1765, Москва, - 23.3 (4.4).1814, Петербург], рус. дипломат и обществ. деятель, просветительдемократ, предшественник утопич. социализма в России. Сын малороссийского священника. После окончания Моск. ун-та (1781) служил в Коллегии иностр. дел, выполнял ряд дипломатич. поручений. С 1811 первый директор Царскосельского лицея. Активно участвовал в просветительской деятельности, начало к-рой положил Н. И. Новиков, в различных тайных (масонских) об-вах. В соч. и в издаваемом им журн. «Осенние вечера» (1803) М. выступил с программой антифеод. реформ, был автором одного из первых проектов ликвидации крепостного права («Записка об освобождении рабов», 1802, опубл. 1958), поборником введения конституц. «респ.» правления в России. В трактате «Рассуждение о войне и мире» (написан. ч. 1-2, 1790-98, опубл. 1803) выступил в поддержку освободит, борьбы народов и их права на самоопределение. М. изложил проект установления «вечного мира» в Европе путем создания общеевроп. союза федеративных гос-в, образованных по нац. признаку и управляемых на основе демократич. волеизъявления народов. В неопубл. 3-й части трактата демократич. и респ. принципы гос. устройства сочетались с утопич. эгалитаристскими идеями отмены частной собственности на землю, наделения ею всех нуждающихся, устранения имуще ств. контрастов между бедными и богатыми и введения всеобщего образования. Являясь убежденным сторонником равноправия всех народов, М. положил начало демократич. и освободит. течению в панславистском движении 19 в., а также оказал влияние на обществ. мысль России 1-й пол. 19 в. Деятельность М. была важным связующим звеном между рус. просвещением 18 в. и декабристами.
МАЛИНОВСКИЙ Василий Федорович
МАЛИНОВСКИЙ Василий Федорович
Источник: Советский философский словарь
МАЛИНОВСКИЙ Василий Федорович
1765, Москва - 23.03(4.04).1814, Петербург) - просветитель. Окончил философский ф-т Московского ун-та (1781). Имел большой опыт государственной службы - в архиве Коллегии иностранных дел, в рус. миссии в Лондоне, а затем В представительстве России на Ясском конгрессе (1791). Указом Александра I в 1811 г. М. был назначен первым директором Царскосельского лицея; стремился воспитать лицеистов в духе свободомыслия, преданности народу и родине. В историю рус. мысли вошел как автор трактата "Рассуждения о мире и войне" (Ч. 1-2. 1790- 1798, опубл. 1803), проникнутого гуманистическими идеями. В области методологии М. - приверженец философско-антропологической традиции Гердер, Лессинг, Кант, Шиллер, Джефферсон, Поп, Гельвеции, Радищев и др.). Уподобляя весь человеческий род одному "отдельно взятому человеку", М. рассматривал процессы, происходящие в нем, в духе антропогенеза. В анализе проблемы войны и мира обращают на себя внимание выводы М. о "праведных" и "неправедных" войнах, о необходимости вовлечения в борьбу за "вечный мир" всех людей мира, "всего человечества". Гуманную и свободолюбивую позицию защищал М. и в статьях, опубликованных в еженедельном обозрении "Осенние вечера", журн. "Сын Отечества", в др. периодических изданиях. М. принадлежат перевод и издание В 1803-1807 гг. "Отчета генерал-казначея Александра Гамильтона, учиненного Американскими Штатами в 1791 г., о пользе мануфактур к торговле и земледелию". Перевод снабжен предисловием М., в к-ром сформулированы рекомендации для российских законодателей. В 1802 г. им была направлена "Записка об освобождении рабов" на имя графа В. П. Кочубея, возглавлявшего по поручению Александра I "Комиссию о законодательстве". Ряд неопубликованных работ М. (среди них "История России для простых и малых", "Пустынник", отрывки проектов гражданских узаконений и т. п.) хранится в архивных учреждениях Петербурга и Москвы.
Источник: Русская философия: словарь
МАЛИНОВСКИЙ Василий Федорович
1765–1814) – рус. социолог-просветитель. Род. в Москве в семье священника. Окончил в 1781 филос. фак-т Моск. ун-та. В 1781–1811 – на дипломатич. службе. С 1811 – первый директор Царскосельского лицея; стремился воспитать лицеистов в духе свободомыслия, преданности народу и родине. В кн. "Рассуждение о мире и войне" (ч. 1–2, написано в 1790–98, изд. 1803, последнее изд. в кн.: Трактаты о вечном мире, 1963), в ст. "Общий мир" (опубл. в журн. "Сын Отечества", 1813, ч. 10, прибавл. к кн. 50) и др. М. осуждал захватнич. политику правительств и призывал к установлению всеобщего мира. М. выдвинул оригинальный проект междунар. орг-ции по поддержанию безопасности. В работах М. и в издававшемся им еженедельнике "Осенние вечера" (1803) были сформулированы прогрессивные принципы междунар. права (невмешательства во внутр. дела народов и др.), осуждалось мальтузианство, развенчивался культ завоевателей, пропагандировались идеи народоправства, патриотизма, равенства всех людей и народов, прославлялось могущество науки, знания. М. выступал поборником экономич. и культурного развития России, отмены крепостного права. М. был автором одного из ранних проектов крест. реформы в России ("Записка о освобождении рабов", 1802, опубликована в 1958) и сторонником возглавлявшегося M. M. Сперанским либерального движения за гос. реформы. Социально-историч. ограниченность взглядов М. проявилась в той дани, к-рую он отдавал религ.-этич. идеям. Соч.: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958 (Вступит. статья Э. Араб-Оглы). Лит.: Семевский В. И., Размышление В. Ф. М. о преобразовании гос. устройства России, "Голос минувшего", 1915, No 10; Mейлах Б., Пушкин и его эпоха, "Звезда", 1949, No 1–3; Араб-Оглы Э. А., Выдающийся рус. просветитель-демократ, "Вопр. философии", 1954, No 2; Vianu ?l., Iluministul rus V. F. Malinovski ?n Ta`?rile Rom?ne, "Studii", 1960, [No ] 2, p. 165–180.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
МАЛИНОВСКИЙ Василий Федорович
1765, Москва23 марта (4 апреля) 1814, Петербург) — социальный мыслитель, теоретик международного права. Происходил из семьи священника. После окончания философского факультета Московского университета в 1781 и до 1811 служил в архиве Коллегии иностранных дел, находился на дипломатической службе в русской миссии в Лондоне. С 1811 — первый директор Царскосельского лицея.
В трактате «Рассуждение о мире и войне» (1790—98. Опубл. в 1803), а также в своем еженедельнике «Осенние вечера» ( 1803) в рамках теории международного права развивал идеи государственной безопасности, невмешательства, патриотизма. Разрабатывал популярную тогда теорию вечного мира, уделял большое внимание политико-правовым проблемам войны и мира. В борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать все человечество. Для мировоззрения Малиновского характерна гуманистическая направленность. Сторонник теорий естественного права и общественного договора, но распространенные тогда в России положения социальной философии Просвещения носили у него отвлеченно-утопический характер. Провозглашал свободу и равенство главными ценностями человека. Его концепция недействительности всяких отношений между людьми, не основанных на равенстве и свободе, объективно была направлена против крепостного права. Был убежден в божественном происхождении государственной власти. Провидение в его деистической концепции выступало гарантом соблюдения законности верховной властью, именно поэтому, опасаясь «гнева Божия», обсуждал меры, способные конституционно ограничить абсолютизм в России. Критикуя тиранию и абсолютизм, развивал мысль о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением «общей воли». Развивая идеи народоправства, указывал на необходимую зависимость политической формы государства от воли народа. Малиновский — сторонник мирного, реформаторского пути преобразования действительности, осуждал революционные методы и. в частности. Французскую революцию, в то же время подчеркивал необходимость учета ее опыта.
Перевел, издал и снабдил рекомендациями для российских законодателей «Отчет генерал-казначея Александра Гамильтона... о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию» (1803—07). Одним из первых выступил с проектом освобождения крестьян (записка «Об освобождении рабов» (1802)). Поддерживал реформаиионную политику Александра I.
В трактате «Рассуждение о мире и войне» (1790—98. Опубл. в 1803), а также в своем еженедельнике «Осенние вечера» ( 1803) в рамках теории международного права развивал идеи государственной безопасности, невмешательства, патриотизма. Разрабатывал популярную тогда теорию вечного мира, уделял большое внимание политико-правовым проблемам войны и мира. В борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать все человечество. Для мировоззрения Малиновского характерна гуманистическая направленность. Сторонник теорий естественного права и общественного договора, но распространенные тогда в России положения социальной философии Просвещения носили у него отвлеченно-утопический характер. Провозглашал свободу и равенство главными ценностями человека. Его концепция недействительности всяких отношений между людьми, не основанных на равенстве и свободе, объективно была направлена против крепостного права. Был убежден в божественном происхождении государственной власти. Провидение в его деистической концепции выступало гарантом соблюдения законности верховной властью, именно поэтому, опасаясь «гнева Божия», обсуждал меры, способные конституционно ограничить абсолютизм в России. Критикуя тиранию и абсолютизм, развивал мысль о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением «общей воли». Развивая идеи народоправства, указывал на необходимую зависимость политической формы государства от воли народа. Малиновский — сторонник мирного, реформаторского пути преобразования действительности, осуждал революционные методы и. в частности. Французскую революцию, в то же время подчеркивал необходимость учета ее опыта.
Перевел, издал и снабдил рекомендациями для российских законодателей «Отчет генерал-казначея Александра Гамильтона... о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию» (1803—07). Одним из первых выступил с проектом освобождения крестьян (записка «Об освобождении рабов» (1802)). Поддерживал реформаиионную политику Александра I.
Источник: Новая философская энциклопедия