форма идейн. борьбы оппозиционных феодализму соц. слоев против «духовной диктатуры церкви», защищавшей феод. порядки; направлено против господств, монотеистич. религий, в особенности христианства и ислама в их ортодокс, виде. Соц. база С. в ф. о. - крестьян. и городские слои. Господство религии во всех сферах обществ. сознания в эпоху феодализма обусловило специфич. форму критики религии, несвободную от религ. наслоений; к тому же свободомыслие этого времени выступало не как система взглядов, а как совокупность отд. идей, в той или иной мере подрывавших религ. мировоззрение. Идеи эти опирались на антиклерик. и анти-религ. настроения народных масс, выражавшиеся в фольклоре, в т. н. карнавальной культуре. С. в ф. о. проявлялось в светской лит-ре (историч. хроники, любовные стихи и проза, антиклерик. произведения), в философии, в ересях - соц.-политич. учениях, выступавших в религ. форме. Под религ. оболочкой ереси скрывали вполне реальные требования гражд., а иногда и имуществ. равенства. Одной из особенностей ср.-век. ереси являлся их антиклерикализм. Гневные обличения соц. политики церкви, аморальности, распущенности духовенства создавали почву для сомнения в идеологии, оправдывающей существующие порядки. В ср.-век. философии ярким проявлением С. в ф. о. было учение о двойственной истине, позволявшей прийти к выводу о праве философии на независимость от теологии (Ибн-Рушд. Сигер Брабантский, У. Окнам). Одним из направлений С. в. ф. о. было переосмысление идеи монотеистич. бога в нерелиг. духе. Деистич. трактовка бога, восходившая к Аристотелю, нашла выражение у араб. и лат. аверроистов, отвергавших творение мира из ничего, промысел божий, загробный мир, воздаяние, бессмертие души. Пантеист, трактовка бога в учении Давида Динанского, Амори из Бена, Мейстера Экзарта содержала материалистич. тенденцию: признание несотворимости мира в силу его совечности с богом. Пантеизм лежал в основе ряда ересей, направл. против феодализма. Попытка осмыслить причины религии проявилась в учении о 3 обманщиках — Моисее, Христе я Мухаммеде, основателях иудаизма, христианства и ислама. В целом сущность и причины возникновения религии анализу не подвергались. Значит, роль в развитии С. в ф. о. сыграла борьба против авторитаризма и догматизма религии, опиравшаяся на рационализм и идею опытного познания природы (Иоанн Итал, Шартрская школа философов, Р. Бэкон и др.). Это позволило, в часта., Л. Абеляру критически отнестись к св. книгам, обнаружить и обнародовать противоречия в их содержании. С. в ф. о. теснейшим образом связано с прогрес. явлениями ср.-век. культуры и, несмотря на непоследовательность, было плодотворным фактором ее развития. Оно расчистило пути для атеизма буржуазного.