Василид

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВАСИЛИД
2 в. н. э.) - см. Гностики.

Источник: Атеистический словарь

ВАСИЛИД
?????????) (2 в. н.э.) – философ-гностик, родом из Сирии, жил в Антиохии, Александрии, Персии. Вместе с др. представителями гностицизма учил об аб с. "полноте" бытия, недоступной никакому знанию и стоящей выше всякого бытия. Путем излияния из этой "полноты" образуется множество разного рода мифологич. существ, возникают небо и все персонажи христ. вероучения. Т.о., языч. пантеизм отождествляется здесь с христианством. Путем целого ряда космич. переворотов преодолевается зло, возникшее в результате отдаления от "полноты", и торжествует вечная истина "полноты". Соч. В. до нас не дошли. Источниками являются Ириней Лионский ("Сочинения...", СПБ, 2 изд., 1900) и Ипполит ("Philosophumena", в кн.: Patrologiae cursus compl. ser. graeca... acur. J. P. Migne, t. 16, v. 3, col. 3293–321). Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, [т. 2], СПБ, 1910, с. 197–209; Uhlhorn G., Das Basilidianische System, G?ttingen, 1855; Foerster W., Von Valentin zu Herakleon, Giessen, 1928; The Jung Codex. A newly recovered gnostic papyrus, three studies by H. C. Puech, G. Quispel, W. C. Unnik, L., 1955. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВАСИЛИД
гностический учитель 2 в. Согласно христианскому ересеологу 4 в. Епифанию Кипрскому, учился в Антиохии у гностика Менандра вместе с другим известным гностиком Саторнилом. В 120—140-е гг. проповедовал свое учение в Александрии. Наиболее известным последователем Василида был его сын Исидор. Секта его последователей существовала еще в 4 в. Василид написал собственное Евангелие и комментарий на этот труд в 24 книгах (Exegetica—сохранились незначительные фрагменты). Писал также стихотворные произведения (оды, псалмы), до нас не дошедшие. Реконструкция его учения затрудняется крайней противоречивостью источников. Согласно Иртею Лионскому, система Василида начинается с серии эманации: от нерожденного Отца происходит Ум , от Ума—Логос и далее по порядку—Мысль , Мудрость (София), Сила . Затем — 365 ангелов, каждый из которых творит небо (365 небес соответствуют 365 дням года), а ангелы нижнего неба творят материальный мир. Христос в этой системе был Умом, посетившим наш мир, но его распятие не было реальным. Спасение заключается в знании (гносис) Ума. Ипполит Римский, однако, пересказывает более сложное и оригинальное учение, одной из основных особенностей которого является отсутствие представления об эманации: в основе всего сущего—Ничто, Несущее , содержащее в себе «панспермию» — все формы бытия. Не-сущее (или не-сущий Бог) порождает единосущное себе трехчастное сыновство и ряд архонтов. Иисус в этом варианте учения выступает как тот, кто противостоит Великому Незнанию и разделяет смешанное.
Различие двух доктрин может объясняться тем, что Ириней изложил раннее учение Василида, а Ипполитпозднее.
Лит.: Сидоров А. И. Гностицизм и философия: учение Ваеилида по Ипполиту.—В кн.: Религии мира: история и современность." Ежегодник. 1982. M., 1982; Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития, кн. 1. M., 1992, с. 269—274.
Я. В. Шабуров

Источник: Новая философская энциклопедия

Василид

гностик, родом сириец, переселился из Антиохии в Александрию (в 125-130 гг.), а под конец жизни посетил Персию. Источниками своей системы он признавал, с одной стороны, тайное учение апостола Петра, будто бы дошедшее до него через посредство некоего Главкия, а с другой стороны - "мудрость варваров"; во время своего пребывания в Александрии он познакомился с греческой философией и в особенности находился под влиянием Аристотеля. Найденное в 1842 г. (и в первый раз изданное в 1851 г.) сочинение: ???? ????? ???????? ??????? (прежде известные из него отрывки, под названием ?????????????, приписывались Оригену, теперь же это сочинение большинством ученых приписывается св. Ипполиту, хотя на этот счет и могут еще быть сомнения) излагает систему Василида совершенно в другом виде, чем она была известна до того главным образом по изложению Иринея (из которого черпали последующие ересиологи). Происходит ли это различие от того, что Ириней излагает более раннюю (антиохийскую), а Ипполит более позднюю (александрийскую) систему Василида, или же от того, что эти писатели обращали особое внимание на разные стороны одной и той же системы, - решить с достоверностью невозможно, так как собственные сочинения Василида (из коих главное - 24 книги объяснений на Евангелие) до нас не дошли. Во всяком случае в изложении Ипполита учение Василида представляется и более оригинальным, и более осмысленным.
Абсолютное начало определяется у Василида только отрицательно. Оно не есть что-нибудь, оно неизреченное. Впрочем, и все действительно существующее не может быть выражено словом, но может быть названо; ибо всякое слово (не исключая и имен собственных) указывает только общие роды и виды, а не действительные, индивидуальные существа, - всякое именование есть только условный намек на бытие, а не действительное его выражение. Если, таким образом, все подлинно существующее неизреченно, то абсолютное начало есть неизреченное по преимуществу. Само по себе, в своей собственной актуальности, оно не имеет ничего общего с чем бы то ни было, от всего отрешено. Но не будучи актуально ничем, оно есть все потенциально, то есть имеет в себе возможность всякого бытия. Эту универсальную потенцию, принадлежащую абсолютному началу, Василид называет панспермией, потому что в ней содержатся невидимым образом все бесконечные формы и способы бытия, подобно тому, как в семени дерева содержатся и ствол, и корни, и ветви с листьями, цветами и плодами. Актуальное проявление всего потенциального многообразия обусловлено тайной или трехчастной филиацией, или различением трех главных видов бытия: "тонкого", то есть идеального; "грубого", то есть материального, и "требующего очищения" то есть духовного. "Тонкое" идеальное бытие "поднимается кверху" и соединяется непосредственно с абсолютным сверхсущим божеством, а "грубое" материальное "оседает книзу" и образует видимый мир. Но под оболочкой вещественных форм сохраняется семя духовной жизни, "нуждающейся в очищении". Первый владыка и глава мира - "Архонт" и второй - "Димиург", которым повинуются 365 астральных ангелов, управляющих таким же числом звездных сфер, - ничего не знали об этой высшей духовной потенции, пока она не проявилась в воплощении Христа, привлекшего к себе силу Духа Святого, соединяющего низший мир с высшим. Как сосуд, наполненный прежде ароматами, и пустой сохраняет в себе благоухание, так материальный мир, в начале (в "пансермии") соединенный с идеальным, сохраняет в себе благоухание идеи и по отделении от нее. Это благоухание Духа Святого, бессознательно присущее материальному миру, становится сознательным во Христе, который возвещает миру "Евангелие", то есть открывает низшему миру истину абсолютного и идеального бытия. Услышав эту благую весть, владыка видимого мира (Архонт), считавший себя дотоле верховным существом, испытывает удивление и страх, а затем вразумляется и понимает свое подчиненное значение, как сказано: "начало премудрости - страх Господень". Просвещенные Евангелием, духовные существа очищаются познанием истины и возносятся вслед за Христом в сферу идеального и абсолютного бытия, а материальный мир, выделивши из себя скрытый в нем духовный элемент, составлявший причину его томления и беспокойного движения ("вся тварь стенает и мучится доныне, ожидая откровения славы Сынов Божьих"), приходит в состояние полного равновесия, погружается в блаженное неведение, или невинность, где всякое существо, не зная ничего высшего, довольно своими пределами и своим назначением - тогда как во время мирового процесса, когда духовный элемент смешан с материальным, существа и того и другого рода находятся в мучении, подобно птицам, погруженным в воду, или рыбам, поднятым на воздух. Василидово учение было весьма распространено в свое время, о чем свидетельствует обилие различных амулетов с надписью ??????? - условное обозначение для совокупности астрального мира по Василиду (этот мир состоит из 365 сфер, а сумма букв слова ???????, в их цифровом значении, равняется 365).
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Рукописи Василия Сеземана в Вильнюсе и в Улан-Удэ. Предисловие к публикации рукописей Василия Сезема

Йонкус Далюс
Данная публикация представляет три рукописи известного русско-литовского философа Василия Сеземана.
Читать PDF
0.00 байт

Чуть в сторону, но все же в направлении к Василию Розанову: философия частного образа мыслей

Мелихов Герман Владимирович
В статье предпринята попытка реконструкции некоторых особенностей специфически розановского образа мысли. Автор исходит из допущения, что проделать работу эту можно лишь мысля, хотя бы чуть-чуть, но по-розановски…
Читать PDF
0.00 байт

Василий Александрович Фриауф: к 60-летию со дня рождения

Читать PDF
0.00 байт

Одиночество Василия Розанова: вечное и плодоносное

Пигров Константин Семенович
Причины неоднозначности рассмотрения личности и творчества В. В. Розанова, своеобразии его религиозной философии и политических взглядов. В. В.
Читать PDF
0.00 байт

Бытие и Бог у свт. Василия Великого

Гагинский Алексей Михайлович
В статье рассматривается вопрос о понимании Василием Великим сущности Бога: отождествлял ли святитель сущность Бога и бытие, или последовательно придерживался учения о ее непостижимости?
Читать PDF
0.00 байт

К учению свт. Василия великого о динамике психической жизни человека

Бирюков Д. С.
Читать PDF
0.00 байт

Густав Шпет и Василий Розанов о коллективных формах сознания

Счастливцева Е. А.
Коллективные переживания в концепции Г. Шпета выступают как деятельность сознания, выраженная в словах и понятиях, коррелятивных реальным вещам. Наука, искусство и философия могут быть поняты как особые виды деятельности сознания.
Читать PDF
0.00 байт

Историко-философский контекст «Бесед на Шестоднев» архиепископа василия Великого

Аникеева Е. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Беседа iii свт. Василия Великого «На слова: внемли себе» как философский протрептик

Алиева Ольга Валерьевна
Читать PDF
0.00 байт

Христианская космология Василия Зеньковского

Аляев Г. Е.
The metaphysics of the orthodox philosopher V. Zenkovsky, based on idea creationism, however directed on judgement of advanced achievements of a science is analyzed.
Читать PDF
0.00 байт

Человек и любовь-?????????? в трудах представителей Каппадокийской школы (василий Великий, Григорий

Павенков Олег Владимирович
Статья посвящена анализу семантического поля концепта «любовь-.....» в рамках предмета философии каппадокийцев Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова.
Читать PDF
0.00 байт

Василий Иванович Мишин (1925-2010)

Грехов А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Василий Яковлевич Перминов (к 75-летию со дня рождения)

Читать PDF
0.00 байт

Василию Васильевичу Соколову 95 лет

Калинников Леонард Александрович
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о гуманистической рецепции Василия Великого: латинские переводы «Внемли себе» в XV-XVI вв

Алиева Ольга Валерьевна
В статье рассматривается гуманистическая рецепция гомилии Василия Великого «На слова: внемли себе» (далее - Внемли) до 1532 г.

Похожие термины:

  • АЛЕКСЕЕВ Василий Михайлович

    2(14).1.1881 - 12.5.1951. Рус. китаевед, акад., основоположник совр. школы китаеведения в России. В 1902 окончил вост. ф-т Петербургского ун-та и был оставлен на кафедре кит. и маньчж. словесности. В 1904 командирова
  • ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич

    29. 01 (9. 02). 1783, с. Мишенское Белевского у. Тульской губ. - 12(24)04. 1852, Баден-Баден, Германия)- поэт и переводчик, критик, один из основоположников романтизма в России. Образование получил в Благородном уни
  • БАРТОЛЬД Василий Владимирович

    1869-1930) - известный сов. специалист по истории ислама, академик. Его труды («Халиф и султан», «Ислам», «Культура мусульманства», «Мусульманский мир», «Теократическая идея и светская власть в мусульма
  • БАСКАКОВ Василий Георгиевич

    [р. 7 (20) февр. 1914] – сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1958). Член КПСС с 1943. Окончил Моск. гос. пединститут им. К. Либкнехта (1939) и аспирантуру Ин-та фолософии АН СССР (1947). Старший науч. сотрудн
  • БАЗИЛИАНЕ, василиане

    католич. монашеский орден, созданный, по церк. версии, Василием Великим в 4 в. Широко использовался папством для окатоличива-ния населения зап. областей Украины и Белоруссии после заключения Брестс
  • БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ Василий Васильевич

    Вильгельм Вильгельмович) (наст. фам. Берви; псевд. Флеровский Н. и др.) [28 апреля (10 мая) 1829, Рязань—4 октября 1918, Юзовка]— русский социолог, экономист, публицист, видный представитель революционного н
  • Василий Богомил

    родом болгарин, всю жизнь свою посвятил распространению этого учения. В 1110 г. при императоре Алексии Комнине, когда был произведен розыск о Богомильской ереси, некоторые из обвиненных на пытке ука
  • БОТКИН Василий Петрович

    1810 - 1869) - писатель, сотрудник "Отечественных Записок", где он помещал статьи об искусстве и произведениях иностранной литературы, и "Современника", где были напечатаны его "Письма об Испании". Друг Ге
  • Василий Буслаев

    Новгородский богатырь, чей образ связывается с бесшабашной и неустрашимой силой и энергией, силой, которую некуда девать. Сродни его характер был буйной разбойной натуре. Он повстречался с Морско
  • ЦЯПИНСКИЙ Василий Николаевич

    белорусский гуманист, писатель и книгоиздатель. Имел родовое поместье Цяпина (около Лепеля). Участвовал в Ливонской войне 1558-1563. Продолжатель гуманистических традиций Скорины, был идейно близок к
  • Немирович-Данченко, Василий Иванович

    род. в 1848 г.) - писатель, автор целого ряда путевых очерков. Посылал корреспонденции с театра войны в 1877 - 1878 г.г. Подобные же корреспонденции, имевшие большой успех у читателей, посылал из Манчжурии в
  • ДЕРЕР Василий Григорьевич

    1834-1882) - рус. художник, один из инициаторов организации Товарищества передвижных художеств. выставок. Значит, место в творчестве П. занимает антикле-рик. тема. В картинах дЧаепитие в Мытищах», «Монас
  • ДОКУЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

    1846–1903) – русский геолог,минералог, основатель науки о почве – почвоведении. Родился в многодетной семье  сельского священника. Учился в духовном училище в г. Вязьме, затем закончил с отличием дух
  • СЕЗЕМАН Василий Эмильевич

    30 мая (11 июня) 1884, Петербург — 29 марта 1963, Вильнюс] — русский философ. В 1909 окончил классическое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, оставлен при кафедре фил
  • МАЛИНОВСКИЙ Василий Федорович

    1765, Москва, - 23.3 (4.4).1814, Петербург], рус. дипломат и обществ. деятель, просветительдемократ, предшественник утопич. социализма в России. Сын малороссийского священника. После окончания Моск. ун-та (1781)
  • Генералов, Василий

    1867 - 1887) - казак Потемкинской станицы, области Войска Донского. Студент Петербургского университета. Один из активных работников "террористической фракции партии Народной Воли". Участвовал в подго
  • КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич

    1866—1944) —рус. художник, с 1921 г. постоянно живший за рубежом, один из основоположников и гл. теоретик абстрактного иск-ва (Абстракционизм). Худож,-эстетическая теория К. сформировалась в атмосфере иде
  • КАРПОВ Василий Николаевич

    2 апр. 1798 – 8 дек. 1867) – рус. философ-идеалист. Окончил Киевскую духовную академию (1825), в к-рой с 1831 преподавал философию. Проф. филос. наук Петербургской духовной академии (с 1835). Переводчик соч. Платон
  • КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович

    16(28). 01. 1841, Пенза - 12(25).05. 1911, Москва) - историк. Род. в семье сельского священника. Учился в приходском и уездном духовных училищах, затем в Пензенской духовной семинарии. В 1861 г., не окончив семинарског
  • ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

    русский богослов и историк философии. Окончил Московскую Духовную академию (1816). Преподавал в Петербургском университете Священное писание и герменевтику. Ректор Орловской духовной семинарии. Пр