ТРИКАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРИКАЯ
Буквально «три тела». Одна из важнейших доктрин Махаяны и Ваджраяны, учение о Трех телах Будды. Когда бодхисаттва становится буддой, он переходит из «конкретного» (нирманакая) в «идеальное» (самбхогакая) тело; высшая ступень — «абсолютное» тело (дхармакая), воплощенное в Ади-будде («первоначальном будде»), из которого эманируют другие будды и бодхисаттвы.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

ТРИКАЯ
санскр.) — 3 тела или 3 способа бытия Будды. В хинаяне их обозначают терминами: 1) рупакая—видимое всем физическое тело, состоящее из 4 элементов; 2) нирманакая — «приобретенное (или феноменальное) тело», к-рое Будда мог принимать по своему желанию с помощью йогической силы, чтобы появляться перед своими адептами. 2 эти «тела» не считались реальными буддами, реальным Буддой называли 3) дхармакая — «тело закона», или «космическое тело» Будды, к-рое хинаянисты понимали как сумму всех присущих Просветленному качеств. В махаяне концепция «трех тел» получает дальнейшую разработку, благодаря к-рой она была включена в учение о процессе спасения и заняла более важное место в будд.учении. В махаяне «тела» Будды обозначаются терминами: 1) нирманакая, 2) самбхогакая — «тело блаженства (или наслаждения)»; 3) дхармакая — «тело закона». Последователи «Большой колесницы» учили, что нирманакая - это Будда-человек (напр., Гаутама), в образе к-рого «тело блаженства» проявляется в эмпирич. мире, когда Будда решает спасти мир. Нек-рые школы определяют нирманакая как иллюзорное явление вечной реальности. Будд. мифология говорит о существовании множества будд, т. к. Будда якобы неоднократно воплощался на земле в разных странах, где исповедуется буддизм. Чтобы как-то объяснить эту множественность, мадхьямиками было изобретено понятие «свабхавикакая» — «сущностное тело» Будды, за к-рым скрывается совокупность всех присущих Будде качеств. Смысл понятия «свабхавикакая» во многом смыкается со смыслом понятия «дхармакая»; в нек-рых текстах между ними прямо ставится знак равенства. Самбхогакая в махаяне — это Будда-бог, отражение «космического тела» в мире форм. В этой ипостаси Будда являет свое великолепие бодхисаттвам, толкует им непонятные доктрины, но сам он еще подчинен закону причинности или иллюзии. Дхармакая также получает в махаяне более филос. звучание, ибо понимается как универсум, персонификация истины, вечный закон, нирвана и подлинно реальный Будда, осознающий свою идентичность с Абсолютом и единство со всеми существами. Этот способ бытия Будды лежит уже за пределами иллюзии. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ТРИКАЯ
Санскр.) Букв., три тела или формы. Это исключительно
сложное учение, которое, все же, когда понято, объясняет тайну
всякой триады или троицы, и служит подлинным ключом к каждому
троякому метафизическому символу. В самой простой и понятной
форме это можно найти в человеческом Существе в его тройном
делении на дух, душу и тело, и во вселенной, рассматриваемой
пантеистически, как единство, составленное из Божественного,
чисто духовного Принципа, Божественных Существ - его
непосредственных лучей, и Человечества. Начало этого можно найти
в учениях доисторической Религии Мудрости, или Эзотерической
Философии. Величественный Пантеистический идеал, который из
неизвестной и непознаваемой Сущности превращается сначала в
субъективную, затем в объективную материю, находятся в основе
всех этих триад и троиц. Так, в философском Севеном Буддизме мы
находим: (1) Ади-Будду (или Предвечный Вселенский Разум); (2)
Дхиани-Будд (или Бодхисаттв); (3) Мануши (Человеческих) Будд. У
европейцев мы находим то же самое: Бога, Ангелов и Человечество,
теологически символизированное Богом-Человеком. Тримурти
Брахманизма, а также и тройное тело Шивы в Шиваизме - оба
рассматривались на той же основе, если даже и не полностью
совпадали с Эзотерическими учениями. Поэтому, нечего удивляться,
если оказывается, что эта концепция о тройном теле - или одеяниях
Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая, самая величественная
доктрина Эзотерической Философии - принята в более или менее
извращенном виде почти каждой религиозной сектой, и совершенно
неправильно истолкована востоковедами. Так, в своем общем смысле,
тройное тело символизирует статую Будды, его учения и его ступы;
в жреческих концепциях это относится к буддийскому обету веры,
называемому Триратна, что есть формула "прибегаю к Будде, Дхарме
и Сангхе". Народное воображение наделяет Будду вездесущностью,
ставя его, тем самым, на одну полку с антропоморфическим богом, и
понижая его до уровня родового божества; и, вследствие этого,
впадает в явные противоречия, как в Тибете и Китае. Так,
экзотерическая доктрина, похоже, учит, что, находясь в своем теле
Нирманакая (которое прошло через 100 000 коти преображений на
земле), он, Будда, в то же время есть Лочана (небесный
Дхиани-Бодхисаттва), в своем Самбхогакая "одеянии абсолютного
совершенства", и в Дхиане, или состоянии, которое должно отрезать
его от мира и всего связанного с ним; и, наконец, и в заключении,
он, будучи Нирманакая и Самбхогакая, кроме того еще и Дхармакая
"абсолютной чистоты", Вайрочана или Дхиани-Будда в полной
Нирване! (См. Эйтель, "Sanskrit-Chinese Dictionary".) Это -
мешанина непримиримых противоречий, которая миссионерами и
некоторыми востоковедами выдается за философские догмы Северного
Буддизма. И если это не уменьшенное искажение философии,
внушающей страх этим сторонникам религии, основанной на
неразрешимых противоречиях и охраняемых "тайнах", то тогда это
плод невежества. Так как Трайлокья, Трикая и Триратна суть
три аспекта одних и тех же концепций, и должны быть, так сказать,
слиты в одном, то этот вопрос дольше объясняется под каждым из
этих терминов. (См. в этом отношении также термин "Тришарана".)

Источник: Теософский словарь

Похожие термины:

  • ТРИКАЙЯ ТРИКАЯ

    сс. Три тела. Триединство. Троица. Три тела космического Будды. Первоначально существовало представление о двуединстве тел Будды, физического (рупакайя, рупакая) и духовного, призрачного (нирманак
  • ТРИКА

    направление тантрического шиваизма, развивалось в основном в Кашмире (отсюда второе название — «кашмирский шиваизм») начиная с VIII в. Термин Т. обозначает совокупность трех категорий (например, Ши
  • ТРЙКА, ТРИКАШАСАНА

            шиваитская секта, основанная в Кашмире Васугуптой (770—830). К X в. сложилась как комплексная мистико-психологич. система. Ее название обусловлено тем, что она опиралась на три гл. принципа:   
  • ТРИКАЙЯ

    (санскр. tri-ka–ya, тиб. sku gsum, три Тела) — название махаянской доктрины, гласящей, что единое вселенское и вездесущее Тело Будды (Буддха-кайя) постигается существами трояко. Во-первых, наиболее духовно