ТЕОСОФИЯ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТЕОСОФИЯ
(от греч. theos — бог и sophia — мудрость) — божественная мудрость; якобы высшее знание о Боге и тайне божественного творения, достигаемое непосредственным созерцанием.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Теософия
(греч. theos – Бог + sophia – мудрость) – 1. В широком смысле: всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых «божественных тайн». 2. Мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей – эклектическое соединение мистики буддизма и др. восточных учений с элементами оккультизма и неортодоксального христианства.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ТЕОСОФИЯ
название эзотерического учения, которое получила система взглядов Е.П. Блаватской, представляющая собой синтез западных и восточных религиознофилософских идей. В основе ее лежит идея божественного абсолюта, включая учение о переселении души (множество воплощений духовной монады для постепенного ее совершенствования на пути к гармоническому слиянию с Богом).

Источник: Тематический философский словарь

Теософия
 (греч. — бог и мудрость) — мистическое учение, признающее познание бога через непосредственную связь с потусторонним миром. Опираясь на буддизм, брахманизм и др. вост. религии, Т. утверждает, что человеческая душа несколько раз меняет свое пребывание на земле, пока окончательно не искупит свои грехи и не сольется с божеством. В США, Англии и некоторых др. капиталистических странах с конца 19 в. существуют теософические об-ва.

Источник: Философский словарь. 1963

ТЕОСОФИЯ
религиозная доктрина, изучающая соединение с божеством. Теософия — мистическое учение, проповедующее аскетику и постепенное восхождение человеческого духа к Божественному озарению (иллюминизм). Самые знаменитые теософы: Беме, Вейгель, Сведенборг, Сен-Мартен, Баадер. В Германии в XIX в. Герман Иммануил Фихте (сын великого Иоханна Готлиба Фихте) основал школу «спекулятивной теософии», в задачу которой входило отождествление с Богом с помощью философской рефлексии.

Источник: Философский словарь

ТЕОСОФИЯ
Греч.) Религия Мудрости или "Божественная Мудрость".
Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая
и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал
мыслящим существом. В практическом применении Теософия есть чисто
божественная этика; определения, данные ей в словарях, просто
бессмыслица, вздор, основанный на религиозном суеверии и
невежестве в отношении истинного духа ранних розенкрейцеров и
средневековых философов, называвших себя теософами.

Источник: Теософский словарь

ТЕОСОФИЯ
от греч. theos - Бог и Sophia - мудрость) - божественная мудрость; якобы высшее знание о Боге и тайне божественного творения, достигаемое непосредственным созерцанием. Теософией в таком широком понимании является мистика Беме, Сведенборга и др. В более узком смысле употреблялась в кон. 19 в., когда стали создаваться теософские секты (см. Блаватская), распространившиеся преимущественно в Азии, в кругах интеллигенции, и проповедовавшие взгляды, которые являлись смесью элементов буддизма и брахманизма, а также идей современного христианства. cм. также Индийская философия, Антропософия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТЕОСОФИЯ
(Theosophie; греч.) — божественная мудрость; якобы высшее знание о Боге и божественном, достигаемое непосредственным созерцанием (гнозис) и переживанием, благодаря чему делается доступной тайна божественного творения. Теософией в таком широком понимании является мистика Бёме, Сведенборга и др. В более узком смысле употребляется с конца XIX в., когда стали создаваться теософские секты, восходившие преимущественно к культурным кругам в Азии и проповедовавшие взгляды, которые являлись смесью элементов буддизма и брахманизма, а также идей современного христианства; см. Индийская философия, Антропософия, Оккультизм.
W. Bruhn. Th. und Anthroposophie, 1921; G. Bichlmayr. Christentum, T. u. Anthroposophie, 1950.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТЕОСОФИЯ
от греч.–Бог и мудрость): название эзотерического учения, берущего начало от древнеегипетских и древнегреческих мистерий. В 19 в. это название получает система взглядов, развиваемая Е.П.Блаватской и представляющая собой синтез западных и восточных религиозно-философских идей. учение о возможности непосредственного постижения мудрости Бога с помощью интуиции и откровения, доступного избранному кругу лиц. Сложилась под воздействием идей буддизма и индуизма и претендует на роль универсальной религии. Теософия провозглашает сущностное единство мировых религий, в основе которых лежит идея, божественного Абсолюта; включает в себя учение о переселении душ, утверждая, что множество воплощений, дано духовной монаде для постепенного совершенствования на пути к гармоничному слиянию с Богом. Выдающимся пропагандистом теософского учения была в 20 в. ученица Е.П.Блаватской А.Безант. В начале века от теософии отделятся антропософия Р. Штайнера.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ТЕОСОФИЯ
(греч. theos – Бог, sophos – мудрость) – учение о Боге, отличающееся как от теологии, так и от философии. В отличие от теологии, которая опирается на Откровение , положения, выработанные в недрах церкви, Т. исходит из чисто субъективного опыта непосредственного общения с божеством. Т. не знает догматических ограничений, не сковывает себя даже рамками какого-то одного вероучения, далеко отходит от христианских традиций. От философии Т. отличает ее «практическая» направленность, стремление к достижению особого тайного знания, наличие «посвященных». Т. – попытка синтеза элементов религиозных мировоззрений, рационального философского мышления и мистики и создания на этой основе «универсальной религии», не связанной жестко ни с одной из религиозных традиций. В Т. можно обнаружить элементы буддизма, индуизма, каббалы, гностицизма, неоплатонизма.
Теософские идеи можно обнаружить в истории философской мысли еще у Я. Бёме, Парацельса, Э. Сведенборга, Ф. Шеллинга . Во второй половине XIX в. в Англии возникло теософское общество, связанное с именами Е. Блаватской и А. Безант. Теософские идеи присутствуют в антропософской доктрине Р. Штайнера.

Источник: Краткий философский словарь.

ТЕОСОФИЯ

(от греч. theos и sophos - божественная мудрость) - у Вл. Соловьева: система истинного (цельного) знания, опирающаяся на "мистическое знание вещей божественных, которое она посредством рационального мышления связывает с эмпирическим знанием вещей природных, представляя таким образом всесторонний синтез теологии, рациональной философии и положительной науки". В таком понимании теософии Соловьев - наследник Ф.Шеллинга, Э.Сведенборга, Я.Беме и др. За пределами философии термином "теософия" обозначается ряд учений, связанных с именами Е.Блаватской, А.Безант и др., эклектически соединивших гностические, индуистские, религиозно-космологические и оккультные идеи разных источников. Этот комплекс идей, образов и символов истолкован ими как особое тайное знание, скрытое в глубине мировых религий, которое теперь следует раскрыть для формирования универсальной религии будущего. Такая теософия явно или неявно антицерковна. Ее критика выявила, во-первых, отсутствие хорошо продуманных оснований теософского синкретизма и, во-вторых. недопустимые искажения в интерпретации мировых религий. Антропософия Р.Штейнера - ответвление от теософии. "И теософия, и антропософия имеют дело не с Богом и не с человеком, а с космосом" (Н.Бердяев).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ТЕОСОФИЯ
(от греч. theos - бог и sophia - мудрость, знание; букв. - богопознание) - реакц. мистико-филос. учение о «непосредств. постижении бога», пропагандирующее мистич. созерцательность. Т. опирается на разнообр. богосл. доктрины, хотя и не сливается с ними. Системы теософского характера получили развитие на Востоке среди последователей брахманизма и буддизма, теософски окрашенными были учения Платона и гностицизма, а в Европе XVI—XVIII вв. - филос.-религ. концепции А. Т. Парацельса, В. Вейгеля, Я. Беме, Л.-К. Сен-Мартэна, Э. Сведенборга и др. В связи с поворотом буржуазии к реакции увлечение Т. захватило часть бурж. интеллигенции в последней четверти XIX в., что явилось ярким свидетельством разложения бурж. культуры. В 1875 в Нью-Йорке по инициативе Е. П. Блаватской (1831—1891) было создано «Теософич. об-во», а позднее (1882) его филиал в Мадрасе (Индия), к-рые развернули широкую пропаганду Т. среди религиозно настроенной бурж. интеллигенции всех стран мира. Теософское учение Блаватской представляло пеструю смесь элементов буддизма, брахманизма, гностицизма, ср.-век. христ. философии и алхимии. Признание сторонниками Т. возможности общения с «потусторонним миром» связывает Т. с оккультизмом и спиритизмом. Разновидностью Т. является антропософия (греч. antropos - человек) - релит.-мистич. учение, проповедь к-рого начал в 1912 в Германии Р. Штейнер (1861—1925). Антропософия представляет собой смесь ср.-век. религ. представлений о человеке с элементами религ.-идеалистической восточной философии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ТЕОСОФИЯ
греч. theos — бог и sophia — мудрость, знание; дословно — богопознание) — понятие, отождествляемое иногда с теологией (напр., в “Ареопагитиках”) или с нек-рыми вне-вероисповедными формами мистики, представители к-рой непосредственный внутренний опыт человека, мистическую интуицию как способы постижения божества предпочитают авторитету официальных церковных догм (в этом случае говорят о теософических аспектах гностицизма и неоплатонизма, относят к теософам мыслителей типа Беме или Сведенборга; единство теологии, философии и науки Соловьев наэ. “свободной Т.”). Собственно Т. именуют учение Е. П. Блаватской (1831—91), основавший вместе с американцем Г. Олкоттом в 1875 в Нью-Йорке Теософское об-во (вскоре его центр переместился в Индию; функционирует и ныне). До 1913 активным членом об-ва был создатель антропософии Р. Штейнер. Цели об-ва и свои идеи Блаватская изложила в соч. “Тайная доктрина” (1888), “Ключ к теософии” (1889) и др. Т. претендует на то, чтобы “научными” методами познать божественную мудрость, сделать ее достоянием личности и в конечном счете обеспечить человеку “райское блаженство” после смерти. Добиться этого путем выявления “скрытых сил”, духовно-божественного ядра в индивиде могут только “мастера” Т., обладающие тайными знаниями (оккультизм). Эклектически соединяя в себе элементы различных вост. и зап. религий и идеалистических систем (гл. обр. буддизма, индуизма и др. направлений инд. религиозно-философской мысли), Т. является сводом мистико-фантастических представлений о мире и человеке.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТЕОСОФИЯ
(греч. «бог» и «мудрость») - божественная мудрость, и в этом широком смысле - религиозная мудрость, мистическое богопознание, существовавшее уже в глубокой древности. Термин «теософия» относится ко второму веку и. э„ когда его стали употреблять неоплатоники Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью шторой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах. Теософскими называют мистические учения XVI - XVIII вв. Я. Беме, Парацельса, Э. Сведенборга и др. Теософией называют (в частности Шеллинг) синтез мистического богопознання к рациональной философии. В более узком смысле теософия означает учение Е. П. Блааатской и ее последователей. Фундаментальные положения теософии (о единстве сущего, космической эволюции, семеричной природе человека, различии духа и души, о посмертных состояниях и перевоплощении к др.) опираются на древние философско-религиозные учения, главным образом веданту, буддизм, а также раннее христианство. Само учение предполагает два уровня: экзотерический (открытый для всех) и эзотерический (для посвященных). В 1875 г. по инициативе Блаватской и Г.Олькотта в Нью-Йорке было создано Теософическое общество, деятельность которого распространилась на многие страны мира (в нашей стране также существует Российское теософское общество). Создатели его преследовали три цели: образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания; способствовать изучению арийских и других священных текстов мировых религий и научных направлений; исследовать сокровенную сторону природы и непроявленные психические и духовные силы человека. В 1913 г. из Теософического общества выделилось антропософское, которое возглавил Р. Штейнер.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Теософия
(от греч. theos — бог и sophia — мудрость, знание; букв. — богопознание) — реакц. религиозно-философское учение о возможности «непосредственного постижения бога» с помощью мистич. интуиции и откровения, доступных избранному кругу «посвященных» лиц. Представители Т., как правило, пытаются дать субъективному мистич. опыту «богопознания» формально-логическое обоснование, что отличает их от традиционных мистиков. Теоретическую основу Т. составляет пантеистическое представление о едином, безличном, всеобъемлющем боге, о божественной сущности всех вещей. Практическая сторона Т. находит выражение в мистич. «озарениях» и магии. Признание возможности непосредственных контактов со сверхъестественными, потусторонними силами сближает Т. со спиритизмом и оккультизмом. Истоки Т. уходят в глубокую древность. Элементы Т. можно обнаружить в брахманизме, буддизме, каббале. Духом Т. были проникнуты неоплатонизм и гностицизм в древн. мире, секта катаров, орден розенкрейцеров, цех алхимиков в средние века. В 16 – 18 вв. идеи Т. развивали Парацельс, Вейгель, Беме, Сен-Мартен, Сведенборг и др. Элементы Т. нашли отражение в творчестве рус. религ. философа В. Соловьева, к-рый считал Т. высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистикой. В новейшее время теософические воззрения усиленно насаждались «Теософским обществом», созданным в 1875 г. по инициативе Е. Блаватской сначала в Нью-Йорке, а затем в Мадрасе (Индия). Об-во развернуло пропагандистскую деятельность во многих странах мира. Теософы признают перевоплощение душ. Они проповедуют социально-утопические идеи всечеловеческого братства, терпимости ко всем религиям, поскольку в каждой из них якобы скрыта единая божественная сущность, преследуют цель «развивать сверхчувственные силы человека», что в действительности часто оборачивается бессовестным жульничеством и мистификацией.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ТЕОСОФИЯ
мистическое богопознание. У Псевдо-Дионисия Ареопагита синоним теологии. Позднее теософией, в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к теософии гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т. п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16—18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, — Я. Беме, Парацельса, Л. К. Сен-Мартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «теософия» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной теософии» у Вл. Соловьева; 2) религиозно-мистическое учение Е. П. Блаватской (1831—91; соч. «Тайная доктрина» — The Secret Doctrine, v. 1—2,1888, рус. пер. т. 1—3. Л., 1991) и ее последователей. Сложилось под влиянием религиозно-философских концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме — перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и элементов гностицизма. Отбрасывая «исторические формы религии», теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека — достижение оккультного «знания» и сверхъестественных способностей — осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции «посвященных», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в НьюЙорке Блаватской и американским полковником Г Олкоттом. Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (с 1882 — в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, которая объявила Кришнамурги новым «спасителем» человечества, после чего произошел раскол и из теософии выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики теософия свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой.
Лит.: Ледбитер Ч. Краткий очерк теософии, пер. с англ. Калуга, 1911; Шахнович М. И. Современная мистика в свете науки. М.—Л., 1965; Guenon R. Le theosophisme. Histoire dune pseudoreligion. P., 1921; BichimairG. Christentum, Theosophie und Antroposophie. W, 1950.

Источник: Новая философская энциклопедия

ТЕОСОФИЯ (ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ знание)
в широком смысле слова – всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых, "божественных тайн". В патристике – еще синоним теологии, но позднее теософией стали называть знание, которое опирается не на зафиксированные догматы в какой-либо священной литературе, а такое, которое дается лишь "посвященным" путем мистически-субъективного опыта, изложенного в некой системе. Более всего этот термин соотносится с мистико-религиозными учениями XVI-XVIII вв., не являющимися христианской церковной ортодоксальной мыслью (Я. Беме, Парацельс, Франкенштейн, Э. Сведенборг и др.). Немецкий философ Ф.-В. Шеллинг употреблял термин "теософия" для соединения мистического богопознания и рациональной философии для постижения Абсолюта. Теософской является и софиология (см. софиологию) Вл. Соловьева. Он, будучи сам религиозно-мистическим мыслителем и находясь под влиянием "Тайной доктрины" русской писательницы Е. Блаватской, принимал участие в создании теософского общества в России в конце XIX века. Теософское общество было создано при непосредственном участии Блаватской в США в 1875 году, и его деятельность через некоторое время распространилась на многие страны. На границе XIX-XX вв. теософия стала популярной. Видный ученый, путешественник, художник Н. Рерих и его жена Е. Рерих в 30-40-х гг. XX века продолжили теософскую традицию в России, создали на основе своих размышлений, путешествуя по Индии, по Тибету, разыскивая "центр мира" – мистическую Шамбалу, "Живую этику". Теософия стремилась объединить различные религиозные концепции, некоторые философские учения, особенно Востока, в единую "универсальную религию" космического толка. Согласно теософии, конечная цель человека – достижение оккультного знания и сверхъестественных способностей. Человек, по теософии (микрокосм), есть отражение проявленного Бога (макрокосма) и подобен ему, его истинное реальное "Я" вечно и едино с "Я" Вселенной. Эволюция человека и человечества совершается путем многочисленных воплощений, в которых он приобретает опыт и глубокие разнообразные знания, учится самопожертвованию и служению людям, тем самым становится активным участником великих духовных божественных преобразований как на Земле, так и во Вселенной. На этом пути человек встречает много трудностей, препятствий и опасностей и только огненное, чистое и "большое" сердце способно выдержать испытания. Вся теософская концепция Блаватской строится на семеричном принципе, таким образом, число "7" становится мистическим. Например, учение о семи человеческих Расах. Раса – это целый огромный этап в развитии человечества: от первоначальной (эфироподобных существ) до седьмой, где человечество будет обладать богоподобными свойствами, овладеет невиданными знаниями, в том числе и находящимися в космосе и т.д. Сейчас человечество, по учению теософии, находится на пятой ступени и скоро будет готово перейти в шестую Расу. Будущее человечество – это "Всемирное Человеческое Братство" - единое, могучее содружество всех стран, народов и религий, обладающее огромными знаниями и невиданным духовным потенциалом.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ТЕОСОФИЯ
греч. theos -Бог и sорhiа -мудрость, знание) - (1) - доктрина Богопознания (в отличие от теологии, опирающейся на идею откровения и догматы церкви), основанная на внеконфессиональном эзотерическом опыте. К Т. относятся гностицизм, герметизм, розенкрейцеровское миропонимание и др. В средние века этот термин соотносится с мистическими учениями Беме, Парацельса, Л.К. Сен-Мартена, графа Сен-Жермена и др. Шеллинг употреблял термин "Т." для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии. Близко к этому понятие "свободной Т." у В. Соловьева. Фундаментальное и всестороннее изложение Т. получила в трудах Блаватской. Исследуя исторические формы религии, Т. стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов. Онтология Т. строится на учении о "Непознаваемом", неизреченном Абсолюте, Безличном Принципе, благодаря которому все начало быть. Высшую триаду составляют Бесполый Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова. Нисхождение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, духовный, психический, астральный и материальный планы. Человек, по Т., есть отражение проявленного Бога (микрокосм подобен Макрокосмосу), и его истинное реальное "Я" вечно и едино с "Я" вселенной (ср. Пуруша в индуизме, Адам-Кадмон в Каббале и др.). Эволюция человека совершается путем многочисленных воплощений, в которых он приобретает опыт, знания и самопожертвованной жизнью, служением людям становится активным участником божественного преобразования и строительства на Земле и во Вселенной. Вся философская концепция Т. строится на семеричном принципе: 7 планов бытия, 7 принципов человека, 7 эволюционирующих рас и др. Гносеологическая доктрина Т. опирается на учения о карме, перевоплощении, законе жертвы и восхождении человека к своему истинному "Я", и заключенному в высшем Триединстве "Атма-Будхи-Манас". Человек, вступивший на путь самосовершенствования и постижения Божественной Мудрости, встречает, по Т., множество препятствий и опасностей: только чистое, огненное сердце способно устоять под натиском стихий и выдержать воздействия низших желаний, страстей, мыслей. В контексте Т. формулируется закон." когда испытуемый вступает на путь, то начинают проявляться некоторые оккультные следствия, и "первое из них есть выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств и скрытых желаний, хороших или дурных, или безразличных" (Блаватская). Особенностью исторического подхода Т. является учение о семи человеческих Расах. Развитие и становление человечества проходит в течение сотен миллионов лет от первой Расы - эфироподобных существ, через Расу "потомрожденных", к человеческим существам Лемурийского (Третья Раса) и Атлантического (Четвертая Раса) периодов. Настоящее человечество представляет собой пятую Расу, эволюционирующую к более высокой шестой, у которой будут проявляться божественные способности яснослышания, ясновидения и т.п. Социально-историческая концепция Т. строится на идее "Всемирного Братства Человечества", которая является ведущей во всех мировых учениях (Сангха буддизма, Умма ислама, Община христианства и др.). Идеи Т. послужили предметом осмысления М. Ганди, Е.И. и U.K. Рерихов, В. Кандинского и др. (2) - в узком смысле - эзотерическая доктрина, основы и фрагменты которой изложены Блаватской в труде "Тайная Доктрина".
В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

ТЕОСОФИЯ
от греч. ???? – бог и ????? – мудрость, знание) – 1) В широком смысле слова – мистич. богопознание. В "Ареопагитиках" Т. употребляется как синоним теологии. Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистич. опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Нек-рые исследователи относили к Т. гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т.п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений 17–18 вв., стоящих вне прямой церк. христ. традиции, – Беме, Парацельса, Сен-Мартена, Сведенборга, Этингера и др. Шеллинг употреблял термин "Т." для обозначения синтеза мистич. богопознания и рацион. философии; после него в этом же смысле говорили о "Т." применительно к собств. системам Баадер и Росмини. Для Вл. Соловьева "свободная Т." означает высший синтез всякого познания вообще. Ред. 2) Религ.-мистич. учение Е. П. Блаватской (1831–91; соч. "Тайная доктрина" –"The secret doctrine", v. 1–2, L., 1888) и ее последователей. Сложилось под влиянием инд. философии (учение о карме, перевоплощении человеческой души и космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), оккультизма и вост. эзотерич. доктрин. Отбрасывая "историч. формы религии", Т. стремится объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ. символов и создать на этой основе "универсальную религию", не связанную к.-л. определенной догматикой. Унификация разнородных религ.-мифологич. представлений в Т. сопровождается детальной схематизацией космогонич. и антропогонич. процессов (многоступенчатая семичленная иерархия "планов", или уровней, универсума и "периодов", "кругов" и т.д. его эволюции, напр. учение о семи расах, последовательно сменяющих друг друга в течение одного "мирового периода", и т.п.). Согласно Т., каждый человек состоит из трех тел: физического, астрального и ментального; "развитый" оккультист может управлять своим телом, т.е. посылать его в любые точки времени и пространства. Конечная цель теософа – выявить в себе ментальное (т.е. духовное) тело и достигнуть "сверхсознания". Достижение этого оккультного "знания" и сверхъестеств. способностей осуществляется благодаря наличию эзотерич. традиции немногочисленных "посвященных" или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию человека. Е. Головин. Москва. Теософское об-во было основано в 1875 в Нью-Йорке Е. П. Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом с целью "образовать ядро всемирного братства", "содействовать сравнит. изучению религии и философии", "исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Деятельность об-ва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом об-ва стала А. Безант, бывшая социалистка и активная деятельница англ. движения свободомыслящих. В 1912 Безант объявила Кришнамурти новым "спасителем" человечества (позднее Кришнамурти отошел от Т.), после чего произошел раскол и из Т. выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. В наст. время об-во насчитывает 150 тыс. членов (в т.ч. 33 тыс. в Индии). Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиц. религ. систем, к-рые она пытается заместить собою. Лит.: Ледбитер Ч., Краткий очерк Т., пер. с англ., Калуга, 1911; "Вестник Т.", 1908–18; Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М.–Л., 1965; Guenon R., Le th?osophisme. Histoire d´une pseudoreligion. P., 1921; Вiсhlmair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950. M. Шахнович. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТЕОСОФИЯ
от греч. theos - Бог и sophia - мудрость) - учение о "божественной мудрости", как определяла это понятие Блаватская, с именем к-рой связано возрождение теософического знания во 2-й пол. XIX в. Говоря о происхождении самого термина, она указывает на Аммония Саккаса, александрийского гностика III в., разработавшего эклектическую теософскую систему, основанную на откровениях египетского мудреца Тота, к-рый больше известен под греч. именем Гермеса Трисмегиста и к-рому, согласно легенде, принадлежал "ключ", открывающий двери всех оккультных (тайных) учений. Согласно герметизму, к к-рому восходит Т., тот, кто владел тайным, эзотерическим знанием, обладал великой силой - Мудростью, способной преображать физическую, психическую и духовную природу человека. Знание передавалось устно, от учителя к ученику и носило характер посвящения. Учитель брал на себя ответственность за использование учеником знания для реализации Божественного закона. Т. утверждает, что осн. элементы эзотерической философии входят во все религии и философские учения древности. Позднее знание, передававшееся устно, было записано в каббале, учение к-рой открывалось лишь посвященным, что обеспечивало, как считают теософы, преемственность знания, с одной стороны, и ограничение доступа к нему людей, не обладающих высокой духовной культурой, - с другой. Совр. Т. связана прежде всего с именами рус. мыслителей: Блаватской и Я. А", и Е. И. Рерихами. Она является учением об истине, как любви, рожденной в Мудрости (Блаватская) и красоте (Рерихи), и считается гностическим знанием, ее цель - развить в человеке стремление к целостному знанию, в к-ром снято противоречие между абстрактно-логическим знанием и верой. Раскрывая внутреннюю связь между наукой, философией, искусством и религией, Т. углубляет их до божественной Мудрости, понимая под последней абсолютное, вечное и неизменное начало, проявляющее себя в непрерывных, изменчивых формах знания и творчества. Согласно Т., лишь с т. зр. божественной Мудрости, выступающей началом разума и смысла, можно творчески овладеть и универсально расширить познавательный кругозор ученого, философа, художника, религиозного деятеля. Устремленность к расширению знания отразилась в практике совершенствования теософами своих физических и психических сил, что нередко рассматривается учеными как простое шарлатанство. Т. возродила интерес к чистой мысли и чистому знанию, к-рые были забыты европейской цивилизацией, озабоченной лишь достижением материального благополучия. Учение о чистой мысли как самопорождающей силе Т. называет оккультизмом - "тайным знанием души", противопоставляя его оккультным, магическим в своей сущности наукам, направленным на овладение психическими энергиями в низших формах природного мира: минерального, растительного, животного. По Блаватской, большинство людей, включая и теософов, "не имеют определенного представления о природе оккультизма и смешивают его с оккультными науками в целом, включая "черную магию" Блаватская Е. П. Теософия и практический оккультизм. С. 50). Магию как глубокое знание оккультных сил природы можно духовно оправдать, отмечала Блаватская, когда она "желает получить теософию, божественную Мудрость и знание", когда она становится белой магией, основанной на медитации и теургии. Медитацию Т. определяет как "прекращение активной внешней мысли" и внутреннее сосредоточение, возвращающее мысль человека к Мудрости вселенского разума. Как созерцательный акт она, согласно теософам, несет в себе мощный заряд энергии, преображающей человека на основе божественного света. Укрепив свои духовные силы, человек способен активно и осознанно влиять на низшие планы бытия, тем самым становясь теургом, способным подчинять и регулировать слепые, хаотические силы природы. Не считая целесообразным избавляться от низших энергий с помощью методов изгнания духов, как это делает церковь, Т. полагает, что их нужно переводить в высшие, ставя под контроль божественной гармонии. Непознанные психические энергии, согласно Т., превращаются в разрушительную, неконтролируемую силу. Совр. цивилизация и есть с этой т. зр. результат действий людей, одержимых разрушительными страстями, что и привело к хищническому отношению к природе и самому человеку. Сознательная регуляция стихийных психических и физических сил, согласно Т., возможна лишь на путях перерождения сознания. Совр. знание, направленное на овладение внешним миром, носит инструментально-практический характер, оно пассивно. Философия и наука не знают активного знания, направленного на познание внутреннего мира человека и внутренней жизни природы. Оторванные от единого корня - духовного знания, они. как и религия, не являются носителями полноты истины. Совершенствование научно-позитивного знания, согласно Т., не вскрывает глубину истины, к-рая может раскрываться лишь в гармонизации всех сторон духовного творчества. Т. усматривает свою цель в возвращении к внутренней жизни природы как космоса, Божественной гармонии мирового бытия. Пытаясь объединить совр. знание об эволюционном развитии с древн. учениями о циклической картине мира, Т. противопоставляет представлению о природе как ставшей форме жизни учение о живом, одухотворенном космосе, состоящем из разных планов, иерархии духов. "Ставшую" природу материального мира Т. рассматривает как момент космической эволюции, движущим началом к-рой является Божественная энергия. Человек как микрокосм связан с родственными космическими стихиями Вселенной и включен в эволюцию живого космоса. Для Т. человек - это существо духовное в своей основе, вмещающее в себя всю полноту бытия. Она вериг в бессмертие души, закон земной кармы, переселение душ (выступая против учений, к-рые допускают переселение душ в низшие формы). Человек - триедин, его тело, душа и дух раскрываются в иерархическом единстве космического человека - Адаме Кадмонс ("едином Сыне божественного Отца"). Человек не только бессмертное существо, как дух, заключенный в душе, но и земной человек, поскольку душа его является проводником низших планов (физического, астрального, ментального). Душой и духом человек укоренен в Мировой Душе - божественной Мудрости. Т. различает в человеческой душе, основанной на разуме, высшую форму, к-рая связывает ее с божественной Мировой Душой, и низшую форму ("животную душу"), носительницу инстинктов, слепых желаний и страстей. Тем самым человеческая душа оказывается ареной борьбы между низшими, инстинктивными и божественными устремлениями человека. Она рискует в любой момент подчинить человека его материальным, животным интересам, превратить его в тень, астрального двойника подлинного, духовного человека. Астральный человек - проводник земной, преходящей, а не вечной Божественной жизни. Лишь изживая животные, низменные страсти и освобождаясь от своей тени астрала, "божественное Я может вибрировать в сознательной гармонии с обоими полюсами человеческого Существа - с человеком из очищенной материи и с вечно чистой Духовной Душой и может предстать перед всеведущим Я, Христом мистиков-гностиков, соединяясь, сливаясь и становясь Им навсегда" (Там же. С. 56). Теософское знание в России существовало не только в форме т. наз. "вост. Т.", представленной Теософским об-вом (1908-1918), к-рое развивало идеи Блаватской, но и в своеобразной форме религиозного гностицизма (В. С. Соловьев, Бердяев), обращающегося к мистическому, эзотерическому знанию христианской религии (Я. Беме, Парацельс, Э. Сведенборг). Его представителям была близка идея универсального синтеза, космического преображения человека и мира. В отличие от церковно-догматического христианства, учившие о Страшном суде, они защищали идею преображения, обожения. Они считали, что не только моральный путь и путь святости ведут к свету, но и путь знания. Религиозная вера, лишенная света знания, превращается в внешнеобрядовую религиозность. Боязнь знания и мысли, характерную для религиозной общественности, христианские гностики объяснили стремлением ставить знак равенства, между знанием и рационализмом. Но "великие мистики не боялись знания, они видели в гнозисе не рационализацию, а богообщение" (Бердяев Н. А. Типы религиозной мысли к России . Русская мысль. 1916. Кн. 11. С. 18). Реакцией на господство формально-логического рационализма в совр. культуре стало бурное увлечение иррационализмом и демонической практикой. Но "из тисков этих нам необходимо выйти на свободу, к творческой мысли, творческому знанию, к гностическому свету, преобразующему мир" (Там же.). Однако христианскому гностицизму, учившему о Христе-Богочеловеке, в к-ром раскрывается единственность лика человека, была чужда идея безличного откровения "вост. Г", видящей в человеке орудие космической эволюции. "Человек изначален, предмирен, он больше мира и мировой эволюции" (Бердяев). Христианские гностики не могли примириться и с идеей божественной справедливости и закономерности, выраженной в законе кармы, т. к. Бог спасает мир не справедливостью, а "тайной избыточной благодати" (Бердяев). Теософские идеи оказали большое влияние на Циолковского, Скрябина, М.Чюрлениса, Н. А. Клюева и др. деятелей культуры нач. XX в. Теософское об-во издавало "Вестник теософии" и "Известия Российского теософского общества". По его инициативе в 1918 г. был создан "Союз воспитания свободного человека". В настоящее время деятельность российского теософского об-ва возобновлена. В 1992 г. вышел первый номер "Вестника теософии".

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
2.24 мб

Благовестие св. Апостола Павла и теософия Филона Александрийского

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
2.43 мб

Благовестие св. Апостола Павла и теософия Филона Александрийского

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
2.37 мб

Благовестие св. Апостола Павла и теософия Филона Александрийского

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
2.11 мб

Благовестие св. Апостола Павла и теософия Филона Александрийского

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
2.41 мб

Благовестие св. Апостола Павла и теософия Филона Александрийского

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
2.18 мб

Благовестие св. Апостола Павла и теософия Филона Александрийского

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
2.06 мб

Благовестие св. Апостола Павла и теософия Филона Александрийского

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
2.88 мб

Благовестие св. Апостола Павла и теософия Филона Александрийского

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
117.62 кб

Свободная теософия как философия Владимира Соловьева

Пенчев Деян Пламенов
Рассматривается учение В.С. Соловьева о «свободной теософии» как один из важнейших разделов его философии.
Читать PDF
142.42 кб

Буддизм в теософии Е. П. Блаватской: к проблеме «Философского изобретения»

Бернюкевич Татьяна Владимировна
Статья посвящена одному из интересных философских явлений конца XIX начала XX вв. теософии. Опираясь на работу известного русского философа-неокантианца И.И.
Читать PDF
1.64 мб

О теософии и Теософском обществе

Читать PDF
177.21 кб

Нумен и ноумен в теософии и учении Живой Этики

Александров Илья Юрьевич
В теософской литературе и в Учении Живой Этики понятия «нумен» и «ноумен» синонимичны. Однако необходимо различать эти понятия.
Читать PDF
174.45 кб

О проявлении любви в разумном, интеллектуальном и рассудочном мышлении (философско-теософический асп

Сухарев С. И.
В статье рассматриваются три основных типа мышления: рассудочное, интеллектуальное и разумное мышление.
Читать PDF
0.00 байт

Лиро-эпичность поэмы "Человек" как форма выражения феноменологических и теософических воззрений В. М

Чун Чжиин
В статье рассматривается особенность лиро-эпической организации поэмы Маяковского «Человек» в контексте новоевропейских теософических воззрений и немецкой классической философии.

Похожие термины:

  • ТЕОСОФИЯ и АНТРОПОСОФИЯ

    от древнегреческого "теос" - бог, "антропос" - человек, "софиа" - мудрость). Т. - первоначально в античном и христианском мистицизме - высшее знание, концентрирующее мистико-интуитивное постижение, сущн
  • Немецкая теософия и мистика

    Одним из заметных течений в Европе эпохи Реформации была немецкая мистика. Ее выразителями стали Себастиан Франк, Валентин Вейгель; наиболее известный представитель этого направления мысли — Як
  • ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО или Всемирное Братство

    Основано в 1875 г. в Нью-Йорке полковником Х.С.Олькоттом и Е.П.Блаватской при содействии У.К.Джаджа и некоторых других. Первоначально оно провозгласило своей целью научное исследование психических и