Этим именем себя называли многие мистики различных
периодов истории. Неоплатоники Александрии были теософами;
алхимики и каббалисты средневековья назывались так же; это
относится и к мартинистам, квиетистам и другим видам мистиков,
либо действующих независимо, либо объединенных в братство или
общество. Все истинные приверженцы божественной Мудрости и
Истины имели и имеют больше права на это имя, чем те, которые,
присвоив себе это название, живут и действуют вопреки принципам
Теософии. Как обрисовано Братом Кеннетом Р.Маккензи, теософы
прошлых столетий - "чистые теоретики, не основывавшие школ, все
же оказали безмолвное влияние на философию; и, без сомнения,
когда наступит время, многие идеи, предложенные, таким образом,
бессловесно, могут дать новые направления человеческой мысли.
Один из путей, по которым эти доктрины достигали не только
авторитета, но и силы, был через определенных ревнителей в высших
степенях Масонства. Все же эта сила в значительной степени угасла
вместе с его основателями, и современное франкмасонство содержит
мало следов теософического влияния. Какими бы точными и
прекрасными ни были некоторые мысли Сведенборга, Пернетти,
Пасквали, Сен Мартена, Маркони, Рагона и Шастанье, они оказывают
лишь слабое непосредственное воздействие на общество." Это верно
в отношении теософов предыдущих трех столетий, но не современных.
Ибо теософы нынешнего столетия уже оставили зримый отпечаток на
современной литературе, и возбудили среди наиболее интеллигентных
слоев человечества желание и рвение к какой-либо философии вместо
слепой догматической веры прошлого. Такова разница между прошлой
и современной Теософией.
0.00 байт
Буддизм в теософии Е. П. Блаватской: к проблеме «Философского изобретения»
Статья посвящена одному из интересных философских явлений конца XIX начала XX вв. теософии. Опираясь на работу известного русского философа-неокантианца И.И.