учение об избавлении (moksha): человек избавляется от зла и страдания не делами и размышлениями, а лишь познанием единой истины, что есть только абсолютное существо, что оно и он сам - одно и то же, и что все прочее существует для него лишь до тех пор, пока не постигнута его обманчивость, как та мнимая змея пугает путника лишь до тех пор, пока он не увидел свою ошибку.
Тем не менее, рядом с этим истинно-ведантийским положением мы находим в Брахма-Сутре сложную систему космологии, психологии и эсхатологии, с подробным учением о переселении душ, о "пути отцов" (pitriyвna) и "пути богов" (devayвna). Такая непоследовательность объясняется тем, что веданта, как ортодоксальная философия привилегированных каст, не могла разорвать с существующими традициями и должна была включить в свой состав учения, необходимые для народного богопочитания и практической нравственности. Все эти экзотерические учения, основанные частью на древних верованиях народа, частью на эмпирических наблюдениях и элементарных научных обобщениях, не имеют ничего характерного собственно для философии веданты.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
75.41 кб

Веданта и современность

Свами Джотирупананда
Веданта о трех базисных принципах как основаниях единства всех религий мира; причины популярности Веданты. Роль религии в разрешении проблем в современном мире через духовное возрождение человека.
Читать PDF
786.39 кб

Восприятие и язык в адвайта-веданте. Исследование и перевод «Веданта-парибхаши» Дхармараджи

Лысенко Виктория Георгиевна
Публикация перевода с санскрита (первого на русском языке) и статья-исследование санскритского текста XVII в.
Читать PDF
699.99 кб

Веданта-парибхаша. С комментарием «Артхадипика-тика- вибхушита» Дханапатисури Суташивадатты

Дхармараджа Адхвариндра
Читать PDF
251.95 кб

Историографический обзор философско-поэтического наследия Веданта Дешики (Венкатанатхи)

Сафина Наталья Алексеевна
Читать PDF
429.61 кб

Философский вклад веданта Дешики в развитие доктрин вишишта-адвайта-веданты

Сафина Наталья Алексеевна
Венкатанатха, известный также как Веданта Дешика, является одной из наиболее значимых фигур индийской философии XIII-XIV вв. Его вклад в вишишта-адвайта-веданту позволил окончательно закрепить данную систему как систему философии.
Читать PDF
893.90 кб

«Ведартхасамграха» Рамануджи: полемика вишишта-адвайта-веданты с бхеда-абхеда-вадой

Псху Рузана Владимировна
Читать PDF
222.91 кб

Значение комментария Ямуначарьи на «Бхагавадгиту» в становлении вишишта-адвайта-веданты

Псху Рузана Владимировна
Читать PDF
200.71 кб

Интуиция как метод в философии адвайта-веданте Шанкары

Бурлуцкий Андрей Николаевич
В рамках философии религии анализируется методология познания адвайта веданты индийской философской системы (даршаны), а также анализируется взаимоотношение методов рационального (тарка) и интуитивного (анубхава) познания, делаетс
Читать PDF
420.33 кб

Понятие сознания в упанишадах и ранней адвайта-веданте

Бурмистров Сергей Леонидович
Рассматривается природа сознания в адвайта-веданте и упанишадах. Понимание природы сознания в адвайта-веданте обусловлено религиозными представлениями, зафиксированными в Ведах и упанишадах.
Читать PDF
446.27 кб

Тенденции кармической обусловленности феномена судьбы в ведантизме

Черкозьянова Т. В.
В древнеиндийской мифологии понятие судьбы отсутствует, не складывается оно и с разви1 тием философских систем. В то же время здесь активно постулируется его аналог карма (дей1 ствие, дело, жребий).
Читать PDF
98.02 кб

Онтологические схемы Упанишад и адвайта-веданты в аспекте субъект-объектной парадигмы

Пастухова Элиза Роллексовна
Статья касается некоторых вопросов, связанных с учением о тождестве Атмана и Брахмана в Упанишадах и философии адвайта-веданты.
Читать PDF
122.95 кб

Гносеология теистической Веданты и феноменология Э. Гуссерля. Часть 1

Сокол Владимир Борисович
Статья представляет собой компаративное исследование базовых принципов двух исторически и культурно независимых гносеологических традиций, философии теистической Веданты (Джива Госвами) и феноменологии познания Э. Гуссерля.
Читать PDF
139.55 кб

Гносеология теистической Веданты и феноменология Э. Гуссерля. Часть 2

Сокол Владимир Борисович
Статья представляет собой компаративное исследование базовых принципов двух исторически и культурно независимых гносеологических традиций, — философии теистической Веданты (Джива Госвами) и феноменологии познания Э. Гуссерля.
Читать PDF
3.68 мб

"Адхикарана-саравали" как компендиум "Брахма-сутр" в системе вишишта-адвайта-веданты

Сафина Наталья Алексеевна
«Адхикарана-саравали» важнейшее философское сочинение вишишта-адвайта-веданты, представляет собой компендиум ведантийской классики «Брахма-сутр» Бадараяны.

Похожие термины:

  • Адвайто-веданта

    санскр. "advaita", "недвойственность" и "vedanta", "учение Вед") - направление в индуистской философии, утверждающее полное тождество между абсолютом ("брахман") и человеческим "я" ("атман").
  • ДВАЙТА-ВЕДАНТА

    сс. Дуалистическая веданта. Школа основана мудрецом-философом Мадхвой (1199—1278), который четко разделяет бога и сотворенный им мир, утверждая: «Я и бог — два». Согласно учению, мир реален и не предста
  • ВЕДАНТА-СУТРА

            см. "БРАХМА-СУТРЫ".