ФОРМЫ МИРООТНОШЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ УЧЕНЫХ: ПАНТЕИЗМ ПАНЕНТЕИЗМ ТЕИЗМ И ДЕИЗМ

Найдено 1 определение
ФОРМЫ МИРООТНОШЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ УЧЕНЫХ: ПАНТЕИЗМ ПАНЕНТЕИЗМ ТЕИЗМ И ДЕИЗМ
Пантеизм (от греч. pan – все и theos – бог; бог во всем) провозглашает, что Бог создал мир из своей субстанции. В таком случае мир принципиально тождествен Богу и должен был уже заранее содержаться в нем, иначе Бог не смог бы создать его из себя. Тогда Бог мыслится растворенным в физическом мире, и не может стоять вопроса о начале момента созидания мира. Мир есть Бог, но Бог не есть мир, поскольку Бог не смешивается с материей. Плотин, например, полагал, что мир отличен от Бога больше по действию, чем по существу. Термин «пантеист» был введен английским философом Дж. Толандом в 1705 г., а термин «пантеизм» – его противником нидерландским теологом Й. Фаем в 1709 г. Само же учение, еще не обозначенное словом «пантеизм», существует с незапамятных времен и в первую очередь присуще многим восточным религиям, например, индуизму. Некоторые теологи настойчиво подчеркивают: пантеизм вовсе не означает, что все существующее есть Бог; пантеизм – это учение о том, что Бог является субстанцией или сущностью всех вещей. Учение пантеизма есть религиозный натурализм, поскольку оно обожествляет природу.
Выделяют две формы пантеизма: 1) теомонистический пантеизм, который лишает мир автономии и наделяет бытием только Бога; 2) физиомонистический пантеизм, для которого Бог не имеет собственного бытия, а природа и есть Бог. Расцвет пантеизма в Западной Европе относится к ХVI – началу ХVII вв. Так, Дж. Бруно полагал, что природа есть не что иное, как Бог в вещах; Бог – единственная и собственная (внутренняя) сущность физического мира. «Бог» пантеистов лишен личностных свойств и трактуется как вечный мировой дух, скрытый в каждой вещи и в каждом живом существе. Он не гневается, не радуется, не говорит и совечен физическому универсуму. Его не представляют развоплощенным и имеющим бытие до всякого материального существования. Пантеист мыслит «природу творящую» в форме некой активной сущности, скрытой под телесной оболочкой явления, а само явление – как «природу сотворенную». Можно назвать такую модель взаимосвязи сущности и явления «моделью ореха»: сущность есть ядро ореха, а явление – оболочка, скорлупа, фанерон. Тогда существо творения заключается в откровении, вскрытии ранее скрытого, выявлении сокровенного. Считается, что мир не происходит из «ничего», а проистекает из безличностного Бога как вечной сущности. Коль скоро пантеизм «помещает» Бога непосредственно внутрь каждого из нас, то мы можем знать о Нем прямо, безо всяких посредников (Писания, церкви, священников, обрядности, логических доказательств и т. п.). «Модель ореха» так или иначе заимствована некоторыми светскими методологами, размышляющими над природой человеческого творчества и заключающими, что суть всякого творчества заключается в откровении, открытии. При таком понимании творчество не есть созидание чего-то нового, но представляет собой обнаружение уже существующей сущностной реальности (например, объективного закона природы). Творчество аналогично раскалыванию ореха, когда добираются до его ядра. Эта модель творчества не универсальна и преимущественно годится для объяснения особенностей научно-теоретической деятельности: вершиной творчества ученого обычно считается открытие фундаментального закона природы, растворенного в многообразии явлений и предопределяющего их. Панентеизм. Промежуточной между пантеизмом и теизмом является идея панентеизма (от греч. pan en theos – все в боге). Согласно этому учению сотворенный мир целиком пребывает в Боге, но Бог не полностью растворен в физическом мире и пребывает также за пределами вселенной. Одно из разъяснений панентеизма таково: мир конечен, а Бог бесконечен и потому «содержит» в себе все; «несубстанциально» присутствуя в космосе, Бог поддерживает все компоненты мира через свои нетварные энергии. Графически это можно изобразить так: в большом круге («Бог») находится малый круг («физический мир»), причем малый круг ни одной своей точкой не выходит за пределы большого круга.
Согласно панентеизму, Бог обладает личностным бытием. Немецкий философ К. Ф . Краузе, который ввел в 1828 г. термин «панентеизм», стремился преодолеть логические парадоксы пантеизма путем синтеза пантеизма и теизма: мир покоится в Боге и является способом проявления Бога. Краузе вел речь не о том, что все есть Бог, а лишь утверждал, что мир как целое содержится в Боге. Парадоксальность пантеизма заключается в следующем. Во-первых, пантеизм, говоря о совечности Бога и его творений, подрывает идею Бога как Творца, имеющего бытие до своих творений. Во-вторых, из пантеистической идеи эманации следуют странные выводы: а) Бог обязан непрерывно и в каждое мгновение истекать в мир, строя его из себя и постоянно расходуя на него свое содержание; б) мир уже выстроен в течение вечности во всем его многообразии, но Богу приходится снова и снова строить его. Возникает ли при этом в мире нечто принципиально новое, или эманация Бога только сохраняет прежнее творение? Невозможность прервать эманацию предполагает ограничение свободы Бога. Вместе с тем пантеизм отказывает в свободе воли и человеку, предопределяя все его действия проявлением Бога. Преодолевая эти парадоксы, панентеизм учит о несовпадении личностной и творящей сущности Бога; сотворенная природа не воплощает в своих специфических (физических) законах всей полноты бытия и первозаконов Творения. Любой фрагмент физического мира подчиняется законам двоякого рода – законам творящим и законам сотворенным. В Бхагавад-Гите, например, читаем: «Моя форма непроявлена, но Я насыщаю мир. Все существа пребывают во мне, но Я не покоюсь в них ... Моя активность не порабощает меня ... Я появляюсь как наблюдатель, отделяясь в середине этой работы. Природа дает рождение всем движущимся и неподвижным телам. Я надзираю. Вот как мир сохраняет свое вращение»181 .
Творимая природа представляет собой продукт двух сущностей, и такую модель связи сущности и явления хочется назвать «моделью кентавра». При таком понимании физическое явление – это общая оболочка, под которой взаимно отражаются две разные сущности. Светская философия и методология выводят из этой модели особую теорию творчества человека. Творчество видится как процесс целенаправленного изменения субъектом спонтанных естественных процессов, в результате чего из двух разных качеств образуется новое качество, эмерджент. В этом смысле новое – уникальное пересечение разных старых сущностей, итог изобретения, эксперимента, комбинации. Ход эксперимента зависит не только от субъекта, но и от неожиданностей естественного процесса. Например, поисковый эксперимент в науке может иметь много направлений и предполагает свободу выбора. Творчество, понимаемое в духе панентеизма, – это не столько открытие того, что уже существует, сколько свободное конструирование, изобретение. «Модель кентавра» прежде всего отвечает делу инженерии, и именно ее кладут в основание ряда теорий изобретательства и рационализации. Теизм. Термин «теизм» впервые употреблен Р. Кедвортом (1617–1688) – этим понятием английский философ обозначил древнюю религиозную традицию понимать Бога как Абсолютную Личность и как совершенно отделенное от творимого им мира бесконечное бытие. Мир не истекает из Бога и не находится в нем, но творится из ничего, ex nihilo, безо всяких наличных предпосылок и, следовательно, (по учению св. Иринея) не имеет материальной причины. Этот взгляд противоположен учению Аристотелю о том, что всякое творимое должно происходить из четырех начал (причин): вещества (causa materialis), формы (causa formalis), акта творения, т. е. из действующей причины (causa efficiens) и конечной цели (causa finalis). Идея творения из ничего, альтернативная идее порождения или создания из чего-либо, является нетривиальной и вряд ли проистекает из рутинного человеческого опыта. Благодаря трансцендентности Бога сотворенной природе его творчество всегда ново, т. е . порождает то, чего в принципе никогда не было. Физические вещи создаются не из уже заданного материального субстрата, их источник находится за пределами вселенной. О создании из ничего можно принять только волевое решение, от которого не требуется быть согласованным с нынешними законами природы (сохранения энергии, роста энтропии и пр.) . Более того, свободное сотворение 181 Бхагавад-Гита. 9 .4 –10. из ничего противоречит законам физики, идеям неизбежности и рока. А . С . Хомяков отмечал, что в языке религии свобода выражается творением, а необходимость – рождением. Православный богослов А. Нестерук так разъяснил теистическую идею контингентности мира (т. е. необходимо-случайную дуальность космоса): а) мир зависит от трансцендентного Бога, сотворившего вселенную в виде одного из возможных универсумов, и поддерживается Богом, таинственно присутствующим в нашем мире; б) мир предопределен быть свободным и развивается по законам собственной природы, отличающимся от сотворившего его божественного замысла. Поэтому между Богом и миром нет жесткой причинной связи, мир существенно случаен (не-необходим), а знание физических законов не позволяет ученым «заглянуть в Божественный Разум» и отыскать потустороннюю причину существования мира182 .
Теизм наиболее характерен для иудаизма, христианства и ислама. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ... ибо Он сказал,– и сделалось; Он повелел,– и явилось», – написано в «Ветхом Завете»183. Подобные идеи содержатся и в «Новом Завете»: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»184. Ежедневная молитва мусульманина гласит: «О Боже! Ты создал Свои создания, не видя им подобия. О Боже! Ты раскинул земли без всякой помощи». Бог творит мир Словом (Логосом), Абсолютным Желанием или Абсолютной Волей. Идея творения ex nihilo направлена против гностических учений о том, что материя создана не Богом-Спасителем, а низшими существами, и поэтому является либо злом, либо иллюзией. В контрасте с тезисом о предвечном существовании материи, который принижает творческие способности Бога, идея творения ex nihilo подразумевает, что, во-первых, Бог творит не только формы, но и содержание (а не просто соединяет предвечную форму и материю), и во-вторых, что мир, не будучи частью Бога, отличен от Бога и его не следует считать божественным. Св. Августин подчеркивал, что Творение – это вневременной акт, а вовсе не некое событие, случившееся «после чего-то», поскольку время было сотворено вместе с миром. Бог сохраняет мир благодаря тому, что его Творение есть акт непрерывный и продолжающийся. И греческие мыслители, и христиане утверждали, что мир упорядочен и познаваем. Вместе с тем греки считали, что единственно мыслимым может быть только объективно существующий миропорядок. Отсюда вывод: необходимость структуры космоса надо дедуцировать из неких первичных принципов. Напротив, библейская мысль признавала, что устройство космоса скорее случайно, нежели необходимо. Поскольку форма и содержание мироздания произвольно сотворены Богом, то не всякий возможный мир непременно должен походить на действительно воздвигнутый универсум. Следовательно, объяснение мира требует прежде всего научно-эмпирического исследования деталей его устройства, а вовсе не умозрительной натурфилософии. Сила творения из ничего заключена в энергии абсолютного Духа. Графически модель теизма легко представить себе в виде двух окружностей, соприкасающихся только в одной точке. Одна окружность – «Бог», вторая – «физический мир», а точка пересечения между ними – избранный проявитель Бога, посланник Бога. В христианстве это Богочеловек Иисус Христос, в исламе – череда пророков, завершающаяся Мохаммадом. По Тиллиху, монотеизм бывает трех типов: а) на границе политеизма и монотеизма возник монархический монотеизм (Бог-монарх управляет иерархией нижестоящих богов); б) мистический (Бог есть универсально-трансцендентное безличностное Единое, выходящее за пределы всякой конкретности); в) тринитарный (в живом Боге соединены универсально-предельное и личностно-конкретное). Сторонники теории процесса (А. Уайтхед, И. Барбур и др.) говорят о Боге как постоянном источнике новизны и порядка. С их точки зрения творение – это длительный и незавершенный процесс. Бог помогает – посредством случайностей в природе – появлению новых объектов, наделяет их порядком, структурой, свободой и оригинальностью. Деизм. От теизма следует отличать деизм (от лат. deus – бог), распространившийся в эпоху Просвещения. Термин «деизм» впервые был применен кальвинистами в ХVII в. Согласно родоначальнику деизма лорду Чербери (ХVII в.) Бог, сотворив мир, более не принимает в нем участия и не вмешивается в ход сотворенных физических законов; главная цель мироздания – быть местом обитания человека. Английский физик Р. Бойль (1743–1805) придумал аналогию мира с вечно идущими часами. Более века спустя эту аналогию актуализировал его соотечественник У. Пейли (1743–1805). Деисты придерживались рационализма, отвергали истолкования Библии в духе мистицизма и иррационализма. Видными деистами были Толанд, Вольтер, Лейбниц. В отличие от деизма, ограничивающего Творение одноразовым актом, теизм учит, что Бог продолжает созидать мир по Своему плану и провидит конечные цели и последний Суд. Божественная провиденция предполагает план спасения человека и установление Царства Божия, земного либо небесного. «До тех пор, пока в европейской культуре в основе представлений о природе лежала ортодоксальная тринитарная концепция, – пишет Л. М. Косарева, – ничто не могло разрушить антропоцентричность средневекового образа вселенной. И лишь после того, как из фундамента христианского мироздания было удалено представление о Сыне-богочеловеке как ипостаси, единосущной Отцу, Троица Афанасия была заменена единым Богом антитринитариев-деистов, «распались концы» старой вселенной. Ее заменил бесконечный однородный изотропный универсум, предельно чуждый антропоцентризму и антропоморфизму. Самый серьезный, решительный удар старой вселенной был нанесен антитринитарием Ньютоном: будучи связан еще с теологией, его образ мира уже не является христианским»185.
Понимание теистами взаимосвязи сущности и явления можно назвать «моделью чуда». Чудо видимо в своем проявлении, но рационально не выводимо из известных человеку законов сотворенной природы. Согласно этой модели истинное творчество заключается в неустанном созидании подлинно нового не путем опредмечивания своего собственного содержания (т. е. не путем эманации) и не путем комбинирования старых реалий (т. е. не путем изобретательства), а из «ничего» и исключительно благодаря силе духа. Не все теоретики считают природу Бога неизменной. Например, Э. Ренан отстаивал идею «Бога в становлении». Писатели, поэты, актеры творят словом или жестом, как бы из «ничего», и их обычно именуют «творческой интеллигенцией», противопоставляя им ученых и изобретателей. Понятно, что ни один человеческий гений (если он не Богочеловек) не в состоянии самостоятельно и в чистом виде реализовать на практике «модель чуда»; его творчество только аналогично чуду. Что же такое ничто как «материал», из которого исходит Бог? Д. В . Пивоваров

Источник: История философии науки и техники.