СВЯЩЕННОЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СВЯЩЕННОЕ

- 1) в широком смысле - отличное от профанного, выделенное из него для религиозных целей, посвященное Богу, почитаемое; то, над чем нельзя глумиться и что нельзя разрушать; 2) нередко в русскоязычной литературе - синоним святого.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

СВЯЩЕННОЕ
(heilig) — таинственная покоряющая сила, выражающаяся в чувстве, перед которой человек приходит в ужас и дрожит (греч.-лат. mysterium tremendum), но которая одновременно восхищает его и может сделать счастливым. Слово «священный» употребляется как перевод понятий sacer (посвященный Богу) и sanctus (достойный уважения, возвышенный, величественный), в противоположность profanus (непосвященный), ведущих свое происхождение от римского культа богов и как перевод понятия kadosch (возвышение Бога над всем существующим и одновременно принадлежность всего существующего Богу), ведущего свое происхождение от Ветхого Завета. Согласно христианской догме, святость есть сущность бесконечной полноты божественного бытия, божественного величия; лица являются святыми, если они благодаря своей нравственно совершенной жизни связаны с Богом, являются «друзьями Бога».
R. Otto. Das H. е, 1917; J. Hessen. Die Werte des H. en, 1938; F. К. Feigel. Das H. e. Haarlem, 1948; B. Häring. Das H. e und das Gute, 1950; H. André. Natur u. Mysterium, 1959; J. Splett. Die Rede vom H. en. Überein religionsphilos. Grundwort, 1971,1985; H. Schmitz. Das Göttliche und der Raum, 1977.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

священное
СВЯТОЕ, священное, сакральное (лат. sacer, франц. sacre, англ. sacred) — категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о С. включают важнейшие характеристики сущего: онтологически С. — отличное от обыденного бытия и относящееся к высшему уровню реальности; гносеологически — заключающее истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически — дивное, поразительное; аксиологически — абсолютное, императивное, глубоко чтимое. Представления о С. с наибольшей полнотой выражены в религиозном мировоззрении. С. — универсальная категория религиозного сознания, характеризующая фундаментальный уровень религии. С. — предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании С. и влечение быть ему сопричастным составляет суть религии. В развитом религиозном сознании С. — сотериологическая ценность высокого достоинства, поскольку стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения. В философии религии 20 в. учение о С. как конституирующем элементе религии получает развернутое обоснование с различных религиоведческих позиций. Э. Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система з Австралии» (1912) подверг критическому пересмотру мысль о том, что религию следует определять из понятия божества или понятия сверхъестественного. Понятие божества, по Дюркгейму, не универсально и не объясняет всего многообразия религиозной жизни; понятие сверхъестественного возникает поздно — за пределами классической античности. Напротив, полагал франц. социолог, всем без исключения религиям уже на ранней стадии присуще разделение мира на две области — мирскую (профанную) и священную, — которые поставлены религиозным сознанием в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший признак С. — его неприкосновенность, отделенность, запретность. Запретность, табуированность С. есть коллективное установление. Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что С. в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов и норм поведения, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям. Подход Дюркгейма был поддержан М. Моссом, который, редуцируя С. к социальным ценностям, настаивал на том, что сакральные явления есть, в сущности, явления социальные, которые в силу их важности для той или иной группы объявлены неприкосновенными. В социологической концепции Т. Лукмана С. приобретает статус «страты значений», к которой повседневная жизнь отнесена как к конечной инстанции. Резко расходится с социологической трактовкой С. позиция нем. теолога и философа религии Р. Отто. Если Дюркгейм, опираясь на учение о коллективных представлениях, надеялся преодолеть в объяснении категории С. крайности априоризма и эмпиризма, то Отто, последователь И. Канта, построил свою книгу «Святое» (1917) на идее априорности категории С. Категория С. формируется, согласно Отто, в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания при первичности иррациональных начал. Обратившись к исследованию религиозного опыта, Отто обнаружил в «основании души» априорный источник категории С. и религиозности вообще — особую «настроенность духа» и интуицию С. «Настроенность духа», из развития которой вырастает категория С, нем. теолог и религиовед назвал «нуминозной», выделив важнейшие психологические составляющие нуминозного. Априоризм позволил Отто обосновать отказ от редукции категории С. (и религии в целом) к каким бы то ни было социальным, рациональным или этическим началам. По Отто, рационализация и этизация категории С. — плод позднейших приращений к нуминозному ядру, а нуминозная ценность — первоисток всех иных объективных ценностей. Исследование Отто внесло крупный вклад в становление феноменологического подхода к изучению категории С и в развитие феноменологии религии в целом. Голл. феноменолог религии Г. ван дер Леув в работе «Введение в феноменологию религии» (1925) в сравнительном ключе рассмотрел категорию С. в исторической перспективе от начальной архаической ступени до категории христианского сознания. Вандер Леув, как прежде до него Н. Зедерблом, акцентировал в категории святости значения силы и власти и сблизил категорию С. с заимствованным из этнологии термином «мана». Открыв посредством такого сближения широкий доступ к исторически конкретным архаическим реалиям, голландский религиовед задал теологическое («Бог»), антропологическое («святой человек»), пространственно-временное («священное время», «священное место»), ритуальное («священное слово», «табу») и др. измерения категории С. Дальнейшее развитие категория С. получила в работах М. Элиаде. В центре его внимания стоит иерофания — обнаружение С. в профанной, мирской сфере. В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Идеи и обоснованность выводов Элиаде вызвали серьезную критику. Принципиально важно, что центральный тезис Элиаде об универсальности антагонизма «сакрального» и «профанного», сближающий его позицию с позицией Дюркгейма, не находит своего подтверждения в реальной истории религий. Психологизация категории святости, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни — характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, особенно подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии иерофании дает знать о себе некая трансцендентная реальность, которая выступает объективно сущей субстанцией С. В учении 3. Фрейда и в психоаналитическом религиоведении (Г. Рохайм и др.) категория С. не имеет иных оснований, кроме психологических. С. в своем происхождении и бытии есть для Фрейда «нечто такое, к чему нельзя притрагиваться»; священные образы олицетворяют, прежде всего, запрет, изначально — запрет инцеста («Человек Моисей и монотеистическая религия», 1939). У С, как его представил основоположник психоанализа, нет качеств, существующих независимо от инфантильных желаний и страхов, ибо С, по Фрейду, есть «длящаяся воля праотца» — длящаяся в психическом пространстве осознанного и бессознательного как некий «психический конденсат». Данные религиозного языка, вероучения, культовая практика разных религий свидетельствуют, что категория С, будучи универсальной категорией религиозного сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием. Сравнительное изучение показывает, что исторические типы категории С. не могут быть описаны посредством подведения под какой-либо один сущностный признак («табуированное», «иное» и т.п.) или универсальную комбинацию признаков («повергающее в ужас и восхищающее» и др.). Содержательно категория С. столь же многообразна и подвижна, сколь своеобразны и динамичны этнорелигиозные традиции.         А.П. Забияко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
106.49 кб

Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология XX века. М. : РГГУ. 2010. 352

Антонов К. М.
Читать PDF
148.04 кб

Священное в повседневном: эвристические возможности естественной теологии

Михайлов П. Б.
Настоящая публикация посвящена выявлению сферы компетенции и области применения столь важного раздела богословского знания как естественная теология.
Читать PDF
80.41 кб

Пылаев М. А. Категория «Священное» в феноменологии религии, теологии и философии ХХ века. Издательст

Сафронов Р. О.
Читать PDF
25.76 кб

С. А. Коначева. Бытие. Священное. Бог: хайдеггер и философская теология ХХ века. М. : РГГУ, 2010. 35

Кимелев Юрий Анатольевич
Читать PDF
77.17 кб

Пылаев М. А. Категория "священное" в феноменологии религии,теологии и философии XX века

Воронцова Е.В.
Читать PDF
225.27 кб

Модель «Священное мирское» в контексте современной религиозности

Пронина Татьяна Сергеевна
В статье актуализируется наследие выдающегося религиоведа М. Элиаде, в частности, предложенная им модель «священное мирское» для анализа современной религиозности.
Читать PDF
472.86 кб

Категории «Божественное» и «Священное» в сущностной феноменологии религии М. Шелера

Кольцов Александр Валерьевич
В статье анализируется роль категорий «божественное» и «священное» в проекте сущностной феноменологии религии, предложенной Шелером в сборнике «О вечном в человеке».
Читать PDF
238.64 кб

Священное и религия: определения, категории, концепты

Рахманин Алексей Юрьевич
This article discusses three questions: what are the most significant ways of using the category “sacred,” what is the status of this category in the study of religion, and to what extent is it necessary in defining religion.
Читать PDF
152.04 кб

Категория "священное" в современной Западной философии религии

Пылаев Максим Александрович
The article consists of two autonomous sections.
Читать PDF
1.26 мб

Теория священного в работе Рене Жирара "насилие и священное"

Кострова Елизавета Алексеевна
Уже в первой значимой своей работе «Ложь романтизма и правда романа» Рене Жирар поднимает тему насилия.
Читать PDF
163.08 кб

А. Ф. ЛОСЕВ - СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И НЕОПЛАТОНИЗМ

Иеромонах Авель Плахтий
Статья посвящена рассмотрению философии имени выдающегося русского философа А. Ф. Лосева. Проблема имени, слова, проходит через все творчество этого автора.
Читать PDF
1.33 мб

Священнобезмолвие или дефицит языка

Иванов Олег Евгеньевич
Богословская поэзия видит свое назначение не в том, чтобы родить из молчания слово, а чтобы произвести из слова молчание. Священнобезмолвие и непротивление приводят претерпевших к мученическому подвигу перед Богом.
Читать PDF
0.00 байт

Концепции понимания священного в феноменологии религии (г. Ван дер Леу, Й. Вах)

Пылаев Максим Александрович
В статье рассматривается понимание священного, представленное в концепциях классиков феноменологии религии: Г. ван дер Леу и Й. Ваха. Автор детально рассматривает предложенную ими методологию изучения религиозных феноменов.
Читать PDF
131.22 кб

Coincidentia oppositorum и различие Священного и обыденного: Аврелий Августин и Николай Кузанский

Шморага Константин Александрович
Читать PDF
127.35 кб

Ориген о роли и месте толкователя Священного Писания: мудрый толкователь учитель учителей или ученик

Нестерова Ольга Евгеньевна
Оригена Александрийского, великого христианского богослова и толкователя Библии, справедливо считают горячим поборником аллегорического метода экзегезы.

Похожие термины:

  • ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ, или апостольское, традиция

    лат. tradi-tio, букв. — передача) - совокупность религ. положений и установлений, носящих якобы богооткро-венный характер. Цель и назначение П. с. - поддержать и обосновать «богоустановленность» св. писа
  • СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ

    см. Писание священное.
  • ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ

    религ. книги, написанные, согласно вероучению, по внушению самого бога. С. п. имеется в каждой религии. В христ-ве С. п. (богодухновенным) считается Библия.
  • ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ

    см. Предание священное.
  • САКРАЛЬНОЕ, священное, святое

    лат. — sacer - священный) — 1) вымышленные, наделяемые сверхъестеств. качествами существа - персонажи религ. мифов; 2) религ. ценности — вера, «истины» вероисповедания, таинства, церковь; 3) совокупность
  • СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ

    В Египте - сердце Гора; в Вавилоне - бога Бэла; и растерзанное сердце Вакха в Греции и других местах. Его символом служила persea. Грушеподобные контуры ее плода и, особенно, ее сердцевины по форме напом
  • СВЯТОЕ, СВЯЩЕННОЕ

    1) все объекты религиозного поклонения – Бог, ангелы, святые и т. д.; 2) религиозные ценности: сама вера в Бога, догматы, церковные установления, церковь как организация; 3) все компоненты религиозного
  • СВЯЩЕННОМУЧЕНИК

    священнослужитель или архиерей, лишенный жизни за публичное исповедание перед людьми христ. учения, Такая ситуация могла иметь место гл. обр. до превращения христ-еа в гос. религию Рим. империи и во
  • РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ЗА СПАСЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ДАРА ЖИЗНИ ОТ ЯДЕРНОИ КАТАСТРОФЫ

    всемирная конференция, к-рая состоялась в июне 1982 в Москве. В ней приняли участие 590 виднейших религ. деятелей всех религий мира из 90 стран. Идея проведения конференции принадлежала патриарху Моск.
  • Священнодействие

    (Celebration). Священнодействие составляет для народа Божьего само средоточие богопочитания и служения Богу. Хотя слово "священнодействие" не слишком часто встречается в Св. Писании, идее этой отводитс
  • О СВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ

    лат. «Sacrosanctum consilium» -»Священный собор») - конституция церк» утверждена II Ватикан. собором 4 декабря 1963. Она вносит нек-рые новые моменты в порядок и установления, относящиеся к ритуалу церкви, модерн
  • Депутаты-священнослужители

    Кон. 80-х и нач. 90-х гг. были эпохой коренных преобразований в СССР. В этот период наблюдался процесс демократизации внутренней политики изменения со стороны советского гос-ва по отношению к религии
  • ДУХОВЕНСТВО, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

    профессиональные служители культа, удовлетворяющие религиозные потребности верующих. В большинстве современных религий в состав духовенства входят одни мужчины. В христианстве духовенство под
  • СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

    служители религ. культа в правосл. и католич, церквах, возведенные в духовный сан (см. Рукоположение, Священство), К С, относятся; епископы, священники, диаконы. С. (кроме диаконов) имеют право самосто
  • НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ

    многотом. издание, выпускаемое издат. отделом Моск. патриархии с 1977. Предназначено для священнослужителей в качестве пособия по культовой практике, проповедничеству. В «Н. к» с.» публикуются жития