ТРИКА
ТРИКА
направление тантрического шиваизма, развивалось в основном в Кашмире (отсюда второе название — «кашмирский шиваизм») начиная с VIII в. Термин Т. обозначает совокупность трех категорий (например, Шива — Шакти — душа и другие). Литература Т. состоит из трех разделов: агама, спанда, пратьябхиджня. К разделу агамы относятся некоторые оригинальные тантры, особенно важны «Малинивиджая», «Сваччханда», «Виджнянабхайрава». Спанда, скорее, подшкола в рамках Т., ее основной текст — «Спанда-карики» Каллатабхатты (IX в.). Она развивает идею абсолютного как универсальной вибрирующей энергии — спанды. Эта подшкола тесно переплетается с наиболее развитой в философском отношении пратьябхиджней (букв, «узнавание»), основателем которой был Васугупта (VIII—IX вв.), автор «Шива-сутр». Крупнейший представитель пратьябхиджни и Т. в целом — Абхинавагупта (X-XI вв.). Расцвет Т. пришелся на IX-XII вв., после чего школа постепенно пришла в упадок и фактически исчезла. Т. — идеалистическая монистическая система. Основой мироздания мыслится высшее чистое Сознание, которое и пронизывает весь мир, и одновременно находится за его пределами. Это Сознание есть соединение двух неразделимых аспектов — Шивы и Шакти, которые понимаются как чистый божественный свет (пракаша) и динамичное самоосознание (вимарша) соответственно. Это два вечных, абсолютно свободных принципа бытия, дающие начало процессу творения и остающиеся после разрушения. Из них одна за другой проявляются другие 34 ступени бытия. Вначале выделяются 3 «чистые» ступени, в которых нет разрыва между субъективной и объективной частями опыта. Затем под влиянием затмевающей силы майи выделяются 6 «чисто-нечистых» ступеней, божественное совершенство ограничивается и появляется возможность окончательного расщепления «я» и «не-я». После этого эволюция мира идет по схеме, описанной санкхьей. Это 25 «нечистых» ступеней. После проявления последней, 36-й ступени (стихия земли) формируется обычный физический мир. В реальности душа идентична Шиве как высшему божественному принципу, и необходима духовная практика, чтобы человек «узнал» это свое тождество. В процессе такой практики человек удаляет три вида духовных препятствий: карму (последствия своих действий), майю (неверные различения и отождествления) и анаву (ощущение своей особости), становясь свободным. В системе Т. велика роль гуру который вызывает нисхождение божественной милости на ученика. Элементы Т. использует в своей теории и практике современная сиддха-йога.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм