УЧЕНЫЕ

Найдено 1 определение
УЧЕНЫЕ
категория, характеризующая людей, которые профессионально занимаются научной деятельностью. В обществе существует принятая квалификация категории ученых людей. Ученая степень обозначает научную квалификацию в определенной отрасли знания и, как правило, присуждается после прохождения соответствующих этапов обучения в высшем учебном заведении или по завершении образования в исследовательском подразделении научного учреждения и публичной защиты специальной научной работы. В университетах России единые правила присуждения ученой степени магистра и доктора действовали с 1819 по 1917 г. В СССР с 1937 г. были установлены степени кандидата и доктора наук. С 1992 г. в Российской Федерации вводится принятая во многих странах система ученых степеней: бакалавр, магистр, доктор, охватывающая около 20 отраслей знания. Ученое звание присваивается преподавателям высших учебных заведений и научным работникам (как правило, с учеными степенями) в зависимости от научной квалификации и сложности решаемых творческих задач. По ученому званию называются также должности в образовательных и научных учреждениях, занимаемые по конкурсу и по контракту. Система ученых званий – профессор и доцент – утвердилась в западноевропейских университетах в к. XVI в. В России эти звания были утверждены в XVIII–XIX вв. В РФ в университетах приняты ученые звания профессора и доцента, в академических институтах – ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника и др. (система оформилась в СССР в 1920–1930-е гг.).
Исторические корни обозначения ученых как отдельной категории людей с особого рода деятельностью можно проследить со времен Античности. О деле ученых рассуждал еще Демокрит. В текстах Платона понятие «ученые» приобретает различные черты, нередко встречается словосочетание «ученые мудрецы». У Аристотеля мы встречаем отдельный термин «ученые» (logioi), обозначающий людей, владеющих знанием. В новой истории западного общества термин «ученые» приобрел значение лишь в отношении специального вида профессиональной деятельности: ученый расценивается как представитель национального и дисциплинарного научного сообщества, который реализует ценности и нормы науки в целом, – такой подход получил развитие с возникновением Лондонского королевского общества (1662) и Парижской академии наук (1666). Ученые как социальная категория людей могут быть рассмотрены в нескольких аспектах. Во-первых, будучи отдельным классом, они занимают особое место в культуре разных обществ, и отношение к ним исторически менялось. Фигура ученого в культуре всегда имела ценностное (позитивное или негативное) значение. В различные эпохи отношение к ученым формировалось в зависимости от того, какое место отводилось науке в жизни общества. Значительную роль здесь играл и вид государственности. В демократических государствах ученымнаставникам отводится весомая роль, существование государства подобного типа предполагает усиленные умственные занятия на разных уровнях. В государствах с авторитарным режимом ценность ученых намеренно занижалась. Ученые люди рассматривались лишь как деталь общего государственного механизма и должны были функционировать в соответствии с заданным регламентом. Во-вторых, оценка деятельности ученого предполагает принятие во внимание ряда критериев, по которым оценивался научный продукт. В современную эпоху научная деятельность рассматривается как целенаправленная деятельность. Ученый осуществляет постановку цели и выбор средств к ее достижению, что всегда влечет за собой выход за пределы мира сущего в мир должного. Научно-познавательная деятельность ученого подвергается ценностным и моральным оценкам. Наличие противоположно направленных нормативных требований, т. е. норм и «контрнорм», на которые ориентируются ученые в своей деятельности, зачастую придают научной деятельности статус амбивалентности. Об этом пишет Р. Мертон в работе «Амбивалентность ученого» (1965). Амбивалентность деятельности ученого имеет двоякое выражение и касается самой процедуры научного открытия. От ученого как члена научного сообщества требуется как можно быстрее делать полученные им результаты доступными для коллег. Вместе с тем он должен тщательно проверить эти результаты перед их публикацией. Ученый должен быть восприимчивым по отношению к новым идеям, но не должен слепо подчиняться интеллектуальной моде. В-третьих, деятельность ученого в обществе носит адаптивный характер. Ученый во всех видах своей деятельности вынужден адаптироваться к изменениям в культуре и социальной среде, проявлять гибкость, поскольку нормативно-ценностная структура науки не является жесткой. На первый план выходят человеческие характеристики научного познания, которые выражаются не только в том, что оно осуществляется человеком, но и в том, что оно осуществляется для человека. Здесь имеются в виду не только возможности практически-прикладного использования результатов деятельности ученого, но и то, что знание, которое он получает, по своим свойствам должно быть таким, чтобы его коллеги могли усвоить, воспринять и использовать. Вовлеченность ученого во взаимодействие с другими людьми сказывается на природе научного знания, которое должно быть соразмерно человеку. Узкая трактовка социальной роли ученого как всего лишь носителя специализированного знания, которому, ради достижения объективной истины, закрыт доступ в сферу ценностей (исключая, конечно, специфические ценности научной профессии), возникает только на определенной стадии развития науки, в соответствующих социальноисторических условиях, при специфическом характере взаимодействия науки и общества – в эпоху Нового времени.
В допрофесси опальной науке ученый был вправе высказываться по достаточно широкому кругу вопросов, и это было обусловлено общепринятой трактовкой предназначения ученого, его роли в обществе. В самосознании ученого заметное место занимали просветительские моменты. Человек науки воспринимал себя носителем необходимого людям истинного знания, способного искоренить невежество и предрассудки. Ученый видел в науке гуманизирующую силу, отказываясь считать полученные результаты лишь средством для достижения сугубо утилитарных целей. В профессиональной науке ученому позволяется делать заключения только в сфере узкого знания. К этому добавляется требование доведения производимых научных открытий до сведения научной общественности. Исследование не считается завершенным, если его результат не доложен на научном симпозиуме или не опубликован в научном журнале. Делая достигнутый им результат достоянием научного сообщества, ученый в какой-то мере отчуждает его от себя, а его коллеги получают возможность воспользоваться этим результатом для его критической оценки, чтобы на его основе осуществлять новые исследования. Кроме того, требуется, чтобы результаты деятельности ученого были изложены в учебниках, т. е. популяризированы, и получили прикладное применение. В отличие от профессиональной социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества. Поэтому ее можно охарактеризовать как социальную (или внешнюю) этику науки. При этом следует иметь в виду, что в реальной жизни ученых проблемы внутренней и внешней этики науки, профессиональной и социальной ответственности бывают тесно переплетены между собой. Интерес к проблемам социальной ответственности ученых возник уже давно, однако в последние 20–25 лет эта область изучения науки предстала в совершенно ином свете. Вплоть до сер. XX столетия проблемы социальной ответственности науки и ученых не были объектом систематического изучения. Сегодня социальная ответственность ученых – это фактор, определяющий тенденции развития науки, отдельных дисциплин и исследовательских направлений. Для ученых представляет интерес не только техническая проблема обеспечения и поддержания мира, но и важная задача образования и просвещения (Эйнштейн А. Наука и цивилизация). Наука связана с жизненным миром ученого, а значит, являющийся ученому мир представляется ему a priori таким, каким он может быть познан. В современном обществе стала общепринятой практика коммерческого использования результатов научных исследований, поэтому их обнародование перед научным сообществом порождает у ученых серьезные трудности правового характера. Возникшую проблему не решают и официальные процедуры патентования научных достижений. Несмотря на то, что существенно расширяется доступ ученых к общественным ресурсам, вместе с тем перед научным сообществом возникают такие проблемы, к решению которых нормативно-ценностная система науки пока еще не смогла приспособиться. А. В. Севастеенко

Источник: История философии науки и техники.



Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
156.65 кб

Католические ученые о метафизике

Суркова Людмила Вениаминовна, Яковлев Юрий Юрьевич
In this article the authors consider materials of the Third World Metaphysical Congress. It was held in Roma in 2006 (July 6-9).
Читать PDF
155.24 кб

2003. 01. 010. Вейт-браус И. Ученые и политика академи-ческих дисциплин в Германии конца XIX В. : Э.

Виноградова Т. В.
Читать PDF
235.45 кб

“Учёные записки Казанского университета” дореволюционного периода как отражение становления казанско

Серебряков Фаниль Фагимович
В статье рассматривается вопрос о том, в каком смысле и до какой степени “Учёные записки Казанского университета” являются индикатором становления казанской университетской философии (если учесть, что значительные работы многих её
Читать PDF
63.92 кб

Современные учёные о Елене Ивановне Рерих

Академики РАН – Б.В. Раушенбах, А.Л. Яншин, В.А. Коптюг, академик РАЕН Л.В. Шапошникова и другие ученые о вкладе Е.И. Рерих в мировую культуру.
Читать PDF
2.75 мб

Якутские учёные на VII Всероссийском философском конгрессе

А. Г. Пудов
Читать PDF
216.92 кб

Наука: ученые, фальсификаторы и плагиаторы

Мухина Валерия
Обсуждаются: наука; условия развития интеллектуального потенциала цивилизационного общества; сущность научного знания; творчество как непрерывное рождение нового знания; творчество и творческий экстаз; открытия и переоткрытия в на
Читать PDF
10.97 мб

Радикальная наука. Способны ли ученые на общественный протест?

Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э.
В статье выявляются несколько типов новообразующегося протестного движения, кристаллизующегося вокруг тем автономии и защиты собственных интересов и перспектив научной системы коммуникации.
Читать PDF
244.99 кб

Ученые и философы о совместимости науки и религии

Наталья Григорьевна Баранец, Андрей Борисович Верёвкин
Познавательный конфликт между учеными и теологами развивается и в новом веке, вопреки усилиям по его разрешению. В статье проанализированы разные примирительные позиции, пытающиеся преодолеть конфликт между наукой и религией.
Читать PDF
212.03 кб

О работе шестой Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов, докторантов и молодых учены

Станковский И. В., Мурадова Н. М.
Читать PDF
211.73 кб

К. Ф. Жаков ученый, философ, пропагандист

Жеребцов Игорь Любомирович, Мифтахова О. Р.
Читать PDF
66.25 кб

А. А. Зиновьев как ученый и философ

Степин Вячеслав Семенович
Читать PDF
484.45 кб

Молодой ученый: перед проблемой свободы самоформирования

Скворцов Л. В.
Читать PDF
196.25 кб

П. А. Кропоткин - ученый и мыслитель

Кассиров А. Г.
Статья посвящена ученому-географу П.А. Кропоткину, который как философ осмыслил необходимость взаимосвязи физической и экономической географии.
Читать PDF
187.82 кб

Сергей Владимирович Илларионов: ученый, мыслитель, человек

Семенов Ю.И.
Читать PDF
239.72 кб

Михаил Иванович Каринский: философ, логик, ученый

Цвык И.В.

Похожие термины:

  • МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ

    научные, научно-педагогические и инженерно-технические работники, аспиранты, магистранты, стажеры, соискатели с высшим образованием до 35 лет включительно, научно-ориентированные студенты, занима
  • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ

    одно из традиционных названий научных, научно-образовательных периодических изданий, публикующих оригинальные научные результаты (обзорные и актуальные статьи, краткие научные сообщения) из раз
  • ХРИСТИАНСКИЙ УЧЕНЫЙ

    Недавно созданный термин для обозначения практиков искусства целения волею. Это неправильное определение, так как буддист или еврей, индус или материалист может применять эту новую форму Западно
  • УЧЁНЫЙ СЕКРЕТАРЬ

    (в научных организациях) – возглавляет подготовку предложений по сводным перспективным и годовым планам научных исследований и разработок, а также осуществляет координацию тематических планов
  • УЧЁНЫЙ СОВЕТ

    коллегиальный орган руководства деятельностью научной организации. Координирует основные направления научно-исследовательской работы, подготовки специалистов и аттестации научных и научно-пе
  • История наук и ученых на протяжении двух столетий

    «ИСТОРИЯ НАУК И УЧЕНЫХ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДВУХ СТОЛЕТИЙ» А. ДЕКАНДОЛЯ (Candolle A. de. Histoire des sciences et des savants depuis deux siecles. Geneve; Lyon, 1873). — Альфонс Декандоль — крупный ботаник 19 в. Он был одним из первых, кто по достои
  • ДОМ УЧЁНЫХ

    клубное учреждение научных работников, место неформального общения и отдыха научной общественности в специально выделенном для этих целей отдельном здании. Практика создания Домов ученых получ
  • СОВЕТ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

    объединения молодых ученых, создаваемые при вузах, академиях, НИИ, крупных научных центрах и лабораториях, главная цель деятельности которых – разносторонняя поддержка научной, одаренной и творч
  • ТИПОЛОГИЯ УЧЁНЫХ

    условная градация типов ученых, в зависимости от социальных, культурных, психологических, личностных характеристик. Американский психолог Альберт Кац выделил 4 типа ученых: -«Инициаторы» – облад
  • философия сознания глазами ученых

    ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ — концепции физиков, математиков, нейробиологов, посвященные объяснению феномена сознания. Еще сравнительно недавно мало кто из них интересовался проблемой со
  • ФОРМЫ МИРООТНОШЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ УЧЕНЫХ: ПАНТЕИЗМ ПАНЕНТЕИЗМ ТЕИЗМ И ДЕИЗМ

    Пантеизм (от греч. pan – все и theos – бог; бог во всем) провозглашает, что Бог создал мир из своей субстанции. В таком случае мир принципиально тождествен Богу и должен был уже заранее содержаться в нем,
  • КОММУНИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ УЧЕНЫХ

    поведение индивидуального исследователя, его заинтересованность в контактах с коллегами в разные периоды его работы над определенной проблемой. Наблюдения показывают, что поведение ученого, его
  • ПРАВИЛА ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЁНЫХ СТЕПЕНЕЙ

    определяют правовые основы оценки квалификации научных и научно-педагогических работников и критерии, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени доктора и
  • ПРАВИЛА ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ

    определяют порядок присвоения ученых званий профессора и доцента лицам, которые имеют глубокие профессиональные знания и достижения в научной и научно-педагогической деятельности. Единую госуд
  • СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (УЧЁНЫХ)

    специализация ученых, ее характер имеют общие черты со специализацией в др. видах общественного труда. Но в науке она имеет существенные отличия со сферой материального производства и сближается