ТИПОЛОГИЯ УЧЁНЫХ

Найдено 1 определение
ТИПОЛОГИЯ УЧЁНЫХ
условная градация типов ученых, в зависимости от социальных, культурных, психологических, личностных характеристик. Американский психолог Альберт Кац выделил 4 типа ученых:
-«Инициаторы» – обладают «быстрым» умом: у них возникает множество удачных идей, но они не любят обдумывать детали и придавать мыслям строгую, законченную форму. Они серьезны, вдумчивы, но, имея большие амбиции, бывают тщеславны и заносчивы.
-«Методологи» – в наибольшей степени наделены творческими способностями. Они эмоциональны, непринужденны в общении и более социабельны по сравнению с представителями др. групп.
-«Исполнители» – спокойны и обязательны, но они имеют более низкие КИ (коэффициент интеллекта). Их талант состоит в умении решать уже поставленные проблемы, а не в выдвижении новых.
-«Эстеты» – производят наиболее неприятное впечатление на окружающих. Недисциплинированные, надменные и замкнутые. Их не интересуют события, происходящие вокруг них. Тем не менее, они обладают даром извлекать смысл из того, что на первый взгляд кажется бессмыслицей и хаосом. Они любят простоту и предпочитают работать над теми проблемами, которые могут иметь элегантное и строгое решение.
Наиболее часто встречается двоичная типология ученых: «новаторы» и «адаптаторы».
-Новаторы, столкнувшись с проблемой, не так методичны и добросовестны в своей работе, как адаптаторы, их мышление менее упорядоченно. Пренебрегая мнением группы и традициями прошлого, они зачастую совершают «интуитивные скачки» за рамки устоявшихся представлений. Новаторы всегда пытаются взглянуть на проблему под новым углом зрения, разрушая привычные представления о способах ее решения.
-Адаптаторы придают гораздо большее значение последовательности и постоянству своих взглядов. Избрав однажды определенную теоретическую модель, они систематично разрабатывают ее, не совершая в ней радикальных перемен, преобразований и не переключаясь на др. теории, даже если их преимущество очевидно. Новаторы наоборот – с легкостью переходят от одной теоретической схемы к другой, приводя самые неожиданные аналогии.
Зачем вообще нужна типология ученых? Она необходима при решении задач управления научным коллективом – как сделать так, чтобы собранные под одной крышей талантливые ученые не только не утратили своей индивидуальности, но и, напротив, в наибольшей степени раскрыли ее в общении с др. талантами?
Анализ ролевых структур исследовательских коллективов показал, что наиболее эффективные группы ученых обладали полным набором следующих шести ролей:
-«Генератор» – формулирует проблему и намечает возможные пути ее решения.
-«Организатор» – осуществляет разработку конкретной исследовательской программы.
-«Критик» – выявляет наиболее слабые места предложенных вариантов решения проблемы.
-«Эксперт» – выносит оценку каждому пройденному этапу исследования и определяет перспективы дальнейшего продвижения вперед.
-«Коммуникатор» – обеспечивает эффективный информационный обмен внутри группы и ее связь с др. исследовательскими коллективами.
-«Антрепренер» – доводит полученные результаты до стадии практической реализации.
Часто один человек играет сразу несколько ролей. Но главное – чтобы все эти роли были сыграны, и вовремя.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
331.35 кб

Типология и факторы «Портфелей работ» российских ученых

Кулакова Анна Владимировна, Рощина Яна Михайловна
В статье представлены результаты исследования вторичной занятости научных сотрудников в постсоветской России, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ в 2007 г.