СВОБОДОМЫСЛИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СВОБОДОМЫСЛИЕ
вольнодумство; критическое отношение к чужим взглядам и идеям; собственное видение религии вплоть до непринятия ее и противопоставления ей без религиозного образа мыслей, чувств и действий.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Свободомыслие
идейное течение, провозглашающее право разума на свободное критическое рассмотрение положений религии, а также на независимое от религии исследование окружающего мира. Исторически проявлялось в различных формах: в виде религ. скептицизма, антиклерикализма, деизма, пантеизма. В средние века С. чаще всего выступало в религ. оболочке и выразилось в Аверроэсовом учении о двойственной истине, в рационализме П. Абеляра, в деистических и пантеистических тенденциях философии Сигера Брабантского, Давида из Дината и др. Под флагом С. совершались и народные движения (ереси). Проявлением С. нового времени является пантеизм Б. Спинозы, деистический материализм Ф. Бэкона, Т. Гоббса и др. В наст. вр. носителями буржуазного С. являются представители либерально-буржуазной интеллигенции ряда кап. стран, объединенные преимущественно в два союза: Всемирный союз свободомыслящих и Международный гуманистический и этический союз, деятельность к-рых связана с пропагандой антиклерикализма, секуляризации различных сторон общественной жизни, светской морали. Буржуазное С. основное внимание уделяет критике догматизма и авторитаризма религии, ограничивая задачи С. защитой права личности на свободный выбор идейной позиции. В вопросе о причинах и преодолении религии стоит на просветительских позициях. Непоследовательность буржуазного С. заключается в том, что оно отрывает задачи борьбы с религией от тех социальных условий и причин, к-рые ее порождают и питают.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

СВОБОДОМЫСЛИЕ
вольнодумство, отрица­ние религ. догматики и церк. обрядности с рационалистич. позиций, отстаивание свободы разума и науки от религии. С. встречается уже в ср. века (теория двойственной истины, Помпонацци, Эразм Роттер­дамский и др.). Как течение обществ. мысли С. форми­руется в кон. 17 - нач. 18 вв. Термин «С.» впервые употребил англ. философ-деист А. Коллинз в своем «Рассуждении о С.» («Dicourse on freethinking», 1713). Наиболее последовательно идеи С. были развиты пред­ставителями франц. Просвещения. В России С. характе­ризовало взгляды Ломоносова, Радищева, части де­кабристов.
Со 2-й пол. 19 в. под воздействием бурного развития наук С. становится крупным идейным течением среди естествоиспытателей и части прогрессивно настроенных деятелей бурж. культуры. В это время возникают бурж. союзы свободомыслящих, ассоциации ученых (напр., «Союз монистов» Э.Геккеля в 1906), к-рые издают газеты, журналы, альманахи, созывают конгрессы нац. об-в и т. п. Крупнейшими совр. междунар. орг-циями свободомыслящих являются «Всемирный союз свободомыслящих» (осн. в 1880 в Брюсселе, 38-й конгресс состоялся в 1978) и «Междунар. гуманистич. и этич, союз» (осн. в 1952 в Амстердаме, последний конгресс в 1976). Их филос. и политич. позиции харак­теризуются эклектизмом, представляют собой пест­рый конгломерат различных взглядов и убеждений, объединенный общим неприятием религии и религ. мо­рали. Ряд принципиальных установок движения сво­бодомыслящих в совр. условиях усиления позиций науч. социализма, роста социальной активности раз­личных слоев населения устарел. Это находит выра­жение в кризисе С., отказе от традиц. позиций в оцен­ке путей преодоления религии, поиске наиболее про­грессивными представителями движения свободомысля­щих союза с марксистами и т. п.

Источник: Советский философский словарь

СВОБОДОМЫСЛИЕ
религиозное, или в о л ь н о д у м с т в о, – широкое течение обществ. мысли, отвергающее религ. запреты на рацион. осмысление догматов веры и отстаивающее для разума свободу в поисках истины. С. было связано с различными формами критики религии. В русле С. выступали представители деизма (сам термин "С." вошел в употребление с появлением трактата англ. деиста А. Коллинза "Рассуждение о С.", Dicourse on freethinking, L., 1713) и пантеизма. Они обличали офиц. христ. церковь за нетерпимость, критиковали обрядность и догматику христианства, но вместо ортодокс. "положительной" религии утверждали внецерковную – "естественную", основанную на разуме. Под флагом С. выступали также и последователи атеизма, с позиций здравого смысла отрицавшие все религ. представления. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религ. вопросов нашло свое выражение в требовании свободы совести, к-рое выдвигалось бурж. революциями 18–19 вв. в США, Франции, Германии и др. странах. С возникновением науч. атеизма С. утратило свое былое обществ. значение. В наст. время С. и рационализм представлены частью прогрессивной антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистич. стран, объединенной в спец. общества и ассоциации, к-рые ведут просветит. деятельность, выпускают свою литературу и др. Печатным органом этих кругов в Англии является еженедельник "Freethinker" ("Свободомыслящий", L., с 1881); в США – журн. "Progressive world" ("Прогрессивный мир", Los. Ang., c 1947); "Liberal" ("Либерал", Phil., с 1946), "American rationalist" ("Американский рационалист", Saint Louis, c 1956); "Age of reason" ("Век разума", N. ?., с 1936). Нац. об-ва свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции и нек-рых др. стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (ВСС, World Union of Freethinkers; основан в Брюсселе в 1880; конгрессы собираются раз в год, последний, 34-й, был в Дуйсбурге в 1963). Кроме того, существует также Междунар. гуманистич. и этич. союз (МГЭС), насчитывающий в своем составе 20 нац. об-в свободомыслящих и 80 тыс. членов в Зап. Европе и США (осн. в 1952 в Амстердаме; конгрессы созываются раз в 5 лет, последний был в 1962 в Осло). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132–38; Лукачевский ?., Очерки по истории атеизма, "Антирелигиозник", 1929, No 10 (см. Введение); Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [М.], 1930; Коган Ю. Я., Очерки по истории рус. атеистич. мысли в XVIII в., М., 1962; Ильин Д., Гуманистич. и этич. союз, "Наука и религия", 1964, No 5; Поступь свободной мысли, там же, No 9. Б. Раббот. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СВОБОДОМЫСЛИЕ
в отношении к религии) — течение общественной мысли, утверждающее права разума на свободное критическое рассмотрение религии, исследование природы, человека и общества. Свободомыслие проявляется в самых различных областях культуры: в фольклоре, литературе, искусстве, в естественных и гуманитарных науках, в философии. Термин «свободомыслие» был введен английским философом А Коллинзом (17 в.) в борьбе с религиозной нетерпимостью, церковным авторитаризмом и догматизмом. В понятие свободной мысли традиционно вкладывается как позитивный смысл (требование свободного исследования действительности), так и критический (в отношении к религии и церкви).
Свободомыслие существовало уже в древности: этнографы фиксируют на стадии разложения первобытного строя поступки людей, бросавших вызов духам, сомневавшихся в сверхъестественных способностях колдунов и т. д. Свободомыслие формируется на основе наивного реализма, здравого смысла, обретения достоверных, подтверждаемых практикой знаний о мире и человеке. Его распространение и укрепление связано с возрастанием уровня свободы общества от стихийных сил природы и совершенствованием орудий труда. В дальнейшем развитие свободомыслия обусловливалось прогрессом в области науки, промышленности, образования и других областях культуры. Накопление знаний приводило к качественным сдвигам в стиле мышления и методах познания действительности.
Появление философских учений древности, противопоставлявших себя магическим и мифологическим представлениям, — одна из ступеней становления свободомыслия. Свое первое систематическое выражение идеи свободомыслия получили в натуралистических философских учениях. Именно философская мысль Древней Греции и Рима впервые поставила вопрос о природе религии и ее антропогенных основах. Связь свободомыслия с познанием природы и человека была настольно органичной, что это отразилось в названиях сочинений того времени. Трактаты, озаглавленные «О природе», приписывались Анаксимандру, Ксенофану, Гераклиту, Пармениду, Эмпедоклу и др.
Для средневекового свободомыслия Запада и Востока характерна критика церковного авторитаризма и догматизма, предпочтение разума вере, защита независимости философии от религии, попытки установления диалога между верующими различных конфессий (П. Абеляр, Сигер Брабантский, ИбнРушд, ал-Бируни и др.). Основные формы свободомыслия этого времени — пантеизм и деизм, а также многочисленные «ереси». Поворотным пунктом в истории европейского свободомыслия стала культура Возрождения, ориентированная на рациональное осмысление не только человека и мира, но и самой религии. Благодаря соединению античного рационализма с накопленными к этому времени конкретно-научными знаниями в области естествознания, истории, филологии, астрономии, медицины (Лука Пачиоли, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Дж. Бруно, М. Сереет, Н. Коперник, Дж. Вико) постепенно стал возможен выход свободомыслия за рамки религии. Мыслители эпохи Возрождения подчеркивали достоинство, неограниченные возможности человека, гармонию интересов личности и общества, просвещенность и веротерпимость. Значительную роль играли изобразительное искусство и литература (Микеланджело, Тинторетто, Рабле, Саккетти, Шекспир и др.); резкой критике подверглась «служанка богословия» схоластика (Николай Кузанскии), в отношении которой все большую автономию обретали этика, искусство, философия, политические учения.
Ярким проявлением религиозного свободомыслия и антиклерикализма стала Реформация, породившая различные формы протестантских (а впоследствии — сектантских) вероисповеданий (подробнее см. в ст. Протестантизм и Реформация).
Радикальный поворот в истории свободомыслия совершается в Новое время. Б. Спиноза Заложил принципы научного исследования Ветхого Завета, П. Бейль решительно отстаивал свободу совести и идею независимости морали от религии. Он первым дал позитивную оценку атеистам, охарактеризовав их—от Эпикура до Спинозы — как людей высокой нравственности, и высказал идею о возможности существования атеистического общества, которое в моральном отношении не уступит религиозному. В яркой и воинствующей форме дух свободомыслия проявился в творчестве французских философов-материалистов 18 в. (Ж. О. де Ламетри, П.Гольбах, К. Гельвеций, С. Марешаль, Д. Дидро), которые резко обличали корыстолюбие «попов и тиранов», противопоставив церковному догматизму атеистическое мировоззрение, основанное на достижениях науки своего времени. Проявлением этого мировоззрения стало издание многотомной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—80). Идеи свободомыслия развивали английские философы. Вместе с тем рационалистическая критика религии страдала односторонностью, поскольку исходила по преимуществу из «теории обмана», связывавшей происхождение религии с невежеством масс и корыстолюбием духовенства. Однако ее традиции живы и сегодня (Б. Рассел и современное англо-американское свободомыслие) и играют заметную роль в опровержении фидеизма и церковного догматизма.
Судьба свободомыслия неразрывно связана с формированием философии религии как самостоятельной области знания, у истоков которой стоял прежде всего И. Кант («Религия в пределах только разума», 1793). При всей неоднозначности восприятия взглядов Канта на религию представителями немецкой классической философии (Ф. Шлейермахером, И. Фихте, Г. Гегелем, Л. Фейербахом) они прочно вписали религиеведческую проблематику в систему философского знания. Они смогли осуществить значительный прорыв в тайны религиозного сознания, показав историческую закономерность его возникновения. Л. Фейербах связывал атеизм с развитием духовной культуры, образования, гуманизма. Более полносвободомыслие, как и религия, были введены в социальный контекст К. Марксом и Ф. Энгельсом, утверждавшими, что происхождение и сущность религии могут быть объяснены лишь из понимания человека как социального существа. Религию порождают социальные антагонизмы, а потому, пока они не будут преодолены, религия будет существовать.
20 век отмечен систематическим изучением свободомыслия в различных областях культуры, выявлением закономерностей и критериев его развития, изданием специальных монографических и справочных трудов (Ф. Маутнер, Г. В. Плеханов, И. П. Воронин, Б. Данэм, А. Робертсон, Г. Лей, А. Новицки, К. Ламонт, П. Ингерсолл, Д. Лукач, П. Куртц).
В истории России идеи свободомыслия выразились прежде всего в массовых антиклерикальных движениях, ересях (14 в.) и религиозном сектантстве (17 в.). Одно из ранних проявлений свободомыслия в России — двоеверие. Стремление преодолеть религиозную нетерпимость особенно характерно для светской культуры 18—19 вв. Представители русского просвещения: М. Ломоносов, В. Татищев, А. Кантемир, Д. Аничков, Я. Козельекий и др., в целом склонявшиеся к деизму, заложили в России традицию новоевропейского свободомыслия, ориентированного на естествознание, концепцию естественного права и приоритет разума. Антиклерикальные и свободолюбивые мотивы пронизывают сочинения А. Радищева, поставившего под сомнение идею бессмертия человеческой души в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» (1790—92). Духом свободы и гуманизма проникнуто творчество А. Пушкина, окончательно утвердившего автономию светской, внерелигиозной культуры в России, Борьба за освобождение общества от церкви и религиозного мировоззрения была развернута в трудах русских радикальных демократов М. Бакунина, Н. Огарева, А. Герцена, Н. Чернышевского, Д. Писарева и др., рассматривавших религию не только как антинаучную и архаичную традицию, но и как идеологам порабощения народа самодержавием. Тему свободомыслия в области гуманитарного знания и политического сознания разрабатывали теоретики народничества: П. Ткачев, П. Лавров, Н. Михайловский и др. Распространению свободомыслия в отечественной культуре способствовало бурное развитие естествознания в России со 2-й пол. 19 в. (И. М. Сеченов, Д, И. Менделеев, К. А. Тимирязев и др.).
Современное свободомыслие организовано в национальные и международные союзы. Крупнейшие из них — Всемирный союз свободомыслящих (основан в 1880 в Брюсселе) и Международный гуманистический и этический союз (основан в 1952 в Амстердаме), объединяющий ок. 90 национальных организаций «секулярного гуманизма» из 33 стран мира. Сегодня в мире издается около 150 атеистических и гуманистических журналов, в которых освещаются теоретические исследования и социальная практика современного свободомыслия: независимая научная экспертиза т. н. паранормальных феноменов, защита свободы совести и принципа отделения церкви от школы и государства; большое внимание уделяется развитию традиций научного религиеведения, разработке светской этики и секулярного мировоззрения.
В 1925 был создан Интернационал пролетарских свободомыслящих (ИПС), куда входил Союз воинствующих безбожников; с 1947 его функции стало выполнять Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Но его деятельность велась в жестких рамках «воинствующего» большевистского безбожия, что противоречит самому принципу свободомыслия.
В постсоветский период позиции свободомыслия в России, с одной стороны, оказались ослабленными, ввиду резкой активизации традиционных и новейших религий, паранормальных и неоязыческих верований, с другой — укрепились, благодаря демократизации общества, деидеологизации атеизма и свободомыслия. Впервые в истории России стало возможным свободное и добровольное выражение и распространение идей светского атеистического и нерелигиозного мировоззрения. В 1995 создано Русское гуманистическое общество (РГО), объединяющее широкий спектр свободомыслящих — атеистов, агностиков, скептиков, рационалистов и секулярных гуманистов. РГО издает ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов».
Лит.: Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986; Константинове. Н. История свободомыслия. Владимир, 1993; Курц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М., 1993; Дмитриева Л. М., Тажуризина 3. А. Свободомыслие в истории культуры Западной Европы и России. Омск, 1995; KiirtiP. The Transcendental Temptation. A Critique of Religion and the Paranormal. Amherst—N.Y, 1986; Idem. Eupraxophy. Living without Religion. Amherst, 1989; Smith G. Н. Atheism. Amherst, 1996; Johnson В. С. The Atheist Debaters Handbook. Amherst-N. Y, 1997.
В. А. Кувакин, З. А. Тажуризина

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

Атеизм и свободомыслие как явления духовной жизни общества

Кольцов В. И.
В статье представлена ретроспектива философских и социальных воззрений на атеизм и свободомыслие в контексте поиска духовных основ развития общества в России и Западной Европе.
Читать PDF
0.00 байт

Перечитывая Фейербаха философия свободомыслия (к 200-летию со дня рождения Людвига Фейербаха). - М.

Трофимова З. П.
In the review of the collection «Philosophy of Freedom (200 years since the birth of Ludwig Feuerbach)» (Moscow, 2004) the author gives her opinion on both the contents of the collection in general and the contents of articles of
Читать PDF
0.00 байт

96. 02. 025. Левина И. В. Движение свободомыслящих: глобальные проблемы современности, проблемы демо

Читать PDF
0.00 байт

2006. 03. 025-027. Философия свободомыслия: к 200-летию со дня рождения Людвига Фейербаха. (сводный

Летов О. В.
Читать PDF
0.00 байт

«Новый атеизм» как феномен современного свободомыслия

Слепцова Валерия Валерьевна
В статье рассматриваются ключевые аспекты одного из наиболее известных современных движений свободомыслия движения «новых атеистов».
Читать PDF
0.00 байт

Социология знания о свободомыслии и атеизме

Кольцов Владимир Николаевич
В статье обоснована связь свободомыслия и атеизма, религиозной веры как видов мировоззрения с особенностями конструирования социальной реальности, что позволяет применять методы социологии знания к изучению различных феноменов вер

Похожие термины:

  • СВОБОДОМЫСЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ

    см. Современное буржуазное свободомыслие.
  • СВОБОДОМЫСЛИЕ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

    форма идейн. борьбы оппозиционных феодализму соц. слоев против «духовной диктатуры церкви», защищавшей феод. порядки; направлено против господств, монотеистич. религий, в особенности христианств
  • Свободомыслие в России

    феномен духовной жизни, связанный с критическим отношением к религии и церкви. Нередко сочеталось с политическим свободомыслием. Свободомыслие явилось отражением соц. и духовной неоднородности
  • СВОБОДОМЫСЛИЕ, ВОЛЬНОДУМСТВО

    критическое отношение к религии вплоть до непринятия ее и противопоставления ей безрелигиозного образа мыслей, чувств и действий. Начальными формами свободомыслия явились ереси, богоборчество,
  • СОВРЕМЕННОЕ БУРЖУАЗНОЕ СВОБОДОМЫСЛИЕ

    одно из течений бурж. идеологии, характеризующееся критикой религии и церкви в условиях развивающейся секуляризации. С одной стороны, совр. бурж. критика религии является поиском приспособления б
  • АТЕИЗМ И СВОБОДОМЫСЛИЕ В ФЕОДАЛЬНОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

    Крушение рабовладельч. строя и замена его феодальным были связаны с глубоким духовным кризисом общества и ростом влияния религии и церкви. Религия стала господств. идеологией ср.-век. феод. общест
  • ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ СВОБОДОМЫСЛЯЩИХ

    международ, секулярист. орг-ция, основанная в 1880. В наст. вр. во В. с. с. входят нац. орг-ций примерно 10 капиталистич. стран с общим числом членов св. 30 тыс. В 7 странах В.с.с. издает свои периодич. издания.
  • Союз свободомыслящих

    орг-ция свободомыслящих, основанная на добровольных началах и объединяющая национальные об-ва свободомыслящих, в к-рые входят атеистически настроенная интеллигенция и мелкая буржуазия кап. стра
  • ВСЕМИРНЫЙ СОФЗ СВОБОДОМЫСЛЯЩИХ

    (World Union of Freethinkers) . Основан в 1880 в Брюсселе по инициативе бельг. и голл. об-в свободомыслящих как орг-ция атеистически настроенной либеральнобурж. интеллигенции. Создание Союза было подготовлено раз