БОТКИН Василий Петрович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Боткин, Василий Петрович
1810 - 1869) - писатель, сотрудник "Отечественных Записок", где он помещал статьи об искусстве и произведениях иностранной литературы, и "Современника", где были напечатаны его "Письма об Испании". Друг Герцена и Белинского, Боткин был одним из типичных представителей людей 40-х годов. Его миросозерцание сложилось под сильным влиянием Гегеля и Сен-Симона. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

БОТКИН Василий Петрович
27 декабря 1811 (8 января 1812), Москва—10 (22) октября 1869, Петербург-русский публицист, литературный критик, искусствовед. Один из идеологов умеренного западничества и дворянского либерализма. Представитель «эстетической критики» (наряду с Анненковым и Дружининым), теории «искусства для искусства» (которую называл «теорией свободного творчества»). Во 2-й пол. 1830-х гг. участник кружка Станкевича—Белинского; первоначально критиковал отрыв искусства от общественной жизни, отчуждение художника от народа; в дальнейшем в его мировоззрении возобладали романтические мотивы; критиковал гоголевское направление в литературе, «натуральную школу». Испытал влияние философии и эстетики Гегели. С 1840-х гг. стал симпатизировать левогегельянцам, их ориентации на сферу практического действия и идею отрицания. Увлекается естествознанием, частично воспринимает позитивистские идеи Конта; в его философско-исторических взглядах появляются мотивы в духе «экономического материализма». Вместе с тем продолжал считать «совершенно законными» «мистические стремления» человека, ратовал против «порабощения человека точными законами науки». С романтических позиций критиковал «европейскую цивилизацию» и ее либеральных идеологов. В 1860-е гг. Боткин обличал русских революционеров и одобрительно отзывался о репрессивной политике царизма.

Источник: Новая философская энциклопедия

БОТКИН ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ

[27 дек. 1811 (8 янв. 1812) – 10 (22) окт. 1869] – рус. либеральный публицист, лит. критик. Сын моск. купца. В юности принадлежал к кружку Станкевича (см. Станкевича кружок), был близок к Белинскому, позже сблизился с Герценом, симпатизировал левогегельянской школе, участвовал в полемике со славянофилами (рецензия на "Историю древней философии" Карла Зедергольма, "Отеч. записки", 1842, No 3, то же, Соч., т. 2, СПБ, 1891). В ст. "Германская литература в 1843 году" ("Отеч. записки", 1843, No 1, то же, Соч., т. 2, СПБ, 1891) без ссылки на источник кратко изложил памфлет Энгельса "Шеллинг и откровение". Пребывание (1843–46) в странах Зап. Европы (см. "Письма об Испании", в журнале "Современник", 1847–51, отд. изд. 1857) способствовало формированию буржуазно-либеральных политических взглядов Б. Решающую роль в обществ. развитии Б. отводил "просвещенному коммерсанту" (см. "П. В. Анненков и его друзья", СПБ, 1892, с. 550–55), обрушивался на критику буржуазии Герценом (см. Ч. Ветринский, В сороковых годах, М., 1899, с. 167–68). Идеализация зап.-европ. буржуазии и отрицат. отношение Б. к революции явились гл. причинами расхождения Б. с Белинским. В 50-е гг. сформировались воззрения Б. на иск-во, в основе своей шеллингианские. Искусство, по Б., является орудием и выражением движущих общество нравств. идей (см. "Русская литература", Соч., т. 2, 1891, с. 354); сущность его якобы непреходяща, вечна, обща всем временам и выражает внутр. мир души человека (см. тамже, с. 360–62). Защищая "чистое искусство", Б. выводил эстетич. категории из переживаний человека. К 60-м гг. политич. взгляды Б. становились все более реакционными – он поддерживает политику царя (см. Ч. Ветринский, указ. соч., с. 181), резко отрицательно относится к "Колоколу" Герцена, выступает против Чернышевского (см. А. Фет, Мои воспоминания, ч. 1, с. 429–30, ч. 2, с. 62, 82). Соч.: Соч. в 3 томах, СПБ, 1890–93. Лит.: Ветринский Ч., В сороковых годах, М., 1899; Анненков И. В. и его друзья. Литературные воспоминания и переписка 1835–1885 годов, СПБ, 1892; Фет ?., Мои воспоминания 1848–1889, ч. 1–2, М., 1890; Боткин В. П. и Тургенев И. С., Неизданная переписка 1851–1869 по материалам Пушкинского дома, Толстовского музея, М.–Л.. 1930; Белинский В. Г., Избр. письма. В двух томах, М., 1955 (см. Указатель); Сакулин П., Русская литература и социализм, ч. 1, 2 изд., М., 1924; Пруцков Н. И., В. П. Боткин и литературно-общественное движение 40–60-х гг. XIX ст., "Уч. зап. Грозненск. пед. ин-та", Филол. серия, 1947, вып. 3; История русской критики, т. 1, М.–Л., 1958, гл. 13. Л. Волкова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БОТКИН Василий Петрович
27.12.1811(8.01. 1812), Москва - 10(22). 10.1869, Петербург) - критик, публицист, один из представителей западничества. Происходил из семьи крупного московского купца и промышленника, сам нек-рое время являлся главой торгового дома. Был в дружеских отношениях с Белинским, Грановским, Герценом, Некрасовым, Тургеневым, Толстым, Фетом. Сотрудничал с журн. "Телескоп", "Московский наблюдатель", "Современник", "Русский вестник", "Отечественные записки" и др. Эволюция взглядов отмечена резкими колебаниями от романтизма и идеализма к материализму и позитивизму, а затем "от чистого общественно-политического реализма к идеалистическому мистицизму с аристократическими тенденциями" (Л. Б. Струве). На формирование его мировоззрения оказали влияние идеи нем. романтиков и философов (Фихте, Гегеля и др.). Полное доверие к философии Гегеля исчезло после знакомства с работами левогегельянцев и Фейербаха; с этим связан духовный кризис сер. 40-х гг., к-рый проявился в разрушении всего прежнего миросозерцания. Преодолению кризиса способствовало знакомство с идеями позитивизма и антропологизма. Значение позитивизма он видит в его тесной связи с естествознанием, в антитеологической направленности, стремлении отыскать общественные законы. Вместе с тем Б. не согласен с Контом, к-рый, стремясь обуздать "мистические" (рационально неосмысливаемые) стремления человеческой природы точными законами науки, ограничивал тем самым человеческую свободу, принижал деятельную природу человека. В этот период Б. неоднократно подчеркивал значение экономических факторов в развитии об-ва: "...самым верным изображением цивилизации какой-либо страны было бы описание ее экономических отношений и учреждений". Это позволило Струве назвать Б. "провозвестником экономического материализма", тем более что Б. одним из первых в России познакомился с произв. К. Маркса и Ф. Энгельса. Ко 2-й пол. 50-х гг. относится увлечение Б. творчеством Т. Карлейля. Он утверждал, что осн. свойства человеческой природы постоянно одинаковы во все времена, причем материальные, экономические стремления и интересы не являются самыми важными в общественной жизни. Историческое развитие определяется нравственными идеями человека. Самым правдивым и сильным выражением нравственной идеи является искусство. Поэтому любовь к искусству - одно из вечных, коренных свойств человеческой природы. Б. являлся теоретиком и сторонником "эстетической критики", или теории "искусства для искусства", к-рую он предпочитал называть "теорией свободного творчества". Отстоять свободу художника, полагал он, важно с т. зр. традиционных ценностей либерализма, приверженцем к-рых он являлся. Б. считал, что слабой стороной славянофильства является забвение "принципа политико-экономического и государственного", что придает ему "характер романтических фантазий о сохранении национальных предрассудков". Будущее России Б. связывал с развитием буржуазных отношений, к-рое возможно только после уничтожения крепостного права. Одна из черт зап. пути развития, неприемлемая для России, по Б., революционность, катастрофизм. Политический радикализм и восхищение революционными героями сменилось у Б. после 1848 г. неприятием революции как неэффективного способа изменения социальной жизни. Российская история дала, по его мнению, образцы реформирования "сверху" (Петр I), поэтому своеобразие рус. пути состоит в целесообразности мирного реформирования. Б. считал, что привлечение народа к активному политическому творчеству возможно только после длительного периода просвещения, смягчения нравов, духовного развития.

Источник: Русская философия: словарь