УЧЕНЫЕ

Найдено 1 определение
УЧЕНЫЕ
категория, характеризующая людей, которые профессионально занимаются научной деятельностью. В обществе существует принятая квалификация категории ученых людей. Ученая степень обозначает научную квалификацию в определенной отрасли знания и, как правило, присуждается после прохождения соответствующих этапов обучения в высшем учебном заведении или по завершении образования в исследовательском подразделении научного учреждения и публичной защиты специальной научной работы. В университетах России единые правила присуждения ученой степени магистра и доктора действовали с 1819 по 1917 г. В СССР с 1937 г. были установлены степени кандидата и доктора наук. С 1992 г. в Российской Федерации вводится принятая во многих странах система ученых степеней: бакалавр, магистр, доктор, охватывающая около 20 отраслей знания. Ученое звание присваивается преподавателям высших учебных заведений и научным работникам (как правило, с учеными степенями) в зависимости от научной квалификации и сложности решаемых творческих задач. По ученому званию называются также должности в образовательных и научных учреждениях, занимаемые по конкурсу и по контракту. Система ученых званий – профессор и доцент – утвердилась в западноевропейских университетах в к. XVI в. В России эти звания были утверждены в XVIII–XIX вв. В РФ в университетах приняты ученые звания профессора и доцента, в академических институтах – ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника и др. (система оформилась в СССР в 1920–1930-е гг.).
Исторические корни обозначения ученых как отдельной категории людей с особого рода деятельностью можно проследить со времен Античности. О деле ученых рассуждал еще Демокрит. В текстах Платона понятие «ученые» приобретает различные черты, нередко встречается словосочетание «ученые мудрецы». У Аристотеля мы встречаем отдельный термин «ученые» (logioi), обозначающий людей, владеющих знанием. В новой истории западного общества термин «ученые» приобрел значение лишь в отношении специального вида профессиональной деятельности: ученый расценивается как представитель национального и дисциплинарного научного сообщества, который реализует ценности и нормы науки в целом, – такой подход получил развитие с возникновением Лондонского королевского общества (1662) и Парижской академии наук (1666). Ученые как социальная категория людей могут быть рассмотрены в нескольких аспектах. Во-первых, будучи отдельным классом, они занимают особое место в культуре разных обществ, и отношение к ним исторически менялось. Фигура ученого в культуре всегда имела ценностное (позитивное или негативное) значение. В различные эпохи отношение к ученым формировалось в зависимости от того, какое место отводилось науке в жизни общества. Значительную роль здесь играл и вид государственности. В демократических государствах ученымнаставникам отводится весомая роль, существование государства подобного типа предполагает усиленные умственные занятия на разных уровнях. В государствах с авторитарным режимом ценность ученых намеренно занижалась. Ученые люди рассматривались лишь как деталь общего государственного механизма и должны были функционировать в соответствии с заданным регламентом. Во-вторых, оценка деятельности ученого предполагает принятие во внимание ряда критериев, по которым оценивался научный продукт. В современную эпоху научная деятельность рассматривается как целенаправленная деятельность. Ученый осуществляет постановку цели и выбор средств к ее достижению, что всегда влечет за собой выход за пределы мира сущего в мир должного. Научно-познавательная деятельность ученого подвергается ценностным и моральным оценкам. Наличие противоположно направленных нормативных требований, т. е. норм и «контрнорм», на которые ориентируются ученые в своей деятельности, зачастую придают научной деятельности статус амбивалентности. Об этом пишет Р. Мертон в работе «Амбивалентность ученого» (1965). Амбивалентность деятельности ученого имеет двоякое выражение и касается самой процедуры научного открытия. От ученого как члена научного сообщества требуется как можно быстрее делать полученные им результаты доступными для коллег. Вместе с тем он должен тщательно проверить эти результаты перед их публикацией. Ученый должен быть восприимчивым по отношению к новым идеям, но не должен слепо подчиняться интеллектуальной моде. В-третьих, деятельность ученого в обществе носит адаптивный характер. Ученый во всех видах своей деятельности вынужден адаптироваться к изменениям в культуре и социальной среде, проявлять гибкость, поскольку нормативно-ценностная структура науки не является жесткой. На первый план выходят человеческие характеристики научного познания, которые выражаются не только в том, что оно осуществляется человеком, но и в том, что оно осуществляется для человека. Здесь имеются в виду не только возможности практически-прикладного использования результатов деятельности ученого, но и то, что знание, которое он получает, по своим свойствам должно быть таким, чтобы его коллеги могли усвоить, воспринять и использовать. Вовлеченность ученого во взаимодействие с другими людьми сказывается на природе научного знания, которое должно быть соразмерно человеку. Узкая трактовка социальной роли ученого как всего лишь носителя специализированного знания, которому, ради достижения объективной истины, закрыт доступ в сферу ценностей (исключая, конечно, специфические ценности научной профессии), возникает только на определенной стадии развития науки, в соответствующих социальноисторических условиях, при специфическом характере взаимодействия науки и общества – в эпоху Нового времени.
В допрофесси опальной науке ученый был вправе высказываться по достаточно широкому кругу вопросов, и это было обусловлено общепринятой трактовкой предназначения ученого, его роли в обществе. В самосознании ученого заметное место занимали просветительские моменты. Человек науки воспринимал себя носителем необходимого людям истинного знания, способного искоренить невежество и предрассудки. Ученый видел в науке гуманизирующую силу, отказываясь считать полученные результаты лишь средством для достижения сугубо утилитарных целей. В профессиональной науке ученому позволяется делать заключения только в сфере узкого знания. К этому добавляется требование доведения производимых научных открытий до сведения научной общественности. Исследование не считается завершенным, если его результат не доложен на научном симпозиуме или не опубликован в научном журнале. Делая достигнутый им результат достоянием научного сообщества, ученый в какой-то мере отчуждает его от себя, а его коллеги получают возможность воспользоваться этим результатом для его критической оценки, чтобы на его основе осуществлять новые исследования. Кроме того, требуется, чтобы результаты деятельности ученого были изложены в учебниках, т. е. популяризированы, и получили прикладное применение. В отличие от профессиональной социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества. Поэтому ее можно охарактеризовать как социальную (или внешнюю) этику науки. При этом следует иметь в виду, что в реальной жизни ученых проблемы внутренней и внешней этики науки, профессиональной и социальной ответственности бывают тесно переплетены между собой. Интерес к проблемам социальной ответственности ученых возник уже давно, однако в последние 20–25 лет эта область изучения науки предстала в совершенно ином свете. Вплоть до сер. XX столетия проблемы социальной ответственности науки и ученых не были объектом систематического изучения. Сегодня социальная ответственность ученых – это фактор, определяющий тенденции развития науки, отдельных дисциплин и исследовательских направлений. Для ученых представляет интерес не только техническая проблема обеспечения и поддержания мира, но и важная задача образования и просвещения (Эйнштейн А. Наука и цивилизация). Наука связана с жизненным миром ученого, а значит, являющийся ученому мир представляется ему a priori таким, каким он может быть познан. В современном обществе стала общепринятой практика коммерческого использования результатов научных исследований, поэтому их обнародование перед научным сообществом порождает у ученых серьезные трудности правового характера. Возникшую проблему не решают и официальные процедуры патентования научных достижений. Несмотря на то, что существенно расширяется доступ ученых к общественным ресурсам, вместе с тем перед научным сообществом возникают такие проблемы, к решению которых нормативно-ценностная система науки пока еще не смогла приспособиться. А. В. Севастеенко

Источник: История философии науки и техники.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Католические ученые о метафизике

Суркова Людмила Вениаминовна, Яковлев Юрий Юрьевич
In this article the authors consider materials of the Third World Metaphysical Congress. It was held in Roma in 2006 (July 6-9).
Читать PDF
0.00 байт

2003. 01. 010. Вейт-браус И. Ученые и политика академи-ческих дисциплин в Германии конца XIX В. : Э.

Виноградова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

“Учёные записки Казанского университета” дореволюционного периода как отражение становления казанско

Серебряков Фаниль Фагимович
В статье рассматривается вопрос о том, в каком смысле и до какой степени “Учёные записки Казанского университета” являются индикатором становления казанской университетской философии (если учесть, что значительные работы многих её
Читать PDF
0.00 байт

Современные учёные о Елене Ивановне Рерих

Академики РАН – Б.В. Раушенбах, А.Л. Яншин, В.А. Коптюг, академик РАЕН Л.В. Шапошникова и другие ученые о вкладе Е.И. Рерих в мировую культуру.
Читать PDF
0.00 байт

Наука: ученые, фальсификаторы и плагиаторы

Мухина Валерия
Обсуждаются: наука; условия развития интеллектуального потенциала цивилизационного общества; сущность научного знания; творчество как непрерывное рождение нового знания; творчество и творческий экстаз; открытия и переоткрытия в на
Читать PDF
0.00 байт

Радикальная наука. Способны ли ученые на общественный протест?

Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э.
В статье выявляются несколько типов новообразующегося протестного движения, кристаллизующегося вокруг тем автономии и защиты собственных интересов и перспектив научной системы коммуникации.
Читать PDF
0.00 байт

Якутские учёные на VII Всероссийском философском конгрессе

А. Г. Пудов
Читать PDF
0.00 байт

Ученые и философы о совместимости науки и религии

Наталья Григорьевна Баранец, Андрей Борисович Верёвкин
Познавательный конфликт между учеными и теологами развивается и в новом веке, вопреки усилиям по его разрешению. В статье проанализированы разные примирительные позиции, пытающиеся преодолеть конфликт между наукой и религией.
Читать PDF
0.00 байт

К. Ф. Жаков ученый, философ, пропагандист

Жеребцов Игорь Любомирович, Мифтахова О. Р.
Читать PDF
0.00 байт

Размышления об этическом кодексе ученых

Белкина Надежда Андреевна
В статье раскрывается значение этического кодекса ученых; внутренние противоречия, не позволяющие однозначно принимать его официальную версию; а также пути разрешения этих противоречий в пользу принятия и реализации нравственных н
Читать PDF
0.00 байт

Обсуждение энциклопедии в Клубе ученых «Глобальный мир»

Читать PDF
0.00 байт

О работе второй научной конференции студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых «Философия и

Чистякова С. С.
Читать PDF
0.00 байт

А. А. Зиновьев как ученый и философ

Степин Вячеслав Семенович
Читать PDF
0.00 байт

Идея сообщества ученых и ее религиозный смысл в русской мысли конца XIX века: вопрос о коммуникативн

Антонов Константин Михайлович
Участие мыслителей круга Вл.
Читать PDF
0.00 байт

П. А. Кропоткин - ученый и мыслитель

Кассиров А. Г.
Статья посвящена ученому-географу П.А. Кропоткину, который как философ осмыслил необходимость взаимосвязи физической и экономической географии.

Похожие термины:

  • МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ

    научные, научно-педагогические и инженерно-технические работники, аспиранты, магистранты, стажеры, соискатели с высшим образованием до 35 лет включительно, научно-ориентированные студенты, занима
  • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ

    одно из традиционных названий научных, научно-образовательных периодических изданий, публикующих оригинальные научные результаты (обзорные и актуальные статьи, краткие научные сообщения) из раз
  • История наук и ученых на протяжении двух столетий

    «ИСТОРИЯ НАУК И УЧЕНЫХ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДВУХ СТОЛЕТИЙ» А. ДЕКАНДОЛЯ (Candolle A. de. Histoire des sciences et des savants depuis deux siecles. Geneve; Lyon, 1873). — Альфонс Декандоль — крупный ботаник 19 в. Он был одним из первых, кто по достои
  • философия сознания глазами ученых

    ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ — концепции физиков, математиков, нейробиологов, посвященные объяснению феномена сознания. Еще сравнительно недавно мало кто из них интересовался проблемой со
  • ХРИСТИАНСКИЙ УЧЕНЫЙ

    Недавно созданный термин для обозначения практиков искусства целения волею. Это неправильное определение, так как буддист или еврей, индус или материалист может применять эту новую форму Западно
  • ДОМ УЧЁНЫХ

    клубное учреждение научных работников, место неформального общения и отдыха научной общественности в специально выделенном для этих целей отдельном здании. Практика создания Домов ученых получ
  • ФОРМЫ МИРООТНОШЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ УЧЕНЫХ: ПАНТЕИЗМ ПАНЕНТЕИЗМ ТЕИЗМ И ДЕИЗМ

    Пантеизм (от греч. pan – все и theos – бог; бог во всем) провозглашает, что Бог создал мир из своей субстанции. В таком случае мир принципиально тождествен Богу и должен был уже заранее содержаться в нем,
  • КОММУНИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ УЧЕНЫХ

    поведение индивидуального исследователя, его заинтересованность в контактах с коллегами в разные периоды его работы над определенной проблемой. Наблюдения показывают, что поведение ученого, его
  • ПРАВИЛА ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЁНЫХ СТЕПЕНЕЙ

    определяют правовые основы оценки квалификации научных и научно-педагогических работников и критерии, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени доктора и
  • ПРАВИЛА ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ

    определяют порядок присвоения ученых званий профессора и доцента лицам, которые имеют глубокие профессиональные знания и достижения в научной и научно-педагогической деятельности. Единую госуд
  • СОВЕТ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

    объединения молодых ученых, создаваемые при вузах, академиях, НИИ, крупных научных центрах и лабораториях, главная цель деятельности которых – разносторонняя поддержка научной, одаренной и творч
  • СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ (УЧЁНЫХ)

    специализация ученых, ее характер имеют общие черты со специализацией в др. видах общественного труда. Но в науке она имеет существенные отличия со сферой материального производства и сближается
  • ТИПОЛОГИЯ УЧЁНЫХ

    условная градация типов ученых, в зависимости от социальных, культурных, психологических, личностных характеристик. Американский психолог Альберт Кац выделил 4 типа ученых: -«Инициаторы» – облад
  • УЧЁНЫЙ СЕКРЕТАРЬ

    (в научных организациях) – возглавляет подготовку предложений по сводным перспективным и годовым планам научных исследований и разработок, а также осуществляет координацию тематических планов
  • УЧЁНЫЙ СОВЕТ

    коллегиальный орган руководства деятельностью научной организации. Координирует основные направления научно-исследовательской работы, подготовки специалистов и аттестации научных и научно-пе